Шаг за шагом. Важные этапы развития личности от 0 до 3-х.

 

За первые 3 года жизни ребенок проделывает огромный путь от крохи, постоянно нуждающегося в маминой заботе до вполне самостоятельного маленького человека. Этот стремительный прогресс с одной стороны часть естественного процесса взросления, с другой – результат отношений, которые вы выстраиваете с ребенком, ваших ожиданий друг от друга и, конечно, любви. Это важные годы, когда закладывается фундамент психики ребенка, его отношения к миру, к себе и другим.

С рождения малыш получает от вас множество сигналов, которые стимулируют или, напротив, задерживают развитие разных сторон его личности. Когда вы берете его на руки, обращаетесь к нему, ухаживаете за ним, он испытывает удовольствие, радуется вам. И это та основа, на которой будет базироваться его отношение к себе, его чувство самоценности. Мир младенца состоит из фрагментов – мамина грудь или теплая бутылочка, мягкие руки, нежный голос, яркие пятна погремушек. Пройдет немного времени и его мироощущение станет более цельным, он заметит, что может даже управлять своей маленькой вселенной, вызывая криком появление молока или сухой пеленки. Конечно, младенец нуждается в хорошем уходе, но главное, что ему жизненно необходимо – формирование хорошего эмоционального контакта с мамой. Чувство безопасности и доверия – тот драгоценный дар, который он может получить от вас, чтобы успешно пройти все стадии взросления.

8-10 месяцев
Появившись на свет ребенок продолжает находиться в состоянии слияния с матерью, и этот период приблизительно равен времени, которое он провел в утробе. Это рай для двоих, когда мама и ребенок чувствуют себя одним целым.
Но после 8 месяцев, когда малыш становится все более активным, начинает ползать и вставать на ножки, он делает большое открытие: обнаруживает, что он отдельное от мамы существо. Это связано с тем, что кроха уже не так нуждается в маме, она больше не весь его мир. Это период бесконечных открытий, когда малыш проявляет неуемное любопытство ко всему, что его окружает. Это чудесное время, когда вы можете начать открывать для себя все заново вместе со своим ребенком. Посмотреть на мир свежим взглядом, удивиться привычным вещам. Также, это важное время, когда малыш осваивает принцип постоянства людей и вещей. Это означает, что он может безболезненно переносить кратковременные разлуки с мамой, поскольку начинает осознавать, что мама продолжает существовать, даже если он ее не видит. И если его игрушка упала из кроватки, она не исчезла, ее могут поднять и снова дать ему. Именно поэтому малыши в этом возрасте так любят игру в «ку-ку» и с удовольствием выбрасывают игрушки из кроватки. Так раз за разом они убеждаются, что мамино лицо снова появится, а игрушки вернутся в целости и сохранности.
Несмотря на радости и открытия этого периода, он довольно трудный для малыша. Это время так называемой «тревоги восьмимесячных», когда ребенок начинает бояться незнакомых людей, часто просыпается по ночам, и испытывает сильную тревогу. По сути, малыш переживает еще одно рождение, теперь уже в качестве отдельного существа, встречайте его с любовью, тогда ему будет легче преодолеть этот сложный период. Но и не задерживайте его, не пытайтесь продлить время слияния, каким бы чудесным оно для вас не было, это может осложнить дальнейшее развитие ребенка.
В эти несколько месяцев повышенной чувствительности и тревожности ребенка, ни в коем случае не отдавайте его в ясли и не меняйте няню: сейчас ему необходимо чувство постоянства.

1 год
В течение первого года жизни его представление о себе прогрессирует и становится с одной стороны более детальным, а с другой, более цельным. Раньше, когда вы прикасались к разным частям его тела во время переодевания, играли с ручками и ножками, его ощущения были разрозненными. К концу первого года, отдельные ощущения собираются в более цельные. И, в тоже время, ребенок учится лучше дифференцировать их. Теперь, если у него что-то болит, он может показать вам это место, в младенчестве же большинство неприятных ощущений воспринимаются как боль в животе. Чтобы помочь малышу лучше чувствовать свое тело делайте ему легкий массаж с ног до головы, называя каждую часть его тела. Приятные ощущения, которые он при этом получает, помогут ему почувствовать границы своего тела.
В этом возрасте ребенок становится необыкновенно подвижным: начинает ходить, затем бегать, всюду залезает. И, конечно, в результате такой активности частенько падает и ушибается, эти неизбежные синяки и шишки, также помогают ему больше узнать о своем теле.

1,5 года
В возрасте между 8 месяцами и 1 годом ребенок переживает стадию развития, которую называют «стадией зеркала». При виде своего образа в зеркале ребенок начинает радоваться и испытывает огромное удовольствие при разглядывании своего отражения. Но перед зеркалом ребенок оказывается не один, его держит на руках один из родителей, который указывает ему, жестами и словами, на его собственное отражение. Ребенок перед зеркалом в первую очередь узнает другого человека, взрослого, который находится рядом и говорит ему: «Смотри, это ты!», и ребенок понимает: «Да, это я!». После года представление малыша о себе становится более полным, а в 1,5 года он уверенно узнает себя в зеркале, а немного позднее и на фото. Это важный этап его развития. Узнавая свое собственное изображение, ребенок получает зрительное подтверждение того, что он чувствует. То, что создает прочный каркас его «Я».
Хотите проверить, узнает ли он себя в зеркале? Сделайте небольшой мазок губной помадой на щечке ребенка. Если он трет себе лицо, глядя на свое отражение, значит, он понимает, что это его лицо.

1,5-2 года
После полутора лет ребенок начинает проявлять интерес к себе подобным. При этом он воспринимает другого как своего двойника, с любопытством его разглядывает, а может и не слишком деликатно схватить его за нос, за волосы, или чересчур крепко обнять. И если вдруг маленький приятель среагирует на такое «внимание» испугом и плачем, ребенок будет озадачен и растерян. Он пока не понимает, что его отличает от другого и убежден, что его товарищ по игре такой же как и он.
Эта «близнецовость» отражается и в играх: «Тебе - мне», «Ладушки», «Догонялки». Каждый участник играет одну и ту же роль, по очереди, выполняя функцию зеркала для другого. Чтобы ребенок начал осознавать, что у его товарищей по играм есть свои желания и эмоции давайте ему как можно больше возможностей общаться с другими детьми. Он должен столкнуться с другими, чтобы получить как позитивный, так и негативный опыт и найти свое место среди детей.

2 года
Все вверх дном! С 1 года и 8 месяцев ваш малыш, раньше такой покладистый, стал упрямиться и на все отвечать отказом. Время обедать? Он не желает садиться за стол. Вы хотите пойти на прогулку? Он не хочет выходить из дома. Чтобы утвердиться в качестве отдельного человека, ребенок доказывает вам, что может иметь свое собственное мнение, отличное от вашего. И так как он не может привести никаких аргументов, то просто говорит «Нет». Всю жизнь маленького ребенка регламентируют родители, у него слишком мало возможностей для выбора. Сказать «нет», это способ обозначить свое «Я». Этот «кризис противоречия» - важный признак роста малыша. Если малыш чувствует, что с его мнением считаются, если время от времени вы принимаете его отказ, вы подтверждаете, что он имеет для вас ценность, что он на самом деле существует. Такое поведение родителей поможет ребенку менее болезненно пережить этот период.

Вы уже больше не можете? Его упрямство и отказы сводят вас с ума! Поверьте, ему тоже очень непросто. Его пугают собственные вспышки гнева, ведь он боится потерять вашу любовь. Поэтому в этот период на смену истерикам и непослушанию приходят бурные выражения любви и привязанности. Но как только ребенок убеждается, что вы его не отвергли, все начинается с начала. Чтобы смягчить проживание этого сложного периода, чаще давайте ему возможность выбора: «Ты хочешь пойти на горку или играть в мяч?», «Хочешь надеть желтую или красную пижаму?». Но также настаивайте на том, что для вас принципиально. Чем стабильнее вы будете в своих требованиях, тем проще ребенку будет принять некоторые ограничения, и примириться с тем, что он пока не может управлять своей жизнью.

2,5 года
Я! Между 2 и 3 годами ваш ребенок только и повторяет это слово. Этим «я», он делает еще один шаг в самоутверждении. Он говорит «Я сам!» чтобы освободиться от родительской опеки. Так он продолжает отстаивать свое право на независимое существование, но уже в более позитивном ключе по сравнению с «кризисом противоречия». Он говорит «Мне», так как хочет все получать первым, раньше других. Дело в том, что он еще не осознает, что у другого тоже есть свои желания, воля. Ребенок эгоцентричен. Для него смотреть как играют другие и ждать своей очереди – это пытка!
Также, он категорически отказывается одалживать свои вещи. Это нормально. Его осознание себя еще не четкое. Для ребенка его игрушки – части его самого. Одалживать их – это как отрывать от себя кусок. Отказом ребенок защищает себя от угрозы в отношении своей еще хрупкой личности.
Малыш выглядит эгоистом в глазах ваших друзей? Вы не должны оправдываться или вынуждать его быть более щедрым. В этом возрасте ребенку необходимо чувствовать себя на первом плане, распоряжаться своей территорией: уважайте этот период эгоцентризма, без которого не может сформироваться его представление о себе. Позже вы научите его и альтруизму и щедрости. Если к вам приходят гости с детьми купите несколько игрушек в двух экземплярах или попросите родителей маленького гостя приносить свои.

3 года
В три года у ребенка формируется прочное целостное переживание себя, это фундамент для дальнейшего построении личности. Мир ребенка делится на «Я» и «Другие», и он может обозначить свое отношение и к себе и другим людям. К 4 годам ребенок способен сформулировать то, что его отличает от других: «Я хорошо играю в футбол... а Данил быстро бегает». Сравнивая себя с другими, он получает более или менее точное представление о себе. В этом возрасте появление в семье младшего ребенка или визит гостей больше не будут восприниматься им как угроза для его личности.
Не беспокойтесь, если в три года ваш ребенок все еще думает, что он центр Вселенной. Возможно, он еще не готов принять тот факт, что во вселенной миллиарды звезд. Ребенку необходимо считать себя очень сильным и важным, в ожидании, когда он сможет проявить себя по настоящему, и утвердиться в социуме.



Просмотров: 544
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Ребенок гоняется за мамой (6 - 9 мес.). Как игры помогают в этот период?
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Что делать, если ваш ребенок в 3-4 года отказывается ходить на горшок?
  • Моё тело - это Ребенок... и этот ребенок женского пола))
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Когда ребенок начинает спрашивать про Смерть
  • Ребенок для себя: как, когда, зачем
  • Если ребенок болеет ангиной пол года...
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Когда ребенок все время болеет. Немного о причинах детских психосоматических расстройств.
  • Если хотите, чтобы ваш ребенок читал.
  • 3 способа не выйти из себя, когда ребенок доводит
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Ребенок, о котором заботилась мать, будет чувствовать себя непобедимым.
  • Ребенок плохо говорит в 3 года.
  • Вопрос читателя: как правильно вести себя, когда ребенок ревет и психует?
  • Ребенок плохо говорит в 3 года. Что делать?
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Как себя чувствует ребенок в утробе?
  • Если ваш ребенок в этом году идет в школу
  • Психологическая травма: когда ребенок получает травму
  • Почему ребенок не слушается? Неспослушный ребенок - уставший ребенок?
  • Если ребенок сам себе значимый взрослый.
  • Когда маленький ребенок становится большой проблемой



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь