Танцевально-двигательная терапия как средство снятия неблагоприятных эмоциональных состояний

Появление в семье ребенка с выраженными нарушениями в развитии всегда связано с эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Родители таких детей часто испытывают огромные психологические трудности в общении с другими людьми из-за воздействия длительной, травмирующей психику ситуации, явившейся результатом переживания по поводу нарушений развития у ребенка. Воспитание детей с ОВЗ требует постоянной включенности родителей, особенно мамы, в процесс жизнедеятельности ребенка.

Известно, что пролонгированная психотравмирующая ситуация оказывает психогенное фрустрирующее воздействие на психику родителей больных детей и опосредствованно может негативно влиять на их отношение к ребенку[1].

Учитывая специфические особенности детей с ОВЗ, мамам приходится постоянно быть в состоянии контроля, собранности, сконцентрированности. Зачастую это приводит к формированию эмоциональной, умственной и физической напряженности, тревожности, эмоциональному выгоранию, депрессивному состоянию, т.е. возникают невротические состояния. Как следствие, эти состояния влекут за собой формирование зажимов в теле, которые создают так называемый «мышечный панцирь». Сильное мышечное напряжение приводит к блокированию эмоциональной сферы. И получается некий замкнутый круг: физическое напряжение влечет блокировку эмоциональных проявлений, а эмоциональное напряжение способствует формированию мышечного панциря.

Исследования различных телесных проявлений описываются в работах таких авторов, как В.Райх (вегетативная терапия), А.Лоуэн (биоэнергетический психоанализ), А.Янов (первичная терапия, или терапия первичного крика), Ф.Александер (комплексы двигательных упражнений, связанных с выявлением и улучшением привычных телесных поз), М.Фельденкрайз (осознание и развитие телесной энергии), А.Минделл (процессуальная терапия), В.Баскаков (танатотерапия).

По мнению Вильгельма Райха, в результате формирования мышечного панциря происходит спазм кровеносных сосудов, приводящий к гипертонии, остеохандрозу, язвенной болезни и т.д. и т.п. Всё остальное – это вторичные причины[2].

Для снятия различных мышечных напряжений используются различные методики, к которым относятся танцевально-двигательная терапия, музыкотерапия, массаж, дыхательные техники, медитация, визуализация и т.д.

Одним из эффективных методов, способствующих снятию эмоциональной, умственной и физической напряженности, тревожности, эмоционального выгорания, депрессивного состояния является танцевально-двигательная терапия.

Танцевально-двигательная терапия представляет собой метод психотерапии, в котором тело является инструментом, а движение процессом, помогающим человеку пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты. Телесные движения рассматриваются, как отражение внутренней психической жизни и взаимоотношений с окружающим миром. Танцевальная терапия базируется на предпосылке, что тело и психика взаимосвязаны - ментальные и эмоциональные проблемы представлены в теле в виде мышечных зажимов и ограничивающих двигательных паттернов. 

В рамках деятельности реабилитационного центра «Надежда» (г. Нижнекамск) организуются танцевально-терапевтические занятия для мам с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, а именно ДЦП, умственная отсталость, ранний детский аутизм, глухота, синдром Дауна и др.

В основе танцевальной терапии лежат спонтанные танцевальные движения, танцевальная импровизация, дыхательные техники, что позволяет снять эмоциональное, умственное и мышечное напряжение, тревожность.

В результате проведения занятий было отмечено, что:

  • участницы танцевально-двигательной терапии имеют мышечные зажимы, скованность в теле;
  • большинство испытывают сложность в описании телесных ощущений и эмоционального состояния;
  • участницам сложно переключаться на собственные ощущения, что возможно является следствиемпроживания только лишь жизни ребенка, а не своей собственной.

Таким образом, можно говорить о высоком уровне тревожности, эмоциональной нестабильности, напряженности умственной и физической.

В процессе занятий внимание участниц перенаправлялось в телесные ощущения, с целью максимального переключения фокуса на тело. Тем самым снижалась умственная напряженность, формировалось чувствование и осознание собственного тела.

По окончании занятий участницы отмечали, что их состояние становится более спокойным, стабильным, умиротворенным. Они отмечали важность того, что появилась возможность уделить время себе, почувствовать себя отдохнувшими и наполненными положительной энергией.

Занятия были направлены на реализацию следующих задач:

  • снятиемышечных зажмов;
  • эмоциональное расслабление;
  • овладение различными формами и типами движения.

 

 

Таким образом, танцевально-двигательная терапия для мам с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, оказывает благотворное воздействие на их эмоциональное и физическое состояние. Соответственно, данный положительный эффект сказывается и на их детях т.к. они находятся в постоянном плотном взаимодействии и состояние матери отражается, как правило, на состоянии ребенка.

Список литературы

  1. Грёнлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика и практика. – СПб.: Речь, 2011. – 288 с.
  2. Зубова Е.В. Особенности психологического состояния родителей, воспитывающих дошкольников с нарушениями ОВЗ // Клиническая и специальная психология. – 2012. - №
  3. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательгная терапия. – СПб.: Речь, 2006. – 286 с.
  4. Лоуэн А. Депрессия и тело / Перю с англ. – М.: Психотерапия. – 2010. – 312 с.
  5. Лоуэн А. Психология тела. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2010. – 256 с.
  6. Роговик Л.С. Танцевально-психомоторный тренинг: теория и практика. – СПб.: Речь, 2010. – 253 с.
  7. Розен М., Бреннер С. Работа с телом в Розен-методе: Доступ к бессознательному через прикосновение / Пер. с англ. Г.П. Бутенко. – М.: Психотерапия. – 2013. – 144 с.
  8. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Вильгельм Райх и психология тела.URL: http://alg-archive.narod.ru/st/raich.html.
  9. Фельденкрайз М. Осознавание через движение: двенадцать практических уроков / Пер. с англ. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2011. – 224 с.
  10. Ходоров Д. Танцевальная терапия и глубинная психология: Движущее воображение / Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2009. – 221 с.

 

[1] Зубова Е.В. Особенности психологического состояния родителей, воспитывающих дошкольников с нарушениями ОВЗ // Клиническая и специальная психология. – 2012. - № 3.

[2]Фейдимен Д., Фрейгер Р. Вильгельм Райх и психология тела. URL: http://alg-archive.narod.ru/st/raich.html.



Просмотров: 426
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Танцевально-двигательная терапия. Спонтанное движение
  • Танцевально-двигательная терапия для мам с детьми.
  • Танцевально-двигательная терапия с семьями и детьми
  • Танцевально-двигательная терапия
  • Танцевально-двигательная терапия, о чём это для клиента?
  • Social dance - танцевально-двигательная терапия
  • Танцевально-двигательная психотерапия с детьми в стационаре (продолжение)
  • Танцевально-двигательная психотерапия с детьми в условиях неврологического отделения
  • Танцевально-дигательная терапия и мужчины
  • Танцевально-телесно-ориентированная терапия
  • Танцевально-телесно-ориентированная терапия
  • Индивидуальные танцевально-двигательные сессии (краткосрочная терапия)
  • ТЕЛОдвижение: как танцевально-двигательная психотерапия может помочь при избыточном весе?
  • Танцевальная терапия, принятие тела и эскапизм
  • Не болит голова у дятла. Или танцевальная терапия для тела и души
  • Дорога к себе. Танцевально-двигательная демо-сессия
  • Аутентичное движение в танцевально-двигательной терапии
  • Рисуем с детьми! Арт-терапия. Совместное рисование родителей и детей, как способ восстановления доверия
  • Теория танцевально-двигательной терапии
  • Работа с эмоциями в процессе танцевально-двигательной терапии
  • Конфликт детей и родителей. Системная терапия.
  • Танцевальная терапия для подростков с нарушением слуха
  • Творческий процесс в танцевально-двигательной терапии
  • Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
  • Терапия цветом. Как цвет действует на психику и тело.
  • История развития танцевально-двигательной терапии
  • Имидж-терапия: «искусство кройки и шитья» . Часть 2. Терапия (работа с ресурсами).
  • Даже когда сознание не ведает, тело вещает. Арт-терапия для здоровья.
  • Современная КБТ-терапия Пограничного личностного расстройства (Схема-терапия Янга)
  • О важных клиентских вопросах «Личная терапия VS групповая терапия»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь