|
Внутриличностный конфликт: преграда или содействие на пути развития личностиАвтор статьи: Марина Владимировна Балушок
Возникновение внутриличностных конфликтов рядом авторов рассматривается как необходимое условие развития, которое может способствовать росту личности (Б.С. Братусь, 1988, Б. В. Зейгарник, 1989; С.А. Капустин, 1983, А. Б. Фанталовой, 1992) . В то же время внутренний конфликт, который долго не решается, может приводить к торможению развития личности, ее дисгармонизации и травмированию. Понимание влияния внутриличностного конфликта на психологическое здоровье и развитие личности у различных авторов отличается в зависимости от точки зрения на понятия «внутриличностный конфликт», «личность», «ресурсы личности». В отечественной психологии проблема внутренних конфликтов получила разработку в трудах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Г.С. Костюка, К.А.Абульхановой-Славской, В.Т. Асеева, Л.И. Божович, Л.С.Славиной, B.C.Мерлина, И.И. Чесноковой, В.В. Столина, Ф.Е. Василюка, В.М. Мясищева, А.И. Захарова, которыми установлено, что противоречия и внутренние конфликты являются движущими силами развития. Личность в этих работах выступает как система противоречий между естественным и социальным, индивидуальным и общественным, объективным и субъективным. Внутренний конфликт в культурно-исторической концепции представлен в виде противоречий возраста, с одной стороны (Л. С. Выготский), и в виде реальных противоречий обучения - с другой (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). И те и другие противоречия рассматриваются как движущие силы в столкновении натуральных и культурных форм поведения ребенка. Отношение к конфликту строится как искусственное, то есть его необходимо проектировать, инициировать для решения задач развития. Природа конфликта позитивна, то есть конфликт является продуктивной основой культурного развития. В.С. Мерлин полагает, что «психологические конфликты играют существенную роль в формировании новых черт характера и коренной перестройке личности». Внутриличностный конфликт может способствовать формированию адекватной самооценки, что, в свою очередь, помогает самопознанию и самореализации личности. А.А. Налчаджян, рассматривающий внутриличностный конфликт через расхождение между «я-реальным» и «я-идеальным», понимает под ним необходимый элемент жизнедеятельности, способствующий преодолению определенного этапа развития и выработке сущностных характеристик последующего уровня идеального образа я. Таким образом, большинство отечественных психологов соглашаются с ролью внутренних противоречий и конфликтов как силы развития, кроме того имеющей также и позитивные последствия. Традиционная психоаналитическая концепция и ее современные модификации представляют человека через его конфликтную природу. Результат конфликта однозначен и индивидуально вреден, связан с потерей «Я-контроля» за собственным поведением, поскольку разрешение конфликта возможно только при помощи защитных механизмов психики. У К. Хорни внутриличностный конфликт анализируется с двух позиций: как столкновение стремлений к удовлетворению желаний и к безопасности и как противоречие «невротических потребностей», удовлетворение которых влечет фрустрацию других. К. Хорни выделяет нормативный и невротический внутриличностный конфликт. В условиях нормального конфликта существуют предпосылки осознания противоречивых элементов психики, принятия решений и ответственности за него, готовность отказаться от одного из противоречивых убеждений. Нормативный конфликт касается выбора, в то время как невротический возможно разрешить только при помощи работы с невротическими влечениями, т.к. человек не является свободным в своем выборе. А. Маслоу сущность внутриличностных конфликтов рассматривает как нереализованную потребность человека в самоактуализации. Он утверждает, что конфликты не могут рассматриваться как симптоматика так называемого «заболевания личности». Они в равной степени свойственны и больным, и здоровым личностям, и весь вопрос лишь в том, какими ресурсами обладает человек для их решения А. Маслоу допускает конфликт как возможный позитивный фактор, который «иногда» может быть полезным и потому не может быть игнорируемый, следовательно механизм развития не связывается им с преодолением любых сопротивлений, появление нового уровня потребностей и соответствующая мотивация появляются в результате исчерпания предыдущей группы потребностей. Э. Эриксон связывает стойкие внутриличностные конфликты с возрастными кризисами. По его мнению, значение исследования психологических конфликтов определяется их ролью в понимании структуры и развития личности, поскольку «общие закономерности формирования личности в деятельности оказываются здесь в течение сравнительно короткого времени в острой форме». Общее же значение внутриличностных конфликтов в психической жизни человека определяется тем, как «изменяются прежние и формируются новые отношения личности; изменяется сама структура личности». Таким образом, «развитие и преодоление конфликта являет собой острую форму развития личности». Для понимания значения внутриличностного конфликта для психического здоровья личности и развития личности, также необходимо обратить внимание на следующее: существуют различные пути преодоления внутриличностного конфликта, которые опосредуются ресурсами личности. Конструктивное разрешение конфликта помечает следующий этап развития личности, который поднимает ее еще на одну ступень, приближая к идеалу полного раскрытия сущности (эффективная личность). Выбирая конструктивный путь, личность понимает причину угрозы, осознает несогласованность ценностей, мотивов, целей. Общий принцип, лежащий в основе деструктивных способов разрешения внутреннего конфликта, - это сужение сферы деятельности сознания, снижение активности во избежание конфликта. Не все противоречия и конфликты могут быть решены конструктивно. Существует так называемая «мертвая зона» противоречий (Л. И. Анциферова), которая не ведет к развитию личности, а иногда порождает дисгармоничное развитие. При конструктивном преодолении внутриличностных конфликтов достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание. Важно отметить, что в исследованиях А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова, Ф.Е. Василюка, А.Н. Леонтьева, В.С. Мерлина и С.Л. Рубинштейна указывается тот факт, что для возникновения внутриличностного конфликта необходим достаточно высокий уровень развития личности: сложный внутренний мир; сложная и развитая иерархия потребностей и мотивов; высокий уровень развития чувств и ценностей; сложно организованная и развитая когнитивная структура, способность индивида к самоанализу и саморефлексии, что указывает на возможность использования этих особенностей в качестве ресурсов на пути конструктивного преодоления внутреннего конфликта. Внутренний конфликт возникает при достаточно высоком уровне развития личности. Нормативный внутренний конфликт может служить ее развитию личности, невротический - не сопутствует росту и не может быть конструктивно разрешен без психологической помощи. Конструктивный путь преодоления внутреннего конфликта ведет к преобразованию системы отношений личности в направлении усложнения ее структуры, обретения нового смысла жизни, большей самодетерминации и жизнетворчества личности. Не смотря на позитивные последствия, состояние внутреннего конфликта вызывает дискомфорт и негативные эмоции, связан с потерей энергии, его разрешение опосредуется ресурсами личности. Данная статья опубликована автором в сборнике Тези доповідей Міжнародної науково-практичної конференції «Когнітивні та емоційно-поведінкові фактори повноцінного функціонування людини: культурно-історичний підхід». – Харків: ХНПУ, 2013. – С. 106-108.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|