Занятие по обучению элементам грамоты в подготовительной группе для детей с ОНР
«Поиски Весны».
Учитель-логопед МАДОУ ЦРР д/с №116 Трофимова Н.Н.
Цель:
Повторить и закрепить знания о звуках. Закрепление знаний об изученных буквах.
Задачи:
- коррекционно-образовательные: продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить различать гласные и согласные звуки, закреплять умение находить место звука, делить слова на слоги; продолжать учить соотносить звук с изученной буквой, учит читать слоги и составлять слова.
- развивающие: развивать фонематический и речевой слух, навык чтения слогов и слов, зрительное восприятие, мышление, внимание, память; пополнять словарный запас.
- воспитывающие: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.
Оборудование: ковралин, снежные комы с заданиями, карточки слогов, слов, картинка «избы», предметные и сюжетные картинки по теме «Весна», схемы-картинки «подушка» и «камень», символы звуков, схема «синички», карточки с заданием дописать буквы, текст для нахождения изученных букв.
Орг. начало.
-Сегодня, ребята, мы с вами на занятии обучению грамоте отправимся на поиски весны. Наша дорога будет сложной. Зима не хочет так просто уходить. А Баба яга и леший на ее стороне, и они будут строить нам преграды. Но у нс есть карта и мы преодолеем все трудные задания и найдем Весну.
Основная часть.
1. Фонетическая зарядка.
-Вот наша карта. И первый снежный ком с заданием.
-Ребята, где живет баба-яга? (в дремучем лесу)
«В лесу воют волки у-у-у
Шелестят листья ш-ш-ш
Ползают и свистят змеи с-с-с»
-Что мы произнесли? (Звуки)
-Что такое звуки? (Мы слышим, произносим)
-Какие бывают звуки? Чем согласные звуки отличаются от гласных?
2. Игра «Звук потерялся».
(Передаем снежный ком, педагог говорит слово, в котором потерялся звук)
…тул,, …ыба, …уртка, …каф, …ожка,.. ашина, …оккей, …песин.
Молодцы! Справились с заданием. Идем дальше.
3. Игровой прием: «Скажи какой? Мягкий или твердый».
- Речка, нам нужно пойти через речку. Чтобы пройти через речку, надо правильно определить мягкие и твердые звуки, с которых начинаются слова на карточках. Покажите нужный символ. Подушку или камень.
(Лимон-подушка, рыба-камень)
-Молодцы, ребята! Справились. Вот мы с вами прошли речку.
4. Физминутка
«В темном лесу есть избушка (шагаем)
Стоит задом наперед (поворот)
В той избушке есть старушка (наклоны)
Бабушка-яга живет (поворот обратно)
Нос крючком (показать нос)
Глаза большие (показать глаза)
Словно угольки горят
Ух, сердитая какая? (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят.»
5. Определение места звука в словах.
-Определите место звука А в словах. К нам прилетели синичка. Она хочет нам помочь.
-Как и в слове, у синички есть начало-голова, середина -тело, конец-хвост.
(ананас, мак, лиса, апельсин).
6. Отгадывание загадки. Анализ и синтез слова «изба».
Отгадайте загадку:
«На опушке,
На дорожке,
Стоит дом
На курьих ножках».
(изба)
-Как по- другому, можно сказать изба? (дом)
Звуковой анализ слова «дом»
-Сколько звуков в слове? (3). Первый звук? Второй звук? Третий звук? Какие они?
-Сколько слогов в этом слове? Молодцы!
Штриховка рисунка «изба». Работа в тетрадях.
7. Физминутка.
Руки подняли
И покачали,
Это деревья в лесу.
Руки согнули
Тихо встряхнули,
Это деревья в лесу.
Руки подняли, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут.
Тоже покажем, руки положим назад.
8. Звуки и буквы.
-Зима видит, что вы упорно движетесь к цели, и решила усложнить вам задание.
-Отгадайте загадку:
«Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу,
Белы дома,
Ночью к нам пришла» (Зима)
-Скажите, какой звук вы слышите в конце слова? Если мы захотим написать слово, то что нам понадобится? (Буквы). Что такое буквы. Какой буквой мы заменим звук А? Назовите буквы которые мы выучили.
9. Игровое упражнение «Найди знакомые буквы».
Нахождение изученных букв и выделение их из текста.
10. Игровое упражнение «Узнай и допиши».
Дети дописывают элементы букв.
11. Игра «Составь слова из слогов».
-Зима злится, что не может вас одолеть, и решила преградить вам дорогу сильной вьюгой. Она разбросала снежинки, но не простые, волшебные. На них написаны слоги. Вам надо их правильно прочитать, с некоторыми мы составим слова, маленькое предложение и определим количество слогов в словах.
(ма, на, ро, ра, ша, са, и т.д. Мама мыла Сашу.)
Правило заглавной буквы.
13. Итог.
-Мы справились со всеми заданиями, давайте посмотрим удалось ли нам отыскать Весну? Разворачиваем последний снежный ком, где нарисованы первые весенние цветы.
-Мы молодцы. Что мы делали, какие задания мы выполнили?
|