|
Нападения на учителей и психология массАвтор статьи: Буркова Елена Викторовна
5 сентября 9-классник из Ивантеевки совершил нападение на учителя – он ударил её топориком для разделки мяса в область головы, а потом устроил стрельбу и пожар в школе. Напуганные одноклассники в ужасе прыгали из окон, вследствие чего все пострадавшие были госпитализированы. Как выяснилось, старшеклассник стоял на учёте у психиатра по причине суицидальных намерений, и свой демарш он планировал заранее, и даже писал об этом на своей страничке в социальной сети. Вдохновил его на этот шаг пример американских старшеклассников, открывших стрельбу по ученикам и учителю, отправив на тот свет 13 человек. Но это следствие поступка, а в чём же причина? Остановлюсь на 4-х наиболее вероятных триггерах данного поведения:
Отношение учителя к ученику и сама личность учителя прямым образом влияет на психологический климат в классе. Если учитель постоянно критикует и принижает ученика, то и одноклассники не будут относиться к нему хорошо. Всё это превратится в школьную психологическую травлю. Изгой чувствует себя ничтожным и это чувство собственной незначительности настолько мучительно, что в итоге он решает бросить вызов обществу путём совершения суицида, либо становясь палачом, чтобы, хотя бы ненадолго, ощутить свою грандиозность. По свидетельствам очевидцев, у старшеклассника были сложные отношения с учениками, которые его высмеивали, и проблемы с учёбой. Почему учитель виновен в буллинге учащихся? З. Фройд в книге «Психология масс и анализ человеческого я» исследует поведение человека в толпе или в каком-то коллективе, имеющем «вожака» - лидера, обладающего харизмой (престижем). В ситуации класса таким «вожаком» выступает учитель. В толпе или в коллективе стираются индивидуальные качества человека (в данном случае ученика), и он принимает ценности большинства, сливаясь, таким образом, с коллективной массой. Как пишет Фройд «гетерогенное поглощается гомогенным». Для чего ученики стирают свою индивидуальность в коллективе, подражая поведению большинства?
В момент травли другого в человеке пробуждаются его бессознательные влечения, тяга к насилию, самоуправству, жестокости. Человек в толпе выпускает наружу своих «демонов», вытесненных из сознания чувств гнева, обиды, ненависти, которые он испытывает, возможно, в отношении своего родителя (или каких-то жизненных обстоятельств). А объект травли становится объеком-заместителем, на который можно спустить весь накопленный негатив. Так, например, политические диктаторы, чтобы воодушевить народ на борьбу, сплотиться и получить его лояльность, начинают «махать» перед ним красной тряпкой в виде врага. Найти врага и объединиться против него – почувствовать свою силу в единстве и выпустить гнев против кого-то. Согласитесь, какой разрушительной силой обладает данная манипуляция! Этот "враг" начинает восприниматься массой людей как причина всех их жизненных неудач. Равно как и "враг" или изгой начинает винить массы во всех своих несчастьях. И, несмотря на умозаключение Фройда, что личный интерес редко бывает двигателем в коллективе, что участники коллектива переносят свою недополученную потребность в родительской любви на своего лидера, и главный интерес, который ими движет – эмоциональная привязанность к лидеру, стремление угодить ему, заслужить его внимание и любовь; что коллективным бессознательным управляет страх утраты "родительской" любви, я всё же склоняюсь к тому, что личный интерес присутствует. И этот интерес выражается именно в легализованном смещении агрессии, о котором писал Фройд в своей работе. Человек в массе начинает отыгрывать на предполагаемом враге всю свою фрустрацию, копившуюся годами, а потом "враг" пытается отыграться на массе. Чем опасно создавать изгоев в коллективе? Фройд приводит пример, что, пока люди верили в идею, что есть Христос, который любит всех одинаково, в обществе был порядок. Но когда миф о существовани Христа попытались развенчать, начало расти количество преступлений и беспорядков. Таким образом, все члены коллектива нуждаются в одинаковой любви своего лидера. Создание же изгоя приводит к тому, что против него начинают выступать другие, а сам изгой озлобляется и стремится к самоуничтожению или мести. «Нарциссическое себялюбие - пишет Фройд, - находит предел только в любви к другим людям». Так давайте не враждовать, а любить друг друга, не разделяя людей на любимчиков и изгоев, тогда, может, и зла на земле будет меньше. Дорогие читатели, спасибо за Ваше внимание к моим статьям! Чтобы получить мою консультацию, перейдите по ссылке https://www.psyoffice.ru/helenburk/#consultation Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|