|
Клуб психологической поддержки учителей "РОСТОК"Автор статьи: Дульцева Елена Валерьевна
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.
Л.Н. Толстой В этой статье мне хотелось бы рассказать о создании в нашей гимназии клуба психологической поддержки учителей «РОСТОК». Несомненно, школьный учитель – один из важнейших участников образовательной системы. Личность учителя – один из ключевых факторов, обеспечивающих эффективность обучения и воспитания подрастающего поколения. Поэтому, учителя являются категорией, требующей не меньшего внимания в системе образования, чем учащиеся. Совершенствование стиля деятельности и общения, развитие профессионального самосознания, предупреждение деформаций в личностном развитии, дезадаптации в профессии – важные задачи в работе с учителями. Психологическое сопровождение деятельности учителей имеет психопрофилактическую направленность, связанную с приобретением учителями навыков психической саморегуляции. Особенностью педагогических коллективов является то обстоятельство, что около 80% школьных педагогов – женщины. Помимо того, что педагог с выраженными эмоциональными проблемами может содействовать закреплению нарушений психологического здоровья у детей, он будет тормозить и личностное развитие учащихся. А детям всегда нужен взрослый как образец для подражания. Даже подростки тянутся к эмоционально устойчивым людям, хотя на словах могут отрицать такую необходимость. Что говорить о младших школьниках, которые сами заявляют о своей готовности даже внешне копировать учительницу. Современный ритм жизни, когда родители мало бывают со своими детьми и не дают им образцов для идентификации, ставит вопрос о необходимости эмоциональной стабильности педагогов всё острее и острее. Я полагаю, что работа по сохранению психологического здоровья учителей сегодня является важнейшей составляющей деятельности школьного психолога. Какая же ролевая позиция психолога может считаться конструктивной? Пожалуй, в ней нужно выделить две стороны – эмоциональную и рациональную. На эмоциональном уровне психолог оказывает педагогу соответствующую поддержку: помогает решать его собственные задачи развития, самоактуализироваться в педагогической деятельности. На рациональном – он, как человек, обладающий специальными знаниями и умениями, является медиатором, переводчиком с детского языка на взрослый, с языка родителей на язык учителей и т.п. В этом случае психолог, оказывающий эмоциональную поддержку, будет способствовать сохранению психологического здоровья педагогов, а психолог-медиатор – создавать условия для сохранения здоровья учащихся. Поэтому я решила создать в нашей гимназии клуб психологической поддержки учителей «РОСТОК». Проведение занятий в клубе «Росток» направлено на создание таких условий, в которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание практическим путём. Речь идёт о психолого-педагогических знаниях и навыках, позволяющих педагогам:
В ходе занятий проводится работа по формированию у учителей навыков эффективного педагогического общения и взаимодействия, развитию педагогической осознанности и рефлексии, личностного и профессионального роста, развитию творческих способностей педагогов. Использование в процессе практических занятий методик для самодиагностики позволяет педагогам лучше узнать себя, определить собственные точки личностного и профессионального развития, стимулируя при этом их к личностному росту. Организация работы клуба «Росток» способствует реализации целенаправленного психолого-педагогического просвещения педагогов и играет немаловажную роль в повышении эффективности учителя. Систематическая работа клуба позволяет:
Повышение эффективности профессиональной деятельности учителя имеет большое значение в оптимизации труда педагога, обучении и воспитании школьников, с одной стороны, а с другой – помогает сохранению психического здоровья самого учителя, гармонизации его жизнедеятельности, межличностного взаимодействия с окружающими людьми. Прежде чем начать работу с педагогами, на первом педсовете, в конце августа, проводиться опрос о наиболее важных и интересных темах. Естественно, одно-два мероприятия посвящены теме эмоционального выгорания и сохранения здоровья педагогов. Было решено осуществлять работу клуба в каникулярное время. За три года существования клуба были проведены следующие мероприятия:
Конечно, учителя – люди очень занятые: журналы, отчётная документация… и в каникулы их тоже очень трудно собрать. Изначально, на мои тренинги и семинары приходили 2-4 человека. Но чем дальше, тем больше учителей стали участвовать в моих мероприятиях. В дальнейшем планируется расширить рамки клуба и приглашать учителей из других школ. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|