|
Индивидуальные танцевально-двигательные сессии (краткосрочная терапия)Автор статьи: Ирина Бомбина
Продолжаю делиться своими исследованиями о возможностях применения танцевально-двигательной терапии (ТДТ) с детьми в условиях стационара. Сегодня я коротко расскажу о возможностях и особенностях ТДТ в индивидуальной работе. Наверное, выделенные мною сегодня десять принципов, могли бы быть универсальными не только в работе с детьми, переживающими госпитализацию и подверженными влиянию стрессовых факторов в условиях стационара, но и в краткосрочной работе со взрослыми, переживающими психоэмоциональное напряжение или последствия травмы. 1. Индивидуальная работа с танцевально-двигательным терапевтом планируется на основе добровольного желания пациента. 2. В условиях стационара она может начинаться по назначению лечащего врача — невролога или психотерапевта и может быть как дополнением к групповой терапии, так и дополнением к индивидуальной вербальной терапии. 3. Каждая сессия с танцетерапевтом имеет завершенную структуру. В условиях стационара это связано со сроками госпитализации, а также с нагруженным расписанием обследований и лечений пациента. Для взрослого клиента, находящегося в стрессовом психоэмоциональном состоянии я вижу ценность в завершенной структуре ТД-сессий как в форме, хорошо обозначающей полученный на каждой встрече эффект и ощущение пользы. По мнению И. Ялома посещение даже одного единственного сеанса может приносить пользу пациенту: «ограниченность времени может усиливать чувство неотложности и сообщать импульс к упорной, сосредоточенной и эффективной работе» [2, с.121]. 4. Цель индивидуальной краткосрочной танцевально-двигательной терапии должна быть реалистична. Например, запрос может быть сформулирован на помощь саботированному болезнью (или психоэмоциональным состоянием) и пессимистично настроенному пациенту, облегчить процесс адаптации/интеграции и вновь обрести надежду на улучшение самочувствия. Движение может помочь переоценке своего ограниченного положения и апатичного состояния. 5. Танцевально-двигательная сессия проводится в помещении, достаточно свободном от мебели и имеющем пространство для движения. Танцетерапевт может использовать музыкальное сопровождение. Для создания более комфортной и неформальной обстановки среды, в которой проходит встреча (игровая комната, зал ЛФК, кабинет логопеда, столовая...) терапевт может использовать дополнительное оборудование — платки, подушки, маты, мягкие модули, LED-лампы, цветные карандаши, мелки и бумагу. 6. Периодичность встреч от 1 до 3. Продолжительность индивидуальной 7. Перед началом индивидуальной или групповой танцевально-двигательной 8. Для достижения терапевтических целей в индивидуальной работе с ребенком или взрослым, с первых минут взаимодействия терапевту очень важно вызвать интерес и доверие у клиентов, создать атмосферу безоценочного принятия, безопасного межличностного взаимодействия, поддержки, взаимной значимости, способствующих эмоциональной откровенности и экспрессивному 9. Терапевт встречает с уважением защитные реакции клиента, копинг- стратегии, интроекты, ценности. Танцевально-двигательный терапевт в формате краткосрочной работы не исследует и не приглашает клиента «прорабатывать» глубоко лежащую под проблемой динамику, но поддерживает усилия пациента и его ресурсное состояние для приобретения устойчивости в ситуации «здесь и сейчас». 10. Движение и физическая активность дарят позитивные эмоции (радость, исследовательский нтерес, удовольствие). Таким образом, танцевально-двигательная терапия помогает формированию важных факторов психологической устойчивости. Отрицательные эмоции сужают поведенческий репертуар до конкретных действий («страх мотивирует усилить безопасность, гнев — защищать границы, печаль — фокусироваться на том, что необходимо проанализировать» [1, с. 127]), в то время как оптимизм, вера, поиск положительного значения могут способствовать креативному мышлению и расширению репертуара действий/мыслей. Список литературы: 1. Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Российская практика / Сергей 2. Ялом И. Стационарная групповая психотерапия / Ирвин Ялом [пер. с 3. Chaiklin Sh., Wengrower H. The Art and Science of Dance/Movement Therapy. Life Is Dance. Routledge , 2009 P. 171 - 178. Продолжение следует... Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|