|
Эмоциональное выгорание сотрудников: профилактика (часть 2).Автор статьи: Власкина Ирина Васильевна
Как известно, болезни легче предотвратить, чем лечить. С целью предотвращения возникновения у работников синдрома эмоционального выгорания необходимо своевременно выявлять и устранять его причины. Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что главными причинами эмоционального выгорания сотрудников являются различные виды стрессов. Причины профессионального стресса делятся на непосредственные и главные (Бодров В.А). Непосредственной причиной может стать: плохая организация рабочего места, сложное рабочее задание, дефицит времени, конфликт с руководством и др. Главной причиной возникновения трудового стресса выступают индивидуальные (психологические, физиологические, профессиональные) особенности работников такие, как недостаток знаний и опыта, повышенная тревожность и агрессивность, вредные привычки, острые и хронические заболевания и т.п. Бодров В.А также выделяет группу дополнительных стресс-факторов жизнедеятельности человека, которые предрасполагают к возникновению профессиональной деформации и усугубляют ее проявление. К ним относятся общие или глобальные (преступность, экономические спады, экологические изменения, политические и военные кризисы, рост безработицы и т.п.) и личностные стрессоры (семейные конфликты, потеря близких, юридические и финансовые проблемы, возрастные и жизненные кризисы и т.д.). Предотвратить и преодолеть синдром эмоционального выгорания работников менеджеры предприятия могу с помощью следующих способов: - использование гибкого графика работы (работники самостоятельно планируют свою деятельность, при этом менеджеры контролируют и минимизируют сверхурочную работу); - административная поддержка, концентрация на личных целях подчиненных (предлагать сотрудникам помощь в получении дополнительного образования, покупке нового дома и т.д.); - развитие высокой организационной культуры и здоровой атмосферы в трудовом коллективе, организация отдыха вместе с руководителями компании, различные корпоративные мероприятия; - карьерный и профессиональный рост персонала, организация обучения, обмена опытом с коллегами и руководителями; - обучение работников методам психологической разгрузки, саморегуляции; - справедливая кадровая политика компании относительно продвижения по служебной лестнице, отсутствие дискриминации по признакам национальности, пола, возраста; - четкая и справедливая система штрафов и поощрений; - четкость должностных обязанностей. В связи с тем, что эмоциональному выгоранию чаще подвержены специалисты типа профессий «Человек-Человек», В.В. Бойко разработал ряд рекомендаций о том, как экономно расходовать свои энергетические ресурсы при работе с людьми: 1. Неудовлетворительные обстоятельства на работе воспринимать как временное явление и пытаться изменить их к лучшему. 2. Энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным переменам, а не на злословие и обиды. 3. Замечать достижения в своей работе и хвалить себя за них. 4. В выполняемой работе видеть, прежде всего, социальный, гуманный, престижный смысл, а не конкретные и малоприятные функциональные обязанности. 5. Просьбы и требования, обращенные к кому–либо, произносить громко и четко, предварительно убедившись, что партнер в состоянии их воспринять. 6. При возникновении конфликтной ситуации осознать ее причину, сделать выводы, найти выход, но не прокручивать в сознании. 7. Своевременно решать возникающие проблемы или конфликты. 8. Не вспоминать на работе о неприятностях личной жизни и не обсуждать их с коллегами. 9. Чаще общаться с людьми, которые приятны, мягко и незаметно ограничивать общение с теми, кто неприятен. 10. Использовать способы снятия эмоционального напряжения (рисование, аутогенная тренировка, массаж, спорт и т.д.). Готова помочь всем желающим в вопросах профилактики и коррекции эмоционального выгорания. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|