Анастази А. » Психологическое тестирование



52 страница


тельный характер. Более того, в отличие от индивидуализированных ме-  

тодик, описанных в предыдущем разделе, ссроставление основывается на  

предварительных сведениях об испытуемом таких, как его возраст или  

класс, в котором он учится, а не на его ответах по тесту.  

Многоуровневые батареи особенно удобны в тех случаях, когда  

в школе необходимо провести сравнительные исследования через не-  

сколько лет. По этой причине уровни обычно обозначаются в соответ-  

 

271 ГРУППОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ  

 

дусматривают достаточную степень непрерывности содержания или  

охватываемых батареей интеллектуальных функций. Тестовые резуль-  

таты повсюду выражаются в одной и той же шкале единиц. Норма-  

тивные выборки, используемые на разных уровнях, также более эквива-  

лентны, чем это имеет место в раздельно стандартизованных тестах.  

В табл. 24 приводятся наиболее представительные многоуровневые  

батареи и диапазон охватываемых каждым уровнем классов. Следует от-  

метить, что диапазоны достаточно узки, большинство уровней включает  

от двух до трех классов. Вместе с тем суммарный диапазон батареи в це-  

лом простирается от детей, посещающих детский сад, до студентов  

колледжа.  

Названия батарей также представляют определенный интерес. Для  

обозначения по существу одного и того же типа тестов используются та-  

кие понятия, как интеллект, общие способности, умственные способно-  

сти, умственная зрелость, обучаемость, школьные способности, способ-  

ности к обучению в школе и колледже. В рамках психометрического  

подхода эти термины выступают как взаимозаменяемые и рассматри-  

ваются как синонимы. Заслуживает внимания то обстоятельство, что  

в большинстве созданных в последнее время тестов или пересмотренных  

вариантов батарей понятие интеллект заменяется более специальными  

терминами. Такая замена объясняется тем, что термин <интеллект> при-  

обрел слишком много побочных значений и его использование может  

привести к неправильному толкованию тестовых показателей. Одна из  

самых последних батарей, представленная в табл. 24, называется <Ана-  

лиз обучаемости> и предназначена для предсказания успеваемости  

в школе и колледже. Разработка этой батареи начиналась с детального  

анализа способностей, необходимых для обучения в школе, что отража-  

ло растущий интерес к измерению предпосылок интеллектуальных навы-  

ков обучения и других видов обычной деятельности. Главной целью та-  

ких батарей является оценка готовности индивида к обучению на любой  

стадии получения образования.  

Большинство батарей, приведенных в табл. 24, основываются на  

стандартных IQ или иных сходных стандартных показателях. В неко-  

торых из батарей наряду со стандартным IQ используются несколько  

типов норм, в том числе процентили, станайны или эквиваленты классов.  

В дополнение к суммарному основному показателю в большинстве бата-  

рей предусматриваются раздельные показатели по вербальным и количе-  

ственным, лингвистическим и нелингвистическим заданиям. Такое разде-  

ление позволяет выявить разницу в выполнении индивидом вербальных  

и остальных субтестов, что особенно проявляется на более высоких  

уровнях. Была также предпринята попытка (например, в СТММ) пред-  

ставить нормы для интерпретации показателей по отдельным субтестам  

или их сочетаниям. Однако такой практики вряд ли стоит придерживать-  

ся, поскольку частичные показатели обычно весьма ненадежны и слиш-  

ком коррелируют друг с другом, чтобы на их основе можно было объяс-  

нить индивидуальные различия в выполнении субтестов. Большинство  

обсуждаемых в этой главе типов тестов пригодны скорее для оценки об-  

щего интеллектуального развития, нежели для установления различий  

в способностях. Чтобы пояснить границы применимости современных  

многоуровневых батарей, рассмотрим разные уровни каждой из трех ба-  

тя пей. Выбранные уровни типичны для применяемых в начальных, сред-  

"".пт гпответственно.  

 

272 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  

 

Таблица 24  

 

Представительные многоуровневые батареи  

 

Батарея Уровни классов  

 

rill  

 

Анализ обучаемости (ALP) 1, 11-111, IV-VI, VII-IX, Х-XII  

Калифорнийский тест умственной зрелости, Д/с-1, 1,5-111, IV-VI, VII-IX, IX-XII,  

вариант 1963 г. (СТММ) XII-XVI  

Тест познавательных способностей (CAT) д/с-1, 11-111, III, IV, V, VI, VII, VIII-IX  

X-XI, XII  

Тест умственных способностей Хенмона--  

Нельсона, вариант 1973 г. д/с-2, III-VI, VI-IX, 1Х-Х11  

Тесты Кюльманна-Андерсона: измерение д/с, 1, II, III-IV, IV-V, V-VII, VII-IX,  

обучаемости в школе и колледже IX-XIII  

Тест умственных способностей Отиса-Лен-  

нона д/с, 1-1,5, 1,6111,9, IV-VI, VII-IX, X-XII  

Тест способностей к обучению в школе  

и колледже (SCAT), серии II IV-VI, VIII-IX. X-XII, XII-XIV  

Короткий тест способностей к обучению  

(SRA) д/с-1, 11-111, IV-VI, VII-VIII, IX-XII  

 

Начальный уровень. Доказано, что применение групповых тестов  

можно начинать с детей, посещающих детский сад и с первоклассников.  

В дошкольном возрасте индивидуальные тесты предпочтительней, по-  

скольку в этом возрасте важен непосредственный контакт с испытуемы-  

ми, и к тому же используются устные задания и тесты действия. Однако  

уже детям 5-6 лет можно предъявлять отпечатанные тесты, но группы  

должны быть небольшими, 10-15 человек. Но и при таком тестировании  

экспериментатор должен по-прежнему уделять значительное внимание  

каждому ребенку, иначе он не сможет быть уверенным, что дети следуют  

инструкции. Экспериментатор должен следить, чтобы правильно перево-  

рачивались страницы тестовой тетради и соблюдались другие правила  

тестирования. При необходимости экспериментатор вместе с одним-дву-  

мя помощниками может проводить исследование и с численно больши-  

ми группами.  

В групповых тестах начального уровня каждому ребенку дается те-  

традь с напечатанными картинками и схемами, составляющими задания  

теста, инструктирование ведется устно и обычно сопровождается пока-  

зом. Часто включаются предварительные упражения, в которых испы-  

туемые пробуют выполнить один или два типа заданий и эксперимента-  

тор или куратор проверяют ответы, чтобы быть уверенными, что  

инструкция понята правильно. Ребенок отмечает свои ответы в тестовой  

тетради цветным или простым карандашом. Большинство тестов тре-  

буют лишь умения правильно отметить картинку из данного набора изо-  

бражений. Некоторые тесты предполагают умение нарисовать линии, со-  

единяющие две точки. Разумеется, тесты начального уровня не требуют  

от обследуемых умения читать или писать.  

Из табл. 24 видно, что некоторые из приведенных в ней батарей  

включают тесты начального уровня. Чтобы пояснить характер этих те-  

стов, рассмотрим начальный уровень тестаумственных способностей  

Отиса-Леннона. Этот тест, опубликованный в 1967-1969 гг., на всех  

 

273 ГРУППОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ  

 

уровень фактически сам распадается на два подуровня: начальный 1 (для  

детей, посещающих детский сад) и 2 (для первоклассников в первые пол-  

года обучения). Эти два уровня идентичны по содержанию и различают-  

ся лишь по способам указания ребенком своих ответов. На начальном  

уровне 1 ответы отмечаются обведением в кружок выбранного варианта,  

и поэтому тест приходится обрабатывать вручную. На начальном уровне  

2 используется тетрадь, подготовленная к машинной обработке резуль-  

татов тестирования, ребенок отмечает в ней свой ответ, закрашивая рас-  

положенный под изображениями небольшой овал (см. рис. 38).  

По каждому заданию теста экспериментатором дается устная ин-  

струкция. Экспериментатор контролирует также время (около 15 с), необ-  

ходимое для выполнения каждого задания. Для проведения всего теста  

требуется от 25 до 30 мин. Тест проводится по частям, с коротким пере-  

рывом между 1 и II частью; часть 1 состоит из 23 заданий на классифи-  

кацию, часть II содержит 32 задания на измерение способностей обра-  

зовывать понятия и понимать количественные отношения, общей  

осведомленности и умения следовать указаниям. Примеры заданий раз-  

личных типов представлены на рис. 38.  

Нормы для всех уровней батареи Отиса-Леннона были установ-  

лены на тщательно отобранной репрезентативной выборке из 200000  

учащихся всех 50 штатов. Показатели могут быть выражены в стан-  

дартных IQ с а = 16. Соотнесением с возрастными и классными норма-  

ми могут быть также найдены ранги процентилей и станайны. Как было  

установлено для начального уровня, правильно построенные тесты обыч-  

но имеют удовлетворительную надежность и валидность по критерию.  

Для начального уровня 2 батареи Отиса-Леннона данные о надежности  

были получены на основе повторного, проводившегося через 2 нед тести-  

рования 1047 первоклассников взаимозаменяемой формой теста. Коэф-  

фициент надежности оказался равным 0,87. Коэффициент надежности,  

определенный методом расщепления, оказался равным 0,90 (для выборки  

из 14 044 первоклассников). Проведенное год спустя катамнестическое ис-  

следование 144 учащихся дало корреляции с показателями более высоко-  

го уровня батареи на уровне 0,80. Коэффициенты, характеризующие те-  

кущую и прогностическую валидности теста, вычисленные по результа-  

там теста достижений и годовым оценкам, приблизительно равнялись  

0,50.  

Уровень средних клас с о в. Групповые тесты интеллекта, пред-  

назначенные для детей IV класса и старше, весьма сходны как по своему  

содержанию, так и по построению. Поскольку учащиеся этой категории  

грамотны, преобладают тесты с вербальным содержанием, большинство  

тестов включают также арифметические задачи или иные числовые  

тесты. Некоторые батареи снабжены нелингвистическими тестами для  

оценки тех же способностей у детей, не знающих английского языка, не  

умеющих читать или обладающих какими-либо пробелами в образова-  

нии.  

В качестве примера тестов для средних классов рассмотрим несколь-  

ко промежуточных уровней из теста познавательных способностей. Пол-  

ная серия рассчитана на два начальных уровня (от детского сада до III  

класса) и на различные уровни образования (от III до XII класса). По-  

следние содержат восемь уровней (А-Н), представленных в одной тетра-  

"" -iwTveMbie, относящиеся к разным уровням, выполняют разные на-  

~~"" """"" ппазОМ. ЧТО боЛЬШИНСТВО  

 

274  

 

ТЕСТЫ ОВЩР.ГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  

 

Часть 1. Классификация. Отметьте картинку, не принадлежащую трем остальным,  

отличающуюся от них.  

(рисунки)  

 

с>  

(геометрические фигурь>)  

 

О  

 

С?  

 

СО  

 

о.;.  

 

о  

 

Часть И. Словесные понятия. Отметьте картинку, где нарисовано пламя.  

 

 

 

Количественные отношения. Отметьте картинку, где столько же точек,  

сколько частей в круге.  

 

 

с)  

 

 

с?  

 

 

о  

 

Общая осведомленность. Отметьте рисунок предмета, с помощью которого мы можем  

вести разговоры.  

 

Следование указаниям. Отметьте картинку со стаканом, помещенным в квадрат,  

отмеченный наверху крестиком.  

 

Рис. 38. Примеры заданий для н(цчального уровня теста умственных способностей  

 

275 ГРУППОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ  

 

обследуемых выполняют задания среднего уровня трудности, что позво-  

ляет различить их наиболее эффективным образом.  

Тесты всех восьми уровней состоят из одних и тех же субтестов,  

сгруппированных в три батареи следующим образом:  

 

Вербальная батарея-словарный запас, завершение предложений, классификация  

слов, словесные аналогии.  

Количественная батарея-количественные отношения, числовые серии, составление  

равенств.  

Невербальная батарея-классификация фигур, аналогия фигур, объединение фигур.  

В этих субтестах используются не слова или числа, а изображения геометрических фигур  

и рисунков; задания относительно мало связаны со школьной программой.  

 

Каждому субтесту предшествует одинаковый для всех уровней на-  

бор упражнений. На рис. 39-41 представлены типичные задания каждого  

из 10 субтестов, правда инструкции значительно сокращены. По уровню  

трудности эти задания соответствуют тем, которые предназначены для  

учащихся IV-VI классов. Создатели теста рекомендуют предъявлять де-  

тям эти три батареи в три приема. Для большинства детей невербальная  

батарея в отличии от вербальной и количественной батареи не является  

предсказателем достижений в учебе. Однако сравнительный анализ вы-  

полнения заданий по всем трем батареям может оказаться полезным  

при выявлении специальных способностей.  

Выборка стандартизации, включавшая приблизительно 20000 слу-  

чаев для каждой из 10 групп учащихся разных классов, была составлена  

таким образом, чтобы быть репрезентативной относительно популяции  

 

Рис. 39. Типичные эадания из вербальной батареи теста познавательных способностей.  

Ответы 1-D, 2-Е, З-С, 4-Е.  

С любезного согласия Роберта Л. Торндайка и Элизабет Хаген  

 

1. Словарный запас. Укажите слово, близкое по значению слову, выделенному  

жирным шрифтом.  

 

невежливый А-несчастный, В-сердитый, С-коварный, Д - грубый. Е-болтливый  

 

2. Завершение предложений. Укажите слово, которое можно вставить вместо  

пропуска в предложении.  

Марк очень любил своего учителя естествознания, но ему не -преподаватель  

математики.  

 

А-слушаться, В-спорить, С-уважать, Д-хотеть, Е-нравиться  

 

3. Классификация слов. Подумайте, что объединяет напечатанные жирным шриф-  

том слова, и отметьте в нижнем ряду слово, которое к ним подходит.  

 

голубь ястреб воробей  

А-мотылек, В-летучая мышь, С-чайка,  

Д - пчела, Е - белка  

 

4. Словесные аналогии. Подумайте, как связаны первый два слова из верхнего  

ряда, и укажите, какое слово из нижнего ряда точно так же связано с третьим.  

 

горох -> боб, персик ->  

А-ямя. В-дерево, С-еда  

 

276 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  

 

1. Количественные отношения. Если число, приведенное в столбце 1, больше  

числа из столбца 2, отметьте А, если меньше-В, если равно-С.  

 

Столбец 1 Столбец 2  

5х0 5  

 

2. Числовые серии. Выберите из правою ряда чисел число, которое может за-  

вершить ряд чисел слева.  

 

18 16 14 12 10 A-7, B-8, C-9, Д-10, E-12  

 

3. Составление равенств. Расставьте приведенные внизу слева числа и матема-  

тические знаки так, чтобы получилось равенство, и из чисел справа выберите  

дающие правильный ответ.  

 

1 89+- А-О, В-З. С-8, Д-9, Е-18  

 

Рис. 40. Типичные задания из количественной батареи теста познавательных способ-  

ностей. Ответы 1-В, 2-й, З-А.  

С любезного согласия Роберта Л. Торндайка и Элизабет Хаген  

 

школьников страны. Первичные показатели в каждой батарее переводи-  

лись в единую для всех уровней шкалу с тем, чтобы обеспечить  

непрерывность измерения и сравнимость показателей для разных клас-  

сов. Для нормативной интерпретации показатели каждой батареи пере-  

водились по каждому возрасту в нормализованные стандартные показа-  

тели с М = 100 и (7 == 16. Процентили и станайны также устанавливались  

по возрастам и классам. В руководстве к тесту не рекомендуется объеди-  

нять показатели трех батарей в единый индекс.  

Коэффициенты надежности трех батарей, вычисленные внутри групп  

по формуле Кьюдера-Ричардсона, в основном равны 0,90. В руковод-  

стве приводятся стандартные ошибки измерения для разных классов  

и уровней показателей, а также минимальные различия между показате-  

лями батарей, которые можно рассматривать как статистически и прак-  

тически значимые. Взаимокорреляции показателей батареи колеблются  

от 0,60 до 0,70, взаимокорреляции субтестов также необычно высоки.  

Факторный анализ подтвердил наличие общего фактора во всех трех ба-  

тареях, скорее всего представляющего способность рассуждать с по-  

мощью абстрактных и символических понятий.  

Тест познавательных способностей был стандартизован на той же  

выборке, что и две батареи достижений теста основных навыков штата  

Айова (ITBS) для 111-VIII классов, а также тест успехов в обучении для  

1Х-Х11 классов. Текущая валидность теста познавательных способностей  

по отношению к ITBS, установленная в группах из 500 испытуемых вы-  

борки стандартизации для каждого класса отдельно, колебалась от 0,50  

до 0,70. Было также установлено, что по отношению к успехам в школе  

вербальная батарея дает самые высокие корреляции с достижениями по  

всем учебным предметам, за исключением арифметики, оценки по кото-  

рой лучше коррелируют с результатами выполнения количественной




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1538
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 6 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 3 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 5 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 4 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 2 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 1 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 7 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 8 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 13 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 12 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 11 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 10 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 9 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 12 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 11 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 10 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 9 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 8 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 7 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 6 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 5 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 4 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 3 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 2 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 14 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 1 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 13 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 15 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 31 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 30 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь