Терапевтический потенциал танца и движения.

Терапевтический потенциал танца и движения

В сознании большинства людей доминирует отношение к танцу и движению как к исключительно физической активности призванной улучшить осанку, координацию, похудеть и занятию сугубо развлекательного плана, при этом совершенно упускаются из вида психотерапевтические возможности танца и движения, рассмотрение танца как мощного и доступного ресурса для личностного развития.

 Со стороны коллег наблюдаю представление о возможностях танцевально-двигательной терапии как о направлении, способном дать отдых и разрядку, улучшение самочувствия в результате физической активности. Так же широко распространено использование танца в, так называемых, «женских практиках» из разряда «раскрой свою сексуальность».

В этой статье, используя реальную ситуацию из практики, я попытаюсь  чуть-чуть расширить представление о возможностях ТДТ.

«Волчок» 

В результате основательной подготовительной работы над установлением доверительных отношений и прояснения актуального психологического материала участница группы выбрала темой своего соло взаимоотношения с маленьким пасынком, полные неприятия, противоречий и боли. 

Это был танец с игрушечным волчонком, который для женщины олицетворял образ  приемного мальчика. В начале соло волчонок был расположен участницей в углу стены, сама она переместилась в противоположный угол этой же стены. Как только зазвучала музыка – колыбельная песенка со словами «придет серенький волчок и укусит за бочок», участница заплакала, испытывая дрожь, ее тело выглядело скованным. Первую часть танца она так и просидела в своем углу, движения ее стоп и рук напоминали поиск опоры – она перекладывала стопы и ладони по полу и, в конце концов, оказалась на четвереньках, так, словно сама превратилась в четвероногую волчицу, и вытянула лицо в сторону игрушки, принюхиваясь.

Вторая часть танца была посвящена медленному, чрезвычайно осторожному движению в сторону игрушки. Участница часто останавливалась, замирала, «принюхивалась», она не сводила взгляда с игрушки, плакала. С началом движения дрожь постепенно прошла. Тело женщины перемещающейся на 4х опорах и вправду напоминало движение взрослой сильной, но осторожной волчицы.

Третья часть условно начиналась там, где женщина приблизилась к игрушке и осторожно, в несколько этапов, обнюхала ее. Затем она села рядом, придвинулась ближе, потрогала и в завершении взяла на колени игрушку. Затем она вытерла рукавом слезы и на ее лице постепенно отразились интерес и оживление, участница была все так же очень медленна и осторожна. В момент, когда она села рядом с волчком она явно и с облегчением выдохнула и далее стала дышать свободно, тело расслабилось, реакции замирания и задержки дыхания больше не было заметно, на лице отразилась полуулыбка.

После завершения своего терапевтического соло участница отказалась сама много говорить о своем опыте, слишком важные и сильные переживания захватывали ее. Сказала, что устала и говорить не хочется, хотя на душе удовольствие от того, что смогла приблизиться к игрушке и взять в руки. А других участников группы, являвшихся зрителями ее танца, она спросила об их впечатлениях и слушала с удовольствием.

  Для некоторых участников эта работа – «Волчок» оказалась значимой и в ином ракурсе, как взаимоотношения с собственным внутренним отвергнутым "ребенком". Движение трудное, полное страхов и боли навстречу к своей раненой слабой и беззащитной детской части. И, когда воплощаются такие значимые темы, то вся группа может получить ценный и глубинный опыт переживания, не выразимый точно словами но, несомненно, реальный. Переживание совместное и разделяемое таких чувств как страх, грусть, открытой эмоциональной боли, одновременное парадоксальное переживание собственной слабости и силы.

Участница самостоятельно выбрала, творчески организовала и выразила свою актуальную историю, прожила ее во внимательном поддерживающем  присутствии зрителей, тем самым присвоила авторство своей жизни себе, осознала свою ответственность и выбор.

Она смогла, переживая спроецированную ранее на пасынка собственную беспомощность, которая полностью отвергалась (вместе с ребенком), двигаться к нему навстречу и, одновременно, навстречу к себе слабой и отвергаемой, приблизиться и «взять на колени» - принять.

Этой женщине и правда жизненно важно быть услышанной, увиденной и принятой, как есть, без обычных оценок, что она плоха, раз не может полюбить ребенка, без критики и посторонних советов о том, какая должна быть приемная мать, без отвержения себя самой и окружающими.

Методами танца и движения возможно реализовать в психотерапии одну из базовых потребностей человека – быть узнанным и принятым в своем уникальном и естественном переживании, в том, что является насущным и живым его реальности.



Просмотров: 488
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Роль движения и танца в преодолении стресса и депрессии
  • Вера в целительную силу танца, как вызов себе
  • "Танец с троллями": семь стилей танца
  • Топ 4 танца-ошибок расставания.
  • Психофизиология восточного танца
  • В ритме танца на борьбу со стрессом
  • Как перестать мыслить шаблонно с помощью танца?
  • Тайна "танца семи покрывал"
  • О пользе "спонтанного танца"
  • Приемы телесной саморегуляции при стрессе. На примере традиционного танца маори - Хака
  • Тело и телесные движения как средства диагностики в психологической практике
  • Простой способ навести порядок в своей голове и определить направление движения к свободной жизни
  • Перемещения оратора. Правила дорожного движения перед зрителями.
  • Мотивация для движения : Техника "Образ Желания"
  • Два условных вида движения к счастью
  • Движения, танец, жизнь!
  • Отзыв участницы группы "Навстречу к себе"
  • Женщина должна быть слабой, а мужчина героем? Часть 1. Гендерные стереотипы на службе у рекламы
  • Женщина должна быть слабой, а мужчина героем? Часть 2. Мифы, которые хорошо продаются
  • В результате возрастных кризисов кто-то на себя опирается, а кто-то в этой жизни теряется
  • Как победить тревогу при помощи маленькой бумажки и одного движения руки
  • Тема 3. О силе слабой женщины. Вторая история о сильной женщине.
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Кризис как ресурс для жизни, движения вперед
  • Что в этой жизни зависит исключительно от нас, когда вокруг хаос?
  • Терапия последствий «прерванного движения любви" как профилактика дезадаптивного поведения
  • Секс: соло, парный или групповой? Выбор за вами. Часть 2.
  • Секс: соло, парный или групповой? Выбор за вами. Часть 1.
  • Секс: соло, парный или групповой? Выбор за вами. Часть 3.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь