Инна Мотина. Использование игр при коррекции лексико - грамматических нарушений

Использование игр при коррекции лексико - грамматических нарушенийМотина Инна Сергеевна
КГКП я/с «Снегурочка», учитель – логопед
Г. Шахтинск, Карагандинская область, Республика Казахстан
Использование игр, при коррекции лексико – грамматических нарушений  у детей дошкольного возраста.
При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков - это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речи.
Формирование лексико-грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться
значительных результатов. В начале учебного года проводится мониторинг с целью выявления уровней развития словаря и грамматического строя у детей с  нарушениями речи. Он показал, что у них низкий уровень развития как словарного запаса, так и грамматического строя речи. Так как в группах дети разного возраста и с разными диагнозами, то и коррекционные задания подбираются разного уровня сложности. Работа ведется по следующим направлениям:

Скачать полный конспект

1. Развитие фонетического восприятия.
2. Развитие словаря: активизация и обогащение словаря по теме; описание предметов,
особенностей строения; называние действий с данными по теме предметами; называние
признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.
3. Формирование грамматических представлений:
упражнения на словоизменение (число, род, падеж); упражнения на словообразование
(уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и
притяжательных прилагательных); употребление предлогов; составление предложений разной
структуры с постепенным усложнением.
Обучение осуществляется с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным
материалом. Наглядным материалом служат натуральные предметы, игрушки, картинки, также
использую разнообразные карточки-задания, перфокарты, дидактические игры.
Все игры, предложенные ниже, сделаны своими руками, простые, но интересные, а главное
полезные. 
Игры для развития фонематического восприятия
Необходимо прикрепить прищепку на ту картинку, в названии которой есть тот или иной звук.

«Придумай предложение»
Для игры необходимо игровое поле, состоящее из маленьких квадратных карточек трех видов. В первом квадрате игрового поля нарисован действующий персонаж (мальчик, девочка, собака..)
На маленьких карточках изображаются:
- действия (моет, вяжет, чистит и т.д.)
- цвета (розовый, синий и т.д.)   
- предметы (платье, шарф, сапоги и т.д.)
Игрокам предлагается выбрать подходящие карточки и расположить их на игровом поле, проговаривая получившиеся предложение (бабушка вяжет синий шарф)
«Карлсон, который живет на крыше»
Формировать навык образования имен  существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Карлсон любит летать высоко в небе.  Он смотрит сверху вниз и удивляется: «Какое же отсюда всё крошечное! Маленькие домики, деревца, человечки». Детям показываются картинки, называем их так, как про них бы сказал Карлсон, если бы увидел их сверху.

«Цветочная сказка»
Формировать умение употреблять предлоги на, под, в, за, к, от, с, из-за, из-под.
Среди цветов этой клумбы жило много жучков, комаров, бабочек. Но недавно непадолеко
поселилась жаба. Помогите насекомым спастись от жабы.
Ребенок прикрепляет изображение бабочки на соответствующий цветок. (Бабочка спряталась под красный цветок)                                                                  
«Головы и хвосты»
Образование притяжательных  прилагательных от существительных.

Игры для развития мелкой моторики пальцев.
Игра «Покорми птичку»
Для игры необходимо приготовить изображение птицы, вырезанной по контуру, на месте клюва делается прорезь, размером с горох. Берется спичечный коробок, верхняя часть вырезается, но не до конца. Спичечный коробок разрезанной частью клеится к обратной стороне птицы, около основания клюва. Ребенок берет зерна и кормит птицу, проговаривая какую - либо потешку. При наполняемости спичечного коробка зернами, мы с легкостью можем их убрать.
Предложенные выше игры, легки в изготовлении, применении, и очень продуктивны в коррекционной работе! Желаем Вам успехов!

Просмотров: 404
Категория: По направлениям » Для детского сада » Обучение грамоте детей




Другие новости по теме:

  • Татьяна Новожилова. Презентация. Методическая разработка. Тема: «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
  • Елена Фурманчук. Игры для развития словарного запаса и грамматического строя речи
  • Бойчук Светлана Владимировна. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
  • Кошелева Светлана Александровна. Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».
  • Шардакова Наталья Владимировна. Применение игровых приемов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности
  • Данилишина Анна Вячеславовна. Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «Фрукты»
  • Калинина Надежда Александровна. Конспект фронтального лексико-грамматического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: «Словообразование на примере относительных прилагательных»
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Гусенкова Татьяна Ермахановна. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОВЗ в процессе ознакомления с трудом железнодорожников.
  • Пуреева Олеся Александровна. Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ФФН и ОНР
  • Нагиева Эльнура Агаддин Кызы. «Логопедические игры на развитие грамматического строя речи»
  • Галеева Гульфина Мунировна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в подготовительной логопедической группе для детей с ФФН и ОНР по теме: «В гости к Мухе Цокотухе»
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Засташкова Инна Владимировна. ИГРЫ на СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЕЙ с ТНР (5-7лет) «РЕЧЕВОЙ СУНДУЧОК»
  • Короткова Татьяна Ивановна. Организованная образовательная деятельность по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей ОНР «Насекомые»
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Ефимова Ирина Юрьевна. Эффективные приемы и методы формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников в условиях логопункта.
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Балова Ольга Ивановна. Статья из опыта работы «Игры с массажёром Су – Джок, направленные на развитие лексико-грамматических категорий у детей с ОНР»
  • Розанова Елена Викторовна. Логопедическая помощь в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у дошкольников с речевыми нарушениями
  • Щендрыгина Ольга Евгеньевна. Конспект НОД по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексической теме «Одежда» — «Путешествие с Лесными зверьми и Совой»
  • Ибрагимова Асия Миншакировна. Логопедическая игра «С Феей Бусинкой играем» По теме: «Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ОНР» 4+
  • Овчинникова Татьяна Николаевна. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда как средство коррекции лексико-грамматических средств языка у дошкольников старшего возраста с ОНР III уровня
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Аликина Тамара Ивановна. Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи Тема: Дифференциация звуков Ф – ФЬ.
  • Рыбакова Светлана Александровна. Использование игровых приемов на демонстрационном материале в процессе внедрения ФГОС при формировании лексико – грамматических категорий у детей среднего возраста с ОНР.
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Лапсакова Валентина Петровна. Конспект занятия-игры на тему: «Овощной магазин» по формированию лексико-грамматических категорий с элементами грамоты в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь