|
Причины конфликтных взаимоотношений в педагогическом коллективе коррекционных школАвтор статьи: Чеботарева Наталья Георгиевна
«Конфликт» является междисциплинарной категорией. Проблемы общей теории конфликта исследовались в рамках философии, социологии, психологии. Результаты исследований данной проблемы представлены в трудах отечественных и зарубежных ученых, таких как А.Я. Анцупов, Ф.М. Бородкин, К. Боулдинг, Н.В. Гришина, Р. Дарендорф, А.И. Донцов, Э. Дюркгейм, В. Зигерт, Л.Козер, X. Корнелиус, Н.М. Коряк, Н.В. Крогиус, В.Н. Кудрявцев, Е. Мелибруда, JI.A. Петровская, Дж. Скотт, Е.И. Степанов, А.И. Шипилов и др. Исследователями были выявлены сущность, движущие силы, разработаны способы управления конфликтами, динамика конфликта, составлены типологии конфликтов и т.д. Конфликт – социально-психологическое явление, способ взаимодействия людей при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон [2]. Английский философ, социолог Г. Спенсер считал «конфликт неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития» [1]. На педагогические коллективы коррекционных школ возложена особая задача образовательной среды. Дети, поступающие на обучение в такую школу, имеют ряд отличительных характеристик и нуждаются в особом внимании и заботе. Это не только дети с аномальными видами развития, а так же и дети с ярко выраженным девиантным поведением, в основе которого легкая умственная отсталость. Работающие в данной образовательной среде педагоги, находятся в тесном контакте с дефектологами, психологами, логопедами, медиками, что заставляет их постоянно обогащать свои собственные знания, умения и навыки новыми. Субъекты конфликта, вкладываются в процесс поиска истины, приводя многочисленные доводы и доказательства правоты их позиции и взглядов [3]. В педагогических коллективах коррекционных школ правота своих позиций может основываться на тех или иных показателях достижений развития и способах обеспечения этого у вверенных им учащихся. Пути и методы обучения и развития детей с нарушениями различных степеней сохранности интеллекта требуют от педагогов истинного личностного вложения, максимального количества собственных психологических ресурсов. Поэтому сложные условия самой образовательной среды могут быть катализатором повышения негативного (конфликтного) эмоционального фона психологического состояния учителя. Следующая причина возникновения конфликтных ситуаций, это снижение уровня квалификации педагога и скатывание его на уровень обучения слаборазвитого контингента учащихся. Отсутствие стремления 170 достижений личностного роста, связано с низким уровнем динамики развития способностей учащихся, отсроченный эффект восприятия и применения полученных знаний, низкая тенденция успеха развития навыков и способностей учащихся. Педагог проходит стадию сомнений в собственной рациональности предпринятых действий, так как результаты своего труда он может увидеть лишь спустя длительное время. Это так же может являться как внутри личностным конфликтом, так и конфликтом авторитетности, значимости личности педагога в педагогическом коллективе. Еще одной, немало важной причиной возникновения конфликтных взаимоотношений между педагогами в коррекционных школах, являются ситуации, когда некоторые педагоги (чаще старших коррекционных классов) испытывают чувство постоянной тревоги за действия их взрослеющих и проходящих половое созревание подопечных, а патопсихологический фактор развития таких детей не редко усиливает акселерацию при низких моральных принципах. При этом педагоги выбирают разные стили воспитания: от более жесткого авторитарного для сохранения постоянного контроля над ситуациями до совершенно уступчивого, от желания быть более информированными о действиях учащихся и страха потери авторитета. Конфликтные взаимоотношения в такой ситуации могут быть как внутри личностные, так и межличностные. В коррекционных школах непонимание действий друг друга (стили воспитания) приводит педагогов к острым конфликтным взаимодействиям, особенно если это касается вопросов моральных норм. Таким образом, выявляемые проблемы усиливают уровень сложных взаимоотношений в педагогическом коллективе коррекционной школы. Они переключают внимание педагогов на поиск истин в конфликтных взаимодействиях, важным в этих ситуациях становится присутствие разно полярных мнений и взглядов, ищущих прежде наиболее успешные пути сотрудничества и определения сути проблем, способов их решения. Стиль избегания в данных ситуациях лишь затягивает конфликтное состояние ситуаций, откладывает возможность прояснений и приводит к последующей эскалации эмоций и выходу к непродуктивному поведению. Поиск путей управления конфликтами в педагогическом коллективе коррекционной школы является одной из актуальных проблем и требует более проникновенного изучения и осмысления, развития более продуктивного взаимодействия и расширения опыта педагога. Литература: 1. Анцупов А.Я. Конфликтология. – СПб., 2013. 2. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь: справочное издание. – М., 2012. 3. Засыпкин В.П., Зборовский Г.Е. Модернизация педагогического образования // Социологические исследования. – 2011. – №2. – С. 56-67. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|