|
Блаватская Елена Петровна » Статьи (1888 1896 Гг )"Высшее Эго" не может непосредственно действовать на тело, поскольку его сознание принадлежит к совершенно иному плану мышления и воображения; "низшая" Личность способна к этому, и ее деятельность зависит от ее свободной воли и выбора, причем она может испытывать тяготение или в направлении своего родителя ("Отца Небесного"), или в направлении "животного", которое наполняет ее, то есть плотского человека. "Высшее Эго", как часть Универсального Разума, является безусловно всезнающим на своем собственном плане, но в нашей земной сфере оно имеет лишь потенциальные возможности такого рода, поскольку должно действовать исключительно через свое alter ego є личное Эго. Хотя это "Высшее Эго" является проводником всего знания о прошлом, настоящем и будущем, но оно действует через своего "двойника", улавливающего лишь случайные отблески того, что находится за пределами чувств человека, и передающего их определенным клеткам головного мозга (функции которых неизвестны науке), превращая таким образом человека в провидца, предсказатля или пророка, однако память о прошлых событиях, особенно на этой грешной земле, имеет местом своего пребывания исключительно личное Эго. Никакая память о явлениях повседневной жизни, имеющих физическую, эгоистическую или низшую ментальную природу, таких как еда и питье, наслаждение личными чувственными удовольствиями, принесение вреда своему ближнему, и т. д., и т. п., є не имеет ничего общего с "Высшим" Разумом или Эго. Она не имеет никаких взаимодействий физического плана с нашим мозгом или сердцем, поскольку оба эти органа обладают более высокой силой, чем наша Личность; она взаимодействует лишь с такими нашими органами, как печень, желудок, селезенка и т. д. Таким образом, утверждается, что память на события такого рода должна возникать прежде всего в том органе, который первым и вызвал действие, которое привело к запоминанию, и она должна привести к появлению "мысли об этом чувстве", совершенно отличной от "сверхчувственной мысли". И лишь высшие формы последей, є сверхсознательный ментальный опыт, є может коррелировать с мозговыми и сердечными центрами. С другой стороны, память о физических и личностных деяниях, вместе с ментальным опытом земной природы и биологическими функциями суетного мира, может быть сопоставлена лишь с молекулярной структурой различных Камических органов, и с элементами автономной нервной системы в каждом органе. Поэтому, когда профессор Ледд, показав, что каждый элемент нервной системы имеет свою собственную память, добавляет: "Этот взгляд составляет самую суть всякой теории, рассматривающей акт сознательного воспроизведения ментального лишь как одну из форм биологической органической памяти", є то он должен бы упомянуть среди таких теорий и оккультное учение. Ибо никакой оккультист не смог бы выразить такое учение точнее, чем профессор, который заканчивает свой аргумент таким образом: "Мы можем говорить, собственно, о памяти концевого органа зрения или слуха, о памяти спинного мозга и так называемых рефлекторных действий, связанных с продолговатым мозгом, мозжечком и т. д." Это є суть оккультного учения, даже в тантрических трудах. Действительно, каждый орган в нашем теле имеет свою собственную память. Поскольку, если он обладает сознанием "своего собственного рода", то каждая клетка необходимым образом имеет память своего собственного рода, а также є свою собственную психическую и ноэтическую деятельность. Отвечая на прикосновение физической и метафизической Силы (4), импульс, даваемый психической (или психо-молекулярной) силой, будет действовать снаружи вовнутрь, тогда как импульс ноэтической (не должны ли мы назвать ее Духовно-динамической?) Силы, действует изнутри кнаружи. Ибо, поскольку наше тело является оболочкой для внутренних "принципов" (души, разума, жизни и т. д.), то молекула или клетка является телом, в котором обитают ее "принципы" є нематериальные (то есть, недоступные для наших чувств и понимания) атомы, которые образуют эту клетку. Активность клетки и ее поведение определяются ее сущностью, направленной или внутрь, или наружу, посредством ноэтической или психической силы, причем первая не имеет какого-либо отношения к собственно физическим клеткам. Тогда как последние неизбежным образом подчинены закону сохранения и превращения физической энергии, атомы, будучи психо-духовными, а не физическими единицами, как "Целостная Сущность" в философской и научной гипотезе профессора Ледда, что соответствует нашему "Разуму-Эго". Каждый орган человеческого тела и каждая его клетка имеют свою собственную клавиатуру, как у пианино, которая регистрирует и излучает не звуки, а ощущения. Каждая клавиша содержит в себе потенциальные возможности добра и зла, создания гармонии или дисгармонии. Это зависит от импульса, который ей дан, и от комбинаций, которые при этом возникли, то есть по существу от характера работы музыканта, є "двуликого Единого". Именно деятельность одного или другого "лица" этого Единого определяет природу и динамический характер результата, представленного в виде проявленных феноменов, будь они физические или ментальные. Ибо это двуликая Сущность является руководителем человека в целом. Если импульс приходит от высшей Мудрости, он вызывает ноэтическую или духовную силу, и результатом будут действия, достойные божественного двигателя; если же это импульс "земной, дьявольской мудрости" (психической силы), то поступки человека будут эгоистичными, целиком основанными на требованиях его физической, то есть животной природы. Вышесказанное возможно представляется чистой бессмыслицей среднему читателю; но каждый теософ должет понимать, что у него имеются как манасические, так и камические органы, хотя клетки его тела отвечают и на физические, и на духовные импульсы. __________________________________________________________ (4). Мы надеемся, что этот в высшей степени ненаучный термин не ввергнет никакого "анималиста" в сильнейшую истерию. _________________________________________________________ Поистине, это тело, оскверненное материализмом и самим человеком, является Святым Граалем, это Adytum (Святая Святых) величайших, нет, всех мистерий природы в нашей солнечной системе. Это тело є Эолова арфа, гармонирующая с двумя набором струн, один из которых є из чистого серебра, другой є из кетгута. Когда след божественного Указа как бы наносится мягкой кисточкой на первый набор струн, то человек становится похожим на своего Бога, но другие струны этого вообще не чувствуют. Для того, чтобы зазвучали эти струны, требуется сильнейший земной ветер, насыщенный плотскими испарениями. Функцией физического низшего разума является действие на физические органы и образующие их клетки; но лишь высший Разум может влиять на атомы, взаимодействующие в этих клетках, и одно лишь их взаимодействие способно є через центр спинного мозга є привести к возбуждению головного мозга и ментальному воспроизведению духовных идей, очень далеко отстоящих от каких-либо объектов в этом материальном плане. Феномены божественного сознания следует рассматривать как деятельность нашего разума в ином, более высоком плане, осуществляющаяся посредством чего-то менее вещественного, чем движущиеся молекулы мозга. Ее нельзя объяснить как простой результат процессов в головном мозгу, поскольку они являются лишь условием для этой деятельности, или средством для того, чтобы придать ей окончательную форму в ее конкретном проявлении. Оккультизм считает, что клетки печени и селезенки больше всего подвержены влиянию "личного" разума, тогда как сердце par excellence (по преимуществу) является органом, через который действует "Высшее" Эго (посредством Низшего Эго). Никакие видения или память о чисто земных явлениях не могут быть переданы непосредственно в ментальную сферу мозга: прямым органом восприятия впечатлений является сердце. Все такие воспоминания должны прежде всего пробуждаться в органах, которые, как уже говорилось ранее, были источником различных причин, которые привели к этим результатам, или же непосредственно участвовали в этой деятельности. Другими словами, если так называемые "ассоциации идей" столь сильно связаны с пробуждением памяти, то тем более это справедливо для взаимодействий и постоянных взаимоотношений между личным "Целостным Разумом" и отдельными органами человеческого тела. Голодный желудок вызывает воспоминания о последнем банкете, потому что его деятельность отражается и повторяется в личном разуме. Еще до того, как память личного Эго извлечет образ из отдельных ячеек, в которых хранится опыт каждого дня жизни, до малейших деталей, є память желудка уже вызвала тот же самый образ. И так же обстоят дела с другими органами нашего тела. Именно эти органы, в соответствии со своими телесными нуждами и желаниями порождают электро-витальные вспышки, освещающие поле сознания Низшего Эго; и имеено эти вспышки, в свою очередь, пробуждают в нем функцию воспоминаний. Таким образом, человеческое тело можно представить себе в виде огромной доски, способной издавать звуки, каждая клетка которой хранит запись многих впечатлений, связанных с ее "родительским органом", и обладает памятью или сознанием своего особого рода, которые можно назвать также инстинктами. Эти впечатления, в соответствии с природой органа, являются физическими, психическими или ментальными, поскольку они имеют отношение к тому или иному плану. Их можно назвать "состояниями сознания" только потому, что нет лучшего определения, поскольку на самом деле имеются состояния инстинктивного, ментального и чисто абстрактного (духовного) сознаний. Если мы прослеживаем все такие "психические" акты до уровня функционирования мозга, то это лишь потому, что в дворце, именуемом человеческим телом, именно головной мозг является парадной дверью є единственной, которая открывается в Пространство. Все другие органы можно сравнить с внутренними дверьми, ведущими в частные помещения, через которые непрерывно движутся агенты, переносящие разнообразные ощущения и воспоминания. Их ясность, живость и сила зависят от состояния и "звучности" этих переносчиков. Но правдивость и точность передаваемого связана с тем "принципом", от которого они происходят, и относительным преобладанием в Низшем Манасе ноэтического или френического (Камического, земного) элементов. Как утверждает оккультизм, если Высший Разум, постоянный и бессмертный, является божественной гомогенной сущность "Алайя-Акаша" (5), или Махата, є то его отражение, Личный Разум, представляет собой временный "принцип", Субстанцию Астрального Света. Будучи чистым лучом "Сына Универсального Разума", он не может выполнять в теле никаких функций, и не имеет силы над непокорными органами Материи. Таким образом, хотя его внутренняя структура является манасической, его "тело", или точнеее функционирующее вещество, является гетерогенным, пропитанным Астральным Светом, низшим элементом Эфира. Частью миссии Манасического Луча является постепенное освобождение от слепого, вводящего в заблуждение элемента, который, хотя и делает из него активную духовную сущность на этом плане, все же приводит его в столь близкий контакт с материей, что полностью затемняет его божественную природу и сводит на нет его интуицию. ____________________________________________________ (5). Другое наименование универсального разума. ___________________________________________________ Это побуждает нас видеть различия между чистыми, ноэтическими, и приземленными, психическими видениями в прорицательстве и медиумичности. Первого можно достичь одним из двух способов: (а). при условии произвольного отключения памяти и инстинктивной, независимой деятельности всех материальных органов, и даже клеток материального тела; при поглощении света Высшего Эго и подчинении плотской природы Низшего, Личного Эго, этот акт не является трудным, хотя и требует адепта; (б). путем перевоплощения того, кто в предыдущем рождении благодаря исключительной чистоте жизни и усилиям, направленным должным образом, почти достиг Йогического состояния святости. Имеется также третья возможность достижения в мистических виденях сферы Высшего Манаса, однако это может быть лишь непреднамеренно, и зависеть не от воли провидца, но от исключительной слабости и истощения материального тела вследствие болезни и страдания. Провидица из Преворста была иллюстрацией этого последнего случая, а Якоб Беме принадлежал к нашей второй категории. Во всех других случаях аномального провидчества є так называемое яснослышание, ясновидение и трансы є речь идет просто о медиумичности. Но что такое медиум? Термин "медиум", если он не относится к вещам и объектам, предполагает некую личность, через которую проявляется или передается действие другой личности или существа. Спиритуалисты, верящие в общение с бестелесными духами, и в то, что они могут обнаруживать себя или влиять на чувствительных людей, побуждая их передавать "сообщения", рассматривают медиумичность как благой дар и великую привелегию. С другой стороны мы, теософы, не верящие в "общение духов", как спиритуалисты, рассматриваем этот "подарок" как одну из опаснейших нервных болезней. Медиум є это просто тот, в чьем личном Эго, или земном разуме (psyhe), количество "астрального" света так велико, что он пронизывает все его физическое тело. Каждый орган и каждая клетка, можно сказать, как бы "настроены" на определенную тональность и подвергнуты исключительно сильному напряжению. Разум пребывает в сфере того обманчивого света (и полностью погружен в него), чья душа является божественной, но чье тело (световые волны в низших сферах) є инфернальным, ибо они представляют собой лишь темные, искаженные отражения земных воспоминаний. Нетренированный глаз бедного восприимчивого человека не может пронзить темную мглу, плотный туман земных эманаций, чтобы видеть за ним светящееся поле вечных истин. Его зрение расфокусированно. Его чувства, привыкшие с рождения, є как и у жителей лондонских трущоб, к отбросам и зловонию, є к неестественным искажениям взглядов и образов, мелькающих, как в калейдоскопе, в астральной сфере, є эти чувства неспособны отличить истинное от ложного. Бледные, лишенные души трупы, движущиеся по бездорожью полей Кама-лока, кажутся ему живыми образами дорогих умерших; обрывки эхо человеческих голосов, проходящие через его сознание, внушают ему хорошо сформулированные фразы, которые он повторяет не ведая того, что их окончательная форма и полировка произведены в самых глубинах его собственной мозговой фабрики. Вид и звук того, что в естественных условиях наполнило бы сердце медиума ужасом, теперь наполняет его чувством блаженства и уверенности. Он действительно верит, что неизмеримые перспективы, открывающиеся перед ним, є это истинный духовный мир, место обитания блаженных бестелесных ангелов. Мы вкратце описываем основные особенности медиумичности, поскольку в такой статье нет места для отдельных выдающихся случаев. Лично пройдя, к сожалению, в одном из периодов жизни через такие опыты, мы считаем, что медиумичность в целом исключительно опасна, и опыты над психикой, принимаемые некритически, приводят лишь к искреннему обману других, поскольку медиум є это первая жертва самообмана. Кроме того, слишком близкое общение с "Земным Дьяволом" заразительно. Одические и магнетические потоки астрального Света часто побуждают к убийству, пьянству, аморальности, и как это выражает Элифас Леви, не совсем чистые натуры "могут быть увлечены слепыми силами, приведенными в движение Светом", благодаря ошибкам и грехам, наложившимся на его волны. Вот как подтверждает вышесказанное великий Маг XIX века, говоря об Астральном Свете: "Мы говорили, что для приобретения магической силы необходимы две вещи: освободить волю от всякого порабощения и научиться ее контролировать". "Высшая воля (адепта) представлена в наших символах женщиной, которая раздавливает голову змеи, и сверкающим ангелом, который убивает дракона, лежащего под его ногами и пронзенного копьем. Великое магическое действующее начало, двойной поток света, жизненный и астральный огонь земли, было представлено в древних теогониях змеей с головой быка, барана или собаки. Это двойной змей кадуцеев, это древний Змей Бытия, но это также бронзовый змей Моисея, обвившийся вокруг tau, то есть порождающий lingha. Это также коза шабаша ведьм, это Бафомет Тамплиеров; это Hyle гностиков; это двухвостый змей, образующий ноги солнечного петуха Абраксаса; наконец, это дьявол маркиза де Мирвиля. Но, по-существу, это слепая сила, чьи души (т. е. низший Манас, или Нефеш) должны бороться, чтобы освободить себя от земных уз; потому что если их воля не освободит 'их от этого фатального притяжения, то они будут поглощены потоком, с помощью той силы, которая создала их, и вернутся в центральный и вечный огонь'". (6). Категория: Библиотека » Учения Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|