Случай лечения обсессивно-компульсивного расстройства с использованием семейной психотерапии.

Семья обратилась по рекомендации детского психиатра, у которого мальчик Ваня 11 лет наблюдался по поводу обсессивно-компульсивного расстройства.

До курса психотерапии был проведен курс медикаментозного лечения (сертралин 50 мг утром, эглонил 100 мг н/н). В ходе которого симптоматика уходила, но по прекращении лечения появилась вновь. Врачом психиатром было рекомендовано совместное медикаментозное и психотерапевтическое лечение.  

На первом сеансе проблемой было названо следующее: мальчик может заметить, что предмет в его окружении переместился с места на место. При этом он не помнит, он ли это сделал или не уверен, что это сделали другие люди. Он тревожится, начинает думать, что это сделали «темные силы», устает это терпеть, подходит к маме для разъяснения и успокоения. А если мамы нет рядом,  крестит эти предметы и только после этого может прикасаться к ним.

Отмечался эффект на фоне приема препаратов, после прекращения приема – проблема появилась вновь. Параллельно со вторым курсом психофармакотерапии проводилась стандартная процедура в рамках системной семейной психотерапии с учетом теории построения системы, реализации 3 основных принципов (нейтральности, циркулярности и гипотетичности), соответствующего подбора арсенала диагностических и терапевтических методик. Сессии проходили 1 раз в неделю по 1,5 часа. Было проведено 10 встреч. Занятии были прекращены по инициативе психотерапевта (семья выражала желание научиться чему-нибудь еще, «у вас очень интересно») при наличии контроля симптома семьей в течении 3 встреч.

На этапе установления контакта мальчик проявил чрезвычайную активность. Его интересовало все и вся. Он перебивал психотерапевта, родителей, бурно реагировал на обстановку в кабинете, рассказывал о том, что ему нравится все страшное. С восхищением рассказывал о фильме «Обитель зла» 1-2-3 части. При это мама выражала озабоченность состоянием ребенка, отмечалась ее тенденция к гиперопеке, гиперзащите от «психотравмирующих» факторов. Мама упорно отстаивала позицию о сложности и трудноизлечимости симптоматики сына. Отец выглядел отгороженным, молчаливым, спокойным, соглашающимся с женой.

Определенной проблемой было выдержать принцип нейтральности, т.к. Ваня во время сессии мог нарушить диалог взрослых, вступал со своими комментариями, мог переадресовать заданный вопрос маме. Мама много объясняла, рассказывала о поведении мальчика. Папа выглядел нейтральным, чуть ли не заинтересованным в происходящем. Для упорядочивания активности ребенка было применено наказание за нарушение правил (одно приседании за не во время сказанное слово), которое я обсудил с мальчиком, родителями, а Ваня с азартом выполнял 2-3 встречи (приседал по 120-60 раз за сессию).

Платой за психотерапию для Вани стали ежедневные отжимания по 90 раз. Такой вид платы выбрали родители, учитывая повышенный вес мальчика и определенные трудности на уроках физкультуры. «Это важно для нашей семьи».

Показательным как для диагностики, так и для выбора гипотезы психотерапевтической работы послужило отсутствие мамы на одной их встреч по причине полуторанедельной командировки. На вопрос Ване «Как он обсуждал свою мнительность с папой», я получил ответ: «А с ним это бесполезно обсуждать, я справлялся сам».

Папа сетовал на то, что сын не слушается его: не ставит на место портфель, не убирается в своей комнате, постоянные замечание не дают должного эффекта.

Изучаю особенности воспитании (обучение, наказание, поощрение, контроль), а так же учитывая наличие «высокой энергии» у мальчика, появилась гипотеза о недостаточности или неэффективности наказания в семейной системе. После домашнего задания наказывать сына за несоблюдение домашних правил, папа отметил, что наметился сдвиг. Мальчику необходимо было при нарушении домашних правил мыть обувь и пол в прихожей. После 3-4 эпизодов портфель и одежда оказались на своих местах.

Необходимо заметить, что при наличии большого количества наказаний мальчик прекрасно выдерживал эту нагрузку, приходил на встречи с интересом.

На следующем этапе родителям было предложено «наказывать» сына следующим образом. Если в течение дня у Вани была «мнительность» и он обсуждал ее с мамой, мальчик должен был выучить среднее стихотворение. Всегда вновь вводимое наказание обсуждалось с мальчиком, разъяснялись его цели, его необходимость, находился приемлемый способ его осуществления.

Стоит отметить следующий эпизод терапии. Когда после активного диалога с Ване, он развалился в кресле, его вопросы иссякли. Появилась возможность ввести термины транзактного анализа (психологическая игра, деятельность, близость, треугольник Карпмана и д.т.). Затянулась длинная, нудная для мальчика лекция – он задремал. Когда была высказана мысль о недостатке поощрения в семье мальчик открыл глаза, оживился и обрадовался. Родители согласились премировать сына за «неделю без мнительности» сладостями на его выбор.

Для получения подтверждения контроля симптома было необходимо сохранять контакт с семьей - последние 3 встречи заполнялись психогимнастическими упражнениями в соответствии с минизапросами родителей («это хорошо – это плохо», «крокодил», пум-пум-пум, и д.т.). Они так понравились участникам терапии, что те не хотели прекращать работу, уже получив собственное осознание проблемы и опыт ее контроля.

По окончании терапии мама выдвинула собственную гипотезу симптома: «Я год назад перестала читать вечером книги сыну, у нас образовался своеобразный провал, видимо эта «мнительность» и заполнила его». За время работы папа научился в большей степени оказываться в центре внутрисемейных дел, - ранее он был на периферии, большую часть времени в семье он проводил за компьютером.

На последней встрече был подведен итог достигнутым изменениям, подтверждена необходимость самостоятельного закрепления эффекта вне терапии и возможность контакта с психотерапевтом при возникновении трудностей.

Катамнез 3 года 6 месяцев на август 2011 года.



Просмотров: 527
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Что было бы для вас результатом терапии?
  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • Как его разлюбить (а был ли мальчик?)
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Мне всегда было его жалко, но я его не любила
  • Я его слепила из того, что было....
  • Я его слепила из того, что было
  • «Жертва родителей» или это потому, что детство было тяжелым
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Хочу, чтобы все было и ничего за это не было
  • Просто представь, что его не было в твоей жизни
  • Я его слепила из того, что было. Расстановки из теста
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Опыт отношений: а что это было?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство. Что это такое и с чем его едят.
  • Сахарный диабет! А так ли было сладко до его появления?
  • Разлюбила, и думаешь - а что это было?
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Почему женщины могут притворяться, что им было хорошо, а мужчины притворяться, что верят в это
  • Я его слепила из того, что было. Теория "пинка".
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь