Проблемы интеграции арт-терапии в социально-культурную сферу

                       Проблемы интеграции арт-терапии в                           социально-культурную сферу.

 

                                             Сусанина И.В.

 

    

       Арт-терапия как разновидность профессиональной деятельности начала формироваться в США и Англии в 50-60 годы прошлого столетия. Пионерами арт-терапии в США стали Маргарет Наумбург и Эдит Крамер. В 40-х годах М. Наумбург стала использовать арт-терапию как одну из форм психотерапии. Она основывалась на теории Фрейда,  однако пошла на один шаг дальше него. Пациенты Наумбург не только рассказывали о своих сновидениях, но и изображали их. Образы, создаваемые пациентами Наумбург стала расценивать как символическую речь.

     В 50-х годах Э.Крамер предположила, что целительные качества художественного творчества объясняются  способностью творческой деятельности активизировать определенные психологические процессы. Крамер обнаружила, что творческий акт создания художественного продукта  связан с изменением внутреннего опыта личности и  затем ведет к сублимации, интеграции и синтезу. Не смотря на то, что художественная экспрессия не ведет непосредственно к разрешению внутреннего конфликта, она раскрывает психологическое пространство, где новые установки могут быть реализованы.

      Важный вклад в развитие арт-терапии, как особой научной дисциплины внесла Я.Квитковска, впервые использовавшая арт-терапевтические методы в семейной психотерапии. Она считала, что семейная арт-терапия помогает идентифицировать роли, исполняемые членами семьи и их статусы.

     Позднее, в 60-х годах, Дж.Райн, использовала художественную экспрессию, как средство достижения самосознания и самоактуализации   (раскрытии потенциала личности  и достижения чувства  удовлетворенности своей жизнью). Райн  придавала максимальное значение собственной интерпретации клиентом созданного творческого продукта. Клиенто-центрированный подход является одним из наиболее распространенных и в наши дни.

     В Европе также происходило развитие арт-терапии. Английский художник А.Хилл обнаружил целительное воздействие художественного самовыражения, находясь в больнице для больных туберкулезом  в сороковых годах прошлого века. Он стал развивать идею арт-терапии как  метод лечения людей, с физическими и эмоциональными расстройствами. По мнению Хилла,  именно он стал первым арт-терапевтом.  Хилл пришел к выводу о том, что занятия арт-терапией способствуют освобождению от монотонности пребывания в больнице, и  рождают чувство  надежды у людей, столкнувшихся с тяжелой болезнью.

     Э. Адамсон, другой английский  арт-терапевт, работал в качестве художника в клинической художественной студии. В 1946 году он предоставил своим пациентам среду, в которой они могли излечить себя своими собственными силами. Адамсон был убежден, что вместо того, чтобы анализировать художественные продукты, созданные пациентом, гораздо важнее вовлечь людей в художественную деятельность, которая сама по себе является целительной. Адамсон собрал коллекцию рисунков своих  душевнобольных пациентов из шестидесяти тысяч предметов, известную в настоящий период в Англии как Коллекция Адамсона.

     М.Хатун, художница, приглашенная во всемирно известную психиатрическую клинику, основанную Менингером (штат Канзас), помогала своим пациентам использовать художественную экспрессию в качестве средства освобождения от эмоциональных проблем и психических травм. Она ввела термин артсинтез, для того чтобы описать процесс самораскрытия, которое испытали многие из ее пациентом сразу после занятий в  студии. Не будучи профессиональным психотерапевтом, Хатун чувствовала, что занятия художественным творчеством дают возможность пациентам испытать чувство катарсиса и собственными силами раскрыть смысл создаваемых ими художественных продуктов.

     Опыт работы данной клиники повлиял на развитие арт-терапии в США.  Д.Джонс и Р.Олт, художники, работавшие в клинике в 60-х годах, основали  Американскую арт-терапевтическую ассоциацию.

       В современном мире арт-терапия стала  профессией с самостоятельным статусом, как в сфере образования, так и в практической деятельности.  Арт-терапия занимает также и свое собственное место по отношению к экспрессивной терапии. Экспрессивная терапия, вид деятельности, также как и арт-терапия опирающийся на целительные свойства искусства, развивалась одновременно  с арт-терапией. Другое название экспрессивной терапии – креативная терапия. Экспрессивная или креативная терапия использует в своей деятельности все жанры искусства

( изобразительное искусство, музыку,  драму, движение, и поэзию). Практика экспрессивной терапии относится к интермодальной терапии. Интермодальные техники  базируются на идее о том, что все виды искусства имеют целительный потенциал и могут  быть объединены и использованы в терапии.

     Таким образом, специалисты в области арт-терапии являются частью более широкого профессионального сообщества креативных терапевтов, к которым относятся музыко-терапевты, танцедвигательные терапевты,  поэтические терапевты и драма-терапевты. Каждая из профессий имеет собственные теоретические подходы, обучение и  практику.

     В России арт-терапия  использовалась преимущественно как метод в рамках психиатрии и психотерапии. Однако в последнее десятилетие арт-терапия бурно развивается  в самостоятельную дисциплину. Наиболее серьезная работа ведется в Санкт-Петербурге, где создана Арт-терапевтическая ассоциация,  работает авторская программа канд. мед. наук Копытина А.И.,  включающая базовую информацию по арт-терапии (при  Государственном институте практической психологии «Иматон»); проводится ежегодная международная арт-терапевтическая конференция; начиная с 1997 издается мультидисциплинарный журнал «Исцеляющее искусство». В Институте педагогического мастерства  в Санкт-Петербурге ведется последипломная подготовка арт-терапевтов в очно-заочной форме  с выдачей дипломов государственного образца; в Ульяновском педагогическом университете под управлением доктора педагогических наук, профессора Лебедевой Д.М.  ведутся научные исследования  в направлении развития арт-терапии в сфере  образования;  в Институте психотерапии и клинической психологии в Москве открыт курс подготовки арт-терапевтов с последующей сертификацией (на базе психологического или медицинского образования).

             Арт-терапия, как научный метод, возникла в условиях  западной культуры. Существенные  социально-экономические, культуральные, социально-психологические различия, сложившиеся между  двумя политическими мирами объясняют  трудности становления  профессиональной  арт-терапевтической деятельности в России.

      Однако  перспективы развития арт-терапии  в России  связаны одновременно с социально-экономическими условиями жизни страны,  с укреплением  демократических основ государства и общества, а также,  с дальнейшей интеграцией России в мировое сообщество, преодолением социально-культурных барьеров возникших в советскую эпоху.

     Таким образом, можно сформулировать три группы проблем, существующих в настоящее время на пути успешной интеграции арт-терапии в социально-культурную деятельность. К ним относятся:

-         проблема подготовки специалистов;

-         проблема организации профессиональной ниши, включая государственную поддержку в создании рабочих мест, определения статуса арт-терапевта в системе социально-культурной деятельности;

-         проблема становления арт-терапии в социально-культурной сфере в контексте формирования новых  потребностей общества  (как альтернатива  психотерапии).

Каждая из перечисленных проблем имеет свое решение.

В частности, профессиональная подготовка специалистов видится как последипломная специализация для студентов гуманитарных вузов. Данная подготовка может осуществляться базовыми вузами, как на бюджетной, так и на платной основе.

      Очевидно, что  последипломную подготовку арт-терапевтов в контексте социально-культурной сферы целесообразно развернуть в следующих направлениях:

- овладение основами изобразительного искусства;

-         ознакомление со спецификой социально-культурной сферы с точки зрения организационно-управленческой и методической;

-         глубокое изучение психологических аспектов арт-терапевтической деятельности (психоанализа, психологии образов и символов, психотерапии);

-          изучение теоретических основ арт-терапии;

-         обучение практической арт-терапевтической деятельности (посредством обучающих групповых арт-терапевтических сессий).

         Для реализации программы подготовки специалистов  желательна, по крайней мере, частичная государственная финансовая поддержка, однако, основные затраты по обучению скорее всего лягут на плечи будущих студентов. Гипотетически желающие овладеть новой профессией в настоящее время проживают в крупных населенных пунктах и мегаполисах. Именно там они  могут быть востребованы прежде всего.

        Организация профессиональной ниши для деятельности арт-терапевтов в социально-культурной сфере, по-видимому, является трудно преодолимой проблемой  при отсутствии государственной поддержки. А это означает, что должен быть утвержден государственный профессиональный стандарт, определен контекст создания рабочих мест, и  профессиональный статус арт-терапевта ( утверждение тарифной сетки оплаты , продолжительность рабочего дня и т. п.)

      Становление арт-терапии в социально-культурной сфере, очевидно, будет возможно, лишь при решении двух предыдущих проблем. Наиболее оптимальный путь видится в организации открытых арт-студий, сочетающих в своей деятельности работу традиционных изостудий и непосредственно арт-терапевтическую  работу, которая в первую очередь может быть направлена  на развитие креативности,  внутрисемейных отношений,  коммуникативных навыков, преодоление кризисных периодов и многих других проблем социально-культурного, социально-психологического характера. Подобные студии могут создаваться как на базе уже существующих социально-культурных учреждений (клубов, домов и центров творчества, музеев, библиотек), а также на  базе различных современных развлекательных центров. Оптимальное решение оплаты специалистов в этой области видится в сочетании государственного финансирования в работе с малоимущими и инвалидами,  и оказании платных услуг другим группам населения.

       Арт-терапия, возникшая в рамках клинической  деятельности, успешно используется в мире именно как прекрасный инструмент оказания психологической помощи населению, всем нуждающимся и вне контекста психоневрологических центров.

В настоящее время в России уже сложились необходимые и достаточные  условия для интеграции арт-терапии в социально-культурную сферу. Первые шаги должны сделать специалисты, уже работающие в этой области и государственные организации ( в лице своих сотрудников), от которых зависит решение проблемы.

 

 

 

 

    

 

     

 

                  

 

 

 

 



Просмотров: 479
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О вопросах социально-психологической готовности подростков к профессиональной деятельности
  • Эмоциональное выгорание и его профилактика в работе специалистов социально - реабилитационных центров.
  • В арт-терапии продукт деятельности живой!
  • Методологические и социально-психологические проблемы инклюзивнго образования
  • Опыт становления творческой личности. Клиническая и социально-психологическая парадигма (научная статья)
  • Терапия в арт-терапии (и не только), проработка травмы.
  • Депрессия менеджера. Стратегическое решение проблем в профессиональной деятельности.
  • Устройство общества на основе социально-психологических концепций
  • Социально ориентированное предпринимательство Белгородской области
  • социально-психологические особенности людей пожилого возраста
  • Сравнительный анализ терапии Дж. Янга и Системной Семейной Терапии Субличностей Р. Щварца
  • Теория интеграции личности как основа практической деятельности психолога
  • EMDR (ДПДГ) терапия - краткосрочный вид терапии
  • Песочная терапия в психологическом консультировании. Интеграция семейной доски в песочной терапии.
  • Терапия отношениями: пару слов о гештальт-терапии
  • Индивидуальная или групповая терапия? Показания для оптимальной терапии
  • Исследование социально-психологических аспектов уверенности и ассертивности личности
  • Личностные и социально-психологические особенности людей, склонных к экстремальным видам спорта
  • Жизнь напоказ, или В чем отличие терапии в группе от индивидуальной терапии
  • МИФЫ ОБ АРТ-ТЕРАПИИ: чем и почему она отличается от творчества и искусства?
  • Стратегия развития психоаналитической терапии в Санкт-Петербурге.
  • Свободная игра детей как средство социально-коммуникативного развития
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Метод сказкотерапии в коррекции социально- педагогической запущенности детей.
  • Социально-психологические особенности формирования криминального поведения несовершеннолетних
  • Исследование характеристик социально-психологического климата
  • Волонтёрство в онкопсихологии как ответ на социально значимые проблемы
  • Метод терапии художественным образом в психологическом консультировании
  • "Центр социально-психологического сопровождения людей, страдающих химической зависимостью"
  • Особенности социально – доверительных отношений у детей, с депривацией психического развития.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь