Клуб психологической поддержки учителей "РОСТОК"

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.

Л.Н. Толстой

В этой статье мне хотелось бы рассказать о создании в нашей гимназии клуба психологической поддержки учителей «РОСТОК».

Несомненно, школьный учитель – один из важнейших участников образовательной системы. Личность учителя – один из ключевых факторов, обеспечивающих эффективность обучения и воспитания подрастающего поколения.

Поэтому, учителя являются категорией, требующей не меньшего внимания в системе образования, чем учащиеся. Совершенствование стиля деятельности и общения, развитие профессионального самосознания, предупреждение деформаций в личностном развитии, дезадаптации в профессии – важные задачи в работе с учителями.

Психологическое сопровождение деятельности учителей имеет психопрофилактическую направленность, связанную с приобретением учителями навыков психической саморегуляции. Особенностью педагогических коллективов является то обстоятельство, что около 80% школьных педагогов – женщины.

Помимо того, что педагог с выраженными эмоциональными проблемами может содействовать закреплению нарушений психологического здоровья у детей, он будет тормозить и личностное развитие учащихся. А детям всегда нужен взрослый как образец для подражания. Даже подростки тянутся к эмоционально устойчивым людям, хотя на словах могут отрицать такую необходимость. Что говорить о младших школьниках, которые сами заявляют о своей готовности даже внешне копировать учительницу. Современный ритм жизни, когда родители мало бывают со своими детьми и не дают им образцов для идентификации, ставит вопрос о необходимости эмоциональной стабильности педагогов всё острее и острее.

Я полагаю, что работа по сохранению психологического здоровья учителей сегодня является важнейшей составляющей деятельности школьного психолога.

Какая же ролевая позиция психолога может считаться конструктивной? Пожалуй, в ней нужно выделить две стороны – эмоциональную и рациональную. На эмоциональном уровне психолог оказывает педагогу соответствующую поддержку: помогает решать его собственные задачи развития, самоактуализироваться в педагогической деятельности. На рациональном – он, как человек, обладающий специальными знаниями и умениями, является медиатором, переводчиком с детского языка на взрослый, с языка родителей на язык учителей и т.п. В этом случае психолог, оказывающий эмоциональную поддержку, будет способствовать сохранению психологического здоровья педагогов, а психолог-медиатор – создавать условия для сохранения здоровья учащихся.

Поэтому я решила создать в нашей гимназии клуб психологической поддержки учителей «РОСТОК».

Проведение занятий в клубе «Росток» направлено на создание таких условий, в которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание практическим путём. Речь идёт о психолого-педагогических знаниях и навыках, позволяющих педагогам:

  • организовать эффективный процесс обучения и воспитания школьников с содержательной и методической точек зрения;
  • построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах;
  • осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.

В ходе занятий проводится работа по формированию у учителей навыков эффективного педагогического общения и взаимодействия, развитию педагогической осознанности и рефлексии, личностного и профессионального роста, развитию творческих способностей педагогов. Использование в процессе практических занятий методик для самодиагностики позволяет педагогам лучше узнать себя, определить собственные точки личностного и профессионального развития, стимулируя при этом их к личностному росту. Организация работы клуба «Росток» способствует реализации целенаправленного психолого-педагогического просвещения педагогов и играет немаловажную роль в повышении эффективности учителя.

Систематическая работа клуба позволяет:

  • повышать уровень психологической культуры и качество практической профессиональной подготовки учителей, основанной на синтезе психологических знаний и педагогического опыта;
  • содействовать развитию у педагогов навыков эффективной коммуникации в профессиональной деятельности;
  • осуществлять мероприятия по оптимизации профессиональной деятельности педагогов и сохранению их психологического здоровья;
  • способствовать улучшению форм и содержания деятельности и общения педагогов в диаде «учитель-ученик», создавать благоприятные психологические условия для полноценного психического и личностного развития каждого ребёнка, его комфорта и безопасности в социуме;
  • улучшать психологический микроклимат в школьном коллективе; содействовать удовлетворению потребностей участников педагогического процесса в психологическом комфорте и благоприятных условиях для творческой самореализации.

Повышение эффективности профессиональной деятельности учителя имеет большое значение в оптимизации труда педагога, обучении и воспитании школьников, с одной стороны, а с другой – помогает сохранению психического здоровья самого учителя, гармонизации его жизнедеятельности, межличностного взаимодействия с окружающими людьми.

Прежде чем начать работу с педагогами, на первом педсовете, в конце августа, проводиться опрос о наиболее важных и интересных темах. Естественно, одно-два мероприятия посвящены теме эмоционального выгорания и сохранения здоровья педагогов. Было решено осуществлять работу клуба в каникулярное время.

За три года существования клуба были проведены следующие мероприятия:

  • Обучающий семинар для учителей: «Составляющие психологического климата».
  • Обучающий семинар с элементами тренинга для учителей: «Профилактика профессионального выгорания».
  • Тренинг: «Давайте учится не «гореть»!»
  • Мастер-класс: «Организация психолого-педагогического сопровождения подростка с осложненным поведением».
  • Тренинг: «Стрессовый и не стрессовый стили жизни».
  • Тренинг: «Сохранение здоровья педагогов».
  • Обучающий семинар: «Аудиал, визуал, кинестетик - особенности восприятия и переработки информации».

Клуб психологической поддержки учителей РОСТОК

Конечно, учителя – люди очень занятые: журналы, отчётная документация… и в каникулы их тоже очень трудно собрать. Изначально, на мои тренинги и семинары приходили 2-4 человека. Но чем дальше, тем больше учителей стали участвовать в моих мероприятиях. В дальнейшем планируется расширить рамки клуба и приглашать учителей из других школ.



Просмотров: 571
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Деятельность школьного психолога по сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса
  • «Мониторинг качества работы районного методического объединения учителей экономики с помощью психолого-педагогической диагностики»
  • МАК в психологическом сопровождении профессионального становления будущих учителей
  • Взаимосвязь характеристик исполн. деятельности с "якорями карьеры" личности у педагогов
  • Особенности формирования профессионального самосознания педагогов-психологов.
  • Рефлексия эмоционального состояния как способ предупреждения эффекта профессионального выгорания педагогов и психологов
  • Первые шаги в работе школьного психолога с большим коллективом учителей
  • Опыт подготовки занятий для групп подростков, педагогов и родителей.
  • Кто он? Аудиал, визуал, кинестетик??? (информация для педагогов и родителей)
  • О вопросах социально-психологической готовности подростков к профессиональной деятельности
  • Жестокость школьных учителей
  • Методические рекомендации для учителей и воспитателей начальной школы по устранению упущений развития.
  • Профилактика эмоционального выгорания педагогов - план проведения тренинга
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога
  • Про учителей и их детей
  • «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
  • Сохранение и укрепление психологического здоровья школьников в условиях современной школы
  • Семинар-практикум для педагогов по профилактике суицидов у детей и подростков.
  • Использование приемов релаксации для профилактики возникновения психологической усталости у педагогов.
  • Синдром эмоционального выгорания педагогов – источник конфликтов в образовательной среде.
  • Развивающий диалог как метод предупреждения психического выгорания у педагогов
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Как справиться?
  • Мой комментарий: О выгорании учителей
  • Профессиональное выгорание учителей
  • Подростковый селфхарм. Рекомендации для учителей.
  • Почему гнобят врачей и учителей
  • Нападения на учителей и психология масс
  • Формирование девиантологической компетентности будущих учителей
  • Детская гиперактивность – бред учителей или реальность?!
  • Взаимодействие родителей и педагогов в школьном процессе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь