|
Анастази А. » Психологическое тестированиетельный характер. Более того, в отличие от индивидуализированных ме- тодик, описанных в предыдущем разделе, ссроставление основывается на предварительных сведениях об испытуемом таких, как его возраст или класс, в котором он учится, а не на его ответах по тесту. Многоуровневые батареи особенно удобны в тех случаях, когда в школе необходимо провести сравнительные исследования через не- сколько лет. По этой причине уровни обычно обозначаются в соответ-
271 ГРУППОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
дусматривают достаточную степень непрерывности содержания или охватываемых батареей интеллектуальных функций. Тестовые резуль- таты повсюду выражаются в одной и той же шкале единиц. Норма- тивные выборки, используемые на разных уровнях, также более эквива- лентны, чем это имеет место в раздельно стандартизованных тестах. В табл. 24 приводятся наиболее представительные многоуровневые батареи и диапазон охватываемых каждым уровнем классов. Следует от- метить, что диапазоны достаточно узки, большинство уровней включает от двух до трех классов. Вместе с тем суммарный диапазон батареи в це- лом простирается от детей, посещающих детский сад, до студентов колледжа. Названия батарей также представляют определенный интерес. Для обозначения по существу одного и того же типа тестов используются та- кие понятия, как интеллект, общие способности, умственные способно- сти, умственная зрелость, обучаемость, школьные способности, способ- ности к обучению в школе и колледже. В рамках психометрического подхода эти термины выступают как взаимозаменяемые и рассматри- ваются как синонимы. Заслуживает внимания то обстоятельство, что в большинстве созданных в последнее время тестов или пересмотренных вариантов батарей понятие интеллект заменяется более специальными терминами. Такая замена объясняется тем, что термин <интеллект> при- обрел слишком много побочных значений и его использование может привести к неправильному толкованию тестовых показателей. Одна из самых последних батарей, представленная в табл. 24, называется <Ана- лиз обучаемости> и предназначена для предсказания успеваемости в школе и колледже. Разработка этой батареи начиналась с детального анализа способностей, необходимых для обучения в школе, что отража- ло растущий интерес к измерению предпосылок интеллектуальных навы- ков обучения и других видов обычной деятельности. Главной целью та- ких батарей является оценка готовности индивида к обучению на любой стадии получения образования. Большинство батарей, приведенных в табл. 24, основываются на стандартных IQ или иных сходных стандартных показателях. В неко- торых из батарей наряду со стандартным IQ используются несколько типов норм, в том числе процентили, станайны или эквиваленты классов. В дополнение к суммарному основному показателю в большинстве бата- рей предусматриваются раздельные показатели по вербальным и количе- ственным, лингвистическим и нелингвистическим заданиям. Такое разде- ление позволяет выявить разницу в выполнении индивидом вербальных и остальных субтестов, что особенно проявляется на более высоких уровнях. Была также предпринята попытка (например, в СТММ) пред- ставить нормы для интерпретации показателей по отдельным субтестам или их сочетаниям. Однако такой практики вряд ли стоит придерживать- ся, поскольку частичные показатели обычно весьма ненадежны и слиш- ком коррелируют друг с другом, чтобы на их основе можно было объяс- нить индивидуальные различия в выполнении субтестов. Большинство обсуждаемых в этой главе типов тестов пригодны скорее для оценки об- щего интеллектуального развития, нежели для установления различий в способностях. Чтобы пояснить границы применимости современных многоуровневых батарей, рассмотрим разные уровни каждой из трех ба- тя пей. Выбранные уровни типичны для применяемых в начальных, сред- "".пт гпответственно.
272 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Таблица 24
Представительные многоуровневые батареи
Батарея Уровни классов
rill
Анализ обучаемости (ALP) 1, 11-111, IV-VI, VII-IX, Х-XII Калифорнийский тест умственной зрелости, Д/с-1, 1,5-111, IV-VI, VII-IX, IX-XII, вариант 1963 г. (СТММ) XII-XVI Тест познавательных способностей (CAT) д/с-1, 11-111, III, IV, V, VI, VII, VIII-IX X-XI, XII Тест умственных способностей Хенмона-- Нельсона, вариант 1973 г. д/с-2, III-VI, VI-IX, 1Х-Х11 Тесты Кюльманна-Андерсона: измерение д/с, 1, II, III-IV, IV-V, V-VII, VII-IX, обучаемости в школе и колледже IX-XIII Тест умственных способностей Отиса-Лен- нона д/с, 1-1,5, 1,6111,9, IV-VI, VII-IX, X-XII Тест способностей к обучению в школе и колледже (SCAT), серии II IV-VI, VIII-IX. X-XII, XII-XIV Короткий тест способностей к обучению (SRA) д/с-1, 11-111, IV-VI, VII-VIII, IX-XII
Начальный уровень. Доказано, что применение групповых тестов можно начинать с детей, посещающих детский сад и с первоклассников. В дошкольном возрасте индивидуальные тесты предпочтительней, по- скольку в этом возрасте важен непосредственный контакт с испытуемы- ми, и к тому же используются устные задания и тесты действия. Однако уже детям 5-6 лет можно предъявлять отпечатанные тесты, но группы должны быть небольшими, 10-15 человек. Но и при таком тестировании экспериментатор должен по-прежнему уделять значительное внимание каждому ребенку, иначе он не сможет быть уверенным, что дети следуют инструкции. Экспериментатор должен следить, чтобы правильно перево- рачивались страницы тестовой тетради и соблюдались другие правила тестирования. При необходимости экспериментатор вместе с одним-дву- мя помощниками может проводить исследование и с численно больши- ми группами. В групповых тестах начального уровня каждому ребенку дается те- традь с напечатанными картинками и схемами, составляющими задания теста, инструктирование ведется устно и обычно сопровождается пока- зом. Часто включаются предварительные упражения, в которых испы- туемые пробуют выполнить один или два типа заданий и эксперимента- тор или куратор проверяют ответы, чтобы быть уверенными, что инструкция понята правильно. Ребенок отмечает свои ответы в тестовой тетради цветным или простым карандашом. Большинство тестов тре- буют лишь умения правильно отметить картинку из данного набора изо- бражений. Некоторые тесты предполагают умение нарисовать линии, со- единяющие две точки. Разумеется, тесты начального уровня не требуют от обследуемых умения читать или писать. Из табл. 24 видно, что некоторые из приведенных в ней батарей включают тесты начального уровня. Чтобы пояснить характер этих те- стов, рассмотрим начальный уровень тестаумственных способностей Отиса-Леннона. Этот тест, опубликованный в 1967-1969 гг., на всех
273 ГРУППОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
уровень фактически сам распадается на два подуровня: начальный 1 (для детей, посещающих детский сад) и 2 (для первоклассников в первые пол- года обучения). Эти два уровня идентичны по содержанию и различают- ся лишь по способам указания ребенком своих ответов. На начальном уровне 1 ответы отмечаются обведением в кружок выбранного варианта, и поэтому тест приходится обрабатывать вручную. На начальном уровне 2 используется тетрадь, подготовленная к машинной обработке резуль- татов тестирования, ребенок отмечает в ней свой ответ, закрашивая рас- положенный под изображениями небольшой овал (см. рис. 38). По каждому заданию теста экспериментатором дается устная ин- струкция. Экспериментатор контролирует также время (около 15 с), необ- ходимое для выполнения каждого задания. Для проведения всего теста требуется от 25 до 30 мин. Тест проводится по частям, с коротким пере- рывом между 1 и II частью; часть 1 состоит из 23 заданий на классифи- кацию, часть II содержит 32 задания на измерение способностей обра- зовывать понятия и понимать количественные отношения, общей осведомленности и умения следовать указаниям. Примеры заданий раз- личных типов представлены на рис. 38. Нормы для всех уровней батареи Отиса-Леннона были установ- лены на тщательно отобранной репрезентативной выборке из 200000 учащихся всех 50 штатов. Показатели могут быть выражены в стан- дартных IQ с а = 16. Соотнесением с возрастными и классными норма- ми могут быть также найдены ранги процентилей и станайны. Как было установлено для начального уровня, правильно построенные тесты обыч- но имеют удовлетворительную надежность и валидность по критерию. Для начального уровня 2 батареи Отиса-Леннона данные о надежности были получены на основе повторного, проводившегося через 2 нед тести- рования 1047 первоклассников взаимозаменяемой формой теста. Коэф- фициент надежности оказался равным 0,87. Коэффициент надежности, определенный методом расщепления, оказался равным 0,90 (для выборки из 14 044 первоклассников). Проведенное год спустя катамнестическое ис- следование 144 учащихся дало корреляции с показателями более высоко- го уровня батареи на уровне 0,80. Коэффициенты, характеризующие те- кущую и прогностическую валидности теста, вычисленные по результа- там теста достижений и годовым оценкам, приблизительно равнялись 0,50. Уровень средних клас с о в. Групповые тесты интеллекта, пред- назначенные для детей IV класса и старше, весьма сходны как по своему содержанию, так и по построению. Поскольку учащиеся этой категории грамотны, преобладают тесты с вербальным содержанием, большинство тестов включают также арифметические задачи или иные числовые тесты. Некоторые батареи снабжены нелингвистическими тестами для оценки тех же способностей у детей, не знающих английского языка, не умеющих читать или обладающих какими-либо пробелами в образова- нии. В качестве примера тестов для средних классов рассмотрим несколь- ко промежуточных уровней из теста познавательных способностей. Пол- ная серия рассчитана на два начальных уровня (от детского сада до III класса) и на различные уровни образования (от III до XII класса). По- следние содержат восемь уровней (А-Н), представленных в одной тетра- "" -iwTveMbie, относящиеся к разным уровням, выполняют разные на- ~~"" """"" ппазОМ. ЧТО боЛЬШИНСТВО
274
ТЕСТЫ ОВЩР.ГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Часть 1. Классификация. Отметьте картинку, не принадлежащую трем остальным, отличающуюся от них. (рисунки)
с> (геометрические фигурь>)
О
С?
СО
о.;.
о
Часть И. Словесные понятия. Отметьте картинку, где нарисовано пламя.
Количественные отношения. Отметьте картинку, где столько же точек, сколько частей в круге.
с)
с?
о
Общая осведомленность. Отметьте рисунок предмета, с помощью которого мы можем вести разговоры.
Следование указаниям. Отметьте картинку со стаканом, помещенным в квадрат, отмеченный наверху крестиком.
Рис. 38. Примеры заданий для н(цчального уровня теста умственных способностей
275 ГРУППОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
обследуемых выполняют задания среднего уровня трудности, что позво- ляет различить их наиболее эффективным образом. Тесты всех восьми уровней состоят из одних и тех же субтестов, сгруппированных в три батареи следующим образом:
Вербальная батарея-словарный запас, завершение предложений, классификация слов, словесные аналогии. Количественная батарея-количественные отношения, числовые серии, составление равенств. Невербальная батарея-классификация фигур, аналогия фигур, объединение фигур. В этих субтестах используются не слова или числа, а изображения геометрических фигур и рисунков; задания относительно мало связаны со школьной программой.
Каждому субтесту предшествует одинаковый для всех уровней на- бор упражнений. На рис. 39-41 представлены типичные задания каждого из 10 субтестов, правда инструкции значительно сокращены. По уровню трудности эти задания соответствуют тем, которые предназначены для учащихся IV-VI классов. Создатели теста рекомендуют предъявлять де- тям эти три батареи в три приема. Для большинства детей невербальная батарея в отличии от вербальной и количественной батареи не является предсказателем достижений в учебе. Однако сравнительный анализ вы- полнения заданий по всем трем батареям может оказаться полезным при выявлении специальных способностей. Выборка стандартизации, включавшая приблизительно 20000 слу- чаев для каждой из 10 групп учащихся разных классов, была составлена таким образом, чтобы быть репрезентативной относительно популяции
Рис. 39. Типичные эадания из вербальной батареи теста познавательных способностей. Ответы 1-D, 2-Е, З-С, 4-Е. С любезного согласия Роберта Л. Торндайка и Элизабет Хаген
1. Словарный запас. Укажите слово, близкое по значению слову, выделенному жирным шрифтом.
невежливый А-несчастный, В-сердитый, С-коварный, Д - грубый. Е-болтливый
2. Завершение предложений. Укажите слово, которое можно вставить вместо пропуска в предложении. Марк очень любил своего учителя естествознания, но ему не -преподаватель математики.
А-слушаться, В-спорить, С-уважать, Д-хотеть, Е-нравиться
3. Классификация слов. Подумайте, что объединяет напечатанные жирным шриф- том слова, и отметьте в нижнем ряду слово, которое к ним подходит.
голубь ястреб воробей А-мотылек, В-летучая мышь, С-чайка, Д - пчела, Е - белка
4. Словесные аналогии. Подумайте, как связаны первый два слова из верхнего ряда, и укажите, какое слово из нижнего ряда точно так же связано с третьим.
горох -> боб, персик -> А-ямя. В-дерево, С-еда
276 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
1. Количественные отношения. Если число, приведенное в столбце 1, больше числа из столбца 2, отметьте А, если меньше-В, если равно-С.
Столбец 1 Столбец 2 5х0 5
2. Числовые серии. Выберите из правою ряда чисел число, которое может за- вершить ряд чисел слева.
18 16 14 12 10 A-7, B-8, C-9, Д-10, E-12
3. Составление равенств. Расставьте приведенные внизу слева числа и матема- тические знаки так, чтобы получилось равенство, и из чисел справа выберите дающие правильный ответ.
1 89+- А-О, В-З. С-8, Д-9, Е-18
Рис. 40. Типичные задания из количественной батареи теста познавательных способ- ностей. Ответы 1-В, 2-й, З-А. С любезного согласия Роберта Л. Торндайка и Элизабет Хаген
школьников страны. Первичные показатели в каждой батарее переводи- лись в единую для всех уровней шкалу с тем, чтобы обеспечить непрерывность измерения и сравнимость показателей для разных клас- сов. Для нормативной интерпретации показатели каждой батареи пере- водились по каждому возрасту в нормализованные стандартные показа- тели с М = 100 и (7 == 16. Процентили и станайны также устанавливались по возрастам и классам. В руководстве к тесту не рекомендуется объеди- нять показатели трех батарей в единый индекс. Коэффициенты надежности трех батарей, вычисленные внутри групп по формуле Кьюдера-Ричардсона, в основном равны 0,90. В руковод- стве приводятся стандартные ошибки измерения для разных классов и уровней показателей, а также минимальные различия между показате- лями батарей, которые можно рассматривать как статистически и прак- тически значимые. Взаимокорреляции показателей батареи колеблются от 0,60 до 0,70, взаимокорреляции субтестов также необычно высоки. Факторный анализ подтвердил наличие общего фактора во всех трех ба- тареях, скорее всего представляющего способность рассуждать с по- мощью абстрактных и символических понятий. Тест познавательных способностей был стандартизован на той же выборке, что и две батареи достижений теста основных навыков штата Айова (ITBS) для 111-VIII классов, а также тест успехов в обучении для 1Х-Х11 классов. Текущая валидность теста познавательных способностей по отношению к ITBS, установленная в группах из 500 испытуемых вы- борки стандартизации для каждого класса отдельно, колебалась от 0,50 до 0,70. Было также установлено, что по отношению к успехам в школе вербальная батарея дает самые высокие корреляции с достижениями по всем учебным предметам, за исключением арифметики, оценки по кото- рой лучше коррелируют с результатами выполнения количественной Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|