|
Факторы эмоционального выгорания (1)Автор статьи: Альбина Васильевна Русанова
Термин «синдром сгорания (выгорания) личности» ввел в 1974 г. американский психиатр Х. Дж. Фрейденбергер, работавший в альтернативной службе медицинской помощи. Для характеристики психологического состояния людей хелперских профессий (от английского help - помогать) – это врачи, священники, психологи, педагоги, юристы, социальные работники, психотерапевты и т. д. он разработал новую модель для рассмотрения дистресса и функциональных нарушений, связанных с работой. Рассматривая тест Бойко, который определяет уровень эмоционального выгорания, мне захотелось разобраться в причинах этого феномена и ее симптомах. Ведь это явление проявляется не только в профессиональной деятельности хелперов. В настоящее время синдром профессионального выгорания определяется как состояние эмоционального, психического и физического истощения, развивающегося в результате хронического неразрешённого стресса на рабочем месте. Его компоненты: - эмоциональное истощение, или чувство опустошенности и усталости, нарушение сна и аппетита, ощущение безнадежности, апатии и равнодушия, вызванное работой; - деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда; - редукция профессиональных достижений - возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. Вот основные факторы, которые группировались в два больших блока: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Факторы возникновения выгорания: Индивидуальные факторы: Социально-демографические факторы: 1. Возраст. 2. Пол. 3. Уровень образования. 4. Семейное положение. 5. Стаж работы. Личностные особенности специалиста: 1. Выносливость. 2. Локус контроля. 3. Стиль сопротивления. 4. Самооценка. 5. Экстраверсия. 6. Нейротизм (тревожность). Организационные факторы Условия работы специалиста: 1. Рабочие перегрузки. 2. Дефицит времени. 3. Продолжительность рабочего дня. Содержание труда специалиста: 1. Число клиентов. 2. Острота их проблем. 3. Глубина контакта с клиентом. 4. Участие в принятии решений. 5. Обратная связь. 6. Стимулирование. Но кроме вышеперечисленных факторов мы наблюдаем и социально-психологические: Немало важен такой аспект, который, как правило, отсутствует - это поддержка со стороны коллег и людей, стоящих выше по своему профессиональному и социальному положению и подразумевает наличие корпоративной культуры, демократический стиль руководства, который считается наиболее безопасным, а также поддержка других лиц, например родственников, друзей и т.д. Но в жизни мы часто наблюдаем невежливое отношение ни к подчиненным, ни в конечном итоге к себе, что также ведет к эмоциональным срывам и выгораниям. Практически все исследования специалистов в области выгорания показывают наличие взаимосвязи между позицией работников – хелперов (и, как выяснилось, не только их) и синдромом эмоционального выгорания особенно его истощением и деперсонализацией (см. выше). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|