Схематерапия Янга, как пример полимодального подхода.

 

  Схема-терапия была создана американским психотерапевтом Джеффри Янгом для лечения пограничного расстройства личности и представляет собой одну из наиболее современных разработок в психотерапии: дальнейшее развитие когнитивно-поведенческой терапии в сочетании с идеями других психотерапевтических направлений.

 В схема-терапии используются наработки психотерапевтических направлений:

  • Когнитивно-поведенческая терапия: возможность изменения отношения к конкретной повседневной ситуации и поведения в ней
  • Психоаналитический подход: поиск корней психологических проблем в детских и юношеских годах; выявление внутренних значимых фигур психического поля человека
  • Психодрама и Гештальт-терапия: техники работы с тяжелыми эмоциями, получение нового эмоционального опыта
  • Гуманистическая психотерапия: фокус на потребностях человека и их значении для душевного здоровья
  • Теория привязанности: формирование различных типов привязанности в детстве, оказывающее влияние на последующую жизнь

 

Схема-терапия работает с личностными расстройствами и с невротическими заболеваниями на фоне личностных расстройств.

  Она дает пациенту представление о собственных потребностях, различных эмоциональных состояниях, механизмах психологической защиты и способах восприятия и интерпретации происходящих событий. В рамках схема-терапии происходит не только коррекция патологической симптоматики, но и «изучение себя», понимание причинно-следственных связей формирования тех или иных симптомов и личностных черт. Понимание, как работает его психика позволяет человеку найти те точки приложения усилий, которые помогут сформировать внутреннюю опору, повысить уверенность в себе и самооценку, скорректировать эмоциональные реакции, научиться самостоятельно удовлетворять свои эмоциональные потребности.

Многочисленные исследования показывают результативность схема-терапии даже в хронических и резистентных случаях, вместе с тем, этот метод психотерапии прекрасно подходит и тем, кто хочет «лучше разобраться в себе», понимать поведение других людей, научиться правильно взаимодействовать с собственными детьми, чтобы избежать формирования у них негативных схем.

  Основными понятиями, с которыми идёт работа, являются: схемы, режимы, защитные механизмы (копинги) и потребности.

Схема – это набор представлений о мире и своём месте в нём, который формируется под влиянием окружающей среды на тип нервной системы и темперамент ребенка и является «интуитивным», очень убедительным и правдоподобным для индивидуума. В рамках схема-терапии работа идёт с устойчивыми негативными представлениями и убеждениями («мир небезопасен», «я обречен на одиночество», «со мной что-то не так, я ущербный»)

Режим – это эмоциональное состояние, активирующееся какой-то из схем. Погружение в это состояние может быть очень быстрым. Например, обидное слово от близкого человека может активировать режим «уязвимого ребенка», сопровождающийся острым чувством одиночества, покинутости, никому не нужности, обиды.

Копинг – это определенный привычный  способ защиты, возникающий в ответ на активацию схем триггером. Например, чтобы защититься от чувства покинутости, человек может проявить выраженную агрессию.

 Базовые эмоциональные потребности являются общими для всех людей, и отсутствие удовлетворения их в детстве лежит в основе формирования негативных схем. Например, излишняя критика со стороны родителей и отсутствие удовлетворения потребности в ощущении собственной самостоятельности и компетентности может приводить у детей с определенным складом характера к схеме неуспешности «я ни на что не годен, у меня ничего никогда не получится».

  Ранние дезадаптивные схемы представляют собой устойчивые отрицательные убеждения в отношении себя других людей и окружающей среды.

Согласно Янгу, составляют реальность в раннем детсве сталкиваясь с окружающей средой, особенно со значимыми людьми. Яркие ранние переживания ведут к принятию установок и убеждений, которые в последующих периодах жихни оказываются  уже неадаптивными.    Например, у ребенка может развиться схема, вызывающая мысль о том, что все его действия недостаточно хороши. Эти схемы обычно не осознаются и могут никак не проявляться вплоть до конкретного жизненного события (например, увольнения с работы), которое активизирует схему.

Сходный анализ, на мой взгляд,  мы видим и в работах специалистов психодинамического направления.

В ранних неадаптивных схемах выделяют черты:

1) они воспринимаются как фактические знания о себе и о мире;

2) сами себя поддерживают и устойчивы к изменениям;

3) дисфункциональны: имеют самопоражающие последствия или приносят вред другим, мешают основным потребностям в автономии, самовыражении и межличностных контактах;

4) часто активизируются внешними факторами (триггерами), каждодневными событиями или эмоциональным состоянием;

5) в активном состоянии связаны с высоким уровнем эмоций;

6) обычно возникают в результате взаимодействия ребенка с членами семьи или другими значимыми лицами.

 

На мой взгляд, схематерапия Янга один из успешных вариантов соединения в себе элементов разных направлений психотерапии. Схематерапия Янга как пример полимодального подхода

  Я скорее приверженец полимодального подхода, поэтому в своем образовании, начиная изучение психотерапии с Трансактного анализа, постепенно присоединяла в поиске оптимальных подходов и Когнитивно-Поведенческую Психотерапию, Гипносуггестивную , элементы Гештальт-терапии, НЛП, Экзистенциальную психотерапию, были эксперименты и обучение Холотропному дыханию, но этот метод , который я применяла раньше сейчас как то отошел на дальний план (не прижился в моей ежедневной практике).

Схематерапия привлекает тем, что она несет интеграцию нескольких эффективных подходов как  в диагностике и выявлении автоматических дезадаптивных ранних схем личности, так  в достаточно точном подборе  точек  психотерапевтического воздействия и эффективных методов коррекции.

Уважаемые коллеги, буду рада вашим мнениям и комментариям относительно этого метода.

 

 Психолог, психотерапевт, Светлана Коротина,

Сайт: https://psiholog.club

Эл. почта: [email protected] ;

Моб. тел.: +7(916)16-55-604



Просмотров: 336
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Современная КБТ-терапия Пограничного личностного расстройства (Схема-терапия Янга)
  • Схема-терапия: Что такое “Схема”
  • Как работает Гештальт-терапия (элементарная схема).
  • Стратегия работы со схемой «Чрезмерная близость /отсутствие самодостаточности» в схема-терапии
  • Что происходит с ранними дезадаптивными схемами (РДС) в схема-терапии?
  • Пожалуйста, только не покидай меня или схема* покинутости
  • Профдеформация или профотбор? Что говорит о схемах специалистов схема-диагностика.
  • О связи ранних дезадаптивных схем, дисфункциональных режимов и личностных расстройств
  • Синхронизация ранних дезадаптивных схем, дисфункциональных режимов и личностных расстройств
  • «Я должна/должен еще лучше, это недостаточно хорошо» или схема жестких стандартов
  • Схема-терапия личности
  • Немного о схема-терапии
  • Конференция по Схема-Терапии в Амстердаме
  • Схема самоанализа и сценарной терапии
  • Конференция по Схема-Терапии в Амстердаме
  • О схема-терапии и адаптации к жизни
  • Простая схема для управления собой и другими
  • Об использовании флисовой ленты в схема терапии
  • Концептуализация случая: модификация модели схема-терапии
  • Ограниченное замещающее родительство в схема-терапии: обычное и интенсивное
  • Очень коротко об особенностях гештальт-терапии или что она дает.
  • Схема- терапия для здоровых отношений. Почему мне всё время не хватает любви?
  • Схема-терапия: как повзрослеть внутреннему ребенку? (Ч.2)
  • Схема-терапия: как повзрослеть внутреннему ребенку? (Ч.1.)
  • Схема-терапия - дитя кпт, гештальта и анализа
  • Схема Работы с убеждениями при тревожных состояниях - саморегуляция
  • Наш внутренний мир. (Субличности и схема-терапия).
  • Механизм формирования невроза в рамках модели когнитивно-поведенческой психотерапии
  • О терапии эмоциональных схем Р. Лихи ч.2
  • О терапии эмоциональных схем Р. Лихи ч.1



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь