В последнее время многие психологи активно начинают рассматривать психику с позиции понятия "множественности". Иными словами, психика состоит из множества "внутренних обьектов". Это понятие давно не ново. З.Фрейд говорит об Ид. Эго, Супер Эго; М.Кляйн говорит о теории объектных отношений; Р. Ассаджиоли говорит о субличностях; Э. Берн говорит о трех эго-состояниях: родитель, ребенок, взрослый. Все это про одно, о том, что психика множественна.
Я очень заинтересовалась этими исследованиями. Решила провести сравнительный анализ двух терапевтических теорий, который на данный момент активно используются в работе в клиентами. Это подход Р. Шварца Системная Семейная Терапия Субличностеи и Схема тепария Дж. Янга. В данной статье приведу краткие выдержки из своего исследования.
Общим для этих терапий является следующее:
Рассматривают психику человека, как "множественную" организованную систему.
В формировании субличностей (частей "Я") главную роль играю неудовлетворенные потребности, травматический опыт. Внутренняя система перестраивается на защиту главных, а потом самых уязвимых членов системы.
Оба подхода работают с клиентами (пациентами) у которых была психологическая травма (травмы развития, травмы жизненных кризисов), травмы насилия (сексуального, физического), в том числе хронического; с личностными расстройствами, в том числе пограничным личностным расстройствами
В частичной мере одинаково понимаются поведенческие проявления субличностей (частей "Я"). Субличности Изгнанники у Шварца совпадают с копинг-стилем капитуляция у Дж. Янга. Субличность Пожарных у Шварца совпадает с копинг-стилем гиперкомпенсация у Дж. Янга.
Отношения "клиент-терапевт" строятся по двум принципам: ограниченное родительство (репарентинг) и эмпатическая конфронтация.
Но тем не менее различия у них следующие:
ССТС является системной интегративной моделью, применимой как в работе с одним человеком, так и с семейной группой. СТ включает в себя идеи Когнитивно-бихевиоральной терапии, теории привязанности, экзистенциально-гуманистического и психодинамического подхода. Это когнитивная версия работы с частями "Я" (режимами), фокусированная на ранних дезадаптивных схемах пациента.
В ССТС субличность (часть "Я") понимается как отдельная, автономная, ментальная система, обладающая индивидуальным диапазоном эмоций, способов выражаться, набором способностей, стремлений и образов мира, разного возраста, и даже половой принадлежности. Схема-терапия же называет части "Я" - режимами (схема-режимы) - это переходящие эмоциональные состояния вызываемые действием конкретной схемы.
Р. Шварц говорит о том, что центр личности - это Самость. Самость наделяется качествами лидера, руководителя. Схема-терапия исходит из концепции режимов, и говорит о том, что у человека есть два здоровых режима: здорового взрослого и счастливого ребенка.
С точки зрения ССТС возникающие трудности у клиента могут происходить в следующих случаях: нарушения баланса в семье, поляризация в семейной системе, поляризация частей, травматический опыт. Схема-терапия держит фокус на человеческих потребностях, которые (вкупе с сопровождающими неудовлетворенные потребности фрустрациями) рассматриваются в качестве главного фактора, влияющего на генез психологических проблем. Формирование глубинных убеждений. Базисные схемы.
В ССТС главная задача найти Самость клиента, помочь Самости восстановить лидерство. Одна из основных задач Схема-терапии - помочь клиенту осознать и более четко определить собственные потребности, научиться удовлетворять эти потребности надлежащим и достойным образом, а также эмоционально перерабатывать потребности, которые не были удовлетворенны в детстве и никогда не будут удовлетворенны, так как пациент уже является взрослым человеком.
В ССТС клиент сам дает название (имя) своей части, опираясь на свои внутренние ощущения и интерпретации, через формирование образа части. В схеме-терапии обсуждение модели полезно начинать с режима уязвимого ребенка и дисфункциональных родительских режимов, затем вводить понятие копинговых режимов и режима здорового взрослого.
7. Р. Шварц использует следующие методы работы с частями "Я": внутренний взор, внутренняя комната, прямой доступ. Схема-терапия использует в работе с пациентом все техники КПТ, поведенческие техники, работа с искажениями в мышлении, переносами (контрпереносами), глубинными убеждениями эмоционально-фокусированные интервенции (упражнения на воображение "Рескриптинг"), работа с двумя стульями
В заключении хочу сказать, что обе терапии хорошо постороенны и структурированны. Единственное, что схема терапия рассматривает только линейные связи (родитель-ребенок), в то время, как ССТС рассматривает все в системе (внутренней и внешней)
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.