|
Навязчивые движения у детей – «дурные» привычки или болезнь?Автор статьи: Зайцев Юрий Анатольевич
Навязчивые движения у детей – «дурные» привычки или болезнь? Некоторые родители сталкиваются с тем, что у их детей появляются странные, необъяснимые и очень устойчивые привычные действия. Эти странные «привычки» могут появиться внезапно или нарастать постепенно. Сначала появляется один элемент действия, некоторое время повторяется, затем к нему присоединяется другой, третий… Родители начинают бить тревогу тогда, когда эти странные, непривычные и не имеющие никакого рационального объяснения «привычки» становятся заметными для окружающих или мешают ребенку учиться, общаться в детском саду или выполнять обычные ежедневные действия. Одной из сложностей для родителей выступает то, что нет какого-то определенного описания этих «привычек». У каждого ребенка они свои. Родители задаются вопросом «что это»? Это издержки воспитания, странные склонности ребенка или болезнь? Приведу несколько примеров. Девочка, 5 лет. В возрасте 4 года, 8 мес. наотрез отказалась надевать шапку. По мере изменения температуры на улице (наступления осени и зимы) проблема усугублялась. Каждый раз, при одевании шапки или любого другого головного убора – истерика, которая не прекращается даже если родители настаивают и одевают ребенка, выводят на улицу. На улице постоянные попытки снять шапку, непрекращающийся плач, падения на землю и т.п. Девочка успокаивается и «забывается» только спустя 2 – 3 часа прогулки. Но в каждый следующий выход на улицу все повторяется сначала. Мальчик, 11 лет. Сначала появился страх темноты. Боялся ложиться спать, если выключен свет. Потом к этому страху присоединился страх туалетной комнаты. Избегает заходить в туалетную комнату один. Соглашается зайти и справить нужду только в присутствии отца. Может по долгу не ходить в туалет или просит, чтобы ему дали горшок… Ребенок не может объяснить, чего именно он боится. Никакие уговоры родителей не помогают ребенку справиться со страхом. Попытки родителей не поддаваться на «манипуляции» сына приводили к тому, что мальчик справлял нужду в штаны…. А. девочка, 10 лет. Обратились по поводу школьных проблем. Несколько месяцев девочка под разными предлогами пытается избегать посещать школу. По утрам сказывается больной или сбегает с уроков. Причиной такого поведения послужили навязчивые звуки, которые издает девочка. С некоторой периодичностью А. выкрикивает протяжное «Ииии». После этого кажется испуганной и подавленной, но через некоторое время вновь издает этот же звук. По словам мамы, эта особенность появилась примерно полгода назад. Сначала не обращали внимания, считали, что обычная детская игра и пройдет самостоятельно. Но А. издавала звуки не только, когда играла одна, но и во время принятия пищи или когда всей семьей смотрели телевизор. Никакие попытки уговорить А. не делать этого не имели успеха. Поскольку такое поведение продолжалось и в школе на уроках, это привело к тому, что одноклассники стали не только дразнить А., но и применять физическую силу – толкали и на уроках и на переменах, рвали ее тетради и т.п. Столкнувшись с подобными особенностями поведения у детей, большинство родителей в первую очередь обращаются к неврологам. Чаще всего у таких детей не находят каких-либо отклонений и патологий в развитии. Иногда неврологи назначают успокаивающие препараты. Но, в подавляющем большинстве случаев, эффект от приема медикаментов либо не стойкий, либо полностью отсутствует. Так что же это такое? И что делать родителям, если у их ребенка появляются навязчивые действия? Устойчивые навязчивые действия, практически не поддающиеся волевому контролю и коррекции могут говорить об обсессивно-компульсивном расстройстве личности (обсессии – навязчивее мысли, компульсии – навязчивости в двигательной сфере). Обсессивно-компульсивное расстройство у детей может проявляться не только в описанных выше «странных» привычках или страхах, но и в виде тиков, простых и сложных. К простым тикам относятся моргания, подергивания головой, плечами, вокализации (голосовые тики). К сложным тикам относят навязчивые действия в виде прикосновения к отдельным частям тела в определенной последовательности, сгибания и разгибания пальцев рук, подпрыгивания и т.п. Для детей с подобными особенностями развития характерно появление ритуалов – закономерной цепочки действий, которая обязательно должна быть выполнена. Это может быть простой ритуал в виде раскладывания одежды или предметов в определенной последовательности, ритуал умывания или сборов в школу. Или это может быть довольно сложная цепочка действий, не всегда имеющая рациональную природу – совершение последовательности определенных действий перед выходом на улицу или перед отходом ко сну (например, три раза обойти вокруг стула, затем посидеть на нем 1 минуту и вновь обойти вокруг него, но уже в обратную сторону). Если ребенку не удается совершить привычные действия или ритуал, нарастает напряжение, тревога, вплоть до панических состояний. Следующая категория состояний, характерных для обсессивно-компульсивного расстройства – навязчивые сомнения и навязчивые страхи, такие как страх того, что что-то может случиться с родителями, страх заболеть какой-то болезнью, страх заражения. К причинам подобных расстройств чаще всего относят конституциональные (врожденные) особенности личности. Исследователи чаще всего указывают на врожденную повышенную чувствительность таких детей, что приводит к выраженной боязливости и формированию тревожности как свойства личности. С недавних пор стали говорить о возможной роли стрептококковых инфекций, так как в ряде случаев расстройство возникало после перенесенного заболевания. Поскольку имеет место повышенная чувствительность, то для провоцирования начала расстройства таким детям достаточно малозаметного для окружающих людей стресса. Именно из-за этого появление «странностей» в поведении ребенка для взрослых кажется не связанным с какими-то событиями. Тем не менее, первичный «пусковой момент» всегда присутствует. В последние пятнадцать лет в мировой практике изменилось отношение к данному расстройству. Если раньше считалось, что обсессивно-компульсивное расстройство встречается довольно редко, то теперь известно, что распространенность данного расстройства довольно высока, но его диагностика затруднена в связи с тем, что дети, подростки и взрослые скрывают свои симптомы, так как осознают их необычность, «странность» и опасаются реакции окружающих людей. Необходимо отметить, что далеко не все повторяющиеся действия действительно являются признаками обсессивно-компульсивного расстройства. Особенно важно учитывать возраст ребенка. Нередко в возрасте 5 – 6 лет у детей появляются навязчивые действия, которые имеют характер «внушенных» - ребенок мог увидеть и «подцепить» какое-то действие, жест или гримасу. Такие «внушенные» привычки проходят самостоятельно или легко поддаются психологической коррекции. В целом же прогноз при обсессивно-компульсивном расстройстве неутешительный. По данным исследователей, только незначительное меньшинство детей выздоравливают через 2 – 3 года. У большинства детей симптомы устойчивы не только на протяжении всего детства, но и сохраняются в зрелом возрасте. Кроме того, симптоматика обсессивно-компульсивного расстройства не ограничивается навязчивыми действиями или тиками – как правило, имеет место специфические особенности мышления и формирования структуры личности. Какие методы лечения существуют? Безусловно, существует медикаментозная терапия, которую может назначить врач-психиатр. Но, повторюсь, лишь малое количество детей избавляются от симптомов. Когда медикаментозное лечение исчерпало себя, родители обращаются к психологам. Основным методом лечения является поведенческая терапия, дающая заметный эффект. Желательно, чтобы программу терапии для ребенка разрабатывал и проводил специалист не только специализирующийся на лечении обсессивно-компульсивых расстройств, но и умеющий работать с детьми. Программа лечения специфична для каждого возраста и чем младше ребенок, тем сложнее, зачастую, ему помочь. Очевидно, что терапия подобных нарушений не может быть кратковременной. Многие родители сталкиваются с проблемой поиска специалиста и, что немаловажно, с финансовым вопросом. Посещение психолога в течение нескольких месяцев – довольно дорого. Какие рекомендации можно дать родителям, если нет возможности обратиться за квалифицированной помощью? Первое, что необходимо помнить, если у вашего ребенка есть вышеперечисленные симптомы, это то, что для таких детей нужна максимально благоприятная обстановка в семье, чтобы снизить уровень тревоги. Характерный для этих детей высокий уровень базовой тревоги зачастую является основой для появления симптомов и даже небольшой стресс может свести на нет полученные результаты. Родителям не следует концентрировать внимание на симптомах, тем более наказывать ребенка за них. Лучшей стратегией является отвлечение. В момент, когда у ребенка начинаются привычные навязчивые действия, постараться переключить его внимание на что-то другое, желательно, чтобы то, на что родители переключают внимание ребенка, было достаточно сильным впечатлением, способным «захватить» внимание ребенка и некоторое время удерживать его. Важен режим активности и отдыха. Достаточный сон и достаточная активность сами по себе являются факторами, улучшающими психическое и физическое здоровье детей, а в случае с детьми с обсессивно-компульсивным расстройством выступают как одно из важнейших условий. Активность помогает сбросить и нейтрализовать избыточное напряжение, накапливающееся из-за высокой тревожности ребенка. Кстати, родители не всегда замечают высокий уровень тревожности у ребенка, так как не знают, что именно относится к нормальным реакциям ребенка, а что свидетельствует о повышении уровня тревоги. Для тех родителей, у кого достаточно времени, чтобы заниматься самостоятельно со своим ребенком для преодоления симптомов обсессивно-компульсивного расстройства могу предложить курс (www.psyoffice.ru/courses/help_your_child/), в котором приведены методы для работы с детьми и даны инструкции, как самостоятельно провести с ребенком терапию, направленную на избавление от навязчивых действий и страхов у ребенка. В заключение хотелось бы сказать, что не смотря на то, что обсессивно-компульсивное расстройство признается плохо поддающимся терапии и склонным к хроническому или рецидивирующему течению, самое опасное – «не замечать» проблемы. Все исследователи отмечают, что при проводимой терапии симптомы обсессивно-компульсивного расстройства если и сохраняются, то имеют значительно меньшую выраженность и склонность к расширению. Если же ребенок или подросток остается «один на один» со своей проблемой, симптоматика может утяжеляться и расширяться – к уже имеющимся навязчивым действиям добавляются новые, усугубляется склонность к обсессивному мышлению. За консультацией к автору статьи можно обратиться по скайпу Login: mzayriy. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|