|
Танцевально-двигательная терапия как средство снятия неблагоприятных эмоциональных состоянийАвтор статьи: Токарева (Петрова) Елена Вячеславовна
Появление в семье ребенка с выраженными нарушениями в развитии всегда связано с эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Родители таких детей часто испытывают огромные психологические трудности в общении с другими людьми из-за воздействия длительной, травмирующей психику ситуации, явившейся результатом переживания по поводу нарушений развития у ребенка. Воспитание детей с ОВЗ требует постоянной включенности родителей, особенно мамы, в процесс жизнедеятельности ребенка. Известно, что пролонгированная психотравмирующая ситуация оказывает психогенное фрустрирующее воздействие на психику родителей больных детей и опосредствованно может негативно влиять на их отношение к ребенку[1]. Учитывая специфические особенности детей с ОВЗ, мамам приходится постоянно быть в состоянии контроля, собранности, сконцентрированности. Зачастую это приводит к формированию эмоциональной, умственной и физической напряженности, тревожности, эмоциональному выгоранию, депрессивному состоянию, т.е. возникают невротические состояния. Как следствие, эти состояния влекут за собой формирование зажимов в теле, которые создают так называемый «мышечный панцирь». Сильное мышечное напряжение приводит к блокированию эмоциональной сферы. И получается некий замкнутый круг: физическое напряжение влечет блокировку эмоциональных проявлений, а эмоциональное напряжение способствует формированию мышечного панциря. Исследования различных телесных проявлений описываются в работах таких авторов, как В.Райх (вегетативная терапия), А.Лоуэн (биоэнергетический психоанализ), А.Янов (первичная терапия, или терапия первичного крика), Ф.Александер (комплексы двигательных упражнений, связанных с выявлением и улучшением привычных телесных поз), М.Фельденкрайз (осознание и развитие телесной энергии), А.Минделл (процессуальная терапия), В.Баскаков (танатотерапия). По мнению Вильгельма Райха, в результате формирования мышечного панциря происходит спазм кровеносных сосудов, приводящий к гипертонии, остеохандрозу, язвенной болезни и т.д. и т.п. Всё остальное – это вторичные причины[2]. Для снятия различных мышечных напряжений используются различные методики, к которым относятся танцевально-двигательная терапия, музыкотерапия, массаж, дыхательные техники, медитация, визуализация и т.д. Одним из эффективных методов, способствующих снятию эмоциональной, умственной и физической напряженности, тревожности, эмоционального выгорания, депрессивного состояния является танцевально-двигательная терапия. Танцевально-двигательная терапия представляет собой метод психотерапии, в котором тело является инструментом, а движение процессом, помогающим человеку пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты. Телесные движения рассматриваются, как отражение внутренней психической жизни и взаимоотношений с окружающим миром. Танцевальная терапия базируется на предпосылке, что тело и психика взаимосвязаны - ментальные и эмоциональные проблемы представлены в теле в виде мышечных зажимов и ограничивающих двигательных паттернов. В рамках деятельности реабилитационного центра «Надежда» (г. Нижнекамск) организуются танцевально-терапевтические занятия для мам с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, а именно ДЦП, умственная отсталость, ранний детский аутизм, глухота, синдром Дауна и др. В основе танцевальной терапии лежат спонтанные танцевальные движения, танцевальная импровизация, дыхательные техники, что позволяет снять эмоциональное, умственное и мышечное напряжение, тревожность. В результате проведения занятий было отмечено, что:
Таким образом, можно говорить о высоком уровне тревожности, эмоциональной нестабильности, напряженности умственной и физической. В процессе занятий внимание участниц перенаправлялось в телесные ощущения, с целью максимального переключения фокуса на тело. Тем самым снижалась умственная напряженность, формировалось чувствование и осознание собственного тела. По окончании занятий участницы отмечали, что их состояние становится более спокойным, стабильным, умиротворенным. Они отмечали важность того, что появилась возможность уделить время себе, почувствовать себя отдохнувшими и наполненными положительной энергией. Занятия были направлены на реализацию следующих задач:
Таким образом, танцевально-двигательная терапия для мам с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, оказывает благотворное воздействие на их эмоциональное и физическое состояние. Соответственно, данный положительный эффект сказывается и на их детях т.к. они находятся в постоянном плотном взаимодействии и состояние матери отражается, как правило, на состоянии ребенка. Список литературы
[1] Зубова Е.В. Особенности психологического состояния родителей, воспитывающих дошкольников с нарушениями ОВЗ // Клиническая и специальная психология. – 2012. - № 3. [2]Фейдимен Д., Фрейгер Р. Вильгельм Райх и психология тела. URL: http://alg-archive.narod.ru/st/raich.html. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|