Внимание и медитация

 

В последние годы возрос интерес к терапевтическим подходам, основанным на осознанности, что обусловлено появлением сведений о благотворном её влиянии на физическое и психическое состояние. Параллельно клиническим исследованиям эффективности подобных подходов,  развивается второе направление, сконцентрированное на обосновании психологических и нейрофизиологических процессов. Более точное понимание этих процессов будет способствовать развитию основанной на осознанности когнитивной терапии и позволит существенно улучшить программы  коррекции различных психологических и физиологических состояний. 

На сегодняшний день уже разработан ряд теоретических положений. Например, нейробиологические процессы желания и симпатии могут иметь влияние на ведение пациентов с различными зависимостями или расстройствами пищевого поведения, в то время как контроль и саморегулирование когнитивных и эмоциональных состояний могут быть использованы в программах, разработанных для терапии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Программы борьбы с рекуррентной депрессией могут быть направлены на осознание и выход из автоматических режимов мышления и чувствования, а для лечения тяжёлых психических заболеваний были предложены развитие самоопределения и психологической устойчивости.

Для подтверждения этих предположений решающее значение имеет улучшение понимания когнитивных, эмоциональных и нервных процессов, лежащих в их основе. Центральное место во всех концепциях обучения осознанности занимает совершенствование навыков регулирования внимания, а последние нейрофизиологические данные показывают, что регулярная практика простой медитации, основанной на осознанности (mindfulness meditation), значительно улучшает процессы управления вниманием. Это может стать отправной точкой при исследовании эффектов более сложных или расширенных практик, или при рассмотрении взаимодействия между вниманием и навыками регуляции эмоций.

Осознанность

Большинство психологических и нейрологических исследований осознанности принимают определение Джона Кабат-Зинна: "Осознанность представляет собой особый вид намеренного сосредоточения внимания на настоящем моменте, без попытки как-либо оценить его". Таким образом, осознанность включает в себя непрерывное понимание непосредственных физических ощущений, восприятий, эмоциональных состояний, мыслей и образов. Для развития и повышения уровня осознанности применяют ментальные тренинги – медитации.                                                                                Схематически основные компоненты, которые участвуют в практике осознанности, описаны в Ливерпульской модели осознанности (рисунок 1).Внимание и медитация

Осознанность, медитация и внимание

Тренировка и совершенствование внимания играют ключевую роль в большинстве психологических и буддийских практик осознанности и являются основной темой настоящего обзора.

И всё же тренировка навыков внимания лежит в основе эмоциональной и когнитивной гибкости, позволяя развиться способности  без осуждения поддерживать осознание собственных мыслей, чувств и переживаний. Это, в свою очередь, изменяет  поведение и положительно отражается на здоровье и субъективном самочувствии. 

Центральное место в этом процессе занимают медитации, способные успокоить и стабилизировать ум, они являются предпосылкой для второго типа более продвинутой медитации. Эти две формы тренировки получили названия «медитативные практики фокусировки внимания (ФВ) и открытого мониторинга (ОМ)». Хотя концептуально ФВ и ОМ могут разделяться, но простая форма тренировки осознанности вовлекает оба компонента. 

Особый интерес представляют процессы, составляющие основу этих практик. С точки зрения когнитивной нейробиологии, внимание обычно рассматривается с позиции трёх основных функций:

(1) модуляция возбуждения, повышенной бдительности и напряженного внимания;

(2)  отбор стимулов;

(3)  регуляции процессов внимания. 

Три разные, хотя и взаимосвязанные, системы внимания поддерживают эти функции: система сигнализации, ориентации и исполнительного контроля, соответственно. 

Можно схематично представить области головного мозга, связанные с этими  системами. 

Правая лобная и правая теменная области коры и таламус задействованы в системе сигнализации.

Верхние отделы коры теменной области, височно-теменное соединение, лобные глазные поля и верхний бугорок участвуют в ориентации.

Передний поясной, боковые вентральные и префронтальные отделы коры головного мозга и базальные ганглии способствуют исполнительному контролю. Последние данные нейровизуализации позволил выделить в системе исполнительного контроля систему значимости. Эта система отвечает за контроль распознавания субъективно значимых, важных событий в разных сферах (когнитивной, гомеостатической или эмоциональной) и передает сигналы исполнительным системам. И еще одна система - пассивного режима работы мозга.                                                                                                                  На рисунке 2(А) схематично отражены три слоя, задействованные в процессе сфокусированной медитации: феноменологический опыт медитирующего, процессы внимания и системы, регулирующие эти процессы.

На феноменологическом уровне медитирующий  сосредоточивает внимание на объекте медитации, например, на соматосенсорном ощущении, сопровождающем дыхание. Во время этой фазы будут задействованы системы поддержания внимания и сигнализации. В тот момент, когда потеряна фокусировка на объекте медитации, активируется система пассивного режима работы мозга. Со временем разум медитирующего осознает это с помощью систем контроля внимания и значимости. Тогда с отвлекающих его мыслей, медитирующий переключает внимание на исполнительные системы. Цель - возвращение к медитации - достигается сдвигом фокуса обратно на объект при участии функции исполнительной и ориентировочной систем. Этот процесс может разворачиваться в течение нескольких мгновений или требовать более длительный период времени. С опытом, периоды устойчивого внимания и стабильности могут становиться всё более и более продолжительными. Хотя эти процессы и описаны как отдельные, в действительности они могут протекать параллельно.Эта модель подтверждается данными функциональной магнитно-резонансной томографии, во время медитации выявляющей устойчивую деятельность в системе значимости. Кроме того, данный метод был использован для оценки процессов перехода между периодами устойчивого внимания и потери фокусировки на объекте. Было показано, что система значимости реагирует на этот переход и передает сигнал исполнительной системе, что инициирует переориентацию внимания к объекту медитации

 

Обоснование значимости тренировки внимание

Доказательства, полученные при различных методологических подходах, подтверждают, что медитативная практика осознанности повышает эффективность внимания, что отражается в увеличении производительности, а также приводит к благотворным изменениям нервной деятельности.

Устойчивое внимание

При изучении когорты студентов без значительного опыта медитации, ученые обнаружили, что повышение субъективной осознанности отражается на способности концентрации внимания при выполнении специального теста на производительность (Continuous Performance Test), которым оценивают устойчивость внимания. Кроме того, другой командой была выявлена положительная корреляции между субъективной оценкой осознанности и производительностью при выполнении d2-теста на внимание. 

В одном сравнительном исследовании участники были разделены на 2 группы, в первой активно практиковали медитационную осознанность в течение 3 месяцев (группа медитирующих), а вторая стала группой контроля. В этом эксперименте предлагалось зафиксировать 2 целевых стимула - цифры в бегущей строке. Распознавание второго стимула зависит от времени между стимулами, и как правило, распознавание второй цели в потоке страдает, если она показывается ранее 500 мс после первой, так называемый эффект мигания. Результаты данного исследования показали, что в группе медитирующих временная граница плохого распознавания цели была значительно меньше. 

Контроль внимания

Поскольку практика медитации требует мониторинга и регулировки фокуса внимания, процессы контроля играют решающе значение, по крайней мере, до тех пор пока опыт не обеспечит поддержание устойчивого внимания без каких-либо усилий. Учитывая центральную роль процессов контроля в развитии устойчивого внимания при медитации, было изучено влияние функций внимания и фокусировки на эти процессы при словесно-цветовом тесте Штрупа (Stroop Word-Color Task).

При выполнении теста навыки автоматизированного чтения приводят к снижению производительности с замедлением ответа и/или более высокой частоте ошибок. Высокие показатели тестирования являются хорошим показателем контроля внимания и подавления автоматизма или импульсивности ответов.

Мета-анализ сравнительных исследований влияния медитационной практики осознанности на эффективность выполнения словесно-цветового теста Штрупа показал, что практикующие медитацию совершают практически в раза меньше ошибок, 2.1% против 4.1%, и быстрее отвечают.

Выводы. Тренировка функций внимания простой медитативной практикой благоприятно отражается на ряде когнитивных функций и имеет под собой научное обоснование. Ещё предстоит изучить механизмы влияния медитации на различные функциональные расстройства и определить область её терапевтического применения.

Peter Malinowski. Neural mechanisms of attentional control in mindfulness meditation. Frontiers in Neuroscience. 2013 February 4.

 

 

 



Просмотров: 497
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психобиологическая коррекция внимания у детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью
  • Коротко о методе БОС и его применении при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
  • О медитации осознанности в психотерапии
  • Ну что, поговорим? С самим собой, без привлечения внимания психиатра (пси.техника)
  • Синдром дефицита внимания: как определить и что делать
  • Роль внимания в нашей жизни. Непроизвольное, произвольное, постпроизвольное внимание.
  • Дефицит внимания или что заставляет нас ревновать
  • Виды внимания.Как внимание влияет на нас?
  • Синдром дефицита внимания. Таблетки или медитация?
  • Нарушение концентрации внимания | что делать
  • Тренировка внимания. Простые советы для новичков.
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и без. Новые подходы
  • Причины и факторы риска синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ или ГРДВ)
  • Роль диеты в коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности
  • Ребенок постоянно требует внимания. Что делать?
  • Жизнь как театр: что мешает выступать публично и быть в центре внимания.
  • Техника для развития внимания и памяти.
  • Три приема удержания внимания аудитории. Только для ораторов!
  • Тренировка памяти, внимания, мышления.
  • Он злится, что я требую много внимания
  • Смена Фокуса Внимания - Шестой Шаг в Борьбе с Расстройством Пищевого Поведения
  • Рекомендации для развития и восстановления памяти и внимания.
  • Смена фокуса внимания, как способ самостоятельного исцеления.
  • Постоянно не хватает внимания партнера. Что делать?
  • Встреча с духом: развитие второго внимания на краю
  • Стратегии перефокусировки и сила фокуса внимания
  • Горевание - это процесс, заслуживающий внимания
  • Женщина любит знаки внимания или как не прослыть меркантильной су..й
  • Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
  • Переведи фокус внимания на себя! или Навык Я-высказываний!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь