|
Мой комментарий: О выгорании учителейАвтор статьи: Ольга Ткачук
Как понять, что учитель «выгорел»? Никто не будет спорить, что учительская профессия изобилует стрессами: постоянная эмоциональная включенность и высокая ответственность за жизнь и здоровье детей, отсутствие должного уважения к учительскому труду, недостаточная зарплата (как следствие, большое кол-во часов нагрузки), большое количество внеурочной работы, «трудные» ученики, вездесущие родители, чаты, высокий ритм работы, гонка за наградами/ дипломами/ рейтингами, постоянная нехватка времени, постоянные проверки и контроль, неумение сказать «нет», отказаться от дополнительной «авральной» работы, постоянно сдерживаемые негативные эмоции и, думаю, это еще не все факторы. Выгорание здесь выступает как защита. Это значит, что стресс был настолько длительным, а переживания настолько интенсивны, что психика вынуждена была отключить все эмоции (в крайней стадии эмоционального выгорания). И человек, призванный помогать другим, становится черствым, холодным и равнодушным. Стадии профессионального выгорания Наверное, все наблюдали признаки деформации у таких специалистов: когда разговариваешь с врачом или паспортисткой, а у нее все способности к состраданию отключены, человек функционирует, но при этом у него на лице написано: «Вас много, а я одна, и в гробу я вас всех видала». У учителей тоже довольно часто встречается. Но это уже крайняя степень выгорания. А до этого есть несколько стадий — сначала эйфория, когда мы работаем на износ, горя каким-то проектом или делом. Часто молодые учителя приходят с таким настроем в профессию. Потом уже чувствуется некоторая усталость, при этом довольно быстро происходит восстановление. Хватает выходных/каникул/отпуска, чтобы опять взяться за дело с новыми силами — это вторая стадия выгорания. И в принципе, если на этой стадии замечать сигналы своего тела об усталости, знать способы восстановления, давать себе полноценный отдых, то можно вполне долго работать и жить. А если нагрузка не снижается и отдых не наступает (какой отпуск может быть у учителя в середине года?), процесс идет дальше. На 3-й стадии все чаще проскакивает чувство «я себе не принадлежу», «я делаю не то, что хочу», «я должен себя заставлять» и «больше не могу». Именно на этой стадии ярко проявляются различные негативные эмоции — от постоянного раздражения и гнева до полной апатии и болезней тела. Если человек вовремя сам не позаботится о своем теле, тело обязательно найдет способ отомстить или взять себе отдых (в виде внезапного аппендицита или перелома, например — когда хочешь-не хочешь, а уже не встанешь и не пойдешь на работу). Ну и психика не может не отреагировать выстраиванием непробиваемой брони. И здесь уже отпуском не обойдешься — надо искать и устранять причины выгорания (хронического стресса). Эмоциональное выгорание — болезнь Эмоциональное выгорание — общемировая проблема. Буквально недавно эмоционального выгорания официально был признан недугом в ВОЗ. Это означает, что теперь «выгорание на работе» является основанием для получения больничного и наблюдения у доктора. Но у нас не принято ни обращаться за помощью (к врачам, психотерапевтам, психологам), ни учитывать фактор выгорания для вынесения диагноза. И чем выше степень выгорания, тем маловероятнее, что педагог обратится за помощью. Почему? Во-первых, в нашей ментальности нет привычки заботиться о себе. И если о своем телесном здоровье мы еще худо-бедно переживаем (и то зачастую, когда уже тело не просто намекает, а кричит хроническими болезнями и болью), то о психическом благополучии некоторые даже не догадываются переживать. «Ты устал? Слабак… А вот в наше время люди ночами разгружали вагоны, а с утра шли на работу и ничего…». Так говорили родители, а потом это стало внутренним голосом многих людей, выросших в советское время. Плюс в эту же копилку нечувствительность к себе, своему телу и своим потребностям. «Все лучшее — детям», «Умру, но подготовлюсь к выступлению на конференции и открытому уроку». А напряжение накапливается, способы его снятия обычно либо отсутствуют («учитель не имеет право на эмоции!») либо весьма примитивны (поплакаться коллегам/подругам/ в подушку, накричать на собственных детей или мужа, выпить стаканчик вина в выходной либо поработать на даче на грядках). Во-вторых, предположим, педагог не привык заботиться о себе, его никогда никто этому не учил. Но есть же специалисты, которые призваны помочь педагогам справляться с подобного рода трудностями — психологи (да, в обязанности школьного психолога входит не только работа с детьми и родителями, но и с педагогами). Думаете, к ним стоит очередь из педагогов за помощью? «Какой тренинг по профилактике эмоционального выгорания? Я лучше домой на час раньше уйду или мне еще тетради проверять», — считают они. Да, бесспорно, и уйти хочется пораньше, и тетради надо проверить. Но важно понимать, что траты времени на себя — это не траты, а инвестиции. В-третьих, у учителей, особенно старой закалки, отмечается в принципе достаточно негибкая структура личности. Они обычно сильны духом, очень принципиальны, непримиримы к недостаткам (как к чужим, так и к своим). И это неудивительно — ведь издавна учитель считался «несущим знамя передовых знаний», на него должны были равняться дети, он всегда на виду. Но, как говорил один из классиков психологии Фриц Перлз: Чем жестче характер, тем сильнее невроз. Что делать? 1. Осознать свой уровень выгорания и что оно (выгорание) у вас есть, признать свои чувства и телесные проявления: (ответьте на вопрос «Что я чувствую?», «Что происходит с моим телом?»). 2. Найти подходящий для вас метод восстановления, выхода из эмоционального выгорания или обратиться за помощью («Что я могу сделать для себя?» «Кто мне может помочь?»). Сейчас очень популярны всевозможные техники медитации, направленного внимания, телесные, дыхательные и арт-терапевтические упражнения и пр. Так почему бы педагогам применять инновации не только в работе с учениками, но и с самими собой? Этому легко научиться и несложно использовать в работе и в жизни. 3. Восстановить понимание своей ценности в деятельности: («Какой смысл моей деятельности?», «Приносит ли мне моя работа радость?»). Это на самом деле ключевой вопрос. Все остальное тогда не будет иметь значение.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|