|
Мэриан Чейз – Гранд Дама танцевально-двигательной терапии.Автор статьи: Александра Рачковская
Она встречала человека там, где он есть, с его болью, чувствами, неповторимой атмосферой и уникальным движением. Краткий экскурс в биографию: Мэриан Чейз – американка, родилась 31 октября 1896 года. Мэриан родилась в Провиденсе, она была старшей дочерью, с юности занималась рисованием, но после травмы спины, ей приходится забыть об этом. Врач её советует заняться танцами для укрепления мышц, с этого начинается её путь. Танец становится её жизнью. Она сосредотачивает своё внимание на движении, стремлении к здоровому целостному телу. Она много лет преподает танец, но в начале 40-х она впервые применяет его в качестве терапии. Общеизвестный факт она начинала свой путь в больнице Св. Елизаветы. В 1942 году она стала первым оплаченным государством танце-двигательным терапевтом. В течение трех десятилетий М. Чейз помогала солдатам с посттравматическим синдромом, жертвам сексуального насилия и психически больным людям. Ее работа навсегда утвердила танцевальную терапию как профессию. На основе опыта наблюдения за движущимися, танцующими людьми, Чейз, предположила, что движение – это способ коммуникации с другими. За основу телесной целостности, сбалансированности Чейз берёт стройное, скоординированное и здоровое тело. В её парадигме, любые нарушения формы, функции – это своеобразная реакция организма, на адаптацию в ситуациях боли, страха, конфликта. Образ тела искажается, человек ограничивает свои действия в пространстве, словно замирая, теряя связь между частями тела, или же наоборот, слишком бурно реагируя на незначительные импульсы. Мы можем это наблюдать в повседневной жизни, просто присмотревшись к прохожим или самому себе, походка, скорость движения, наклон голову – наше тело, это наша история, то, как мы движемся, так мы и живём. Основное, что надо знать о подходе Чейз: - Мышечная деятельность, выражающая эмоции, является основой танца; - Изменение происходит, когда пациент готов позволить себе пережить действие в своем теле; - Возможность видеть и мыслить объёмно, собирая крупицы в целостную картину;
- Помочь создать реалистичный образ тела, активизация каждой его части и интеграция в одно целое; - Облечение в конкретную внешнюю форму внутренних мыслей и чувств; - Расширение двигательного диапазона; - Усилить движения пациента, чтобы сделать их более очевидными; - Интеграция слов, переживаний и действий; - Участие в совместном опыте; - Развитие понимания тех чувств и переживаний, которыми делятся другие люди. Невероятная способность Чейз, видеть, чувствовать и включаться в процесс, как индивидуальный, так и групповой, позволило ей выделить три основных типа двигательных характеристик пациентов: шизофренические, маниакальные и депрессивные. Важно для терапевта: - Пациентам с шизофренией свойственна раздробленность движений, последовательность и связь отсутствует. Чаще всего им свойственны движения периферическими частями тела: голова, стопы или кисти рук. - Пациенты с манией: движения могут быть эпатажными, привлекающими к себе внимания, быстрыми, хаотичными, преувеличенными. Они не чувствуют границ, могут занимать собой всё пространство. Для пациентов свойственна повышенная активность, двигательное беспокойство. - Депрессивные пациенты: здесь Чейз выделяет два типа пациентов. Один из них - летаргический, медленно реагирующий, безразличный к окружающему его миру, и все же осознающий свои собственные реакции. Им свойственно состояние заторможенности, сопровождающее эмоциональную депрессию, в большей степени осознают свою телесную реакцию, чем большинство психиатрических пациентов. Второй тип депрессивного пациента взаимодействует со своими чувствами, включаясь в бесконечную, не удовлетворяющую его деятельность. Такие пациенты могут без конца продолжать одинаковые, ритмичные движения. Что важного в построение сессии по методу М. Чейз? - Ритм является одной из главных основ её работы. Он позволяет почувствовать сопричастность к групповому процессу, ощутить взаимосвязь и общие для всех качества. Ритм в философии Чейз является основой всего живого, движущегося, она его берет, как базу для своей работы и выстраивает групповой процесс на его основе. Каждый человек имеет свой собственный ритм, также как имеет возможность подключаться к групповому ритму. - Общая атмосфера группы. Она подсказывает, с какой музыки (ритма, темпа) лучше начать. В чём нуждается группа? - Формирование начального контакта. Задача терапевта двигаться, встречаясь с каждым участником, стараясь почувствовать ритм и настроение. Улавливая допустимую степень близости, необходимое время для контакта и способ коммуникации. Быть эмпатичным, принимать и поддерживать движения пациента. - Терапевт подходит с уважением к каждому участнику, давая возможность вступать в контакт и также легко из него выходить. Стоит помнить: первое прикосновение является прерогативой пациента, дистанция и используемое пространство определяются движением пациента. - Терапевт помогает развиться непрерывности действия, включаясь во взаимодействие с каждым участником. Поток движения начинает соединять одного пациента с другим. Присутствие терапевта и движения по всей комнате начинают определять пространство и структуру. - Когда каждый пациент установит отношения с терапевтом и захочет объединиться с другими, образуется круг. И здесь важный момент, круг в работе Чейз несёт терапевтический смысл. Он позволяет почувствовать себя равными, значимыми, способными влиять на динамику и движения группы. Формируется безопасное пространство, где участники могут входить и выходить из круга свободно. Лидерство может легко переходить от одного члена группы к другому. Участники могут выбирать, за кем они хотят следовать, с кем быть рядом и кого избегать. Членов группы поощряют использовать слова и звуки для того, чтобы поддержать свои действия. Иногда группа находит связующие ритмы без необходимости использовать музыку. Пациенты создают шумы, хлопают в ладоши, притопывают или поют. Каждая сессия имеет разминку, основное действие и завершение. Нет чёткой границы, сколько времени занимает каждый этап, важно помнить, что каждый участник должен иметь возможность завершить свои терапевтические процессы. Я постаралась в этой статье выделить основные моменты, которые, на мой взгляд, являются базовыми, но также хочется сказать, что всегда нужно помнить, что любое телесное искажение является символическим отражением той травмы, опыта, что пережил человек. Мы живём в мире, наполненном символами, это наш универсальный язык, он для всех един и понятен. Символизм в танцевальной терапии - это посредник, при помощи которого танцующий может вспоминать, вновь проигрывать и переживать заново свой опыт. Источники: Ходоров Джоан «Танцевальная терапия и глубинная психология» Mary K. Corteville «Dance Your Way to Communication: Dance Movement Therapy to Increase Self-Esteem, Poor Body Image, and Communication Skills in High School Females» Статья: Чайклин Ш. Шмайс К. «Подход Чейз в танцевальной терапии» Статья: Sharon Chaiklin «Marian Chace: Dancer & Pioneer Dance Therapist»
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|