|
Профессиональное выгорание учителейАвтор статьи: Кондратьева Дарья Андреевна
Презентация Термин «Эмоциональное выгорание» введен американским психиатром Х.Дж.Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с учениками, клиентами, пациентами, в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Это, прежде всего, учителя, воспитатели, врачи. Деятельность их весьма различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который (с эмоциональной точки зрения) трудно поддерживать продолжительное время. В.В. Бойко выделяет ряд внешних и внутренних факторов, которые провоцируют эмоциональное выгорание. ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ: - Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность.Она связана с интенсивным общением, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействие на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, взвешивать альтернативы и принимать решения. - Дестабилизирующая организация деятельности. Ее признаки: нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо сконструированная и нечеткая информация, наличие в ней «бюрократического шума» - мелких подробностей, противоречий, завышенные требования.
- Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции. Представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Приходится постоянно принимать на себя его энергетические разряды. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежат нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных учащихся, пациентов, клиентов. Плата высока — нервное перенапряжение. У школьного учителя за день проведения уроков самоотдача и самоконтроль столь значительны, что к следующему рабочему дню психические ресурсы практически не восстанавливаются. - Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности. Определяется двумя основными обстоятельствами — конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель-подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега-коллега». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других — искать способы экономии психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания — держаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы. - Психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения. У педагогов и воспитателей это деи с аномалиями характера, нервной системы и задержками психического развития. В процессе профессиональной деятельности почти ежедневно попадается ученик, который «портит вам нервы» или «доводит до белого каления». Невольно специалист начинает упреждать подобные случаи и прибегать к экономии эмоциональных рессурсов, убеждая себя при помощи формулы «не следует обращать внимание». Механизм психологической защиты найден, но эмоциональная отстраненность постепенно приводит к деформации личности учителя, ухудшает его человеческие и профессиональные качества. К внутренним факторам, обусловливающим эмоциональное выгорание, относят: - Склонность к эмоциональной ригидности. Формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволят ему развиваться.
- Интенсивная интериоризация (восприятие и периживание) обстоятельств профессиональной деятельности. Данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Часто встречаются случаи, когда специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие ученика вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу. Профессор Решетова Т.В. Называет это безграмотным сочувствием — полным растворением в другом, слабыми границами «Я». Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их и беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Так, некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию. Но типичный вариант экономии ресурсов — эмоциональное выгорание. Учителя спустя 11-16 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности. Бывает, что в работе чередуются периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты. Временами восприятие неблагоприятных сторон деяельности обостряется, и тогда человек очень остро переживает стрессовые ситуации, конфликты, ошибки. Например, педагог, научившийся спокойно реагировать на проявления подросткового кризиса, вдруг «срывается» в общении с определенным ребенком. Случается, что надо проявить особое внимание к ученику и его семье, однако, не в силах предпринять соответствующие шаги. Эмоциональное выгорание обернулось безразличием и апатией. Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять участие и сопереживание субъекту своей деятельности. Соответствующее умонастроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы — безразличие, равнодушие, эмоциональную черствость. Во-вторых, есть люди, альтруистическая эмоциональная отдача для которых ничего не значит, и они не нуждаются в ней, не испытывают от нее удовлетворения. Иное дело, личность с альтруистическими ценностями. Для нее важно помогать и сочувствовать другим. Утрату эмоциональности в общении она переживает как показатель нравственных потерь, как утрату человечности. Нравственные дефекты и дезориентация личности. Возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми, или же приобрел их в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности. Нравственная дезориентация вызывается иными причинами — неумением отличать хорошее от плохого, благо от вреда, наносимого другой личности. Однако как в случае нравственного дефекта, так и при наличии нравственной дезориентации, формирование эмоционального выгорания облегчается. Увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии к исполняемым обязанностям. Неэмоциональность или неумение общаться Невозможность высказать словами свои ощущения всегда связана с тревогой. Трудоголизм, когда происходит камуфлирование какой-либо проблемы работой (прикрытие своей некомпетентности темпом работы) Люди без ресурсов (социальные, родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность, цель, здоровье и т.д.) Симптомы эмоционального выгорания условно разделяют на физические, поведенческие и психологические. «Выгорание» очень инфекционно и может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в «собрание выгорающих». Надо отметить, что эмоциональное выгорание — процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому, часто плохо осознает свои симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять, что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении. Многие психологи считают, что «сгорание» не является неизбежным. Скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение. 1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М., Информационно-издательский дом ‘’Филинъ’’, 1996. 2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. ПИТЕР, С.-Петербург,2002 г., с.221. 3. Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя. Вопросы психологии N6. 1987г.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|