Лариса Викторовна Скрыпаль. Новые подходы в обучении детей 3-5 лет рассказыванию

Новые подходы в обучении детей 3-5 лет рассказываниюВыступление на координационном совете с докладом:
«Новые подходы в обучении детей 3-5 лет рассказыванию»
(воспитатель МДОУ №21 г. Липецка Скрыпаль Л.В.)

С целью формирования у дошкольников навыка, не только грамотно, но и образно излагать свои мысли, проявлять элементы творчества при пересказе знакомых сказок предлагаю следующую технологию формирования у дошкольников 3-5 лет навыка пересказывать сказки.
Практика показала, что лучших показателей развития связной речи детей младшего и среднего дошкольного возраста можно добиться, глубоко работая только над одной сказкой в месяц и выстраивая педагогический процесс следующим образом:
I этап (первая неделя месяца):
1.    Чтение традиционного текста сказки
2.    Рассматривание и изготовление  игрушек для различных видов театра по сказке
3.    Рассматривание иллюстраций к сказке, потешкам
4.    Заучивание песенок-потешек, загадок, присказок, чистоговорок,  созвучных с текстом сказки (например к сказке «Кот, петух и лиса» : «Важный пёстрый петушок», «Тише, тише, Петушок!», «Лиса по лесу ходила», «Идет лиса по мосту»; присказки: «Жили –были, не тужили, пока друг с дружкою дружили», «Жил-был Петя петушок непослушный гребешок  …»)
5.    Игры на запоминание сказочных образов, образов сравнений (например: Лиса – небывалая краса, Лиса плутовка, обманывает ловко, Петушок – очень звонки голосок, Кот-коток на гусельках игрок; нос черный, как уголек, как смола, как агат; глаза как дольки луны, как лодочки)
II этап (вторая неделя месяца):
1.    Рассказывание воспитателем сказки с добавлением в традиционный текст фольклорных «украшений» - песенок-потешек, загадок, присказок, др. малых фольклорных форм,  созвучных с текстом сказки
ТРАДИЦИОННЫЙ ТЕКСТ СКАЗКИ   
В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Уйдёт кот на охоту, а петушок всё в избушке приберёт, пол чисто подметёт, вскочит на жёрдочку, песни поёт  и кота ждет…
ТЕКСТ СКАЗКИ С ДОБАВЛЕНИЕМ ДРУГИХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
В лесу в маленькой избушке жили –были, не тужили, пока друг с дружкою дружили  Кот-коток на гусельках игрок да Петушок – очень звонки голосок. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Уйдёт кот на охоту, а петушок всё в избушке приберёт, пол чисто подметёт, вскочит на жёрдочку, песни поёт
Важный пёстрый петушок
Гордо носит гребешок.
На заре всегда встаёт,
На работу всех зовёт.
Петя песни поет и кота ждет…

2.    Рассказывание воспитателем традиционного текста сказки с активизацией в детской речи малых фольклорных форм (рассказывая сказку, воспитатель предлагает детям самостоятельно рассказать подходящую потешку или вспомнить сказочный образ и т.д.)
Достичь успеха в этой работе опять помогают модели
3.    Игры в различные виды настольного театра по сказке с активным использованием малых фольклорных форм
4.    Настольная игра «Придумай и расскажи», игры-драматизации на формирование диалогической речи.
5.    Дидактические игры на развитие воображения, накопление и активизацию глагольного словаря, словаря определений: «Сравнилка-говорилка» (круглый, как: мяч, солнышко, шарик, бусинка, вишенка; белый, как – снег, облако, перышко, иней);  «Покажи и расскажи» (кот устал и еле волочит лапы, лиса услышала собак и умчалась прочь)
III этап (третья неделя месяца):
1.    Рассказывание воспитателем сказки с внесением небольших изменений в концовку  или объединение двух –трех  сказок в одну. 
2.    Дидактическая игра «Чудесные пазлы» - обучение составлению  описательных рассказов о героях сказки . Этот игровой прием позволяет детям самостоятельно составить  полный и логически выстроенный рассказ. А наработанные ранее образы, образы сравнения, потешки, стихотворения, делают рассказы детей разнообразными и очень выразительными.
3.    Настольная игра «Придумай и расскажи», игры-драматизации на формирование диалогической речи.
4.    Дидактическая игра «По сказочной дорожке…» - обучение детей рассказывать сказку при помощи метода моделирования     
IV этап (четвертая неделя месяца):
1.    Дидактическая игра «Волшебная ниточка» - обучение детей составлять рассказ с элементами творчества по иллюстрации к сказке 

Финалом такой работы является проведение театрализованного развлечения. Как правило, оно строится на основе придуманной детьми сказки.

Просмотров: 328
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Волкова Ольга Александровна. Конспект организованной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Петушок, петушок-золотой гребешок».
  • Татьяна Бродич. Конспект НОД по развитию речи с элементами драматизации для детей с ОНР старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет Тема: пересказ сказки «Лиса и тетерев»
  • Никитина Ольга Геннадьевна. Физкультурное занятие: «Петя, Петя, Петушок»
  • Анисимова Татьяна. Конспект НОД «ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО». Пересказ сказки.
  • Гладкова Мария Евгеньевна. «Конспект игры-занятия с детьми дошкольного возраста с использованием педагогической песочницы» Тема «Инсценировка русской народной сказки «Лиса и заяц».
  • Елена Дятченко. Конспект НОД тема: 'Драматизация сказки 'Лиса, Заяц и петух'
  • Свинцова Марина Анатольевна. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ по сюжету русской народной сказки «Аленушка и лиса» для детей с тяжелыми нарушениями речи (средняя группа)
  • Никулина Алина Викторовна. Краткосрочный проект во второй младшей группе «Сказки очень нам важны. Сказки очень любим мы»
  • Екатерина Кочнева. Использование малых фольклорных форм в коррекции речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР.
  • Романова Светлана Викторовна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Дикие животные, пересказ русской народной сказки «Лиса и кувшинчик»
  • Толмачёва Оксана Владимировна. «Использование малых фольклорных жанров для развития речи детей»
  • Наталья Сураева-Королева. Интегрированное занятие на основе мордовского фольклора и нетрадиционных форм аппликации «Атякш» (петушок) для детей старшего дошкольного возраста
  • Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».
  • Козуб Вера Александровна. Конспект проведения игры – развлечения с использованием логических фигур: «Кот и мыши»
  • Голубева Нина. Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
  • Гаджиева Индира Шамсудиновна. Конспект НОД по развитию речи Творческое рассказывание по мотивам сказки «Лисичка сестричка и серый волк» с добавлением новых персонажей
  • Щелканова Ольга Алексеевна. Сценарий осеннего праздника в средней группе 'Как петушок кукареку потерял'
  • Попова Татьяна Геннадьевна. Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста
  • Ковальчук Валентина Николаевна. Консультация для родителей на тему: «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
  • Сапожникова Ирина Викторовна. Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников
  • Ненашева Елена Алексеевна. Методическая разработка образовательной ситуации по развитию речи с элементами драматизации по мотивам сказки «Теремок» для детей среднего дошкольного возраста
  • Фоминых Елена Николаевна. Интегрированная образовательная ситуация по речевому, познавательному и художественно – эстетическому развитию для подготовительной группы «Жили — были сказки...»
  • Фомина Елена Валерьевна. Сценарий для постановки новогодней сказки в кукольном театре 'Как колобок за елкой ходил'
  • Субботина Надежда Ивановна. Конспект непосредственно образовательной деятельности «Пересказ сказки «Лиса и Журавль»
  • Синьва Наля Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрасте
  • Дашкевич Ирина Васильевна. Консультация для родителей 'Особенности понимания детьми малых фольклорных форм'
  • Завьялова Татьяна Николаевна. Фольклорный досуг с элементами русской народной сказки «Как Весна Зиму поборола» для детей среднего дошкольного возраста
  • Дымчан Ольга Сергеевна. Театрализованная игра как средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
  • Христенкова Елена Вячеславовна. НОД «Экологическое — моделирование путешествия в мир природы» (по мотивам сказки Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил») с детьми 6-7 лет с нарушениями речи. Из опыта работы.
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь