Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Белоусова Зинаида Игнатьевна » Конфликтологияпо крайней мере большую его часть. Е кон концов они деля" апель пополам. Решение кажется справедливым. Оцнако выясняется, что одн естра хотела апельсин съесть, другой же нужна была только апель новая -корка для приготоаения торта. Данный "гример хорошо иллюстрД
Д.где есть объективная возможность прийти к совместному взаимоприем- Длемому решению, она оказывается упущенной.
Вследствие эгоцентричности взглядов стороны не только не воспри цимают аргументы друг друга, но и оказываются нечувствительными к информации, противоречащей их собственным взглядам. Большое зна- чение здесь имеет такой социально-психологический феномен, как предубеждение. Довольно ярко описал это явление американский пси- холог Р.Уайт, дав ему название "дьявольский образврага", в соот- ветствии с которым дьявол всегда на противоположной стороне, а собственное поведение воспринимается как исключительно правильное. результате хороиме поступки противника соотносятся с устремления- ми достичь какой-либо цели... Собственные добрые действия совершают- ся-де в силу мирного и доброго характера, а свои весьма смнитйль- иьв поступки объясняются обстоятельствами, или поведением другого ица, которое и вызвало грубый ответ. Кроме сознательных процессов, по мнении известного психолога
Д.Н.Узнадзе, в человеке совершается ете нечто, что само по себе не
д.паноядс, в чс.п"оо11 [.~--- -
является содержанием сознания, но определяет его в значительной ставтономны", трудно апаптлруются к новой ситуации, чувствительны .----.. 1 ..""..рпттяи. нкмнп прспииистиины. я в итпгр тякия нйпртткп пп
пени, лежит в основе этих сознетельных процессов. Это установка, проявлявшаяся у каждого в процессе его взаимоотношений с действи- тельностью. Установка, по сяоваи Узнадзе, протекает вне сознания, но оказывает решительное влияние на все и. ержане психической жиз ни. Проитый опит незаметно, неосознанно поступать именно так, а не иначе. Например, Щура Балаганов - известный персонаж из книги "Зо- лотой теленок" И.Ильфа и Е.Петрова, - паже став обладателем пяткде
сяти тысяч рублей, не смог удержаться,
грошовую дамскую сумочку, в которой были черепаховая пуиренница,
.____". итт
на те или иные события, явления, факты. Установка проявляется пр1 зычными суждениями, представлениями, поступками. В первом примере за поступи м Шуры иалаганова нетрудно разглядеть готовность "взя что плохо тежит", во втором - опровергнуть точку зрения другого.
Уста> овка облегчает приспособление к жизненным обстоятельстч Однажды В1 работанная, она остается на более или менее длительное время. Л\"ановка характеризуется степенью легкости формирования, скоростью затухания подвижностью, устойчивостью и другими пара> рами. У кхиого человека эти параметры разные, что во многом и г леляет с"оес)брЇзий личности.
П,з гпнл!> В.Г.Норакидзе (195), у 85 % испытуемых с подвиж] устано..кс1 обнаруживаются стремление к активной деятельности, 6] рота писосо.чения к новой обстановке, оптимистичность. Однако при чре 1ме{"11 поиаижной и легко формирующейся установке у чело- возникает V лишняя психологическая зависимость от окружающих. трудно пр 1 <мать самостоятельные решения, и" хватает уверенно в правил 1)н< "ти своих пейстпий и как следствие - он склонен к гичным пос"упкая, "оторые вызывают конфликтные ситуации.
Люди со статичной установкой, наоборот, излишне независимы,
чтобь- не украсть в трамвае другой группе сказали, что это герой. И попросили всех записать свое
гишисш лам ", " "- --г-
профсоюзная книжка и один рубль семьдесят копеек. "Что это такое? ювке. Многие же, воспринимая сфотографированного человека как Ведь я машинально" - шептал он ошеломленно, когда его окружили нег реступника, написали примерно так: "Стандартный бандитский подбо- дувшие пассажиры... юдок, мешки под глазами... Человек опустившийся, очень озлоблен-
В повести "Крейцерова соната" Л.Н.Толстой, описывая взаимоот. (ый. Неопрятно одетый, непричесакныЙ". А те, кто считал, что на фо- ношенир ссорящихся супругов, подметил, что каждый из них, еше не 1 ографии изображен герой, воспринимали внешность совершенно иначе: чав разговор, был заранее убежден в неправоте другого. Очень волевое, гордое лицо. Бесстрашный взгляд. Губы сжаты. ЧУВСТ-
В обоих примерах речь идет о действиях, обусловленных устало] !уется душевная сила и стойкость". кой, т.е. сформировавшейся в человеке готовностью к определённому Установки могут быть отрицательными и положительными в зависи- поведению, готовностью положительно или отрицательно реагировать <ости от того, негативно или позитивно готовы мы отнестись к тому
~- и иному человеку, явлению.
невзгодам, несколько пессимистичны, а в итоге также нередко посту- [ают алогично, импульсивно, что нередко привопит ч конфликтам.
1печатление. Лишь 19 участников эксперимента не поддались уота-
Установка часто мешает медсличностному общению. Прежде всего ,на 11ре11ятствлет адекватному восприятию того или иного человека. [дказателе1 в этом отношении опыт, проведенный в лаборатории извест- [ого пслхолига А.А.Бодалева. Одной группе испитуемм дали фотогра- да мужчины средних лет, сообщив, что это пс-)трет преступника.
Бьрьеро общения чаше служат отрицательные установки. Они мо- ут обусловить формирование предвзятого мнения, что, как считает А.Бодале>, "яаляетоя итогом более или менее длительного обшения ичности по преимуществу с каким-то одним значимым для нее контин- ентоп людей, которые дают ей опыт только отрицательных переживаний. 1 таких случаях взгляд, верный лишь по отношению к одному или не- юлызоЯ группе людей, проявивших себя аморально в определенной си- гуации, начинает "говорить свое слово" при оценке и йс"х других нолей... такой закрепившийся взгляд ("все люди- эго.1гы", "все уи- геля - формалисты", "все торговые работники- нечестные люди" и пр.) может упорно сопротивляться объективному пониманию и осознанию "ьпкор яругих людей".
Вое приятие одного и того же явления различными лпкьяи может рр:чу. Это зависит от их индивидуальных установок. Поэтому " :" л"1цпятельного в том, что не всякая фраза понимается одииа- Ї- " :ело, например, отрицательная установка может бьть направ- ив. личность самого собеседника (если бы то же самое говорил
кто-то другой, это бы воспринималось совсем иначе); 2) на суть бе- седы ("не могу в это поверить", "так говорить недопустимо"); 3) на обстоятельства разговора ("сейчас не время и не место для подобных обсуждений"). .
Барьер установки мешает и семейным, и служебным взаимоотношения> Человек может глубоко переживать, если видит предвзятое к себе отно- [дение. Ему приходится тратить много душевных сил, чтобы контролиро- вать свои действия, обдумывать, как они могут быть восприняты и истолкованы окружающими. В итоге порой он оказывается под гнетом депрессии и тревоги, которые вызывают внутриличностный конфликт.
Рассматривая роль установки в психологических конфликтах, из- вестный психолог В.С.Мерлин указывает, что под влиянием установки у. человека появляются неврозы. Этому способствуют, по его мнению, несоответствие высоких требований, которые предъявляет к себе чело- век, и его возмокностей; конфликт долга и личных мотивов; конфликт "рационализаторов" (невозможность внедрить свои творческие идеи); конфликт деморализованных (непризнание нравственных требований, предъявляемых к нему).
Преодоление конфликта и восстановление равновесия личности достигается тогда, когда травма смягчается или ликвидируется, благо- даря формированию новых мотивов и отношений личности. При этом долж- ны быть определенные условия: отсутствие деятельности, связанной с острыми реакциями (напряженности, тревожности, фрустрации и т.п.); мотивированное стремление отвлечься от травмы, "забыться", "раз- влечься" , причем удовлетворение приносит сам процесс выполнения и трудовая деятельность; человек не только ставит конкретную цель да1 ного действия, но и выбирает направление деятельности, определяют жизненную перспективу.
Супествует немало дюдеЯ с повышенной внушаемостью. Их легко огут настроить против того или иного человека разного рола сплет- нями и интриганты ради своих корыстных целей. Особенно опасно, коп в плену отрицательной установки оказывается руководитель, педагог, должностное лицо. Человек, не желавший вступить в конфликт, но ис1 тываигий неприязнь к кому-нибудь, должен задуматься есть ли на эп объективные причины. Прежде чем оказаться во власти отрицательной установки, следует задуматься, от кого они исходят, попытаться ощ лелить, с какой целью высказываются.
Нередко мично прогнозировать, что из-за отрицательной устано) партнер по обшению предвзято отнесется фелложению оппонента.
12
[двзятость можно преодолеть лишь в том случае, если ула-тся создать него контрустановку до того, как он выскажет свое окончательное ние. Сформировать же ее помогают веские аргументы в пользу выдви- 1уого мнения.
1 В Грузии психологами был проведен эксперимент. Испытуемых (лв- рч различных профессий и возрастов) предлагалась специальная зада- рдковременно давались "на выбор" два варианта решения. Оба ре- варианты А и В), несмотря на внешние их различия, были одина- равоиерными. Испытуемому же предлагали выбрать один "правиль- Дцй" гариант. При этом ему говорили, что большинство членов его груп-
зотрудники, представители его профессии, земляки и т.п.) такой-то вариант решения (например, А), а представители ЧУ- ТЬ! (сотрудники другого предприятия, представители чужой брига
) решали зту задачу по другому варианту (например. Б). азалось, что несмотря на объективно одинаковую обоснованность вариантов (в эксперименте эти условия менялись), испытуемые
ени? ОБО ;
г
ибре ой г ы и вот боих
авал" решение, которое предлагалось их группой.
Заметим, что в описанном случае на выбор решения оказало алия- ие олно только словесное упоминание "своей" и "чужой" для человека руппк: зто привело к актуализации установки действовать как "своей". условиях непосредственного общения человека с окружавшими, как оказывают исследования и наблюдения, влияние такой установки может казаться еще более значительным. Наиболее отчетливо это наблюдает- . я в ситуациях равновероятного выбора (как описанием выше случае).
Поведение человека регулируется всевозможными установками различным идеям, людям, вешам, явлениям. При этом действие уста- ювок (их влияние на поведение) в обычных условиях фактически не под- ается самонаблюдению, потому что оно нередко не осознается субъек- ои. Например, различные профессии в представлении каждого человека селятся на более или менее "престижные". Соответствующей установ- 10й так или иначе определяется, и отношение к конкретным представи- елям этих профессий. Однако человек в таких случаях либо не заме- ает своей "тенденциозности", либо она представляется ему единствен- Ї правильной и "объективной", то есть опыт не замечается как субъек- "я позиция. Особенно отчетливо это можно наблюдать на отноше- ич людей к "своим" и "чужим" обычаям, традициям, обряда, и т.п. Їгла человеку "чужое" кажется настолько необычным, что бму трудно "ь его как "нормальное", если даже он знает, что "у них" это -
"Мо
Свою "норму" человек исегда соотносит с нормой своей референт- ны.!] группы (от лат. Г?1" - переношу, соотношу), то есть группы 11тей с наиболее "правильными", с его точки зрения, ценностными гриентациями, к которым он относит и сея.
Поскольку каждому человеку его установка представляется правиль-Д ней, то она оказывается не только весьма инертной, но и "сопротив- л"зд";ейся" различным несовместимым с нею воздействиям. Вот почему так трудно бывает людям достигнуть согласия в конфликтных ситуаци- ях, когда "со стороны" истина кажется очевидной. Трудность психоло- гической перестройки самого себя (преодоление стереотипов мышления, повеления и т.д.) состоит именно в том, что человек не может увидеть себя "со стороны".
И все же социальные установки представляют собой образования олее или менее динамичные, "текучие". Под влиянием жизненного опьпч они возникают, изменяются, исчезают. Появление новых установок, про- тивопаяожньк предшествуготим, процесс не одномоментный, а часто дли- тельный и противоречивый.
Поскольку особенностями социальных установок определяется и направленность социальной активности личности, ее обшественная и пр< изволственная продуктивность, то формирование определенных установо) остандлет важнейшую задачу общества. Оно особенно актуально сейчас., огла идет психологическая перестройка миллионов трудящихся.
Когда люди думают о конфликте, они чаше всего ассоциируют его " установками, направленными на агрессию, угрозы, споры, враждебно конфронтацию, войну и т.п. В результате, складывается мнение, что конфликт - явление всегда отрицательное и нежелательное, что необ- ходячо, по возмояности, избегать и, что его олещует немедленно раз-. реп1.ь как только он возникает.
Многие иссяе1овата.чи (например, Дп. Морено) обычно рассматрива! "онцгет как признак неэффективной деятельности определенного кол- 1ект1"а (производственного, научного, учебного и пр.) и плохого у1фач">ния. П их мнению, хорошие-межличностные отношения в тойил1 иной п-ност-и могут предотрратить возникновение конфликта.
0оррЇ.<с1".1п" точка зрения заключается в том, что даже в коллег типах с эффектиднум управлением некоторые конфликты не только эоз- чояг. по пп:>л :р." быть и елательн. 1 с.1ечно, конфликт не всег; 11"ог". по[оячтплы1" характер. В некоторых случаях он может менать ""."""пр>ни) п"тре[1остей отдельной личности и достижению целей
"оллекпва в целом. Например, человек, который на произвстственнои поветании спорит только потому, что не спорить (в силу, например, щвидуальных особенностей) он не может, вероятно, снизит степень .довлетворения потребности и принидлежности.и уважения и, возможно, уменьшит способность группы прин.глать эффективные решения. Члени группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы. взбежать конфликта и всех связанных с ним неприятностей, даже не " дучи уверенными, что поступаит правильно. Но во многих ситуациях днфдикт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополни- тельную информацию, лает возможность освободиться от стереотипов мышления и сформировавшихся установок, помогает выявить большее числе альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным и оптимальным, а также дает людям возмож- ность выразить свои мысли, идеи и тем самым удоалетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку об. суждение различных точек зрения на эти документы проходит до их реального исполнения.
Таким образом, конфликт может быть ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ и вести к по- вышению эффективности деятельности коллектива. Иди он может быть ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫМ и приводит к снижении личной удовлетворенности. группового сотрудничества и эффективности деятельности группы. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации. Слишком часто руководи. тели считают, что основной причиной конфликта является столкновение отдельных личностей.
Анализ конфликтных отношений показывает, что "виноваты" и .дру- гие факторы.
Например, фактор объективности восприятия человека. Осознание себя через другого включает две стороны: идентификацию (уподобле- ние себя другому) и рефлексию (осознание того, как ты вос1Тринимаешь- ся собеседником). Близко к рефлексии Явление эм патин - стремление эмоционального отклика на проблемы оцужаюших. В условиях дефицита "Ртации мы зачастую начинаем приписывать Друг другу как причини
менрикнта.
См.; М.Х.Мескон, М. Альберт, Ф.Хепоурн. Основы 1992.
поведения, так и более общие психологические характеристики, что нередко случается и при приеме, например, нового работника. Такое Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|