|
Андреева Г.М. » Социальная психологиядователи предпочитают в этом случае обратиться к французскому выражению означает не столько <восприятие другого>, сколько <познание другого>. В отечественной литературе, на- пример, в исследованиях А, А. Бодалева, также весьма часто в качестве синонима <восприятию другого челове- ка> употребляется выражение <познание другого чело- века>.
Это более широкое понимание термина обусловлено исследованиями специфических черт восприятия соци- альных объектов, к которым относятся: восприятие не только физических характеристик объекта, но и <пове- денческих> его характеристик, т. е. формирование пред- ставления о его намерениях, мыслях, способностях, эмо- циях, установках и т. д. Кроме того, в содержание это- го же понятия включается формирование представления о тех отношениях, которые связывают субъект и объект восприятия. Именно это позволило в свое время Бруне- ру сформулировать мысль о том, что при восприятии социальных объектов особенно велико значение ряда дополнительных факторов, которые не играют столь существенной роли при перцептивных процессах вооб- ще. Так, например, такая характерная черта, как селек- тивность восприятия, здесь проявляется весьма своеоб- разно, поскольку в процесс селекции включается зна- чимость целей познающего субъекта, его прошлый опыт и т. д. Тот факт, что новые впечатления об объекте вос- приятия категоризируются на основе сходства с преж- ними впечатлениями, дает основание для возникнове- ния стереотипизации. Хотя все эти явления были экспе- риментально зарегистрированы и при восприятии физи- ческих объектов (например, в опытах по бинокулярно-
" Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. Под ред. А. А. Бодалева и др. Краснодар, 1974.
му соревнованию), значимость их в области восприятия людьми друг друга в огромной степени возрастает. Другой подход к проблемам восприятия, который так- же был использован в социально-психологических ис- следованиях по межличностной перцепции, связан со школой так называемой <транзактной психологии> (Кентрил, Ительсон, Килпатрик). Здесь особенно была подчеркнута мысль о том, что всякая перцепция есть обмен или взаимодействие (транзакция) между вос- принимающим и воспринимаемым. Фиксируя активное участие субъекта восприятия в транзакции, авторы этой идеи подчеркивали роль ожиданий, желаний, намере- ний, прошлого опыта субъекта как специфических де- терминант перцептуальной ситуации. Именно этот ряд аргументов, наряду с идеями Брунера, был использо- ван в социальной психологии при характеристике осо- бенностей межличностного восприятия. Учет всех этих обстоятельств представляется особенно важным, когда познание другого человека рассматривается как состав- ная часть процесса общения, как основание не только для понимания партнера, но для установления с ним согласованных действий, а также установления особого рода отношений близости, привязанности и пр. _.-. - -
Все сказанное заставляет говорить о том, что в со- циальной психологии термин <социальная перцепция>, или, в более узком смысле слова, <межличностная пер- цепция>, <восприятие другого человека>, употребляется в несколько вольном, даже метафорическом смысле, хо- тя последние исследования и в общей психологии вос- приятия характеризуются известным сближением вос- приятия и других познавательных процессов. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками вос- принимаемого индивида II интерпретацию на этой ос- нове его поступков.
Поскольку человек вступает в об- Механизмы взаимо- щение всегда как личность, по-
"Ї""ТщЇ "ОЛЬКУ он воспринимается и дру- гим человеком - партнером по об- щению - также как личность. На основе внешней, сто- роны поведения мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы <читаем> другого человека, расшифровываем значе-
ние его внешних данных. Впечатления, которые возни- кают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности <прочтения> другого человека зависит успех организации с ним со- гласованных действий.
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоя- кая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом че- ловеке, с другой стороны, чем более полно раскрывает- ся другой человек (в большем количестве и более глу- боких характеристик), тем более полным становится и представление о самом себе. Этот вопрос в свое время был поставлен Марксом, когда он писал: <Человек сна- чала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобно- му, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку>. Хотя у Маркса данный вопрос анали- зируется на философском уровне, его постановка и ре- шение имеют большое методологическое значение и для социально-психологического анализа: посмотреть, как в зеркало, в другого человека, можно не только в пла- не широкого абстрактного подхода к формированию представления о самом себе, но и в каждой конкретной ситуации общения. По существу ту же мысль, на уров- не психологического анализа, находим у Л. С. Выгот- ского: <Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для дру- гих>. Как мы видели, сходную по форме идею выска- зывал и Мид, введя в свой анализ взаимодействия образ <генерализованного другого>. Однако если у Мида этот образ генерализовал лишь ситуацию непосредственно- го взаимодействия, то у Маркса рассуждение носит принципиально иной характер. Эта мысль очень точно изложена у Б. Ф. Поршнева: <Оказалось, что Петр поз- нает свою-латуру через Павла только благодаря тому,
Рубинштейн G. П. Принципы и пути развития психоло- гии. М., 1959, с. 180.
Маркс К. и Э и г ельс Ф. Соч., т. 23, с. 62. Выготский Л, С, Развитие высших психических функций. М" 1960, с. 196,
что за спиной Павла стоит общество (курсив мой. - Г. А.), огромное множество людей, связанных в целое сложной системой отношений>". Если применить это рассуждение к конкретной ситуации общения, то можно сказать, что представление о себе через представление о другом сформируется обязательно при условии, что этот <другой> дан не абстрактно, а в рамках достаточно широкой социальной деятельности, в которую включено взаимодействие с ним. Индивид <соотносит> себя с дру- гим не вообще, а прежде всего преломляя это соотнесе- ние в разработке совместных решений. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется не- сколько процессов: и эмоциональная оценка этого дру- гого, и попытка понять строй его поступков, и основан- ная на этом стратегия изменения его поведения, и пост- роение стратегии своего собственного поведения.
Однако в эти процессы включены как минимум два человека и каждый из них является активным субъек- том. Следовательно, сопоставление себя с другим осу- ществляется как бы с двух сторон: каждый из партне- ров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится прини- мать в расчет не только потребности, мотивы, установ- ки другого, но и то, как этот другой понимает мои по- требности, мотивы, установки. Все это приводит к то- му, что на уровне каждого отдельного социально-психо- логического исследования анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и реф- лексию. Каждое из этих понятий требует специального обсуждения.
Термин <идентификация>, буквально обозначающий уподобление себя другому, несет на себе определенную методологическую нагрузку; поскольку процесс иденти- фикации наиболее полно разработан в психоанализе, постольку термин обычно интерпретируется в духе тео- ретических построений психоанализа. Отсюда часто к нему рождается критическое отношение, причиной кото- рого является смешение явления и его интерпретации в неприемлемой теоретической схеме, В действительности, из того факта, что психоаналитический подход к иденти-
Ф. Социальная психология
Ї П о р ш н ев Б. 1968, с. 79.
история. М" 143
фикаЦии не может быть принят, не следует, что явления идентификации не существует и что его не нужно изу- чать. Понятие идентификации выражает установленный в ряде экспериментальных исследований тот простой эмпирический факт, что одним из самых простых спо- собов понимания другого человека является уподобле- ние себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользу- ются таким приемом, когда предположение о внутрен- нем состоянии партнера по общению строится на осно- ве попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из меха- низмов познания и понимания другого человека. Суще- ствует много экспериментальных исследований процес- са идентификации и выяснения его роли в процессе об- щения. В частности, установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию яв- лением - явлением эмпатии".
Описательно эмпатия также определяется как осо- бый способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия должна быть противопоставлена пониманию в строгом смысле этого слова; слово <понимание> используется в данном слу- чае лишь метафорически: эмпатия есть аффективное <понимание>. Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, напри- мер, партнера по общению, не столько <продумывает- ся>, сколько <прочувствуется>. В свое время еще Тит- ченер обратил на это внимание: <Я не только вижу в других важность, скромность или гордость . . . Я чувст- вую эти черты, проигрываю их в уме...> Механизм эм- патии в определенных чертах сходен с механизмом иден- тификации: и там, и здесь присутствует умение поста- вить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точ- ки зрения, не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то,
" См.: Г а в ри.ч о в а Т. А. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком,- В кн.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975.
это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот <другой>. Если же я проявляю к нему эмпа- тию, я просто принимаю во внимание линию его пове- дения (отношусь к ней сочувственно), но свою собст- венную могу строить совсем по-иному. И в том, и в дру- гом случае налицо будет <принятие в расчет> поведе- ния другого человека, но результат наших совместных действий будет различным: одно дело понять партнера по общению, встав на его позицию, действ/я с нее, дру- гое дело - понять его, приняв в расчет его точку зре- ния, даже сочувствуя ей, но действуя по-своему. И тот и другой аспекты важны, и тот и другой аспекты име- ют определенную экспериментальную традицию своего исследования в социальной психологии.
С точки зрения характеристики общения оба случая требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, <другой>, т. е. партнер по общению, понимать меня. От этого будет зависеть наше взаимодействие. Иными сло- вами, процесс понимания друг друга <осложняется> явлением рефлексии. Здесь слово рефлексия употреб- ляется не в том значении, в котором оно обычно упот- ребляется в философии, как познание субъектом самого себя, но в несколько условном смысле. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание дей- ствующим индивидом того, как он воспринимается парт- нером по общению. Это уже не просто знание другого, или понимание другого, но знание того, как другой по- нимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркаль- ных отражений друг друга, <глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является вос- произведение внутреннего мира партнера по взаимодей- ствию, причем в этом внутреннем мире, в свою очередь, отражается внутренний мир первого исследователя>.
Традиция исследования рефлексий в социальной пси- хологии достаточно стара. Еще в конце прошлого века Дж. Холме, описывая ситуацию диадического общения некоих Джона и Генри, утверждал, что в действитель- ности в этой ситуации даны как минимум шесть чело- век: Джон, каков он есть на самом деле (у Холмса бук- вально <каким его сотворил Господь Бог>); Джон, ка- ким он сам видит себя; Джон, каким его видит Генри.
в Коп И. С. Открытие <Я>. М" 1978, с. 110.
Соответственно, три <позиции> со стороны Генри. Впо- следствии Т. Ныоком и Ч. Кули усложнили ситуацию до восьми персон, добавив еще: Джон, каким ему представ- ляется его образ в сознании Генри, и - соответствен- но - то же для Генри. В принципе, конечно, можно предположить сколь угодно много таких взаимных <от- ражении>, но практически в экспериментальных иссле- дованиях обычно ограничиваются фиксированием двух ступеней этого процесса. Г. Гибш и М. Форверг воспро- изводят предложенные модели рефлексий в общем ви- де. Они обозначают участников процесса взаимодейст- вия как А и Б. Тогда общая модель образования реф- лексивной структуры в ситуации диадического взаимо- действия может быть представлена следующим обра- зом.
Есть два партнера А и Б. Между ними устанавли- вается коммуникация А-Б и обратная информация о реакции Б на А, Б-А. Кроме этого, у А и Б есть пред- ставление о самих себе А и Б, а также представление о <другом>; у А представление о Б-Б" и у Б представ- ление об А-А". Взаимодействие в коммуникативном процессе осуществляется так: А говорит в качестве А, обращаясь к Б". Б реагирует в качестве Б на А". На- сколько все это оказывается близко к реальным А и Б, надо еще исследовать, ибо ни А, ни Б не знают, что име- ются несовпадающие с объективной реальностью А, Б, А" и Б"; при этом между А и А", а также между Б и Б" нет каналов коммуникации. Ясно, что успех обще- ния будет максимальным при минимальном разрыве в линиях А-А-А" и Б-Б-Б".
Значение этого совпадения легко показать на примере взаимодействия оратора с аудиторией. Если оратор (А) имеет неверное представление о себе (А), о слушате- лях (Б") и-главное-о том, как его воспринимают слушатели (А"), то его взаимопонимание с аудиторией будет исключено и, следовательно, взаимодействие то- же. Приближение всего комплекса этих представлений друг к другу - сложный процесс, требующий специаль- ных усилий. Одним из средств является здесь разновид- ность социально-психологического тренинга - активной социально-психологической подготовки всех людей, для
которых общение с другими является профессиональ- ным долгом.
В теоретическом и экспериментальном плане постро- ение моделей типа рассмотренной играет важную роль. В ряде исследований у нас и за рубежом в настоящее время делаются попытки для определения возможных направлений стратегии и тактики взаимодействия при- менить аппарат математической теории игр. Вначале таким образом анализировались конфликтные ситуа- ции, сейчас - также и ситуации кооперации.
Все большее значение при этом в советских иссле- дованиях приобретает не модель диадического взаимо- действия, но анализ рефлексивных структур группы, объединенной единой совместной деятельностью. Тогда сама схема возникающих рефлексий получает объясне- ние не из самой себя, но из общего контекста как этой деятельности, так и опосредованных ею межличностных отношений".
Содержание и эффек- ты межличностного восприятия
Рассмотренные механизмы взаимо- понимания позволяют теперь пе- рейти собственно к анализу про- цесса познания людьми друг дру- га. В социальной психологии, как зарубежной, так и отечественной, имеется большое количество экспери- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|