Сравнительный анализ терапии Дж. Янга и Системной Семейной Терапии Субличностей Р. Щварца

В последнее время многие психологи активно начинают рассматривать психику с позиции понятия "множественности". Иными словами, психика состоит из множества "внутренних обьектов". Это понятие давно не ново. З.Фрейд говорит об Ид. Эго, Супер Эго; М.Кляйн говорит о теории объектных отношений; Р. Ассаджиоли говорит о субличностях; Э. Берн говорит о трех эго-состояниях: родитель, ребенок, взрослый. Все это про одно, о том, что психика множественна. 

Я очень заинтересовалась этими исследованиями. Решила провести сравнительный анализ двух терапевтических теорий, который на данный момент активно используются в работе в клиентами. Это подход Р. Шварца Системная Семейная Терапия Субличностеи и Схема тепария Дж. Янга. В данной статье приведу краткие выдержки из своего исследования.

Общим для этих терапий является следующее:

  1. Рассматривают психику человека, как "множественную" организованную систему.
  2. В формировании субличностей (частей "Я") главную роль играю неудовлетворенные потребности, травматический опыт. Внутренняя система перестраивается на защиту главных, а потом самых уязвимых членов системы.
  3. Оба подхода работают с клиентами (пациентами) у которых была психологическая травма (травмы развития, травмы жизненных кризисов), травмы насилия (сексуального, физического), в том числе хронического; с личностными расстройствами, в том числе пограничным личностным расстройствами
  4. В частичной мере одинаково понимаются поведенческие проявления субличностей (частей "Я"). Субличности Изгнанники у Шварца совпадают с копинг-стилем капитуляция у Дж. Янга. Субличность Пожарных у Шварца совпадает с копинг-стилем гиперкомпенсация у Дж. Янга.
  5. Отношения "клиент-терапевт" строятся по двум принципам: ограниченное родительство (репарентинг) и эмпатическая конфронтация.

Но тем не менее различия у них следующие:

  1. ССТС является системной интегративной моделью, применимой как в работе с одним человеком, так и с семейной группой. СТ включает в себя идеи Когнитивно-бихевиоральной терапии, теории привязанности, экзистенциально-гуманистического и психодинамического подхода. Это когнитивная версия работы с частями "Я" (режимами), фокусированная на ранних дезадаптивных схемах пациента.
  2. В ССТС субличность (часть "Я") понимается как отдельная, автономная, ментальная система, обладающая индивидуальным диапазоном эмоций, способов выражаться, набором способностей, стремлений и образов мира, разного возраста, и даже половой принадлежности. Схема-терапия же называет части "Я" - режимами (схема-режимы) - это переходящие эмоциональные состояния вызываемые действием конкретной схемы.
  3. Р. Шварц говорит о том, что центр личности - это Самость. Самость наделяется качествами лидера, руководителя. Схема-терапия исходит из концепции режимов, и говорит о том, что у человека есть два здоровых режима: здорового взрослого и счастливого ребенка.
  4. С точки зрения ССТС возникающие трудности у клиента могут происходить в следующих случаях: нарушения баланса в семье, поляризация в семейной системе, поляризация частей, травматический опыт. Схема-терапия держит фокус на человеческих потребностях, которые (вкупе с сопровождающими неудовлетворенные потребности фрустрациями) рассматриваются в качестве главного фактора, влияющего на генез психологических проблем. Формирование глубинных убеждений. Базисные схемы.
  5. В ССТС главная задача найти Самость клиента, помочь Самости восстановить лидерство. Одна из основных задач Схема-терапии - помочь клиенту осознать и более четко определить собственные потребности, научиться удовлетворять эти потребности надлежащим и достойным образом, а также эмоционально перерабатывать потребности, которые не были удовлетворенны в детстве и никогда не будут удовлетворенны, так как пациент уже является взрослым человеком.
  6. В ССТС клиент сам дает название (имя) своей части, опираясь на свои внутренние ощущения и интерпретации, через формирование образа части. В схеме-терапии обсуждение модели полезно начинать с режима уязвимого ребенка и дисфункциональных родительских режимов, затем вводить понятие копинговых режимов и режима здорового взрослого.

7. Р. Шварц использует следующие методы работы с частями "Я": внутренний взор, внутренняя комната, прямой доступ. Схема-терапия использует в работе с пациентом все техники КПТ, поведенческие техники, работа с искажениями в мышлении, переносами (контрпереносами), глубинными убеждениями эмоционально-фокусированные интервенции (упражнения на воображение "Рескриптинг"), работа с двумя стульями

В заключении хочу сказать, что обе терапии хорошо постороенны и структурированны. Единственное, что схема терапия рассматривает только линейные связи (родитель-ребенок), в то время, как ССТС рассматривает все в системе (внутренней и внешней)



Просмотров: 623
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Понятие "система" в интегративной семейной терапии
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Схема диалога о чувствах" копилка практических техник
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • о фильме "Стыд" ("Shame") с точки зрения психодинамической теории
  • Психоанимационная терапия. Символ-образы "Поляна", "Цветок"
  • Та самая схема "A-В-С" и как она работает.
  • Практики на исцеление "Детской части". Упражнение "Рондо" Джона Энрайта.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • О чем говорит фраза "Я за своего ребенка жизнь отдам!"?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Терапия без присутствия" или "неслучившиеся клиенты"
  • Терапия НЛП "Линия времени" и "SMART"
  • Современная КБТ-терапия Пограничного личностного расстройства (Схема-терапия Янга)
  • Что делать, когда клиент говорит "нет".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Работа с метафорой (упражнение "Моя книга" с набором "Слова и смыслы")
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Одиночество как ресурс или когда внутреннии ребенок говорит: "Привет".
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?
  • Размышление о чувствах. Скука. Ребенок говорит: "Мне скучно!"
  • "Мама, я тебя не люблю" - говорит вам ваш ребенок. Правда ли это?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь