Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в детско-родительских отношениях

В настоящее время вместе со значительными изменениями в обществе происходят неизбежные изменения в его малой ячейке – семье. Эти изменения затронули и детско-родительские отношения.

Родители проводят крайне мало времени вместе со своими детьми. И мужчины и женщины стали работать больше: кто-то стремясь удержаться на плаву в потоке экономических проблем, кто-то реализуясь в построении карьеры, кто-то уходя с головой в работу, прячась от личных трудностей. Даже тогда, когда дети и родители находятся вместе, они не всегда рядом по-настоящему, они не общаются, а проводят время у телевизора или компьютера.

Редко какая мама полностью «выдерживает» отпуск по уходу за ребенком. Детей стараются «развивать» как можно раньше и больше. Детей рано отдают в дошкольные учреждения, затем – во всевозможные секции, кружки. Что само по себе и неплохо, но при дефиците общения с родителями получаются «неожиданные» результаты. Когда ребенку исполняется 10 – 11 лет (а во многих семьях и раньше) родители обнаруживают, что им трудно, очень трудно со своим ребенком. «Золотое» время – от рождения до подросткового возраста родители упускают. В этот период ребенок испытывает настоятельную потребность эмоционально-личностного общения с близкими взрослыми: вначале просто физического пребывания вместе, а затем – и получения опыта: социального, житейского.

Любовь между родителями и детьми – едва ли не лучшее и, безусловно, уникальное переживание в жизни. Но не так уж много родителей позволяют себе испытать это счастье: нехватка времени, большое количество обязанностей, и т.д.

К сожалению, детско-родительские отношения выходят на первый план тогда, когда они становятся проблемными. И речь идет не о случаях «неразвитого материнского чувства» или жесткого обращения с детьми. Даже в семьях, где родители «души в ребенке не чают», возникает и постепенно растет непонимание.

Отношения с детьми могут дарить неповторимое ощущение счастья, наполненности жизни. Только дети любят нас такими, какие мы есть, со всеми нашими недостатками. Они – просто образец безусловной любви (до тех пока с помощью взрослых не научатся использовать, а не любить). Изменить общество – крайне трудно, а улучшить отношения с собственным ребенком вполне возможно. Я не имею в виду  быстро осуществимые и не требующие «переваривания» методы «Fust Food». Существуют определенные подходы, установки, которые помогают установлению доверительных, понимающих отношений между детьми и родителями.

1)    Стремление понять ребенка. Любое его поведение мотивировано определенным образом, но не всегда эта мотивация лежит на поверхности.

Например, дети 3 – 5 лет могут беспокоить своих родителей тем, что хотят быть собачками, тиграми и т.п. Просят, чтобы их называли именем животного, рычат, могут требовать, чтобы еду им давали в мисочке. Когда родители не понимают причин происходящего, они раздражаются на подобное поведение. И если взрослые «не в настроении» возникает конфликт. Хотя ситуация вполне объяснима. В дошкольном возрасте дети часто идентифицируют себя с какими-либо животными и стараются им подражать: строят «жилища» из подушек и других подсобных материалов, собирают «ценные» вещички (достаточно вспомнить «секретики», которые прячутся под цветным стеклышком и обязательно закапываются). Если родители осведомлены о том, что подобное поведение – это лишь закономерность возрастного развития, еще одна ступень взросления их ребенка, то они не будут делать из этого проблему, а тем более вступать в конфликт с ребенком.

Это только один пример, но в нем можно увидеть еще два принципа «бесконфликтных» отношений между детьми и родителями:

2)    Чтобы понимать – старайся больше узнать о закономерностях развития.

3)    Умей ждать.

4)    Родители должны быть взрослыми.

Вспомним знакомую схему трансактного анализа Э. Берна:

Р

Р

В

В

Д

Д

Чтобы общение с ребенком доставляло радость, было мало конфликтным, родители должны как можно чаще выступать с позиции взрослого (В). В действительности это случается редко.

Когда ребенок еще маленький родители «играют» в него, восполняя то, что упустили в своем детстве: покупают красивые вещи для ухода за малышом, наряжают его, балуют, а затем … им надоедает, если он не успокаивается, много плачет, постоянно мокрый. И родители обижаются на ребенка. Следует отметить, что в практике консультативной работы я часто встречаю позицию обиженных родителей – и когда их ребенку 2 года, и когда 5, и когда 12 лет. Но это не взрослая, а детская реакция. Эта позиция (Д) разнообразна. Бывает что родители так простраивают свои взаимоотношения с ребенком, что тот начинает ими управлять, а они слушаются своего ребенка.

А затем из детской позиции, родители переходят в нравоучительную (Р): ты мне должен, мы так много в тебя вложили, мы пожертвовали ради тебя…

На самом деле родители должны твердо стоять не взрослой позиции, не бояться брать на себя ответственность. Родители должны быть уверены в себе, своих решениях, установках относительно вопросов воспитания. Они, а не ребенок, должны решать по каким правилам жить. Некоторые родители не могут померить ребенку температуру, обработать рану зеленкой, если ребенок этого не хочет, не могут увести чадо домой, если оно не наигралось и т.п. Неудивительно, что когда ребенок подрастает у них уже нет уверенности, только надежда на то, что тот будет вовремя возвращаться домой, сумеет избежать зависимостей.

Редко, когда в семье есть четкая внутренняя система правил. Детям для нормального развития необходимы «внешние ограждения» в виде правил, а также обычаи, традиции. Кто-то отправляет первоклассника спать в 9 часов, кто-то в 10, а кто-то вообще пускает это на самотек: когда сам захочет. У одних детей карманные деньги – с 6 лет, у других – с 12. Семьи отличаются друг от друга и правила тоже, но они должны быть. Нестрашно, если правила несовершенны, хуже, если их нет, и дети ощущают непоследовательность со стороны взрослого.

Размер статьи не позволяет охватить ряд других «сильнодействующих средств» профилактики детско-родительских конфликтов. По этому вопросу написано достаточное количество мудрых книг (Д.Добсон, Э. ЛеШан, Э. Пэнтли и др.). Важно само внимание к вопросам воспитания.

Существует такое образное сравнение: дети – это сберегательная книжка, на которую родители должны регулярно делать вклады своим вниманием, временем, заботой. Если родителям некогда и они думают, что на книжку положит кто-то другой: воспитатель детского сада, учитель, гувернер, то необходимо осознавать, что и девиденты снимет кто-то, а не родители. Банкротство – всегда неприятное состояние.





Просмотров: 501
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что происходит с детьми, когда родители ссорятся?
  • Что должны родители ребёнку и ребенок родителям?
  • Контроль над взрослыми детьми. Что хотят родители и как быть детям?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Дети и спорт: что должны знать родители. Рекомендации спортивного психолога.
  • Родители и дети. Кто кому родители?
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Родители - кто они?
  • Нервные расстройства у детей: что должны знать родители
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Когда внутреннему ребёнку больно. История исцеления…(что бывает, когда родители разводятся)
  • Что делать, если родители тебя не любят?
  • Первый класс. Кто боится больше дети или родители?
  • Психологическая травма у ребенка. Что могут родители
  • О подростковом кризисе. Что должны знать родители.
  • Когда родители нас обесценивают? Как это отражается на нашей жизни
  • Взрослые дети и родители. Отношения. Нужно ли жить вместе?
  • Когда Родители - дети .
  • За ребенка должны решать родители.
  • Когда родители не любят. Это сводит с ума.
  • 7 фраз, которые родители должны говорить своим детям
  • Детская ложь: что могут родители?
  • Что делать, если вами манипулируют... родители?
  • Как объяснить ребенку, что родители его любят?
  • Если родители не поддерживали в детстве. Как научиться это делать самому.
  • Что происходит с детьми, когда они не знают про своих умерших братьев и сестер.
  • Дети – родители, кто кому должен?
  • Как дети узнают, что родители их любят.
  • Как не быть со своими детьми такими же какими были Ваши родители с Вами



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь