Много раз от детей слышал обвинения в адрес учителей. Что они жестоки, называют детей "баранами", "идиотами" и т.д.
Приходит ко мне на консультацию девочка 15-и лет, допустим, Глаша. Жалуется на то, что жутко боится ГИА и ЕГЭ, которые уже на носу. Рассказывает про свою учительницу, допустим, Марью Фицджеральдовну, которая на каждом уроке говорит детям: "Вы тупые, вы не сдадите!". Довольно понятен такой страх, правда?
Интереса ради опросил несколько групп детей на тренингах, бывают ли случаи оскорбления со стороны учителей. "Постоянно!" - отвечают дети. Затем приводят список слов, которыми их называют учителя. Те, которые сеют светлое и доброе. Потом дети, будто желая оправдать учителей, говорят: "Нуууу, не все такие... Есть и хорошие".
Конечно, есть. Есть замечательные педагоги, Учителя. Быть может, их даже большинство. Но меньшинства ведь по своей природе более деятельные.
Думаю, что если взрослые захотят вспомнить, то найдут в своей памяти множество случаев откровенного издевательства со стороны учителей над ними.
(здесь минутка на воспоминания)
Почему так происходит?
По роду своей деятельности мне доводилось видеть педагогов в двух разных состояниях:
1) Урок
2) Родительское собрание
Часто это два разных человека.
Основное отличие в том, что на собрании за учителем наблюдают, его оценивают. Причем люди, которые могут иметь над ним власть.
На уроке же власть принадлежит учителю и только ему. Вот тут и вылезают разные тараканы, которые и превращают урок в сеанс психологического (а бывает и физического) насилия.
Что нам с этим делать?
Верить. Верить своему ребенку. Часто нам хочется думать, что чадо преувеличивает, может и так. Но в любом случае, стоит разбираться. Я не призывают вытряхивать дух из всех учителей, не призываю устраивать допросы.
Во-первых, если Вы придете к учителю ради "серьезного разговора", пострадает Ваш ребенок. На кого будет направлен гнев учителя? На беззащитного.
Во-вторых, есть возможности влиять на учителей через администрацию, через коллективные письма родительских комитетов (о да, это работает). Можно обратиться с подозрениями к родителям одноклассников, быть может, они как-то дополнят или изменят картину.
В-третьих, Ваш ребенок будет знать, что столкнувшись с несправедливостью и жестокостью, он сможет обратиться к Вам, что Вы поймете и выслушаете его. Это работает на доверие, на уважение в Ваших отношениях с ребенком.
Еще раз повторюсь, что данная статья - это результат наблюдений и личное мнение автора. Она имеет отношение далеко не ко всем учителям.
P.S. Знаете какой возраст у детей самый добрый, жизнерадостный и дружелюбный? До 2-го класса.