|
Психологические аспекты профилактики подростковых конфликтовАвтор статьи: Нецветайлова Екатерина Николаевна
Проблемам конфликтного поведения подростков посвящены многие исследования отечественных и зарубежных психологов: это труды С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, А.А. Реана, М.Р.Гинзбург, З.Фрейда. Психологические особенности подросткового возраста интересовали Э.Шпрангера, который показал кризис, связанный со стремлением освободиться от детской зависимости. Л.С.Выготский подчеркивал принцип единства социального и индивидуального мира подростков, который «преломляется под влиянием самосознания и «внутренней позиции» личности» [1,с.226]. Преломление внешних и внутренних позиций в подростковом возрасте отражаются на межличностных отношениях, проявляющихся в противоречиях и конфликтных ситуациях. Психолог А.А. Реан [4,с.156] сделал акцент на проблеме устойчивости подростков в системе личных отношений – от этого показателя зависит их социальный статус в подростковой среде. Цель, виды деятельности подростка, формы общения, по утверждению А.Леонтьева [2] а, это сложный, многоаспектный процесс, требующий знаний идеологии времени, межкультурных и эмоционально-личностных отношений в определенной группе. Таким образом, межличностные конфликты в подростковом коллективе связаны с такими психологическими моментами, как восприятие ситуации всеми участниками конфликта, личное отношение к ней, стратегии их поведения. Поэтому основным вопросом является вопрос о причинах и факторах возникновения конфликтных ситуаций, перерастание их в конфликты и типы поведения подростков в конфликтных ситуациях. Исходя из этого, остается актуальной проблема овладения методическими аспектами проведения профилактики межличностных конфликтов в коллективе подростков, применение которых уместно в контексте решения профилактических задач. Практическое применение методов профилактики в ситуации межличностных конфликтов основано на моделировании жизненного опыта через тренинговые формы работы: ролевые деловые игры, групповые дискуссии. Предлагаемая нами программа профилактики конфликтного поведения в коллективе подростков предполагает сочетание нескольких этапов и видов деятельности психолога.
Список используемых источников: 1. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 1136 с. 2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с. 3. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ А.Г. Лидерс. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 130с 4. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2011. – 651с. 5.Хромова Ю. Условия бесконфликтного общения// Школьный психолог –2010. № 6. – С.38-41
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|