Профессиональное выгорание учителей

Презентация

Термин «Эмоциональное выгорание» введен американским психиатром Х.Дж.Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с учениками, клиентами, пациентами, в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Это, прежде всего, учителя, воспитатели, врачи. Деятельность их весьма различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который (с эмоциональной точки зрения) трудно поддерживать продолжительное время.

В.В. Бойко выделяет ряд внешних и внутренних факторов, которые провоцируют эмоциональное выгорание.

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ:

- Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность.Она связана с интенсивным общением, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействие на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, взвешивать альтернативы и принимать решения.

- Дестабилизирующая организация деятельности. Ее признаки: нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо сконструированная и нечеткая информация, наличие в ней «бюрократического шума» - мелких подробностей, противоречий, завышенные требования.

 

- Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции. Представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Приходится постоянно принимать на себя его энергетические разряды. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежат нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных учащихся, пациентов, клиентов. Плата высока — нервное перенапряжение. У школьного учителя за день проведения уроков самоотдача и самоконтроль столь значительны, что к следующему рабочему дню психические ресурсы практически не восстанавливаются.

- Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности. Определяется двумя основными обстоятельствами — конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель-подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега-коллега». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других — искать способы экономии психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания — держаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы.

- Психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения. У педагогов и воспитателей это деи с аномалиями характера, нервной системы и задержками психического развития. В процессе профессиональной деятельности почти ежедневно попадается ученик, который «портит вам нервы» или «доводит до белого каления». Невольно специалист начинает упреждать подобные случаи и прибегать к экономии эмоциональных рессурсов, убеждая себя при помощи формулы «не следует обращать внимание». Механизм психологической защиты найден, но эмоциональная отстраненность постепенно приводит к деформации личности учителя, ухудшает его человеческие и профессиональные качества.

К внутренним факторам, обусловливающим эмоциональное выгорание, относят:

- Склонность к эмоциональной ригидности. Формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволят ему развиваться.

 

- Интенсивная интериоризация (восприятие и периживание) обстоятельств профессиональной деятельности. Данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Часто встречаются случаи, когда специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие ученика вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу. Профессор Решетова Т.В. Называет это безграмотным сочувствием — полным растворением в другом, слабыми границами «Я». Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их и беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Так, некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию. Но типичный вариант экономии ресурсов — эмоциональное выгорание. Учителя спустя 11-16 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности.

Бывает, что в работе чередуются периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты. Временами восприятие неблагоприятных сторон деяельности обостряется, и тогда человек очень остро переживает стрессовые ситуации, конфликты, ошибки. Например, педагог, научившийся спокойно реагировать на проявления подросткового кризиса, вдруг «срывается» в общении с определенным ребенком. Случается, что надо проявить особое внимание к ученику и его семье, однако, не в силах предпринять соответствующие шаги. Эмоциональное выгорание обернулось безразличием и апатией.

Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять участие и сопереживание субъекту своей деятельности. Соответствующее умонастроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы — безразличие, равнодушие, эмоциональную черствость.

Во-вторых, есть люди, альтруистическая эмоциональная отдача для которых ничего не значит, и они не нуждаются в ней, не испытывают от нее удовлетворения. Иное дело, личность с альтруистическими ценностями. Для нее важно помогать и сочувствовать другим. Утрату эмоциональности в общении она переживает как показатель нравственных потерь, как утрату человечности.

Нравственные дефекты и дезориентация личности. Возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми, или же приобрел их в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности. Нравственная дезориентация вызывается иными причинами — неумением отличать хорошее от плохого, благо от вреда, наносимого другой личности. Однако как в случае нравственного дефекта, так и при наличии нравственной дезориентации, формирование эмоционального выгорания облегчается. Увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии к исполняемым обязанностям.

 Неэмоциональность или неумение общаться

Невозможность высказать словами свои ощущения всегда связана с тревогой.

Трудоголизм, когда происходит камуфлирование какой-либо проблемы работой (прикрытие своей некомпетентности темпом работы)

Люди без ресурсов (социальные, родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность, цель, здоровье и т.д.)

Симптомы эмоционального выгорания условно разделяют на физические, поведенческие и психологические.

«Выгорание» очень инфекционно и может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в «собрание выгорающих». Надо отметить, что эмоциональное выгорание — процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому, часто плохо осознает свои симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять, что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении. Многие психологи считают, что «сгорание» не является неизбежным. Скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М., Информационно-издательский дом ‘’Филинъ’’, 1996.

2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. ПИТЕР, С.-Петербург,2002 г., с.221.

3. Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя. Вопросы психологии N6. 1987г.

 



Просмотров: 515
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности.
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Как справиться?
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога
  • Эмоциональное выгорание. Синдром эмоционального выгорания. Как бороться?
  • О вопросах социально-психологической готовности подростков к профессиональной деятельности
  • Эмоциональное выгорание. Профилактика профессионального выгорания.
  • Обесценивание своей профессиональной деятельности
  • Эмоциональное выгорание на работе: основные признаки и советы по решению проблемы
  • Почему я устаю от своей работы. Что такое эмоциональное выгорание.
  • Мастер-класс «Целостность и Ответственность в профессиональной деятельности »)
  • Движущая сила профессиональной деятельности сотрудников: внутренняя и внешняя мотивация
  • Личность в профессиональной деятельности.
  • Мотивация профессиональной деятельности
  • Эмоциональное выгорание: способы восстановления и профилактические меры
  • Эмоциональное выгорание: симптомы и профилактика
  • Эмоциональное выгорание и склонность к психогенным расстройствам у представителей разных профессий
  • Профессиональное выгорание при работе с людьми
  • Смена профессиональной деятельности
  • Про начало профессиональной деятельности
  • Мобильность в контексте профессиональной деятельности
  • Эмоциональное выгорание на работе: как справиться?
  • Эмоциональное выгорание – как не сгореть на работе
  • Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Осторожно! Эмоциональное выгорание педагогов
  • Аккредитация профессиональной деятельности психологов в Республике Казахстан
  • Интуиционные параметры профессиональной деятельности медицинских работников
  • Психоэмоциональные риски в профессиональной деятельности врача-стоматолога.
  • Профессиональное выгорание профессиональной мамы
  • Эмоциональное выгорание сотрудников: диагностика (часть 1).
  • Эмоциональное выгорание сотрудников: профилактика (часть 2).



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь