Сенсорная интеграция в детской психотерапии

Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие.

 

«Внимательно относясь к функциям сенсорной интеграции своего ребенка, вы                                                    можете помочь ему стать счастливее» Э. Джин Айрес

Перелом, корь или скажем, плохое зрение выявить легко. А вот причины трудностей с учебой или  поведением ребенка не всегда очевидны. Такие нарушения часто являются следствием недостаточной сенсорной интеграции (от лат. sensus – ощущение; integratio – восстановление,  восполнение). Они встречаются у детей по всему миру и приводят к тому, что способные ребята плохо учатся в школе или неадекватно себя ведут, несмотря на хорошее воспитание и прекрасную атмосферу в семье.

         Не многие из нас задумываются о том, как работает мозг, поэтому слова сенсорная и интеграция мало знакомы.  Нервная система представляет собой сеть взаимосвязанных нервных клеток, расположенных по всему телу. Отростки нервных клеток располагаются за пределами центральной нервной системы – в коже, мышцах, суставах, внутренних органах и органах чувств.  Ощущения, вызываемые раздражителями здесь, стимулируют нервные клетки и запускают нервные процессы. Вы можете читать эту статью, потому, что зрительными сигналами стимулируются нервные клетки ваших глаз и запускаются сенсорные процессы в вашем мозгу.

Примерно до 7 лет мозг ребенка воспринимает окружающий мир, предметы и делает выводы о них, основываясь непосредственно на ощущениях. Это период так называемого сенсомоторного развития. В наш динамичный век детям не всегда хватает времени или возможностей для полноценного удовлетворения осязательных, обонятельных, вкусовых или тактильных потребностей. У многих детей этому мешают особенности восприятия, недостаточная координация или высокая двигательная активность. Микродвижения тела, происходящие во время вовлеченной компьютерной игры, застревают в теле незавершенными импульсами, мешая нервной циркуляции. Малоподвижный образ жизни за просмотром телевизора или долгое сидение за столом, на стуле, в автомобиле,  – еще одно препятствие. У большинства современных детей сенсорная интеграция не может произойти  «автоматически», подобно сердцебиению или перевариванию пищи. У них наблюдается заметная депривация (лишение, потеря) основных ощущений. Это тормозит все нервные процессы, мешая ребенку развиваться, учиться, общаться.

Ребенок с нарушениями сенсорной интеграции не может ни объяснить свои проблемы, ни понять происходящее, потому что мозговые процессы бессознательны и контролю не поддаются. Бесполезно заставлять его хорошо себя вести или быть внимательнее. Ни поощрения, ни наказания не помогают мозгу организовать тело или мысли. Только получая помощь терапевта и поддержку понимающих родителей, ребенок станет успешнее развиваться, получать удовольствие от общения с окружающими и вносить посильный вклад в общество, несмотря на возможные другие трудности.  Только если восстанавливать у ребенка баланс на уровне чувств и ощущений, можно помочь ему преодолеть эти трудности и стать счастливее.

Терапевтические занятия с использованием сенсорно - интегративной терапии чаще всего применяются в работе с детьми с отставаниями в развитии, неврологической симптоматикой, нарушениями моторики тела, речи и письма, с  проблемами адаптации, общения и поведения. Однако использование  методов сенсорной интеграции в любой развивающей или коррекционной работе, рекомендованной  ребенку, полезно и необходимо как способ восстановления вегетативного баланса, обеспечения безопасности и уверенности в пространстве, и как способ восстановления контакта  с миром и с самим собой.

Индивидуальные занятия с психологом (специалистом по детской телесной и сенсорной терапии) проводятся 1 раз в неделю в течение всего времени, пока ребенок не научится регулировать себя сам.  В большинстве случаев нужна поддержка других видов детской психотерапии (игровой, песочной, арт-терапии). Далее дети могут быть включены в групповую деятельность для адаптации приобретенных навыков.

(Статья для родителей на материале книг У. Кислинг и Э. Джин Айренс)



Просмотров: 287
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Утяжелённое одеяло в терапии сенсорной интеграции
  • Нарушения сенсорной интеграции
  • Применение метода сенсорной интеграции для коррекции расстройства аутистического спектра
  • Процессы интеграции сознания в педагогике
  • Ребенок и сенсорная интеграция
  • 5 способов восстановления нервных клеток
  • Занятие с детьми 5-6 лет с ЗПР с использованием интерактивной среды темной сенсорной комнаты
  • Восстанавливаем нервные клетки
  • Как заставить ребенка хорошо себя вести в школе и стать отличником.
  • Поведение на детской площадке: как научить ребенка вести себя
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Интеграция методов сэндплэй и гештальт- терапии в работе с конфлюэнцией
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • И все-таки она вертится... или про процессы во время терапии
  • Дети с сенсорной депривацией
  • Как ребенку помочь учиться? Часть 1. Как встречать ребенка со школы?
  • Как защитить своего ребенка и помочь ему отстоять себя
  • Рисуем с детьми! Арт-терапия. Совместное рисование родителей и детей, как способ восстановления доверия
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Агрессия и тревожность ребенка в детском доме... психологу в помощь сенсорная комната
  • Проблемы интеграции арт-терапии в социально-культурную сферу
  • Нервные расстройства у детей: что должны знать родители
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • От интеграции к инклюзии: чем интеграция отличается от инклюзии
  • Понять себя и обрести гармонию. Исцеление внутреннего ребенка
  • Возможности песочной терапии для адаптации детей к дошкольному учреждению
  • Селф в гештальт-терапии: Эго и Персоналити как процессы.
  • Тренировка сенсорной релаксации
  • Надо ли заставлять ребенка ходить на занятия (кружки), если он не хочет?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь