Нападения на учителей и психология масс

Нападения на учителей и психология масс

5 сентября 9-классник из Ивантеевки совершил нападение на учителя – он ударил её топориком для разделки мяса в область головы, а потом устроил стрельбу и пожар в школе. Напуганные одноклассники в ужасе прыгали из окон, вследствие чего все пострадавшие были госпитализированы.

Как выяснилось, старшеклассник стоял на учёте у психиатра по причине суицидальных намерений, и свой демарш он планировал заранее, и даже писал об этом на своей страничке в социальной сети. Вдохновил его на этот шаг пример американских старшеклассников, открывших стрельбу по ученикам и учителю, отправив на тот свет 13 человек. Но это следствие поступка, а в чём же причина?

Остановлюсь на 4-х наиболее вероятных триггерах данного поведения:

  1. психическое расстройство;
  2. личностные особенности человека (замкнутость, погружённость во внутренний мир, неумение выстраивать коммуникацию, ранимость, злопамятность, вспыльчивость, нарциссическая акцентуация);
  3. нехватка психологов в школах (часто на 1 большую школу приходится 1 или, в лучшем случае, 2 психолога, которые при этом завалены бумажной отчётностью, и которые, вследствие этого, не имеют полноценной возможности для проведения диагностики и оказания психологической помощи, а особенно ученикам, находящимся на учёте у психиатра);
  4. конфликты с родителями (подросток может быть из внешне благополучной семьи, но родители, например, будут глухими к его внутренним потребностям, культивирующими чувство вины и разжигающие агрессию своим критиканством, обесцениванием и предъявлением завышенных требований или просто не обращающими внимания на него - в итоге подросток вынужден решать свои психологические проблемы как может - уходом в агрессивные компьютерные игры, издевательством над животными, примыканием к разным неформальным сообществам, уходом в наркозависимость и т.д.);
  5. Школьный буллинг, наряду с психическими расстройствами - самая распространённая причина агрессии учащихся. Не редко сами учителя глухи и слепы к тому, что происходит с их учениками. Низкую успеваемость, замкнутость, дерзость ученика они воспринимают как педагогическую запущенность, избалованность, а не душевный разлад с самим собой. И, вместо того, чтобы поддержать такого ученика психологически, они начинают его травить. Я сама часто бываю свидетелем таких сцен, как учитель не пытается понять, а постоянно твердит ученику, который и без того находится на грани: «твоё поведение ужасно, я поставлю тебе «2» и ты не закончишь этот класс!», «я расскажу твоим родителям, что ты остаёшься на второй год» и т.д.

Отношение учителя к ученику и сама личность учителя прямым образом влияет на психологический климат в классе. Если учитель постоянно критикует и принижает ученика, то и одноклассники не будут относиться к нему хорошо. Всё это превратится в школьную психологическую травлю.

Изгой чувствует себя ничтожным и это чувство собственной незначительности настолько мучительно, что в итоге он решает бросить вызов обществу путём совершения суицида, либо становясь палачом, чтобы, хотя бы ненадолго, ощутить свою грандиозность.

По свидетельствам очевидцев, у старшеклассника были сложные отношения с учениками, которые его высмеивали, и проблемы с учёбой.

Почему учитель виновен в буллинге учащихся?

З. Фройд в книге «Психология масс и анализ человеческого я» исследует поведение человека в толпе или в каком-то коллективе, имеющем «вожака» - лидера, обладающего харизмой (престижем).

В ситуации класса таким «вожаком» выступает учитель. В толпе или в коллективе стираются индивидуальные качества человека (в данном случае ученика), и он принимает ценности большинства, сливаясь, таким образом, с коллективной массой. Как пишет Фройд «гетерогенное поглощается гомогенным».

Для чего ученики стирают свою индивидуальность в коллективе, подражая поведению большинства?

  1. психологическое единение с другими даёт им ощущение собственной силы и защищённости;
  2. в коллективе всякое чувство и действие заразительно и является следствием
  3. восприимчивости к внушению лидера (учителя).

В момент травли другого в человеке пробуждаются его бессознательные влечения, тяга к насилию, самоуправству, жестокости.

Человек в толпе выпускает наружу своих «демонов», вытесненных из сознания чувств гнева, обиды, ненависти, которые он испытывает, возможно, в отношении своего родителя (или каких-то жизненных обстоятельств). А объект травли становится объеком-заместителем, на который можно спустить весь накопленный негатив.

Так, например, политические диктаторы, чтобы воодушевить народ на борьбу, сплотиться и получить его лояльность, начинают «махать» перед ним красной тряпкой в виде врага. Найти врага и объединиться против него – почувствовать свою силу в единстве и выпустить гнев против кого-то. Согласитесь, какой разрушительной силой обладает данная манипуляция!

Этот "враг" начинает восприниматься массой людей как причина всех их жизненных неудач. Равно как и "враг" или изгой начинает винить массы во всех своих несчастьях.
И, несмотря на умозаключение Фройда, что личный интерес редко бывает двигателем в коллективе, что участники коллектива переносят свою недополученную потребность в родительской любви на своего лидера, и главный интерес, который ими движет – эмоциональная привязанность к лидеру, стремление угодить ему, заслужить его внимание и любовь; что коллективным бессознательным управляет страх утраты "родительской" любви, я всё же склоняюсь к тому, что личный интерес присутствует.
И этот интерес выражается именно в легализованном смещении агрессии, о котором писал Фройд в своей работе. Человек в массе начинает отыгрывать на предполагаемом враге всю свою фрустрацию, копившуюся годами, а потом "враг" пытается отыграться на массе.

Чем опасно создавать изгоев в коллективе?

Фройд приводит пример, что, пока люди верили в идею, что есть Христос, который любит всех одинаково, в обществе был порядок. Но когда миф о существовани Христа попытались развенчать, начало расти количество преступлений и беспорядков.

Таким образом, все члены коллектива нуждаются в одинаковой любви своего лидера. Создание же изгоя приводит к тому, что против него начинают выступать другие, а сам изгой озлобляется и стремится к самоуничтожению или мести.

«Нарциссическое себялюбие - пишет Фройд, - находит предел только в любви к другим людям».

Так давайте не враждовать, а любить друг друга, не разделяя людей на любимчиков и изгоев, тогда, может, и зла на земле будет меньше.

 

Дорогие читатели, спасибо за Ваше внимание к моим статьям!

Чтобы получить  мою консультацию, перейдите по ссылке

https://www.psyoffice.ru/helenburk/#consultation



Просмотров: 406
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Подари мне вместо своих чувств любви , свое чувство стыда" .Клинический случай
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Изгой в коллективе
  • Проблема: Влюбленность ученика в учителя.
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Манипуляция таким словом, как, "цивилизация". Как сделать, чтобы так не манипулировали тобой.
  • Чувство справедливости против "Свой - Чужой". Или Ноам Хомский против Мишель Фуко.
  • "Бусинка" Сказка о месте в жизни(семье или коллективе)
  • Ищите "своего". Не половинку. А именно "своего" человека...
  • Чтобы ваше "потом" не превратилось в "никогда"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Как найти смысл жизни? Легко! "TOP 3" готовые программы предназначения человека. Выбери свою.
  • "ЧТО ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ?"-почему психолог часто задает этот вопрос
  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • Дополнение к тому, "как найти своего партнера".
  • "Если ты в любви изгой, если муж ушел к другой..."
  • Психологи не против РПЦ, РПЦ не против психологов: а были ли "скрепы"?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Учитель, излечи ученика!
  • "Это же бабушка.. Как общаться, чтобы не испытывать чувство вины?"
  • Эпидемия "славных" людей или как опасно быть хорошим для всех.
  • День "прав человека против жестокости и насилия" или Правила жизни Маленького принца
  • "Корона сползла...!" или как принять другого таким, какой он есть
  • "Не живи" - как человек рушит свою жизнь.
  • Как тренируется любовь или о "врагах", как лучшем "тренажёре" любви
  • "Все мы родом из детства"... или Патологии родительской "любви" …
  • Человек, который вас не "переносит" без причины. Кто он?
  • 15 вещей, которые вы можете сделать, чтобы вырастить свою частную психологическую практику
  • Общий ответ на вопрос "Как прокачать свою дисциплину, если с ней проблемы"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь