Группа «Пчелки» Воспитатель: Бердникова О.Б. Екатеринбург
Цель: Развивать познавательную инициативу детей.
Задачи:
- Расширять представления детей об окружающем мире.
- Способствовать развитию любознательности, внимания, исследовательских способностей.
- Развивать связную речь: побуждать рассуждать, аргументировать, расширять словарный запас (преломление лучей, спектр, солнечное свечение, «Райская дуга»)
- Воспитывать самостоятельность, выдержку, коммуникативность, доброжелательное отношение друг к другу.
Ход занятия
Педагог: Однажды Тигренок Тим попал под сильный дождь и спрятался под зонтиком. А когда дождь почти закончился, появилось солнышко. Счастливый Тим посмотрел вокруг и вдруг на небе увидел чудо… (Слайд 1)
А какое, вы ребята узнаете, отгадав загадку:
Расписные ворота
Появились на пути,
В них ни въехать, ни войти.
- Что же появилось на небе? (ответы детей)
Проверим, правильно ли вы отгадали? Давайте откроем ширму.
(Слайд 2)
- Да – это радуга. И сегодня мы с вами поговорим о радуге. Узнаем, что такое Радуга, как и когда он появляется?
- Ребята, а вы как думаете, когда на небе может появиться радуга? (ответы детей)
- Радуга на небе появляется тогда, когда светит солнце и идет дождь. (Слайд 3)
- Послушайте стихотворение:
«Солнце светит и смеется,
А на землю дождик льется.
И выходит на луга
Семицветная дуга». (Слайд 4)
- Сколько же цветов у радуги? (семь). Вот и в стихотворении радуга называется – семицветной.
- Но вот что интересно. Как мы уже с вами знаем, что солнечные лучи и дождевые капли какого цвета? Правильно – они бесцветные. Вспомните, как мы с вами ловили солнечные лучи и капельки дождя.
- А вот и вопрос: Если луч и капля бесцветны, то почему же Радуга разноцветная? Как вы думаете? (предположения детей).
- На что попадают в небе солнечные лучи, когда идет дождь? (на капельки дождя).
- И что же происходит с солнечным лучом? (преломляется и распадается на несколько лучиков).
- И что получается при этом? Правильно – Радуга.
- Посмотрите на схему. Здесь показано что происходит с солнечным лучом. (Слайд 5)
- Построили радугу главные «мастера» в небе – солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на Землю, и вот из-за тучки уже появляется солнце. Солнце светит сквозь падающие капли, лучи его проходят сквозь дождевые капли, и на небе возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее капли, тем радуга ярче. Если капли мелкие, радуга кажется бледной и менее яркой.
- И мы с вами можем сделать вывод, что радуга – это солнечное свечение. Солнечные лучи, попадая на капли дождя, распадаются на разноцветные лучи. (Слайд 6)
- А знаете, ребята, мы тоже можем сделать радугу! Хотите? Для этого необходимо провести эксперимент. Приступим?
Нам понадобится емкость с водой, настольная лампа, лист белого картона и зеркало.
(проведение эксперимента).
- Что же у нас получилось? (радуга). Эксперимент прошел замечательно. Мы подтвердили, что радуга – это солнечное свечение.
- Как вы уже говорили, радуга состоит из 7 цветов. И все они располагаются в определенном порядке. А порядок расположения цветов в радуге называется «Спектр».
И значит радуга это тоже – спекрт.
- Но как же запомнить все цвета спектра – радуги, да и еще и порядок их расположения?
(ответы детей).
- Оказывается, люди придумали фразы-подсказки, где первая буква обозначает цвет.
- Хотите узнать одну из таких фраз? (Слайд 8)
Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.
(работа со слайдом, объяснение педагога).
Повторение фразы детьми.
- Ребята, а какое чувство вы испытывали, когда видели радугу? (радости, счастья)
И действительно, радостно бывает, когда на небе вдруг возникает удивительное свечение, красивая разноцветная дуга. «Райская дуга» -- называли радугу в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор ее и называют – РАДУГА.
- Давайте мы с вами нарисуем нашу радугу.
Задание: Расположите все звездочки в правильном порядке. Приступим?
- Вы что-то заметили? (ответы детей)
- Правильно, не хватает одного цвета. А какого? И что же нужно сделать?
(дети выполняют задание на смарт – доске)
- Скажите, ребята, а где еще можно наблюдать радугу в повседневной жизни, во круг нас? (ответы детей).
Фонтаны (слайд 10)
Капельки росы (слайд 11)
Мыльные пузыри (слайд 12)
Снежинки (слайд 13)
- Давайте подведем итог нашего занятия. Что мы сегодня узнали о радуге?
- Мы выяснили, что радуга появляется на небе, когда одновременно идет дождь и светит солнце.
- Радуга – это солнечное свечение.
- Радуга – это спектр, в котором цвета располагаются в определенном порядке.
- И радугу можно увидеть не только на небе, но и вокруг нас.
Спасибо. Вы все молодцы!!!
|