|
Уберите стресс из вашей жизни и будет вам счастьеАвтор статьи: Тарабаничева Виктория Александровна
Слово «стресс» давно вошло в оборот житейской речи, как и слова депрессия, невроз, «закрыть гештальт». В житейском представлении существуют разное отношение людей к стрессу. Например, две мамы обсуждают пользу и вред пребывания ребенка в детском саду. Одна говорит, что ребенок должен с ранних лет социализироваться и выполнять строгие требования воспитателя, чтобы потом в школе ему было легче «влиться» в коллектив и выполнять разные предписания. Более того частные сады совершенно не подходят, ведь там очень трепетное отношение к детям., их в попу целуют и слово поперек не говорят. А человек должен привыкать к трудностям с детства, быть стрессоустойчивым, ведь жизнь сейчас непростая. Другая мама сомнительно качает головой и предпочитает не социализировать ребенка до школы, проводить время вместе и водить иногда на разные «развивашки». Такой диалог типичен, поскольку он отражает 2 точки зрения на стресс. Первая точка зрения – стресс - зло и надо готовить детей с самых ранних лет. Вторая точка зрения - стресс – зло и надо как можно дольше держать детей подальше от стрессовых ситуаций. Житейское представление о вреде стресса поддерживают также и в кабинете врача. Например, обращается девушка к дерматологу с экземой или к неврологу с мигренью и ей также рекомендуют снижать стресс в своей жизни, меньше тревожиться, больше отдыхать. Мало кто из врачей рекомендует обратиться к психологу, дабы «разрулить» свои проблемы, а не заниматься избеганием или отрицанием. Что же такое стресс и надо ли с ним бороться и уничтожать? Одна из попыток объяснить, что такое стресс, была предпринята Гансом Селье в 1946г. По его мнению, стресс – это неспецифическая реакция организма на любое предъявленное ему требование, при этом стрессом является все, что нарушает нормальное взаимодействие индивида с окружающей средой. Стресс представляет собой мобилизацию всех защитных сил организма в ответ на стресс-фактор. Позже Лазарус высказал предположение, что важно, как именно человек воспринимает и оценивает данного событие. Более того, огромное значение имеет, как человек ощущает собственные возможности для того, чтобы справиться с этим явлением. Т. Кокс считает, что стресс - это сложная система взаимодействий между индивидом и его естественным окружением. Если внешнее окружение распознается человеком, как нечто новое, и в арсенале у человека еще нет отработанной реакции, это вызывает напряжение. Одни люди используют это напряжение, чтобы по-новому отреагировать, а другие продолжают реагировать по-старому и напряжение не уходит. Напряжение накапливается и приводит к разрушительным последствиям. Таким образом, невозможно предугадать заранее, как именно человек будет ощущать себя в той или иной ситуации и как будет справляться с появившемся напряжением. Если исходить из предпосылки, что стресс - зло и его надо избегать всевозможными способами, то тогда человеку надо полностью убрать внешние контакты из своей жизни. Пустяковая проблема для одного человека может быть бедствием для другого. Любая ситуация может быть потенциально стрессовой. А значит, с ранних лет необходима комплексная подготовка ребенка к взаимодействию со сложной ситуацией. Думаю, вам уже стало очевидно, что ни одна ни другая мама в вышеприведенном примере не рассматривает своего ребенка как активного участника в собственной жизни со своей реакцией на событие. Обе мамы видят во внешней среде того, кто полностью формирует ребенка. Более того они и с себя слагают полномочия за сопровождение ребенка в его взаимодействии с миром. Если ребенок в сложной для себя ситуации (которая может произойти, где угодно, а не только в детском саду) оказался беспомощным, не сумел справиться и не получил поддержку извне, то в будущем ему будет все сложнее и сложнее совладать с подобными ситуациями. В случае со взрослым возрастает необходимость в длительной работе с психологом. Если следствием хронического стресса стала головная боль или экзема, а стресс – это не зверь, которого можно посадить в клетку, а реакция человека на сложность и неоднозначность событий, то человеку требуется перестроить свои привычные реакции на новые, в большей степени соответствующие новым условиям. Продолжительность такой психической работы может быть и год и два года. Для иллюстрации приведу вам дзенскую притчи. В школе боевых искусств ученик подходит к Учителю и говорит: -Я хочу посвятить себя овладению этого боевого искусства. Сколько времени нужно, чтобы достичь успеха? - Десять лет - отвечает учитель - Но это слишком медленно - возражает в нетерпении ученик- Я хочу достичь мастерства раньше. Я буду упорно работать. Я готов заниматься сколько угодно часов каждый день. Сколько времени нужно, если я буду так учиться? Учитель подумал несколько секунд и ответил: «Двадцать лет». Очевидно, что учитель пытается сказать ученику, что тот прежде всего должен научиться терпению. Некоторым вещам нельзя научиться быстро, их нужно проходить шаг за шагом. Это особенно верно, когда речь идёт о том, чтобы перейти на новый уровень развития, выйти за пределы стереотипных, привычных, отработанных реакций на стресс и применить творческие способности для конструктивного разрешения стрессовых ситуаций. Буду рада сотрудничать с вами. Пожалуйста, обращайтесь. Приходите на наше Психологическое попурри 11 января в 11.00. Требуется регистрация. Подробности есть в разделе мероприятия. Активная ссылка в комментарии к данной статье. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|