|
Сенсорная интеграция в детской психотерапииАвтор статьи: Портнова Анна Алексеевна
Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие.
«Внимательно относясь к функциям сенсорной интеграции своего ребенка, вы можете помочь ему стать счастливее» Э. Джин Айрес Перелом, корь или скажем, плохое зрение выявить легко. А вот причины трудностей с учебой или поведением ребенка не всегда очевидны. Такие нарушения часто являются следствием недостаточной сенсорной интеграции (от лат. sensus – ощущение; integratio – восстановление, восполнение). Они встречаются у детей по всему миру и приводят к тому, что способные ребята плохо учатся в школе или неадекватно себя ведут, несмотря на хорошее воспитание и прекрасную атмосферу в семье. Не многие из нас задумываются о том, как работает мозг, поэтому слова сенсорная и интеграция мало знакомы. Нервная система представляет собой сеть взаимосвязанных нервных клеток, расположенных по всему телу. Отростки нервных клеток располагаются за пределами центральной нервной системы – в коже, мышцах, суставах, внутренних органах и органах чувств. Ощущения, вызываемые раздражителями здесь, стимулируют нервные клетки и запускают нервные процессы. Вы можете читать эту статью, потому, что зрительными сигналами стимулируются нервные клетки ваших глаз и запускаются сенсорные процессы в вашем мозгу. Примерно до 7 лет мозг ребенка воспринимает окружающий мир, предметы и делает выводы о них, основываясь непосредственно на ощущениях. Это период так называемого сенсомоторного развития. В наш динамичный век детям не всегда хватает времени или возможностей для полноценного удовлетворения осязательных, обонятельных, вкусовых или тактильных потребностей. У многих детей этому мешают особенности восприятия, недостаточная координация или высокая двигательная активность. Микродвижения тела, происходящие во время вовлеченной компьютерной игры, застревают в теле незавершенными импульсами, мешая нервной циркуляции. Малоподвижный образ жизни за просмотром телевизора или долгое сидение за столом, на стуле, в автомобиле, – еще одно препятствие. У большинства современных детей сенсорная интеграция не может произойти «автоматически», подобно сердцебиению или перевариванию пищи. У них наблюдается заметная депривация (лишение, потеря) основных ощущений. Это тормозит все нервные процессы, мешая ребенку развиваться, учиться, общаться. Ребенок с нарушениями сенсорной интеграции не может ни объяснить свои проблемы, ни понять происходящее, потому что мозговые процессы бессознательны и контролю не поддаются. Бесполезно заставлять его хорошо себя вести или быть внимательнее. Ни поощрения, ни наказания не помогают мозгу организовать тело или мысли. Только получая помощь терапевта и поддержку понимающих родителей, ребенок станет успешнее развиваться, получать удовольствие от общения с окружающими и вносить посильный вклад в общество, несмотря на возможные другие трудности. Только если восстанавливать у ребенка баланс на уровне чувств и ощущений, можно помочь ему преодолеть эти трудности и стать счастливее. Терапевтические занятия с использованием сенсорно - интегративной терапии чаще всего применяются в работе с детьми с отставаниями в развитии, неврологической симптоматикой, нарушениями моторики тела, речи и письма, с проблемами адаптации, общения и поведения. Однако использование методов сенсорной интеграции в любой развивающей или коррекционной работе, рекомендованной ребенку, полезно и необходимо как способ восстановления вегетативного баланса, обеспечения безопасности и уверенности в пространстве, и как способ восстановления контакта с миром и с самим собой. Индивидуальные занятия с психологом (специалистом по детской телесной и сенсорной терапии) проводятся 1 раз в неделю в течение всего времени, пока ребенок не научится регулировать себя сам. В большинстве случаев нужна поддержка других видов детской психотерапии (игровой, песочной, арт-терапии). Далее дети могут быть включены в групповую деятельность для адаптации приобретенных навыков. (Статья для родителей на материале книг У. Кислинг и Э. Джин Айренс) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|