|
Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психодиагностика в начальной школеусвоении ими нравственно-этических норм так же, как мы упражняем их с целью выработки прочных умений, допустим чтения пли же решения задач.
На наших занятиях в школе человечности (наши <уроки> вежливости со II класса мы преобразовали в <школу> человечности) я упражняю детей в нравствен- но-этических поступках, используя при этом возможнос- ти: детского воображения, когда ребенок должен пред- ставить свое возможное поведение в данной ситуации: ролевой игры, когда ребенок или группа детей модели- руют возможную действительность и разыгрывают се, яв на себя разные роли; действительности, когда дети совершают те или ниые поступки в реальной действи- льности (в семье, в школе, на улице и т. д.).
Упражнения в добрых поступках каждый раз моти- вируются, анализируются, повторяются.
Хотите посмотреть, как упражняются дети? Мальчи- ки, помогите, пожалуйста! Решите такую задачу: <Вова и Гига играют в школьном дворе. Бона играет неохотно, часто прижимает руку к животу. <У него что, живот болит?> - подумал Гига. Гига знает, что Вова не лю- бит жаловаться на свои болячки. Как должен поступить Гига? Как будет вести себя Вова? Задание: вообразить сначала свое поведение, а потом разыграть его>. Только не стесняйтесь, ребята. Хорошо?
(Вова и Гига задумываются. Каждый воображает свои возможные действия. Затем они выходят вперед и начинают имитировать игру в мяч. Вова мнется, лицо его искажается, он хватается за живот, но игру не пре- кращает. Гига перестает играть.). - Гига. Что с тобой? Вова. Ничего! Гига. У тебя что-то болит? Вова. Оставь меня, играй, если хочешь! Гига. Не буду играть, пошли к врачу! Вова. Не пойду к врачу!
Гига. Ты что, боишься врача? Пошли, пошли! (Берет его за руку).
Вова. (присаживается, снова хватаясь за живот). Никого я не боюсь!
Гига. Нет, боишься! Пошли, прошу тебя! Прогло- тишь таблетку и все пройдет! Вова (капризно). Не нужны мне таблетки! Гига (зовет других ребят). Ребята, идите сюда, помогите повести Вову к врачу!
(Вова сопротивляется, но Гига крепко держит его за руку и ведет за собой).
Как видите, Гига разыграл ситуацию, как помочь товарищу, когда тот как будто бы и не хочет принять помощи.
Через упражнения в нравственно-этических поступ- ках я хочу преодолеть укоренившийся в воспитательном процессе вербализм. Вербальное воспитание нельзя уНИ- версализировать. Страстное, эмоциональное слово, ска- занное ребенку любимым, близким, авторитетным ДЛЯ него человеком, разумеется, поможет ему осознать и задуматься о взаимоотношениях между людьми. Однако слово может задеть ребенка на время, а потом оно за- бывается. Кроме того, страстное слово возникает в основном в тот момент, когда поступок уже .совершен
именно этот поступок и подвергается анализу. Чтобы слово, сказанное умно, душевно, с экспрессией, возыме- ло свое действие на формирование личности ребенка, нужно подкрепить его серией упражнений в нравствен- но-этическом поведении. <Слово плюс деятельность> и наоборот - <деятельность плюс слово> могут дать в сумме качественно новое состояние - характер, направ- ленность, целеустремленность. Исходя из этих сообра- жений, я и усиливаю в воспитательном процессе роль нравственно-этических упражнений.
Всматриваться в человека как в зеркало. О чем мы говорим на занятиях нашей школы чело- вечности, что я воспитываю в детях?
Школа человечности - то последующая ступень взросления моих ребятишек после школы вежливости. Там я прививал им навыки поведения, здесь же моя цель более сложная: воспитать в ребенке умение всмат- риваться в человека, как в зеркало, ибо это один из путей очеловечения человеческого существа. Идею эту я вывожу из мудрого высказывания Карла Маркса о том, что человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку. Руководствуясь этой мыслью, хочу развить и воспитать в каждом моем ребенке внимательное, чуткое отношение к товарищам, окружающим людям.
На наших занятиях человечности я даю детям воз- можность, так сказать, <философски> осмыслить, как должны относиться друг к другу люди и почему, что такое добро и как оно проявляется, что такое зло и как противостоять ему, что такое Родина и как ее любить...
Чтобы <философские> рассуждения детей не пре- пратились в пустословие, в набор громких фраз, я ста- раюсь дать им конкретные примеры для анализа, дать также ключики к анализу и, что самое главное, побу- дить их к соответствующим действиям, помочь им свою нравственно-этическую деятельность выводить из нрав- сгвенно-этических позиций. Я ив III классе буду воспи- тывать своих малышей в этом направлении, хотя хорошо знаю, что и там эта работа не завершится и педагогам последующих ступеней придется в дальней- шем продолжать и углублять ее.
На этих таблицах вы можете ознакомиться с содер- жанием работы школы человечности во II и III классах.
ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧНОСТИ
Содержание занятий II класс
Тема 1. Мои родные и я.
Вопросы к занятиям: кто такой родной чело- век? Чем я обязан родным людям? Почему они забо- тятся обо мне?
Понаблюдать: что радует и что огорчает моих родных; как они относятся друг к другу, как относятся ко мне; как я забочусь о них.
Задания: расспросить своих родных об их делах и заботах, об их прошлом, узнать побольше о тех близ- ких мне людях, которых уже нет в живых; составить книжки-рассказы о дедушке, бабушке, маме, папе, сестре, брате; сделать зарисовки о своих родных для классной выставки <Спасибо вам, мои дорогие!>.
Долг: постоянно проявлять чуткость, внимание, заботу о родных, быть услужливым, помогать в домаш- них делах; доставлять им неожиданную радость; быть ласковым к ним (Ну, конечно, не грубить).
Тема 2. Мои товарищи и я.
Вопросы к занятиям: кто такие мои товари- щи? Чем мы обязаны друг другу? Как товарищи забо- тятся друг о друге? Как они радуют, сопереживают, помогают друг другу? Кого можно назвать настоящим другом и товарищем? Какой я сам друг и товарищ?
Понаблюдать: что радует и что огорчает моих товарищей; как ребята относятся друг к другу во время игры, занятий, на переменах, в продленке, насколько доброжелательны друг к другу; не позволяет ли кто- нибудь грубости по отношению к своим товарищам; как мальчики защищают девочек; как девочки заботят- ся о мальчиках.
Задания: написать книжки-рассказы о своих двух-трех друзьях (о том, в чем проявляется их дружба, поразмышлять откровенно о самом себе как о друге я товарище), нарисовать портреты своих товарищей ДЛЯ
классной выставки <Мои друзья-товарищи>; подумать, как интереснее поздравить с днем рождения своего то- варища.
Долг: быть всегда чутким к товарищам, радовать- ся успехам каждого из них; сопереживать, сочувство- вать каждому из них в беде, при необходимости немед- ленно проходить на помощь; беречь и защищать честь товарища, честь класса; не допускать грубости по отно- шению к товарищам; быть с ними ласковым, уступчи- вым, справедливым, не дуться на товарища.
Тема 3. Люди вокруг меня.
Вопросы к занятиям: как люди заботятся друг о друге? Как мы ощущаем заботу незнакомых людей, людей труда? Как понять: <Человек человеку друг, товарищ, брат>? Как незнакомые люди могут вос- принять меня? Как вести себя с незнакомым человеком, в обществе людей? В чем моя обязанность перед людьми?
Понаблюдать: как люди проявляют доброту, чуткость, внимание друг к другу, как они общаются друг с другом в разных общестсвенрных местах (на ули- це, в транспорте, в поликлинике, в магазине...): какие проявления грубости, недружелюбия, неэтичного пове- дения замечаются; как люди сами восстанавливают порядок, требуют ответа от грубияна...
Задания: сделать зарисовки о незнакомых лю- дях для классной выставки <Я среди людей>; составить книжки-рассказы о своих наблюдениях над людьми, II своем общении с незнакомыми людьми.
Долг: быть вежливым с незнакомыми людьми, при необходимости немедленно оказывать помощь ста- рикам, маленьким.
Тема 4. Как я воспитываю себя. Вопросы для размышления над собой: что мне самому не нравится в своем характере, как я исправляю свои недостатки? Что думают обо мне мои родные, мои товарищи, что им не нравится во мне, как я отношусь к их советам? Как и за что наказываю самого бя? За кого я в ответе, как я это проявляю?
Понаблюдать: умею ли я быть сдержанным, Уступчивым, ласковым, скромным, услужливым к своим близким и товарищам; как я это проявляю.
Задания: начинать день с мыслью о том, как я порадую близких мне людей; заканчивать день с анали- за того, принес ли я кому-нибудь пользу в этот день; составить книжки-рассказы о своем отношении к лю- дям, о своем характере; сделать зарисовки из своей жизни для классной выставки <Это - Я>.
Долг: любить и понимать близких мне людей - родных и товарищей; научиться видеть себя их глазами; научиться говорить со своей совестью, страдать и отве- чать за свои проступки, быть мужественным и прав- дивым.
III класс
Тема 1. Я - патриот и интернационалист.
Вопросы к занятиям: что значит - любить Родину, быть патриотом? Как быть патриотом, как проявлять любовь к Родине? Как защищали Родину наши предки? Как защищали Родину наши дедушки и бабушки? Как мне стать защитником страны, как укреплять ее могущество, заботиться о ее процветании? Что значит быть интернационалистом, как проявлять свой долг интернационалиста?
Задания: собрать материалы о том, как семья защищала Родину во время Великой Отечественной войны (ИЗУЧИТЬ фронтовые письма, познакомиться с ор- денами и медалями дедов за боевые заслуги); создать классный музей <Великоя Отечественная>; подготовить книжки-рассказы о своих родных, участниках Отечест- венной войны. - ....... Долг: растить в себе достойного сына и защитни- ка страны, любить и-уважать друг-ие народы. . . . .
Тема 2. Я - член общества, люблю трудиться.
Вопросы к занятиям: как в "нашей стране общество заботится о благе, человека? Как человек заботится о благе общества? Что такое труд? Что я дол- жен делать чтобы чувствовать себя полноправным чле- ном общества? Как и в чем можно проявить свое труДО". любие, умение трудиться? ..."
Понаблюдать: как работают люди вокруг меня; как работают отец, мать, старшие члены семьи.
Задания: попросить старших членов семьи взят тебя на работу; составить книжки-рассказы о труде
старших, о трудовых руках матери, отца, дедушки, бабушки; сделать зарисовки для классной выставки <Мы трудимся>; участвовать в труде взрослых; прояв- лять постоянную трудовую заботу о трудиться в школе.
Д-О Л V:
чюбивым.
членах семьи; уважать труд людей, растить себя трудо-
Тема 3. Я - член своего коллектива.
Вопросы к занятиям: что такое цель, общие заботы? Чем объединяется наш классный коллектив? Каким общественным нормам мы обязаны подчиняться? Как мы должны заботиться друг о друге?
Что значит: <Один за все, все за одного>? Как это осуществить в нашем коллективе? Я - ученик, что это значит?
Задания: вносить предложения об улучшении II обогащении жизни классного коллектива; подготовить книжки-рассказы из жизни коллектива, о школьных делах; выполнять поручения коллектива, научиться быть в ответе перед коллективом.
Долг: любить и крепить свой коллектив, следо- вать принципу <0дин за всех, все за одного>.
Тема 4. Я - Человек.
Вопросы км занятиям: как растить в себе Человека? Кого можно назвать настоящим Человеком? Образ Героя - пример человечности; как воспитать в себе настоящего Человека?
Понаблюдать: насколько соответствует твоя жизнь, твой характер действительному образу настоя- щего Человека.
Задания: писать дневники с анализом того, как ты растишь в себе настоящего Человека. Долг: приносить людям радость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Невозможно воспитать в детях чуткое отношение ДРУГ к другу, к старшим, к младшим, бережное отно- шение к общему достоянию только на том материале, орый дается в учебниках чтения. Нельзя также на- деяться, что беседы по поводу возникающих от случая к
157
случаю ситуаций обеспечат направленность вашей вос- питательной работы.
Не кажется ли вам парадоксальным, что мы все время говорим о воспитании личности ребенка, а в дей- ствительности на практике эту важную задачу подме- няем задачей формирования знаний и навыков? А вос- питывающее обучение? Его суть порой выхолащивается и сводится к заучиванию детьми произведений, имеющих нравственное содержание. Я уверен: целенаправлен- ное формирование личности ребенка может вестись только лишь через единство моральных представлений и нравственно-этических упражнений. Благородные пос- тупки должны быть продиктованы добрыми чувствами. Слово, конечно, может воспитывать, но какое слово, как и кем сказанное? И что следует за словом? На ка- кой жизненный опыт, на какие чувства ребенка оно опирается? Какое закрепляет поведение, как закрепляет? Детям нужно не только хорошее объяснение нравствен- ных .норм, но и хорошо организованные упражнения в осуществлении этих норм.
Опыт, о котором я рассказал вам, не является со- вершенным, и дальнейшие свои поиски я намерен нап- равить .на то, чтобы воспитать в каждом ребенке стрем- ление увидеть, познать другого человека, любить чело- века и на этой основе строить свое нравственно-этичес- кое поведение. Как вы думаете, стою ли я на верном пути? .
приложение 3
Практикум для родителей
ЗАДАНИЕ
Поскольку каждого взрослого обычно очень волнует взаимосвязь индивидуально-типологических особеннос- тей их ребенка и его обучаемости, предлагаем следую- щее задание. Определить, пользуясь пятибалльной шка- лой, интенсивность каждого из названных свойств у вашего ребенка. При оценке исходить из конкретных, наблюдаемых форм и способов поведения.
) балл - наименьшая интенсивность данного свой- ства (полное отсутствие), 3 балла - умеренная и 5 бал- лов - самая высокая интенсивность.
Отметим, что желательно дать ответы иа все пред- ложенные вопросы неоднократно, с интервалом " сколько месяцев, чтобы сопоставить полученные резуль- таты. Попробуйте сравнить свои ответы с ответами других членов семьи.
1. Способен ли за- ниматься чем-то длительное вре- мя без переры- ва?
2. Обладает ли стойкостью пе- ред неудачами?
3. Способен ли ра- ботать в небла- гоприятной об- становке?
4. Отказывается ли От действий при обнаружении по- мех?
5, Охотно ли вы- полняет дейст- вия, требующие больших усилий?
Помпнутно преры- вает занятия, а если и не может бросить, начинает делать ошибки,
Неудачи демора- лизуют, плачет, не может работать.
разговоры работе, выполняет в изоля-
Шум, мешают лучше задания ции.
Даже небольшое препятствие вызы- вает отказ от за- дания. Не верит в собственные силы.
Избегает продол- жительных, уто- мительных дейст- вий, предпочитает легкие, простые за- дания,
Несмотря на продол- жительную Раб испытывает утомле-
ния.
ется, не проявляя нервозности-
в любых условиях работает успешно. шум не отвлекает.
Встреченные препятст- вия не отбивают охо- ту к дальнейшей дея-
У " и" яЧапоот
тельности. Не теряет веры в успех.
Любит полностью по- глощающие его дей- ствия, требующие вы- носливости и усилии.
ЗАДАНИЕ II
Поскольку с годами социальные влияния, воспита- ние характера и друше факторы маскируют подлинные индивидуально-типологические особенности человека, ны вполне можете заблуждаться относительно темпера- мента друг друга. Поэтому домашняя диагностика тем- перамента всех членов семьи предполагает еще один возврат в собственное детство и детство вашего супру- га. В такой экскурсии большую помощь могут оказать ваши родители, теперешние дедушки и бабушки, друзья детства, бывшие одноклассники. Ответьте на следующие вопросы: 1. Часто ли в ваш адрес в детстве можно было услышать: <Повторяешь ему, повторяешь, но до него Категория: Возрастная психология, Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|