Причины конфликтных взаимоотношений в педагогическом коллективе коррекционных школ

Причины конфликтных взаимоотношений в педагогическом коллективе коррекционных школ
«Конфликт» является междисциплинарной категорией. Проблемы общей теории конфликта исследовались в рамках философии, социологии, психологии. Результаты исследований данной проблемы представлены в трудах отечественных и зарубежных ученых, таких как А.Я. Анцупов, Ф.М. Бородкин, К. Боулдинг, Н.В. Гришина, Р. Дарендорф, А.И. Донцов, Э. Дюркгейм, В. Зигерт, Л.Козер, X. Корнелиус, Н.М. Коряк, Н.В. Крогиус, В.Н. Кудрявцев, Е. Мелибруда, JI.A. Петровская, Дж. Скотт, Е.И. Степанов, А.И. Шипилов и др. Исследователями были выявлены сущность, движущие силы, разработаны способы управления конфликтами, динамика конфликта, составлены типологии конфликтов и т.д.
Конфликт – социально-психологическое явление, способ взаимодействия людей при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон [2]. Английский философ, социолог Г. Спенсер считал «конфликт неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития» [1].
На педагогические коллективы коррекционных школ возложена особая задача образовательной среды. Дети, поступающие на обучение в такую школу, имеют ряд отличительных характеристик и нуждаются в особом внимании и заботе. Это не только дети с аномальными видами развития, а так же и дети с ярко выраженным девиантным поведением, в основе которого легкая умственная отсталость. Работающие в данной образовательной среде педагоги, находятся в тесном контакте с дефектологами, психологами, логопедами, медиками, что заставляет их постоянно обогащать свои собственные знания, умения и навыки новыми. Субъекты конфликта, вкладываются в процесс поиска истины, приводя многочисленные доводы и доказательства правоты их позиции и взглядов [3]. В педагогических коллективах коррекционных школ правота своих позиций может основываться на тех или иных показателях достижений развития и способах обеспечения этого у вверенных им учащихся. Пути и методы обучения и развития детей с нарушениями различных степеней сохранности интеллекта требуют от педагогов истинного личностного вложения, максимального количества собственных психологических ресурсов. Поэтому сложные условия самой образовательной среды могут быть катализатором повышения негативного (конфликтного) эмоционального фона психологического состояния учителя.
Следующая причина возникновения конфликтных ситуаций, это снижение уровня квалификации педагога и скатывание его на уровень обучения слаборазвитого контингента учащихся. Отсутствие стремления
170
достижений личностного роста, связано с низким уровнем динамики развития способностей учащихся, отсроченный эффект восприятия и применения полученных знаний, низкая тенденция успеха развития навыков и способностей учащихся. Педагог проходит стадию сомнений в собственной рациональности предпринятых действий, так как результаты своего труда он может увидеть лишь спустя длительное время. Это так же может являться как внутри личностным конфликтом, так и конфликтом авторитетности, значимости личности педагога в педагогическом коллективе.
Еще одной, немало важной причиной возникновения конфликтных взаимоотношений между педагогами в коррекционных школах, являются ситуации, когда некоторые педагоги (чаще старших коррекционных классов) испытывают чувство постоянной тревоги за действия их взрослеющих и проходящих половое созревание подопечных, а патопсихологический фактор развития таких детей не редко усиливает акселерацию при низких моральных принципах. При этом педагоги выбирают разные стили воспитания: от более жесткого авторитарного для сохранения постоянного контроля над ситуациями до совершенно уступчивого, от желания быть более информированными о действиях учащихся и страха потери авторитета. Конфликтные взаимоотношения в такой ситуации могут быть как внутри личностные, так и межличностные. В коррекционных школах непонимание действий друг друга (стили воспитания) приводит педагогов к острым конфликтным взаимодействиям, особенно если это касается вопросов моральных норм.
Таким образом, выявляемые проблемы усиливают уровень сложных взаимоотношений в педагогическом коллективе коррекционной школы. Они переключают внимание педагогов на поиск истин в конфликтных взаимодействиях, важным в этих ситуациях становится присутствие разно полярных мнений и взглядов, ищущих прежде наиболее успешные пути сотрудничества и определения сути проблем, способов их решения. Стиль избегания в данных ситуациях лишь затягивает конфликтное состояние ситуаций, откладывает возможность прояснений и приводит к последующей эскалации эмоций и выходу к непродуктивному поведению. Поиск путей управления конфликтами в педагогическом коллективе коррекционной школы является одной из актуальных проблем и требует более проникновенного изучения и осмысления, развития более продуктивного взаимодействия и расширения опыта педагога.
Литература:
1. Анцупов А.Я. Конфликтология. – СПб., 2013.
2. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь: справочное издание. – М., 2012.
3. Засыпкин В.П., Зборовский Г.Е. Модернизация педагогического образования // Социологические исследования. – 2011. – №2. – С. 56-67.


Просмотров: 447
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Профориентация учащихся с особенностями психофизического развития
  • Внутриличностный конфликт: преграда или содействие на пути развития личности
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Закон Развития или подсказки Жизни на пути развития
  • История развития психоаналитических взглядов на раннюю травматизацию
  • Синдром эмоционального выгорания педагогов – источник конфликтов в образовательной среде.
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • «ПИНГ-ПОНГ» Динамика развития конфликта
  • Особенности развития детей, имеющих задержку развития.
  • Особенности одаренности учащихся подросткового возраста в школах с разной системой обучения
  • От 0 до 5-ти. Тезисы о теории психосексуального развития. Эдипальный конфликт
  • Песочная терапия как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ
  • Условия личностного развития или «С кем поведёшься…»
  • Навыки для развития Эмоционального Интеллекта (EQ)
  • Проблемы психологического развития
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • Что такое организация личностного роста и развития?
  • Сопровождение учащихся 5-х классов при переходе из начальной школы в среднюю.
  • Кризис в стране! Поиск путей развития. Практикум номер 2.
  • Мониторинг сформированности универсальных учебных действий у учащихся 5-х классов
  • Как ускорить результаты своего духовного развития?
  • Этапы развития своего таланта и препятствия на этом нелегком пути
  • Об некоторых особенностях развития детей от 1 года до 3 лет. Или почему дети «жадничают»?
  • Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
  • Проблем как возможность развития
  • Что нужно знать супругам о динамике отношений? Стадии развития взаимоотношений в паре
  • Конфликт – как источник развития.
  • Создание условий для формирования у учащихся навыков конструктивного межличностного взаимодействия
  • Психическое и психологическое здоровье психолога: способы сохранения и развития



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь