|
Терапевтический потенциал танца и движения.Автор статьи: Заровняева Елена Владимировна
Со стороны коллег наблюдаю представление о возможностях танцевально-двигательной терапии как о направлении, способном дать отдых и разрядку, улучшение самочувствия в результате физической активности. Так же широко распространено использование танца в, так называемых, «женских практиках» из разряда «раскрой свою сексуальность». В этой статье, используя реальную ситуацию из практики, я попытаюсь чуть-чуть расширить представление о возможностях ТДТ. «Волчок» В результате основательной подготовительной работы над установлением доверительных отношений и прояснения актуального психологического материала участница группы выбрала темой своего соло взаимоотношения с маленьким пасынком, полные неприятия, противоречий и боли. Это был танец с игрушечным волчонком, который для женщины олицетворял образ приемного мальчика. В начале соло волчонок был расположен участницей в углу стены, сама она переместилась в противоположный угол этой же стены. Как только зазвучала музыка – колыбельная песенка со словами «придет серенький волчок и укусит за бочок», участница заплакала, испытывая дрожь, ее тело выглядело скованным. Первую часть танца она так и просидела в своем углу, движения ее стоп и рук напоминали поиск опоры – она перекладывала стопы и ладони по полу и, в конце концов, оказалась на четвереньках, так, словно сама превратилась в четвероногую волчицу, и вытянула лицо в сторону игрушки, принюхиваясь. Вторая часть танца была посвящена медленному, чрезвычайно осторожному движению в сторону игрушки. Участница часто останавливалась, замирала, «принюхивалась», она не сводила взгляда с игрушки, плакала. С началом движения дрожь постепенно прошла. Тело женщины перемещающейся на 4х опорах и вправду напоминало движение взрослой сильной, но осторожной волчицы. Третья часть условно начиналась там, где женщина приблизилась к игрушке и осторожно, в несколько этапов, обнюхала ее. Затем она села рядом, придвинулась ближе, потрогала и в завершении взяла на колени игрушку. Затем она вытерла рукавом слезы и на ее лице постепенно отразились интерес и оживление, участница была все так же очень медленна и осторожна. В момент, когда она села рядом с волчком она явно и с облегчением выдохнула и далее стала дышать свободно, тело расслабилось, реакции замирания и задержки дыхания больше не было заметно, на лице отразилась полуулыбка. После завершения своего терапевтического соло участница отказалась сама много говорить о своем опыте, слишком важные и сильные переживания захватывали ее. Сказала, что устала и говорить не хочется, хотя на душе удовольствие от того, что смогла приблизиться к игрушке и взять в руки. А других участников группы, являвшихся зрителями ее танца, она спросила об их впечатлениях и слушала с удовольствием. Для некоторых участников эта работа – «Волчок» оказалась значимой и в ином ракурсе, как взаимоотношения с собственным внутренним отвергнутым "ребенком". Движение трудное, полное страхов и боли навстречу к своей раненой слабой и беззащитной детской части. И, когда воплощаются такие значимые темы, то вся группа может получить ценный и глубинный опыт переживания, не выразимый точно словами но, несомненно, реальный. Переживание совместное и разделяемое таких чувств как страх, грусть, открытой эмоциональной боли, одновременное парадоксальное переживание собственной слабости и силы. Участница самостоятельно выбрала, творчески организовала и выразила свою актуальную историю, прожила ее во внимательном поддерживающем присутствии зрителей, тем самым присвоила авторство своей жизни себе, осознала свою ответственность и выбор. Она смогла, переживая спроецированную ранее на пасынка собственную беспомощность, которая полностью отвергалась (вместе с ребенком), двигаться к нему навстречу и, одновременно, навстречу к себе слабой и отвергаемой, приблизиться и «взять на колени» - принять. Этой женщине и правда жизненно важно быть услышанной, увиденной и принятой, как есть, без обычных оценок, что она плоха, раз не может полюбить ребенка, без критики и посторонних советов о том, какая должна быть приемная мать, без отвержения себя самой и окружающими. Методами танца и движения возможно реализовать в психотерапии одну из базовых потребностей человека – быть узнанным и принятым в своем уникальном и естественном переживании, в том, что является насущным и живым его реальности. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|