Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59 Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психодиагностика в начальной школе » 16 страница



Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психодиагностика в начальной школе



16 страница


усвоении ими нравственно-этических норм так же, как  

мы упражняем их с целью выработки прочных умений,  

допустим чтения пли же решения задач.  

 

На наших занятиях в школе человечности (наши  

<уроки> вежливости со II класса мы преобразовали в  

<школу> человечности) я упражняю детей в нравствен-  

но-этических поступках, используя при этом возможнос-  

ти: детского воображения, когда ребенок должен пред-  

ставить свое возможное поведение в данной ситуации:  

ролевой игры, когда ребенок или группа детей модели-  

руют возможную действительность и разыгрывают се,  

яв на себя разные роли; действительности, когда дети  

совершают те или ниые поступки в реальной действи-  

льности (в семье, в школе, на улице и т. д.).  

 

Упражнения в добрых поступках каждый раз моти-  

вируются, анализируются, повторяются.  

 

Хотите посмотреть, как упражняются дети? Мальчи-  

ки, помогите, пожалуйста! Решите такую задачу: <Вова  

и Гига играют в школьном дворе. Бона играет неохотно,  

часто прижимает руку к животу. <У него что, живот  

болит?> - подумал Гига. Гига знает, что Вова не лю-  

бит жаловаться на свои болячки. Как должен поступить  

Гига? Как будет вести себя Вова? Задание: вообразить  

сначала свое поведение, а потом разыграть его>. Только  

не стесняйтесь, ребята. Хорошо?  

 

(Вова и Гига задумываются. Каждый воображает  

свои возможные действия. Затем они выходят вперед и  

начинают имитировать игру в мяч. Вова мнется, лицо  

его искажается, он хватается за живот, но игру не пре-  

кращает. Гига перестает играть.).  

- Гига. Что с тобой?  

Вова. Ничего!  

Гига. У тебя что-то болит?  

Вова. Оставь меня, играй, если хочешь!  

Гига. Не буду играть, пошли к врачу!  

Вова. Не пойду к врачу!  

 

Гига. Ты что, боишься врача? Пошли, пошли!  

(Берет его за руку).  

 

Вова. (присаживается, снова хватаясь за живот).  

Никого я не боюсь!  

 

Гига. Нет, боишься! Пошли, прошу тебя! Прогло-  

тишь таблетку и все пройдет!  

Вова (капризно). Не нужны мне таблетки!  

Гига (зовет других ребят). Ребята, идите сюда,  

помогите повести Вову к врачу!  

 

(Вова сопротивляется, но Гига крепко держит его  

за руку и ведет за собой).  

 

Как видите, Гига разыграл ситуацию, как помочь  

товарищу, когда тот как будто бы и не хочет принять  

помощи.  

 

Через упражнения в нравственно-этических поступ-  

ках я хочу преодолеть укоренившийся в воспитательном  

процессе вербализм. Вербальное воспитание нельзя уНИ-  

версализировать. Страстное, эмоциональное слово, ска-  

занное ребенку любимым, близким, авторитетным ДЛЯ  

него человеком, разумеется, поможет ему осознать и  

задуматься о взаимоотношениях между людьми. Однако  

слово может задеть ребенка на время, а потом оно за-  

бывается. Кроме того, страстное слово возникает в  

основном в тот момент, когда поступок уже .совершен  

 

именно этот поступок и подвергается анализу. Чтобы  

слово, сказанное умно, душевно, с экспрессией, возыме-  

ло свое действие на формирование личности ребенка,  

нужно подкрепить его серией упражнений в нравствен-  

но-этическом поведении. <Слово плюс деятельность> и  

наоборот - <деятельность плюс слово> могут дать в  

сумме качественно новое состояние - характер, направ-  

ленность, целеустремленность. Исходя из этих сообра-  

жений, я и усиливаю в воспитательном процессе роль  

нравственно-этических упражнений.  

 

Всматриваться в человека как в зеркало.  

О чем мы говорим на занятиях нашей школы чело-  

вечности, что я воспитываю в детях?  

 

Школа человечности - то последующая ступень  

взросления моих ребятишек после школы вежливости.  

Там я прививал им навыки поведения, здесь же моя  

цель более сложная: воспитать в ребенке умение всмат-  

риваться в человека, как в зеркало, ибо это один из  

путей очеловечения человеческого существа. Идею эту  

я вывожу из мудрого высказывания Карла Маркса о  

том, что человек сначала смотрится, как в зеркало, в  

другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как  

к себе подобному, человек Петр начинает относиться  

к самому себе как к человеку. Руководствуясь этой  

мыслью, хочу развить и воспитать в каждом моем  

ребенке внимательное, чуткое отношение к товарищам,  

окружающим людям.  

 

На наших занятиях человечности я даю детям воз-  

можность, так сказать, <философски> осмыслить, как  

должны относиться друг к другу люди и почему, что  

такое добро и как оно проявляется, что такое зло и как  

противостоять ему, что такое Родина и как ее любить...  

 

Чтобы <философские> рассуждения детей не пре-  

пратились в пустословие, в набор громких фраз, я ста-  

раюсь дать им конкретные примеры для анализа, дать  

также ключики к анализу и, что самое главное, побу-  

дить их к соответствующим действиям, помочь им свою  

нравственно-этическую деятельность выводить из нрав-  

сгвенно-этических позиций. Я ив III классе буду воспи-  

тывать своих малышей в этом направлении, хотя  

хорошо знаю, что и там эта работа не завершится и  

педагогам последующих ступеней придется в дальней-  

шем продолжать и углублять ее.  

 

На этих таблицах вы можете ознакомиться с содер-  

жанием работы школы человечности во II и III классах.  

 

ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧНОСТИ  

 

Содержание занятий  

II класс  

 

Тема 1. Мои родные и я.  

 

Вопросы к занятиям: кто такой родной чело-  

век? Чем я обязан родным людям? Почему они забо-  

тятся обо мне?  

 

Понаблюдать: что радует и что огорчает моих  

родных; как они относятся друг к другу, как относятся  

ко мне; как я забочусь о них.  

 

Задания: расспросить своих родных об их делах  

и заботах, об их прошлом, узнать побольше о тех близ-  

ких мне людях, которых уже нет в живых; составить  

книжки-рассказы о дедушке, бабушке, маме, папе,  

сестре, брате; сделать зарисовки о своих родных для  

классной выставки <Спасибо вам, мои дорогие!>.  

 

Долг: постоянно проявлять чуткость, внимание,  

заботу о родных, быть услужливым, помогать в домаш-  

них делах; доставлять им неожиданную радость; быть  

ласковым к ним (Ну, конечно, не грубить).  

 

Тема 2. Мои товарищи и я.  

 

Вопросы к занятиям: кто такие мои товари-  

щи? Чем мы обязаны друг другу? Как товарищи забо-  

тятся друг о друге? Как они радуют, сопереживают,  

помогают друг другу? Кого можно назвать настоящим  

другом и товарищем? Какой я сам друг и товарищ?  

 

Понаблюдать: что радует и что огорчает моих  

товарищей; как ребята относятся друг к другу во время  

игры, занятий, на переменах, в продленке, насколько  

доброжелательны друг к другу; не позволяет ли кто-  

нибудь грубости по отношению к своим товарищам;  

как мальчики защищают девочек; как девочки заботят-  

ся о мальчиках.  

 

Задания: написать книжки-рассказы о своих  

двух-трех друзьях (о том, в чем проявляется их дружба,  

поразмышлять откровенно о самом себе как о друге я  

товарище), нарисовать портреты своих товарищей ДЛЯ  

 

классной выставки <Мои друзья-товарищи>; подумать,  

как интереснее поздравить с днем рождения своего то-  

варища.  

 

Долг: быть всегда чутким к товарищам, радовать-  

ся успехам каждого из них; сопереживать, сочувство-  

вать каждому из них в беде, при необходимости немед-  

ленно проходить на помощь; беречь и защищать честь  

товарища, честь класса; не допускать грубости по отно-  

шению к товарищам; быть с ними ласковым, уступчи-  

вым, справедливым, не дуться на товарища.  

 

Тема 3. Люди вокруг меня.  

 

Вопросы к занятиям: как люди заботятся  

друг о друге? Как мы ощущаем заботу незнакомых  

людей, людей труда? Как понять: <Человек человеку  

друг, товарищ, брат>? Как незнакомые люди могут вос-  

принять меня? Как вести себя с незнакомым человеком,  

в обществе людей? В чем моя обязанность перед  

людьми?  

 

Понаблюдать: как люди проявляют доброту,  

чуткость, внимание друг к другу, как они общаются  

друг с другом в разных общестсвенрных местах (на ули-  

це, в транспорте, в поликлинике, в магазине...): какие  

проявления грубости, недружелюбия, неэтичного пове-  

дения замечаются; как люди сами восстанавливают  

порядок, требуют ответа от грубияна...  

 

Задания: сделать зарисовки о незнакомых лю-  

дях для классной выставки <Я среди людей>; составить  

книжки-рассказы о своих наблюдениях над людьми,  

II своем общении с незнакомыми людьми.  

 

Долг: быть вежливым с незнакомыми людьми,  

при необходимости немедленно оказывать помощь ста-  

рикам, маленьким.  

 

Тема 4. Как я воспитываю себя.  

Вопросы для размышления над собой:  

что мне самому не нравится в своем характере, как я  

исправляю свои недостатки? Что думают обо мне мои  

родные, мои товарищи, что им не нравится во мне, как я  

отношусь к их советам? Как и за что наказываю самого  

бя? За кого я в ответе, как я это проявляю?  

 

Понаблюдать: умею ли я быть сдержанным,  

Уступчивым, ласковым, скромным, услужливым к своим  

близким и товарищам; как я это проявляю.  

 

Задания: начинать день с мыслью о том, как я  

порадую близких мне людей; заканчивать день с анали-  

за того, принес ли я кому-нибудь пользу в этот день;  

составить книжки-рассказы о своем отношении к лю-  

дям, о своем характере; сделать зарисовки из своей  

жизни для классной выставки <Это - Я>.  

 

Долг: любить и понимать близких мне людей -  

родных и товарищей; научиться видеть себя их глазами;  

научиться говорить со своей совестью, страдать и отве-  

чать за свои проступки, быть мужественным и прав-  

дивым.  

 

III класс  

 

Тема 1. Я - патриот и интернационалист.  

 

Вопросы к занятиям: что значит - любить  

Родину, быть патриотом? Как быть патриотом, как  

проявлять любовь к Родине? Как защищали Родину  

наши предки? Как защищали Родину наши дедушки и  

бабушки? Как мне стать защитником страны, как  

укреплять ее могущество, заботиться о ее процветании?  

Что значит быть интернационалистом, как проявлять  

свой долг интернационалиста?  

 

Задания: собрать материалы о том, как семья  

защищала Родину во время Великой Отечественной  

войны (ИЗУЧИТЬ фронтовые письма, познакомиться с ор-  

денами и медалями дедов за боевые заслуги); создать  

классный музей <Великоя Отечественная>; подготовить  

книжки-рассказы о своих родных, участниках Отечест-  

венной войны. - .......  

Долг: растить в себе достойного сына и защитни-  

ка страны, любить и-уважать друг-ие народы. . . . .  

 

Тема 2. Я - член общества, люблю трудиться.  

 

Вопросы к занятиям: как в "нашей стране  

общество заботится о благе, человека? Как человек  

заботится о благе общества? Что такое труд? Что я дол-  

жен делать чтобы чувствовать себя полноправным чле-  

ном общества? Как и в чем можно проявить свое труДО".  

любие, умение трудиться? ..."  

 

Понаблюдать: как работают люди вокруг меня;  

как работают отец, мать, старшие члены семьи.  

 

Задания: попросить старших членов семьи взят  

тебя на работу; составить книжки-рассказы о труде  

 

старших, о трудовых руках матери, отца, дедушки,  

бабушки; сделать зарисовки для классной выставки  

<Мы трудимся>; участвовать в труде взрослых; прояв-  

лять постоянную трудовую заботу о  

трудиться в школе.  

 

Д-О Л V:  

 

чюбивым.  

 

членах семьи;  

уважать труд людей, растить себя трудо-  

 

Тема 3. Я - член своего коллектива.  

 

Вопросы к занятиям: что такое цель, общие  

заботы? Чем объединяется наш классный коллектив?  

Каким общественным нормам мы обязаны подчиняться?  

Как мы должны заботиться друг о друге?  

 

Что значит: <Один за все, все за одного>? Как это  

осуществить в нашем коллективе? Я - ученик, что это  

значит?  

 

Задания: вносить предложения об улучшении  

II обогащении жизни классного коллектива; подготовить  

книжки-рассказы из жизни коллектива, о школьных  

делах; выполнять поручения коллектива, научиться  

быть в ответе перед коллективом.  

 

Долг: любить и крепить свой коллектив, следо-  

вать принципу <0дин за всех, все за одного>.  

 

Тема 4. Я - Человек.  

 

Вопросы км занятиям: как растить в себе  

Человека? Кого можно назвать настоящим Человеком?  

Образ Героя - пример человечности; как воспитать в  

себе настоящего Человека?  

 

Понаблюдать: насколько соответствует твоя  

жизнь, твой характер действительному образу настоя-  

щего Человека.  

 

Задания: писать дневники с анализом того, как  

ты растишь в себе настоящего Человека.  

Долг: приносить людям радость.  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

 

Невозможно воспитать в детях чуткое отношение  

ДРУГ к другу, к старшим, к младшим, бережное отно-  

шение к общему достоянию только на том материале,  

орый дается в учебниках чтения. Нельзя также на-  

деяться, что беседы по поводу возникающих от случая к  

 

157  

 

случаю ситуаций обеспечат направленность вашей вос-  

питательной работы.  

 

Не кажется ли вам парадоксальным, что мы все  

время говорим о воспитании личности ребенка, а в дей-  

ствительности на практике эту важную задачу подме-  

няем задачей формирования знаний и навыков? А вос-  

питывающее обучение? Его суть порой выхолащивается  

и сводится к заучиванию детьми произведений, имеющих  

нравственное содержание. Я уверен: целенаправлен-  

ное формирование личности ребенка может вестись  

только лишь через единство моральных представлений  

и нравственно-этических упражнений. Благородные пос-  

тупки должны быть продиктованы добрыми чувствами.  

Слово, конечно, может воспитывать, но какое слово,  

как и кем сказанное? И что следует за словом? На ка-  

кой жизненный опыт, на какие чувства ребенка оно  

опирается? Какое закрепляет поведение, как закрепляет?  

Детям нужно не только хорошее объяснение нравствен-  

ных .норм, но и хорошо организованные упражнения в  

осуществлении этих норм.  

 

Опыт, о котором я рассказал вам, не является со-  

вершенным, и дальнейшие свои поиски я намерен нап-  

равить .на то, чтобы воспитать в каждом ребенке стрем-  

ление увидеть, познать другого человека, любить чело-  

века и на этой основе строить свое нравственно-этичес-  

кое поведение.  

Как вы думаете, стою ли я на верном пути? .  

 

приложение 3  

 

Практикум для родителей  

 

ЗАДАНИЕ  

 

Поскольку каждого взрослого обычно очень волнует  

взаимосвязь индивидуально-типологических особеннос-  

тей их ребенка и его обучаемости, предлагаем следую-  

щее задание. Определить, пользуясь пятибалльной шка-  

лой, интенсивность каждого из названных свойств у  

вашего ребенка. При оценке исходить из конкретных,  

наблюдаемых форм и способов поведения.  

 

) балл - наименьшая интенсивность данного свой-  

ства (полное отсутствие), 3 балла - умеренная и 5 бал-  

лов - самая высокая интенсивность.  

 

Отметим, что желательно дать ответы иа все пред-  

ложенные вопросы неоднократно, с интервалом "  

сколько месяцев, чтобы сопоставить полученные резуль-  

таты. Попробуйте сравнить свои ответы с ответами  

других членов семьи.  

 

1. Способен ли за-  

ниматься чем-то  

длительное вре-  

мя без переры-  

ва?  

 

2. Обладает ли  

стойкостью пе-  

ред неудачами?  

 

3. Способен ли ра-  

ботать в небла-  

гоприятной об-  

становке?  

 

4. Отказывается ли  

От действий при  

обнаружении по-  

мех?  

 

5, Охотно ли вы-  

полняет дейст-  

вия, требующие  

больших усилий?  

 

Помпнутно преры-  

вает занятия, а  

если и не может  

бросить, начинает  

делать ошибки,  

 

Неудачи демора-  

лизуют, плачет, не  

может работать.  

 

разговоры  

работе,  

выполняет  

в изоля-  

 

Шум,  

мешают  

лучше  

задания  

ции.  

 

Даже небольшое  

препятствие вызы-  

вает отказ от за-  

дания. Не верит в  

собственные силы.  

 

Избегает продол-  

жительных, уто-  

мительных дейст-  

вий, предпочитает  

легкие, простые за-  

дания,  

 

Несмотря на продол-  

жительную Раб  

испытывает утомле-  

 

ния.  

 

ется, не проявляя  

нервозности-  

 

в любых условиях  

работает успешно.  

шум не отвлекает.  

 

Встреченные препятст-  

вия не отбивают охо-  

ту к дальнейшей дея-  

 

У " и" яЧапоот  

 

тельности. Не теряет  

веры в успех.  

 

Любит полностью по-  

глощающие его дей-  

ствия, требующие вы-  

носливости и усилии.  

 

ЗАДАНИЕ II  

 

Поскольку с годами социальные влияния, воспита-  

ние характера и друше факторы маскируют подлинные  

индивидуально-типологические особенности человека,  

ны вполне можете заблуждаться относительно темпера-  

мента друг друга. Поэтому домашняя диагностика тем-  

перамента всех членов семьи предполагает еще один  

возврат в собственное детство и детство вашего супру-  

га. В такой экскурсии большую помощь могут оказать  

ваши родители, теперешние дедушки и бабушки, друзья  

детства, бывшие одноклассники.  

Ответьте на следующие вопросы:  

1. Часто ли в ваш адрес в детстве можно было  

услышать: <Повторяешь ему, повторяешь, но до него




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 668
Категория: Возрастная психология, Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком » 30 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 9 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 19 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 18 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 17 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 16 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 15 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 14 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 13 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 12 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 11 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 10 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 33 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 8 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 7 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 6 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 5 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 4 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 3 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 2 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 1 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 20 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 21 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 22 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 23 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 24 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 25 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 26 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 27 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 28 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь