Мой комментарий: О выгорании учителей

Автор статьи: Ольга Ткачук

Мой комментарий О выгорании учителей

Как понять, что учитель «выгорел»? 

Никто не будет спорить, что учительская профессия изобилует стрессами: постоянная эмоциональная включенность и высокая ответственность за жизнь и здоровье детей, отсутствие должного уважения к учительскому труду, недостаточная зарплата (как следствие, большое кол-во часов нагрузки), большое количество внеурочной работы, «трудные» ученики, вездесущие родители, чаты, высокий ритм работы, гонка за наградами/ дипломами/ рейтингами, постоянная нехватка времени, постоянные проверки и контроль, неумение сказать «нет», отказаться от дополнительной  «авральной» работы, постоянно сдерживаемые  негативные эмоции и, думаю, это еще не все факторы.

Выгорание здесь выступает как защита. Это значит, что стресс был настолько длительным, а переживания настолько интенсивны, что психика вынуждена была отключить все эмоции (в крайней стадии эмоционального выгорания). И человек, призванный помогать другим, становится черствым, холодным и равнодушным.

Стадии профессионального выгорания

Наверное, все наблюдали признаки деформации у таких специалистов: когда разговариваешь с врачом или паспортисткой, а у нее все способности к состраданию отключены, человек функционирует, но при этом у него на лице написано: «Вас много, а я одна, и в гробу я вас всех видала».

У учителей тоже довольно часто встречается. Но это уже крайняя степень выгорания. А до этого есть несколько стадий — сначала эйфория, когда мы работаем на износ, горя каким-то проектом или делом. Часто молодые учителя приходят с таким настроем в профессию.

Потом уже чувствуется некоторая усталость, при этом довольно быстро происходит восстановление. Хватает выходных/каникул/отпуска, чтобы опять взяться за дело с новыми силами — это вторая стадия выгорания. И в принципе, если на этой стадии замечать сигналы своего тела об усталости, знать способы восстановления, давать себе полноценный отдых, то можно вполне долго работать и жить. А если нагрузка не снижается и отдых не наступает (какой отпуск может быть у учителя в середине года?), процесс идет дальше.

На 3-й стадии все чаще проскакивает чувство «я себе не принадлежу», «я делаю не то, что хочу», «я должен себя заставлять» и «больше не могу». Именно на этой стадии ярко проявляются различные негативные эмоции — от постоянного раздражения и гнева до полной апатии и болезней тела.

Если человек вовремя сам не позаботится о своем теле, тело обязательно найдет способ отомстить или взять себе отдых (в виде внезапного аппендицита или перелома, например — когда хочешь-не хочешь, а уже не встанешь и не пойдешь на работу). Ну и психика не может не отреагировать выстраиванием непробиваемой брони. И здесь уже отпуском не обойдешься — надо искать и устранять причины выгорания (хронического стресса).   

Эмоциональное выгорание — болезнь

Эмоциональное выгорание — общемировая проблема. Буквально недавно эмоционального выгорания официально был признан недугом в ВОЗ. Это означает, что теперь «выгорание на работе» является основанием для получения больничного и наблюдения у доктора.

Но у нас не принято ни обращаться за помощью (к врачам, психотерапевтам, психологам), ни учитывать фактор выгорания для вынесения диагноза. И чем выше степень выгорания, тем маловероятнее, что педагог обратится за помощью.

Почему? Во-первых, в нашей ментальности нет привычки заботиться о себе. И если о своем телесном здоровье мы еще худо-бедно переживаем (и то зачастую, когда уже тело не просто намекает, а кричит хроническими болезнями и болью), то о психическом благополучии некоторые даже не догадываются переживать.

«Ты устал? Слабак… А вот в наше время люди ночами разгружали вагоны, а с утра шли на работу и ничего…». Так говорили родители, а потом это стало внутренним голосом многих людей, выросших в советское время.

Плюс в эту же копилку нечувствительность к себе, своему телу и своим потребностям. «Все лучшее — детям», «Умру, но подготовлюсь к выступлению на конференции и открытому уроку». А напряжение накапливается, способы его снятия обычно либо отсутствуют («учитель не имеет право на эмоции!») либо весьма примитивны (поплакаться коллегам/подругам/ в подушку, накричать на собственных детей или мужа, выпить стаканчик вина в выходной либо поработать на даче на грядках).

Во-вторых, предположим, педагог не привык заботиться о себе, его никогда никто этому не учил. Но есть же специалисты, которые призваны помочь педагогам справляться с подобного рода трудностями — психологи (да, в обязанности школьного психолога входит не только работа с детьми и родителями, но и с педагогами). Думаете, к ним стоит очередь из педагогов за помощью? «Какой тренинг по профилактике эмоционального выгорания? Я лучше домой на час раньше уйду или мне еще тетради проверять», — считают они. Да, бесспорно, и уйти хочется пораньше, и тетради надо проверить. Но важно понимать, что траты времени на себя — это не траты, а инвестиции.

В-третьих, у учителей, особенно старой закалки, отмечается в принципе достаточно негибкая структура личности. Они обычно сильны духом, очень принципиальны, непримиримы к недостаткам (как к чужим, так и к своим).  И это неудивительно — ведь издавна учитель считался «несущим знамя передовых знаний», на него должны были равняться дети, он всегда на виду. Но, как говорил один из классиков психологии Фриц Перлз: Чем жестче характер, тем сильнее невроз.

Что делать?

1. Осознать свой уровень выгорания и что оно (выгорание) у вас есть, признать свои чувства и телесные проявления: (ответьте на вопрос «Что я чувствую?», «Что происходит с моим телом?»).

2. Найти подходящий для вас метод восстановления, выхода из эмоционального выгорания или обратиться за помощью («Что я могу сделать для себя?» «Кто мне может помочь?»). Сейчас очень популярны всевозможные техники медитации, направленного внимания, телесные, дыхательные и арт-терапевтические упражнения и пр. Так почему бы педагогам применять инновации не только в работе с учениками, но и с самими собой? Этому легко научиться и несложно использовать в работе и в жизни.

3. Восстановить понимание своей ценности в деятельности: («Какой смысл моей деятельности?», «Приносит ли мне моя работа радость?»). Это на самом деле ключевой вопрос. Все остальное тогда не будет иметь значение.


Комментарий опубликован в статье https://rebenok.by/articles/stature/difficulty/26983-vybezhala-iz-klassa-i-rasplakalas-chto-skryvaetsya-za-professiei-uchitelya.html?fbclid=IwAR3xC0klTnl185MKQ9aEMfx_KuwpY7XL5y1nTkfYGJdRQYlh4lhXMLemD74



Просмотров: 235
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Эмоциональное выгорание. Синдром эмоционального выгорания. Как бороться?
  • Синдром эмоционального выгорания. Стадии.
  • Эмоциональное выгорание. Профилактика профессионального выгорания.
  • Психологическая помощь дошкольным педагогам в ситуации эмоционального выгорания
  • Синдром эмоционального выгорания на работе.
  • Рефлексия эмоционального состояния как способ предупреждения эффекта профессионального выгорания педагогов и психологов
  • Доктор Айболит. Признаки профессиональной деформации и эмоционального выгорания
  • Синдром профессионального эмоционального выгорания. Пути выхода.
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Как справиться?
  • «Меня здесь нет» или синдром эмоционального выгорания
  • Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) у специалистов помогающих профессий: проявления и самопомощь
  • Коучинг в профилактике эмоционального выгорания
  • «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
  • Факторы эмоционального выгорания (1)
  • Синдром профессионального эмоционального выгорания
  • Тренинг профилактики эмоционального выгорания.
  • Первые признаки эмоционального выгорания
  • Синдром эмоционального выгорания. Клинические проявления.
  • Синдром эмоционального выгорания. Факторы возникновения.
  • Причины эмоционального выгорания (2)
  • Синдром эмоционального выгорания. Что делать, когда вы "дошли до ручки"?
  • Опыт выхода из синдрома эмоционального выгорания.
  • У Вас синдром Эмоционального Выгорания? Начните с этого?
  • Сказка о волшебнице (терапия профессионального и эмоционального выгорания)
  • Профилактика эмоционального выгорания педагогов - план проведения тренинга
  • Почему возникает синдром эмоционального выгорания и как с ним справиться.
  • Синдром эмоционального выгорания педагогов – источник конфликтов в образовательной среде.
  • Синдром эмоционального выгорания. Не выгорающие личности.
  • Метод арт-терапии в преодолении «синдрома эмоционального выгорания»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь