Селф в гештальт-терапии: Эго и Персоналити как процессы.

Автор статьи: Евгений Ирисов

Великий шутник был Ф. Перлз, основатель гештальт-терапии. Когда начинаешь вчитываться в его базовые труды, да хотя бы в ту же "Теорию гештальт-терапии", возникает масса вопросов.

Вот, например: Почему, говоря о функции Эго и рассматривая ее как постоянно длящийся процесс отождествления/отчуждения,  интроекты, как некие представления, факты о себе на основании которых процессы Эго функции прерываются, автор размещает в персоналити? И что тогда персоналити? Склад знаний о себе?  

"личность (в нашем понимании персоналити, прим. автора статьи) - это предположение о том, чем является субъект, служащее ему основанием для объяснения своего поведения, когда таковое потребуется" [2, стр. 206] 

Размышляя над ним я пришел пока к следующей идее.

С точки зрения методологии (в версии ММПК, смотрите в сторону работ Анисимова О.С.) понятие, как модель, отражающая реальность носит объектный характер. Это значит, что в нем описываются не только элементы (рядоположенность), взаимосвязи между ними (структура), но и идея, функция, предназначение этого нечто (система, или "побудительность" в терминах отечественной психологии). Понятие описывает не только как устроен, но и как живет объект. И в этом смысле проверка понятия на объектность означает соответствие требованиям непрерывности, процессуальности и объектной каузальности.

Лишь в этом случае понятие "оживает" в мышлении.

И тогда интроект "Мальчики не плачут" размещенный в персоналити, это не про мальчика с сухими глазами (перечисление свойств), это про мальчика осуществляющего действие по неплаканию (сдерживанию себя) в определенной сложной для него ситуации (объект, реализующий присущий ему процесс в поле организм-среда).

Иными словами, под интроектом понимается не то, какой я (описание характеристик), а то, как я взаимодействую с окружающим миром, средой в типовых ситуациях (описание процесса взаимодействия со средой). Этакая инструкция по использованию: в ситуации А я есть осуществляющий действие Y.

Кстати, если обратить внимание на практику терапии, то и "переписывание" интроектов происходит зачастую посредством:

  • выведения интроецированного представления в зону осознавания посредством телесных или двигательных практик (а они процессуальны сами по себе). 
  • и  включения клиента в новую деятельность (процесс), лежащую за границами спектра привычных, доступных действий - формирование нового опыта поведения и, соответственно, присвоения новой версии представления "я делающий".

Тогда становится понятным, каким образом содержание персоналити взаимодействует с процессами отождествления/отчуждения функции эго. Представление о себе это не "преграда"/"заслонка" на пути развития процесса контакта. Механизм прерывания контакта осуществляется через встраивание неоптимального подпроцесса (исходящего не из творческого приспособления к ситуации здесь и сейчас, а тянущийся из прошлого) в процесс контактирования в поле организм-среда. 

Кажущейся противоречие процесс - факт (процессуальная природа эго и персоналити как "каталог представлений о себе") снимается. Они одной процессуальный природы.

И да, тогда и постоянный процесс "дописывания" персоналити, изменения представлений о себе это процесс переписывания процессов, а не описаний. Процесс пишет процессы. 

Как-то так. Коллеги, а какова ваша точка зрения?

Литература:

1. Анисимов О.С.  Методологический словарь для управленцев - М.: Издательство: ФГОУ РосАКО АПК, Год издания: 2002, 295 с.

2. Перлз Ф. Теория гештальт-терапии - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2015 - 320 с. 

 



Просмотров: 544
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Фрагмент работы с зависимостью. Интеграция метода "песочной терапии" в терапевтический процесс
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Что понимается под "гештальтом" в контексте гештальт-терапии?
  • "Мужские" и "женские" энергии, и почему эти представления вредят отношениям
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Аффект тормозит интеллект". Как сделать процесс обучения приятным для ребенка.
  • Боль - это специфический полевой процесс, который Хеллингер называл "прерванное движение"
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • Понятие "система" в интегративной семейной терапии
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • о фильме "Стыд" ("Shame") с точки зрения психодинамической теории
  • Психологический практикум: И "ад", и "рай", которые мы носим в себе
  • "Главное не победа, главное - участие" или почему процесс не менее важен, чем результат.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Синдром эмоционального выгорания. "Реанимация" в гештальт-терапии
  • "Хочу быть уверенным в себе": работа в гештальт-подходе
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Почему мальчики "любят глазами", а девочки "ушами"
  • "Зеркальные расстановки" или "Сам себе терапевт".
  • "Работа с МАК". Расклад "Путь к себе".
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "NLPt-психотерапия. Практик". Шпаргалка через "Хорошо сформулированный результат"
  • "Мы умираем лишь тогда, когда перестаём жить"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь