«Как же быть? Как быть? Персонал как можно оценить?»

Часто наряду с проблемами сугубо «бизнесовыми» и технологическими у предприятия могут оказаться проблемы людских ресурсов. Из нашего опыта консультационной работы следует, что на многих предприятиях Алтайского края, и в частности г. Барнаула, нередко персонал «занимает не свои места»; кто-то создает атмосферу «межличностных трений»; кто-то выполняет ненужные надуманные функции, в то время как важный участок работы остается оголенным.

Выявить проблему, связанную с человеческими ресурсами предприятия, и найти пути решения этой проблемы - основная задача кадрового аудита – независимой (внешней) оценки кадрового ресурса предприятия и его потенциала.

Кадровый аудит может быть частью комплекса мероприятий, призванных оценить хозяйственно-финансовую деятельность предприятия (организационно-управленческого аудита), и может проводиться  самостоятельно.

В ходе кадрового аудита определяется уровень соответствия сотрудников занимаемым должностям, оцениваются личностные качества, дается характеристика отдельным работникам. Кроме того, проводя такой аудит, можно выявить существующие в коллективе формальные и неформальные группы, их лидеров, диагностировать социально-психологический климат в организации, проверить правильность ведения кадровой документации, создать паспорта рабочих мест и т.д. В результате руководитель может получить массу полезной информации, например: кто, является источником напряжения в коллективе, используются ли возможности работников с максимальной полнотой, и вообще, стоит ли их работа тех денег, которые им платят. 

Как правильно выбрать аудиторов

На предприятии, особенно небольшом, провести аудит персонала своими силами затруднительно, ведь для этого нужны квалифицированные специалисты, которых нецелесообразно «постоянно держать на работе», используя от случая к случаю. Разобраться самим, что мешает эффективной работе коллектива, практически невозможно – причин возникновения «неполадок», связанных с персоналом, может быть множество: от духоты в помещении до потери мотивации у сотрудников. Поэтому для проведения оценки кадров обычно привлекают специалистов извне. Если решение о необходимости проведения аудита персонала принято, цель этого мероприятия определена, можно приступать к выбору специалистов, которые будут это делать. Чтобы предстоящее мероприятие принесло желаемый эффект, а деньги, вложенные в «оздоровление» предприятия, не оказались напрасной тратой, важно не ошибиться при выборе консультантов. Есть несколько рекомендаций, выполняя которые можно свести к минимуму вероятность ошибки при выборе аудиторов:

  • обзвоните минимум четыре - пять профильных фирм (желательно разного уровня) и постарайтесь получить как можно больше информации о предоставляемом спектре услуг, сравните полученные сведения и постарайтесь выбрать оптимальный вариант по соотношению цены и качества;
  • поинтересуйтесь методами работы и предыдущим опытом проведения  аудита персонала;
  • постарайтесь узнать мнения клиентов о выбранной фирме;
  • узнайте, сколько человек будет в группе, которая займется аудитом вашего предприятия, обязательно выяснив при этом, какие именно специалисты будут проводить аудит.

Когда целесообразно проводить

При желании корректировать работу предприятия с помощью оценки персонала можно так часто, как позволяют финансовые возможности владельцев.

Кадровый аудит особенно полезен при:

  • подготовке к организационным изменениям всего предприятия;
  • покупке предприятия;
  • слияния фирм;
  • реконструкции системы управления персоналом;
  • вливания большого количества новых кадров;
  • желания оптимизировать работу филиалов компании;
  • решении вопроса о повышении квалификации «старых» сотрудников или привлечении «новых» работников;
  • необходимости сократить штат сотрудников;
  • нехватке энтузиазма у сотрудников, которые хронически выполняют свои должностные обязанности «спустя рукава»;
  • конфликтной обстановке внутри предприятия, негативно влияющей на бизнес.

После проведенной проверки «хорошие аудиторы по персоналу» должны выдать заказчику четкий перечень необходимых мер и методик работы с персоналом, выполнение которых с большой вероятностью приведет к разрешению возникшей проблемы.

Кто проводит аудит персонала

Оценку персонала проводит группа экспертов, имеющих соответственную квалификацию и опыт проведения кадрового аудита. Количество специалистов в группе может колебать от трех до пяти человек в зависимости от планируемого объема работ и их продолжительности. В группу, осуществляющую  аудит персонала, как минимум, должны входить:

  • Специалист по управлению персоналом – ведущий специалист при проведении кадрового аудита, он же чаще всего и возглавляет эту группу. Обычно, это квалифицированный менеджер, и/или менеджер  по персоналу с опытом работы. На его плечи лягут изучение и анализ структуры управления персоналом, оценка эффективности деятельности сотрудников, оценка квалификации персонала.
  • Специалист по социальной психологии. Обычно, это социолог и/или маркетолог  с опытом работ по внутреннему маркетингу. Он разрабатывает инструменты сбора информации, проводит глубинные интервью, дает экспертные оценки, анализирует статистические данные.
  • Специалист по финансам. Обычно, это квалифицированный экономист и/или «плановик»  с опытом работы. В его компетенцию входят оценка «стоимости» того или иного сотрудника, анализ организационных процессов, сопоставление их с финансовыми ресурсами организации.
    В его обязанности входит разработка программы оптимизации штата сотрудников с учетом их функций относительно стоимости их содержания; разработка материальной мотивационной системы.
  • Психолог. Он решает множество задач: от составления психологических характеристик отдельных сотрудников до изучения мотивации персонала общего психологического климата на предприятии.
Если деятельность предприятия имеет выраженную специфику, то в число аудиторов должен войти специалист, разбирающийся в ней. Иногда, этот вопрос решается за счет выбора эксперта или экспертной группы из числа сотрудников организации, в которой проводится аудит. Но для соблюдения принципа независимости лучше пригласить специалиста из другой компании.  С его (их) помощью составляются тесты и кейс-стади для определения профпригодности сотрудников.

Очень важно

При выборе специалистов учитывать, что некомпетентно проведенный аудит персонала может нанести вред предприятию и людям, которые на нем работают. У сотрудников может создаться превратное впечатление, что их собираются сокращать, что за ними шпионят, лезут в душу. Тревожная обстановка, созданная при неправильно проведенном аудите персонала, еще никому не пошла на пользу. Прежде чем оценивать работу персонала, следует проверить, правильно ли организована система управления предприятием. Для этого проводится комплексная диагностика, которая включает маркетинговый, финансовый, управленческий аудит, так как часто причиной неэффективной работы сотрудников является неправильная организация производственного процесса и некорректно организованная структура управления предприятием. При проведении аудита персонала в каждом конкретном случае должен использоваться индивидуальный подход к проблеме. Специалисты разрабатывают индивидуальные программы, комбинируя методы анкетирования, наблюдения, тестирования, используют интервью и фокус-группы.
Но аудит персонала возможен и как самостоятельная единица исследования, когда, например, требуется оценить работу продавцов, диспетчеров, операторов.

Как проводится аудит?

Единого «рецепта» для проведения аудита персонала нет. Субъектов рынка консультирования по этой комплексной услуге условно можно поделить на две группы: фирмы – «новаторы» и фирмы-«консерваторы».
Первые стараются использовать нестандартные подходы к выполнению заданий, поставленных заказчиком. Поэтому приемы, которые используются специалистами для получения информации о персонале, могут варьироваться от традиционных «бумажных» тестов и анкет до семинаров и фокус-групп, разработанных в соответствии с последним «писком» консалтинговой моды. Однако большинство заказчиков предпочитают, чтобы консультанты использовали более понятные им приемы. Фирмы-«консерваторы» обычно применяют стандартный набор методов проведения кадрового аудита. Список используемых инструментов включает тесты, индивидуальные интервью, наблюдение, анкетирование, проведение фокус-групп. Какой из методов предпочтительнее, однозначно сказать нельзя, так как для проведения одного и того же исследования два аудитора могут использовать абсолютно разные технологии, а полученные данные в итоге будут совпадать. Как правило, при выборе инструментов сбора информации заказчику приходится доверять специалистам.

Что в результате?

Если для предприятий Алтайского края кадровый аудит – пока диковинка, то для работающих на Алтае западных компаний с множеством филиалов – привычная процедура. Дело в том, что для головного офиса аудит персонала – едва ли не единственный способ уследить за работой филиалов, разбросанный в других странах. Главная функция аудита в таких организациях – контролирующая. Отчеты о проведенных аудитах в том же, Барнаульском филиале, для западных топ-менеджеров – это основной источник информации о здешнем персонале. Поэтому кадровый аудит проводится регулярно, как правило, не реже одного раза в год. Сотрудники готовятся к нему загодя, зная наверняка, что после этой процедуры 40-50% специалистов будут переведены на другие должности, причем новое кресло не обязательно будет равнозначно предыдущему. По результатам кадрового аудита любой начальник отдела может стать рядовым сотрудником (с соответствующей зарплатой), а директор департамента или, к примеру, зам. директора всего филиала будет назначен на «почетную» должность руководителя отдела хозяйственного обеспечения. Представьте, что чувствует человек, которого по результатам аудита, мягко говоря, перевели на другую должность, и он стал получать не $1500, а $300. Вполне возможно, что на предыдущем месте работы он взял кредит на квартиру, машину и т.д. Тут и до больницы, из-за проблем со здоровьем на стрессовой почве, недалеко. Поэтому, важно заранее готовить персонал к возможности кадровых перемещений. Чтобы работникам легче было переносить подобные стрессы, в западных компаниях регулярно проводят специальные тренинги. В большинстве случаев профпригодность сотрудников определяют с помощью тестирования. Мы практикуем тестирование с применением компьютеризированных методик. 

Если фирма вкладывает деньги в обучение персонала (оплачивает курсы изучения иностранных языков, заказывает дорогостоящие тренинги, обучает профессиональным навыкам  за границей и т.д.), перед  кадровыми аудиторами может быть поставлена еще одна задача – они должны выяснить, пошли впрок вложенные в развитие персонала деньги или нет. С этой целью во время проведения кадрового аудита сотрудникам устраивают проверку полученных знаний и навыков. Если результаты «экзамена» не устраивают руководителей, сотруднику придется возместить организации стоимость своего обучения на тренингах, семинарах, курсах иностранных языков (правда, если это позволяют сделать условия трудового договора, который уже подписан с сотрудником и действует). Вполне возможно, что в дальнейшем работника пожизненно будут «мариновать» на незначительных должностях, как неперспективного и неспособного к обучению, если он не докажет обратного. По словам сотрудников одной организации, в которой кадровый аудит проводится регулярно, аудита персонала они боятся, но признают, что осознание неотвратимости проверки  и её регулярность, заставляет их поддерживать себя «в тонусе» и повышать квалификацию. Тем более, что владельцы бизнеса могут провести кадровый аудит совершенно неожиданно, для того чтобы застать персонал врасплох и оценить реальное положение дел в организации.

Опыт заказчика

Рассказывает Генеральный директор компании, в которой был проведен аудит персонала: «На нашей фирме особенных «катаклизмов» не происходило, но производительность труда оставляла желать лучшего. Мешали работать периодически возникающие конфликты между сотрудниками отделов. Попытки наладить работу своими силами ничего не дали. После того, как уволились несколько ценных работников, администрация предприятия решила привлечь специалистов для проведения кадрового аудита. С помощью этих мер, мы надеялись «отсеять» тех, кто являлся балластом для коллектива, и взять на освободившиеся места более компетентных сотрудников. Мы были удивлены, когда нам выдали отчет. Оказалось, что одной из основных причин неэффективной работы сотрудников были недоработки в управлении, хотя мы думали, что виноват исключительно коллектив. Пришлось откорректировать работу нескольких отделов, провести обучение руководителей этих отделов, перераспределить обязанности между некоторыми ключевыми сотрудниками, создать несколько новых рабочих мест. По рекомендации консультантов, проводивших аудит персонала, мы изменили график работы специалистов, сделав его гибким, провели ряд изменений в системе оплаты труда. Эти изменения положительно повлияли на общий климат в фирме, сказался эффект «свежего ветра». Проведение аудита позволило нам решить многие проблемы, не прибегая к таким радикальным мерам, как замена существенной части сотрудников».



Просмотров: 494
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Подводные камни» при обучении персонала в организации.
  • "Немотивированная" агрессия. Аудит причин.
  • Пути мотивации персонала или всегда ли работают за деньги?
  • Как правильно подготовить ассессмент центр для высокоэффективной оценки персонала
  • Развитие лидерских навыков сотрудников организации
  • Глубинные исследования персонала
  • Супервизия, как инструмент системы обучения и развития персонала в организациях. Лекция.
  • Оценка персонала глазами психолога
  • Оплата труда как мотивация сотрудников на успешную работу.
  • Как увеличить эффективность работы сотрудников
  • Рекомендации руководителям по повышению вовлеченности персонала в профессиональную деятельность
  • Вовлечённость персонала в профессиональную деятельность
  • Вовлеченность персонала – модное слово или неотъемлемая часть стратегического успеха компании?
  • Корпоративные тренинги как инструмент повышения профессионального уровня и развития персонала
  • Обучение сотрудников в компании
  • Циркулярные процессы при кризисе мотивации персонала
  • Тихий шоппинг — современный метод мотивации персонала
  • Психологическое состояние персонала во время кризиса
  • Для чего нужна обратная связь от персонала и как ее оптимизировать.
  • Качественный подбор персонала начинается с общения заказчиком!
  • Подбор персонала. Другой взгляд
  • Нематериальная мотивация персонала
  • Проверка домашнего персонала
  • Пара слов о мировых тенденциях в мире обучения и развития персонала
  • Графология в сфере подбора персонала
  • Подбор персонала: как мы оцениваем кандидатов.
  • подбор персонала... консалтинговая практика
  • Почерк как инструмент отбора персонала
  • Рекрутинг - поиск и подбор персонала
  • Оценка сотрудников



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь