|
Волосы в танцевально-двигательной терапии как ресурс для расширения возможностей женщинАвтор статьи: Татьяна Сутурина
Волосы в танцевально-двигательной терапии как ресурс для расширения возможностей женщин
Яэль Баркай, 27 мая 2016 г. Американский журнал танцевальной терапии, 2016 г., Том 38, Выпуск 1. Перевод с английского: Т. Б. Сутурина Аннотация Эта статья подчеркивает эмоциональную и символическую значимость женских волос, а также важность сосредоточения внимания на них в танцевально-двигательной терапии (ТДТ). То, как мы относимся к нашим волосам, влияет и на их внешний вид и на нашу собственную самооценку. Наши волосы могут ассоциироваться не только с молодостью, красотой, сексуальностью, духовностью и силой, но также с аморальностью или невоспитанностью. Тема, обсуждаемая здесь, первоначально возникла на курсе, который автор проводил в педагогическом колледже Кибуцах (Тель-Авив, Израиль) под названием “Мое тело и я” в рамках программы подготовки танцевально-двигательных терапевтов. Фокусируя внимание на волосах, в процессе исследования движений ко многим студентам вернулись детские воспоминания. Важность понимания глубоких, скрытых смыслов, ассоциируемых с волосами, отражается в процессах, через которые ТДТ может преобразовать пробудившиеся чувства. Эта статья также подчеркивает, что ТДТ может способствовать изменению отношений с нашими волосами, с образом тела и с самим собой. Ключевые слова Тело и я, танцевально-двигательная терапия, волосы, обработка прошлого опыта, расширение возможностей женщин Введение Танец – это мощное средство выражения, облегчающее переживание таких различных эмоций, как грусть, гнев, счастье. Это мультисенсорный опыт, вовлекающий все части тела, способствующий целостному ощущению себя, достигаемый через эмоциональное освобождение и чувство облегчения. Танцевальный антрополог Джудит Ханна объясняла, что “танец – это живое движущееся тело в четырех измерениях” и он считается “языком физических упражнений, вызывающим появление новых клеток мозга (нейрогенез)”. Далее она говорила, что “танец делает некоторые нейроны гибкими, так, что они быстро связываются с нейронной сетью” и, что “танец… способствует росту, поддержанию и пластичности нейронов, необходимых для обучения и запоминания… и это значит, помогает нам повысить настроение”. Один интересный пример: обучение в танцах достигается через феномен зеркальных нейронов. Наблюдение за движением активизирует участки мозга, подобные тем, которые стимулируются во время выполнения реальных танцевальных движений; таким образом, наблюдение может способствовать обучению танцу, и зеркальные нейроны могут играть роль в эмпатии и социальном научении. Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) развивалась из убеждения, что тело, разум и душа взаимосвязаны; танец способствует как эмоциональному так и физическому благополучию личности; и танец в присутствии сопереживающего терапевта усиливает положительные эффекты. Все части тела вовлекаются в танец, но важность волос в ТДТ, как выражение личностной идентичности и как часть тела, неотделимая от танца/движения, может быть упущена из виду. Социальная, культурная и психологическая значимость волос Волосы играли свою роль в искусстве на протяжении веков - от змей Медузы Горгоны в греческой мифологии до фильма 1948 года “Мальчик с зелеными волосами” и мюзикла 1960-х годов “Волосы”. В каждом случае волосы представлялись чрезвычайно символичными. Изображение ниспадающих, прекрасных волос указывает на плодородность и креативность. Например, Кадоган Купер писал многих женщин с распущенными волосами, в том числе Рапунцель в своей башне, в то время как Дега и Тициан оба рисовали женщин, расчесывающих свои рыжие волосы цвета Тициана. Фрейд сталкивался с негативными ассоциациями выпадения волос, ссылаясь на мечты об облысении и стрижке, главным образом, как символическом образе кастрации. Значительное количество литературы посвящено отношению к волосам в разных культурах на протяжении веков, с позиции антропологии, социального и психологического аспектов. В древнем Египте волосы на голове и лице (включая бороду) служили обозначением социального статуса, пола и возраста. В иудейско-христианских писаниях волосы в основном изображались с точки зрения жизни человека как индивидуальности и были связаны с особым статусом монахов или человеком в трауре. Классическая работа Э. Лича посвящена символизму, связанному с уходом за волосами в разрезе разных культур, с их обилием или отсутствием, часто они символический маркер социальной и духовной силы. Он предположил, что короткие или собранные волосы могут обозначать кастрацию или подавленную сексуальность. К. Р. Холлпайк также предположил, что короткие волосы среди мужчин - признак социальной иерархии. Э. Синнотт считал, что волосы не только элемент этнографии, они также имеют колоссальное физическое и символическое теоретическое значение. Он утверждал, что существует прочное родство между физическим телом и социальной маской с точки зрения пола и идеологии. Он также утверждал, что волосы были и остаются политическим заявлением, и как таковые являются не только политическим символом, но и сами по себе связаны с политикой. В своем обзоре, Э. Синнотт также занимался общепринятым социальным значением волос, различиями между полами, поскольку женщины идентифицируют себя со своими волосами больше, чем мужчины, и с современными изменениями в этом вопросе в Северной Америке и Британии. Волосы могут влиять как на внутреннее самочувствие женщины, так и на ее поведение, а ощущение незащищенности и отторжения иногда переносится на волосы. Р. Вайц подчеркивала социальную и политическую значимость женских волос, рассматривая их как доступный для женщин ресурс. Р. Вайц цитирует одного из опрошенных, заявившего, что “день с плохими волосами часто превращается в плохой день в целом”. Такие “плохие” дни часто ассоциируются с дождливыми днями, когда мрачный серый день сопровождается унылым настроением и все усилия по выпрямлению или укладке волос из-за дождя напрасны. Хорошая прическа может поднять настроение и самооценку, а то как мы относимся к волосам демонстрирует взаимодействие и неразрывность тела и психики - центральной аксиомы в работе танцевально-двигательного терапевта, которая будет рассмотрена ниже. Большинство людей усвоили представление о том, что разные типы волос имеют разную степень привлекательности. Многие работы посвящены социальному, психологическому и культурному значению волос и красоты для женщин в разных культурах. Н. Вольф утверждает, что по мере того как женщины приобретают все большие социальные права и положение, они в большей степени ожидают предъявления к ним жестких стандартов физической красоты. Исследование женских журналов, проведенное М. Крейг, подтверждает возрастающий акцент на физической красоте. Сообщается, что в 19 веке молодые женщины были менее зациклены на внешней красоте, но в течение двадцатого столетия усиление маркетингового давления привело к более критической оценке каждого аспекта внешнего вида. Крейг протестует против единственного стандарта красоты, навязываемого мужским взглядом. Эти стандарты красоты, включая принимаемые стили причесок, имеют особое значение для афроамериканских женщин на родине и за рубежом. К. Белл представила исчерпывающий список литературы, посвященный значению волос в жизни темнокожих женщин. В то время как культурный и политический фон представляется конкретными случаями, существует более широкий экономический и политический смысл, поскольку темнокожие женщины сталкиваются с многочисленными дилеммами, относительно естественного или измененного внешнего вида их волос. Т. Паттон отмечала значимость влияния красоты, образа тела и волос, бросая вызов главенствующим “белым” стандартам красоты для американских женщин в целом и для афроамериканских женщин в частности. Далее Ч. Томпсон объясняет, что, хотя большинство женщин могут мучиться со своими волосами в повседневном уходе, существуют определенные проблемы, которые по разному воспринимаются в отдельных сообществах, включая афроамериканское сообщество. Живя в Африке, прически темнокожих женщин указывали на социальный или семейный статус либо ассоциировались с религией, богатством, положением в обществе. Однако после того, как рабство привело женщин в Америку, цвет и текстура волос приобрели совершенно другое значение. Поскольку натуральные волосы темнокожих женщин продолжали ассоциироваться с клеймом рабства, для изменения их внешнего вида были разработаны различные техники и аксессуары. Эти химические и механические процедуры наносят ущерб здоровью женщин. Ч. Томпсон полагает, что эти манипуляции с внешним видом продолжают осуществляться из убеждения, что пушистые, кудрявые, афро-волосы - это неправильно, а длинные, прямые (т. е. белые или азиатские) волосы правильные. Т. Паттон также исследует то, как различия в образе тела, цвете кожи и волос могут влиять на темнокожих женщин. Т. Брюингтон рассказывает, что темнокожие женщины изменяли естественную структуру своих волос с 1808 года, ради того, чтобы подогнать себя под доминирующие европейские стандарты, полагая, что их социальная значимость в этом мире основана исключительно на внешности. Т. Брюингтон и Т. Паттон цитируют П. Колдуэлл, которая писала:
К. Р. Холлпайк утверждал, что во многих обществах волосатость ассоциируется с животными чертами, представляющими дикую природу до процесса социализации. Он приводил библейские примеры человека, описанного как волосатого, такого как Исав, который был охотником, и Сасон, который имел великую физическую силу. Во многих обществах, в частности женщины, удаляют волосы на теле и завязывают или покрывают волосы на голове, чтобы вытеснить ассоциации о нашем животном происхождении. В этих обществах заплетенные волосы отражают скромность и сдержанность молодых девушек. Социологические и антропологические исследования показывают, что действия с волосами совершали в таких основных обрядах, как помолвка, брак, траур. Например, йеменские еврейские женщины заплетали в косы волосы девушек перед их свадьбой, постепенно ослабляя их в течение семи дней перед церемонией “Хны” (помолвкой), волосы невесты в ритуальном танце, таким образом, становились завитыми. В брачных церемониях традиционные ливийские еврейские женщины распускали свои волосы, ослабляя косы возле чаши с водой, которая служила оберегом от сглаза. Ритуал плетения и распутывания заплетенных волос основан на поверии о том, что дьявол может связать репродуктивные органы молодой пары, приведя к бесплодию. Индианки покрывают свои волосы после свадьбы. Набожные или ультра-ортодоксальные еврейские женщины отказываются от своих длинных волос или, по крайней мере, покрывают их, когда вступают в брак. Это должно демонстрировать, что они взяли на себя обязательства семейной жизни, принимая социальные нормы, включая подавление их чувственности. Волосы в танцевально-двигательной терапии Понимание сущности, сложности и культурных ассоциаций, связанных с волосами, дает возможность терапевту понять уникальную природу человека, стоящего перед ним, и следовательно, нормализовать и классифицировать феномен в соответствии с культурным контекстом. Е. Пардесс, хорошо известный израильский танцевально-двигательный терапевт, рассказывает историю “Е”, которая приняла участие в терапевтической группе:
Однако, в наше время, многие аспекты волос имеют личное и эмоциональное значение наряду с культуральным или социальным символизмом. Поэтому, в терапевтической работе, мы подчеркиваем личное мнение и различия во мнениях, какими бы незначительными они не были, относительно волос каждого человека. Женщины испытывают разнообразные, переменчивые чувства к своим волосам; они могут быть счастливы с ними в один день и фрустрированны из-за них в другой. Они также могут испытывать противоречивые эмоции. Опыт со студентами ТДТ Мой личный интерес к волосам в ТДТ начался, когда студентка на вводном курсе ТДТ принесла на одно занятие коллекцию париков. Женщины в группе были воодушевлены возможностью примерить парики разной длины, цвета и стиля. Я заметила, что движения учеников изменялись, когда они примеряли парики и ходили по залу. Повысилась интенсивность осознания их собственных движений с разными качествами и нюансами, входящими в диапазон жестов и поз. Это было заметно по их осанке, по движениям, текущим от головы вниз через все тело. В последующих обсуждениях, студенты рассказывали значимые детские воспоминания, связанные с их волосами. С того момента я включила волосы в занятия, как важную часть тела. Следующий текст разделен на несколько частей, каждая из которых включает примеры опыта студентов с их волосами из нескольких потоков курса “Мое тело и я”, который я преподаю. Прически и длина Есть социальное и духовное значение длины волос и стиля прически, включая то, собраны ли волосы или распущены. Исследование Э. Лича обнаружило связь между длинными волосами и сексуальностью, полагая, что короткие или собранные волосы символизируют кастрацию или подавленную сексуальность. В некоторых культурах женские волосы ассоциируются с распутством и примитивностью. В Иудаизме длинные, непослушные волосы Лилит символизировали ее распущенность и похоть, в противопоставление более современной фигуре Евы. Собранные волосы символизируют организованность и аккуратность, сдержанности и контроль над нашим телом и нашими импульсами. Распущенные волосы ассоциируются с чувством свободы, чувственностью и творчеством. По словам Фон Франц, спутанные волосы во сне могут указывать на вещи, о которых мы не подозреваем, в то время как причесанные волосы могут означать возвращение к порядку и осознанность. Эта идея была также выражена в стихотворении И. Амихай.
Требование завязывать и выпрямлять волосы может отражать более глубокие процессы, которые широко распространены в западных обществах, становящихся оторванными от наших физических ресурсов. Эти процессы затрагивают людей, “начинающих отстраняться от потребностей тела и отрицать сущность природы движения, чувств и … Наши движения, таким образом, ограничиваются, наши желания задушены и мы блокируем внутренний творческий поток эмоций и их двигательное выражение”. Одна очень набожная студентка, которая предпочитала прикрывать свои волосы из-за своей веры, сказала: “В моих снах мои волосы всегда длинные и распущенные” и объяснила, что это чувство свободы и облегчения вызвано ее воспоминаниями о распущенных волосах. Некоторые студенты чувствовали, что их волосы выражают их женственность, делают более красивыми, украшают их. Многие чувствовали, что волосы были их главной опознавательной чертой. Ученица, которая наблюдала за своими одногруппниками на сессии, посвященной народным танцам, подчеркивала эти моменты: “Я увидела всю женственность и сексуальность на занятии: чем свободнее их волосы, тем сильнее выражение их женственности. С другой стороны, женственность может быть заблокирована через их волосы”. В мире классического танца, где сексуальность сдерживается, волосы всегда туго затянуты назад; в современном танце распущенные волосы составляют часть движения. Одна студентка объясняла, что необходимость всегда держать свои волосы туго затянутыми пересекается с потребностью танцоров в постоянном контроле над своим внешним видом. Другая студентка вспоминала, что ее волосы всегда были туго затянуты, потому что “беспорядочные распущенные вьющиеся пряди были невыносимы” для нее. Они обе собирали свои волосы из-за внутренней потребности в организованности и контроле. Еще одна ученица почувствовала, что, если она распустит волосы, она “станет другим человеком, с неприемлемым поведением, не трудолюбивым, серьезным интровертом с косами, а дикой и недисциплинированной девочкой”. Ее слова озвучивали диалог между ребенком и ожиданиями от него, связанными с социальными нормами. Волосы как центр семейных отношений Волосы очень важны в детстве и юности. Иногда маленькие дети могут отрезать локон или челку из любопытства или в результате процесса самосознания, самопознания. Эти действия выражают значение “я могу создать свое собственное Я” или это может быть экспериментом по приобретению автономии и чувства власти над физическим “Я”. В подростковом возрасте короткая стрижка может быть заявлением независимости, бритье головы у подростков - форма протеста; потребность быть принятыми такими какие они есть. Одна студентка сказала: “Мне нравилось раздражать мою маму, коротко подстригая волосы. Это был мой способ сказать ей, что я не была той, кем она хотела меня видеть”. Волосы и прическа могут быть источником конфликта и боли между матерями и дочерьми или источником их близости. Одна студентка, которую я обучала, обнаружила конфликты, которые касались ухода за ее волосами в детстве:
Иногда проблемы с волосами могут обнажить трудности отношений матери и дочери на самых ранних стадиях. Одна студентка, у которой были красивые ухоженные волосы, рассказала нам, как ее мать говорила, что из-за беременности дочерью потеряла всю красоту своих волос. Студенты ТДТ на учебных сессиях вспоминали резкие ответы от их родителей, когда они бунтовали и коротко стриглись. Дочерям говорили, что они были не достаточно красивы или не женственны с короткими волосами. Другие родители считали длинные волосы слишком сложными в уходе или полагали, что они слишком явно выражают сексуальность. Критика могла включать неосознаваемую материнскую ревность к дочерям или происходить от неспособности родителей либо примириться с сексуальностью дочерей либо принять их как независимых людей. Одна из учениц подытожила свой опыт пробудившихся негативных высказываний своего отца о ее волосах, сказав: “отказ родителем от части своего тела может стать причиной отвержения ребенком определенной части себя, например, эротические, женственные аспекты тела ассоциируются с сексуальностью”. Болезненные детские воспоминания могут повлиять на то, как женщина воспитывает своих детей. Одна студентка написал следующие строки:
Она страдала от туго натянутых кос и стала матерью, которая проявляла особую заботу, когда заплетала волосы своей дочери. В сказке Братьев Гримм мачеха, которая хотела убить Белоснежку, оделась как добрая старушка, предложившая расчесать девушке волосы. Б. Беттельгейм утверждала, что это было бессознательное желание Белоснежки быть сексуально привлекательной, перенесенное на красивые волосы, которое привело ее к риску принять предложение незнакомки. Однако, она также могла жаждать материнского прикосновения и особой близости, создаваемых во время расчесывания матерью волос дочери, как в следующем воспоминании: “Когда мать умерла, моя тетя расчесывала мне волосы на протяжении долгого времени. Ей не нужно было ничего говорить.” Память делает одно мгновение теплого объятия вечным; духовная близость выражается физической близостью - нежная забота пожилой женщины, которая знает, что иногда слова не имеют значения. Позволение кому-либо расчесывать свои волосы - это знак любви, доверия и близости, так же, как неторопливое расчесывание чьих-то волос - признак убаюкивания, объятия и спокойствия. Есть что-то парадоксальное в волосах. Хотя с одной стороны они выставляются напоказ и видны глазу, они также очень интимны и не каждый имеет право прикасаться к ним. Сложности с физической близостью, теплотой могут быть выражены в избегании контакта с волосами, а поглаживание головы человека может символизировать покровительство. Стрижки: как выбор или по другой причине Даже, если мы сами решаем сделать стрижку, впечатление от отражения в зеркале может быть травматичным. Студенты выражали желание сделать стрижку, но нервничали, когда речь заходила о реальных изменениях. Одна студентка сказала, что она восхищается женщинами с подстриженными волосами и хотела бы побрить голову, но не осмелилась бы это сделать:
Другая студентка поведала опыт своей первой стрижки в подростковом возрасте. Она отрезала свою длинную косу, которая была у нее всегда, так как решила носить свои волосы распущенными:
Ее описание напоминает “Автопортрет с обрезанными волосами”, написанный Фридой Кало в 1940 году после ее развода с Диего Ривера. На полотне она сидит в костюме мужского типа с коротко подстриженными волосами и держит пару ножниц, а ее остриженные локоны лежат повсюду на полу. Стрижка связана с чувством кастрации, с поврежденной женственностью, самоповреждением и чувством потери и скорби. Многие женщины борются с детскими воспоминаниями о навязанных им стрижках. В своем автобиографическом романе “Лето Авии” известной израильской актрисы Гилы Альмагор, описывается травматичное воспоминание о короткой стрижке:
Короткие стрижки неприятны для юных девушек отчасти потому, что их волосы - это один из признаков, наиболее явно ассоциирующихся с их гендерной идентичностью. В возрасте, когда Эго еще не достигло полной силы и уверенность девушки в себе не полностью развита, волосы могут быть одним из наиболее важных ресурсов. Студенты вспоминали чувство неприспособленности, когда они были юными девочками с короткими волосами и говорили, что они отращивали себе длинные волосы как взрослые для компенсации. Одна из них сказала: “Моя короткая стрижка делала меня похожей на мальчишку. Я хотела иметь длинные волосы как остальные девочки в моем классе. И также я чувствовала себя неудачницей в своей семье.” Одна из учениц говорила о своей неспособности противостоять родителям: “Я не возражала против короткой стрижки. В этот период моей жизни я не высказывала своего мнения и обычно просто соглашалась со всем, что решала моя мать.” Важно помнить, что дети могут разозлиться или испытывать чувство вины и стыда из-за того, что они не защитили себя или не боролись за то, что они считали правильным. Родители иногда выступают в роли представителей общества, принимая решение в пользу традиционных социальных и культурных ценностей, которые могут вступать в противоречие с ценностями сообщества, в котором живут дети. С точки зрения ребенка, эти решения недостаточно близки его потребностям и индивидуальности. Решения могут оказать воздействие на самооценку ребенка в долгосрочной перспективе, если они не будут должным образам проработаны. По-видимому, трудно компенсировать тоску по длинным волосам, потерянным в детстве. Родители одной из студенток решили побрить ее голову незадолго до того, как она пошла в первый класс. Много лет прошло прежде, чем она смогла проработать свои эмоции после этого случая. В рамках курса ТДТ она пересмотрела свою личную историю, пролистав фотоальбомы и поговорив в родителями. Она обнаружила, что их решение, которое оказало такое сильное влияние на ее жизнь, должно быть понято в определенном культурном и социальном контексте:
Отношение с разрушительным действием времени Не только культура и общество влияет на внешний вид наших волос, время также берет свое. Седые, редкие волосы отражают потерю нашего женского эротизма со временем. Обнаружение седых волос часто один из первых сигналов о том, что мы стареем и обычно служит публичным выражением нашей смертности. Одна зрелая студентка говорила: “Изменение моих взглядов на долголетие отражается в моих волосах.” Голландия рассматривает вопрос о том, как старение влияет на представление о женственности на фоне преобладающего дискурса, в котором отсутствие волос указывает на потерю женственности. В связи с процессом старения, от женщин определенного возраста или поколения может ожидаться характерное поведение, например, выбор якобы подходящих причесок или окрашивание их волос. Д. Винтерич брала интервью у женщин разного расового происхождения и сексуальной ориентации исходя из предположения, что женщины красят свои волосы в попытке сохранить молодой внешний вид. Ее работа предполагала, что преобладающие нормы возраста и женственности, в первую очередь, влияют на белых гетеросексуальных женщин при окрашивании их волос, с целью внешнего омоложения. Когда женщины в глазах общественности осмеливаются бросить вызов этим обычаям, как в 2010 году Хилари Клинтон отпустила свои волосы, они могут оказаться под пристальным вниманием СМИ. Однако, женщины, которые предпочли носить их естественно седые волосы могут в одно и то же время признавать как свой возраст, так и их продолжающееся ощущение молодости. В стихотворении “Волосы Шуламит”, израильский поэт Браха Розенфельд ссылается на женский эротизм, который со временем теряется:
Несмотря на множество доступных для нас вариантов приглушить или замедлить процессы старения, в конце концов, мы все должны принять, что не молодеем. Одна студентка говорила о ее белых волосах: “У моих волос вполне определенный вид, который заявляет миру: “А вот и я”. Согласиться с изменениями, через которые проходит наше тело - сложные процесс, который зависит от личности, от времени и культуры, в которых мы живем. Танцевально-двигательная терапия позволяет проработать прошлый опыт, повысить нашу способность справляться с нынешними проблемами. Процесс индивидуации, обсуждаемый Юнгом, по сути процесс развития, происходящий во второй половине жизни, включает принятие наших ограничений, а также развитие устойчивости и терпимости к внутренним конфликтам. Это было выражено одной ученицей так:
Любовь к нашим волосам и самоуважение (самооценка) Забота о волосах - это часть заботы о себе, психологически значимый аспект жизни, выражающий наши отношения с собственным телом. Пренебрежение нашим телом может отражать депрессию, нехватку любви к себе или некоторый вид протеста; однако, слишком большое внимание к поддержанию своей внешности может стать причиной гиперчувствительности к любой возможной критике. Танцевально-двигательная терапия может способствовать развитию чувства идентичности и принятию себя. Одна ученица так выразила свою проблему с самооценкой через ее волосы:
Студенты говорили о противоречивых отношениях любви и ненависти со своими волосами, которые они смогли выразить и проработать, используя танцевально-двигательную терапию. Одна студентка описала, что мягкое, нежное и ласковое ощущение ее волос, которым она очень наслаждалась, было также каким-то образом смешано с хаосом, которое они порождали и внутренней силой, которую они олицетворяли. История Ноа: описание личного процесса После этих выдержек из воспоминаний, озарений и процессов, пережитых многими студентами, теперь я перейду к повествованию, которым поделилась Ноа. Оно представляет собой завершенный процесс, который начался на уроке по движению, продолжался в индивидуальной работе, разворачивался к концу проекта и продолжался дальше: На уроке движения я взяла длинную приятную на ощупь ткань. Меня попросили представить мое детство. Внезапно далекое воспоминание вернулось ко мне. Когда я была маленькой девочкой, я повязывала юбку на свою голову как ободок для волос, и маршировала вокруг дома. Юбка давала мне ощущение, что у меня длинные волосы, которые ласкают мои шею и плечи. Я почувствовала, как в одно мгновение вернулась в тот момент. Я повязала ткань на свои волосы и начала ходить по комнате, пытаясь поймать те ощущения и эмоции. Но внезапно мне стало грустно, очень грустно. Я не могла продолжать. После этого опыта, во мне возникла сильная потребность вспомнить мою историю, связанную с волосами. Такого не возникало до тех пор, пока я не осознала свои волосы, или, скорее, я не разрешила себе подумать об этом. Каждое ощущение или эмоция, относящиеся к волосам, оставались на уровне сильного физического отвращения, тошноты. Как только случайная мысль приводила меня к этим чувствам, меня охватывало непреодолимое желание сразу же прекратить… Там были образы, которые я пыталась забыть. Мой отец - первый человек, которого я ассоциировала с моими волосами. С этим осознанием связано много вины - почему я перекладываю свои проблемы на него? Моего отца всегда отталкивали волосы. Отец хотел, чтобы у нас были короткие прически. Он также терпеть не мог, когда кто-нибудь играл со своими волосами... Я не могу терпеть тех, кто касается моих волос; я была в ужасе от того, что мои волосы были неприятны на ощупь. Я ненавидела смотреть как люди касаются своих собственных волос. Я ненавидела, но не могла остановиться и не наблюдать… и мне было трудно перестать представлять, что тот, кто трогает их волосы - это я… Когда отец находил выпавший волос, который упал где-то в неподходящем месте, он держал его словно мертвого таракана, как будто за усик, подальше от себя и минимально соприкасаясь выбрасывал в мусорное ведро… Я тоже искала выпавшие волосы… Я могла не заметить некоторые из них, искала трещины и щели, но предпочитала их не видеть. Я помню, что когда мне было 12 лет и у меня были короткие волосы, мы уезжали на выходные. Каждое утро в столовой официант обращался ко мне как к мальчику. Я помню стыд; тревогу перед едой… ужасный опыт… сейчас, чтобы не совершить такую же ошибку с другими людьми, я всегда очень осторожна, и чувствую себя ужасно, если я путаю их пол. Я думаю, что сегодня после размышлений над этой темой - в движении и в записях, несмотря на то, что трудности все еще отчасти существуют, я наконец-то на пути к пониманию того, что волосы для меня значат. Я уверена, что я не отвергаю свои волосы, но они связаны с чем-то первичным и глубоко укоренившимся во мне. Сегодня я распознала две ассоциации с волосами: сексуальность и грязь. Связь на самом деле тройная, которую я могу легко идентифицировать с собой, между сексуальностью и грязью, независимо от волос… Меня всегда просили быть скромной дома… чтобы прикрыть... В индивидуальной работе я решила вернуться к тому дню, когда мы работали с отрезами ткани. На этот раз мне не нужно было накидывать ткань на голову, я просто распустила свои волосы, чего я не могла сделать будучи ребенком с короткой стрижкой. На этот раз я наслаждалась общением со своими волосами и тяжелая печаль и удушающее уныние остались позади, вместе с излишним куском ткани. Я проверила, как мои волосы откликались на каждое движение моего тела. Почти все было приятно. Я назвала это “терапия волосами”. Через год я обнаружила менее серьезное отношение… Возможно, бремя, которое я несла, ушло… Или я была ближе, чем когда либо к обретению своего тела вместе с моими волосами... Будучи студенткой курса подготовки танцевально-двигательных терапевтов, Ноа прошла трудный путь, который включал в себя опыт движения, построенный на танцевальной основе и демонстрируемый в классе, и совместное обсуждение темы в группе. Это привело к проведению исследования и написанию статьи. Терапевтический процесс позволил преобразовать воспоминания и переживания, получить инсайты, связанные с принятием фигуры ее отца и связью с волосами, сексуальностью, грязью. Ноа задала вопрос, который помог начать индивидуальное исследование и получить другой опыт сексуальной и экзистенциальной женственности. Волосы Ноа стали отражением ее диссоциативного состояния, которое застыло в своем первоначальном состоянии в сознании Ноа. Кусок ткани, с которым она практически случайно столкнулась на сессии ТДТ, пробудил эхо ранней памяти. Выбор ткани имел элемент счастливой случайности и предполагает, что обеспечение разнообразного реквизита на сессиях ТДТ может таким же образом привести к другим исцеляющим процессам. Ткань позволила Ноа постепенно начать процесс восстановления той части ее личности, которая была вытеснена. Кусок ткани, повязанный на ее голове, сначала символизировал искусственно наращенные волосы, которые стимулировали пробуждение глубоко скрытых чувств грусти и потери. Позже, произошел трансформационный процесс, который был назван “терапия волосами”, благодаря которой Ноа смогла обойтись без искусственной “конечности” и открыть ее собственные настоящие волосы вместе со всей сферой значимости, связанной с ними. Ноа подытожила длительный процесс, который она прошла: “Значительные изменения произошли в моих отношениях с волосами. Они больше не воспринимаются как грязные и я даже могу наслаждаться и находить в них удовольствие.” Этот процесс позволил преобразовать и переработать значение в теле и сознании, что в свою очередь, повлияло на значительные изменения в личностном опыте. Расширение возможностей с помощью танцевально-двигательной терапии Танцевально-двигательная терапия дает возможность нам выйти из чувства дискомфорта в чувство радости. Важной частью этого процесса является поиск возможности наслаждаться нашим телом, а не только изучение наших способностей и принятия наших физических ограничений. В целом, получение физического удовольствия через тело усиливает чувство индивидуальности. Танец и движение соединяют нас со здоровым ядром внутри нас. Чтобы выразить и справиться с более слабыми своими сторонами, необходима сильная эмоциональная основа, прочно опирающаяся на сильные стороны. Когда женщина становится эмоционально свободной, она меньше зависит от своей внешности. Ее отношение к своим волосам постепенно освобождается от социальных и культурных ожиданий или от груза обезличивания и социальных запретов, накопленных на протяжении всего детства и юности. После этого становится возможным аутентичное самовыражение, свободное от внешних воздействий, наряду с личностным ростом и удовольствием от приобретенной свободы. Как сказала одна студентка:
Иногда в ТДТ, проблемы вскрываются только постепенно, так как сознание иногда пытается вытеснить трудные переживания или темы, с которыми нам не комфортно. Одна ученица подчеркивала, что эмоции и воспоминания, связанные с ее волосами, возвращались в ее сознание день ото дня:
В ТДТ, согласно Й. Шахар-Леви, движение оторвано от повседневных ролей и становится связанным с потоком эмоций и воспоминаний, позволяющих личности стать более внимательной к своему внутреннему голосу. Это позволяет вспомнить прошлый опыт, который находится за пределами сферы сознательного восприятия личности, поднять на поверхность. Важно отметить, что хотя был предоставлен особый реквизит, не было никаких намеков относительно существования подавленных воспоминаний. Это позволило избежать, насколько это возможно, проблемы ложных воспоминаний. Во время сессий ТДТ, каждое движение может быть метафорическим обращением и будучи им может включать: ситуации из прошлого, которые все еще находится в теле (стресс, паттерны движения), качество “отношений со значимыми другими, степень принятия таких отношений (объект отношений) и самооценку (включая образ тела)”. Групповые обсуждения, продолжающиеся на протяжении курса, дали возможность переработать и выразить переживания. В ходе этих обсуждений, студенты открывали, что не одиноки в своих чувствах по отношению к волосам:
В моей терапевтической работе, также как в процессе обучения танцевально-двигательных терапевтов, я стараюсь расширить позитивные ассоциации с частями нашего тела и рассматривать их как вдохновляющий ресурс. Я верю, что волосы в ТДТ следует рассматривать как часть тела на правах любой другой конечности или органа. Этот подход позволяет подлинно исследовать чувства к волосам. Мы встречаем пациентов, у которых полностью разъединены тело и разум. Они изолированы от любого эмоционального переживания и функционируют только через рациональные и интеллектуальные стороны своей личности. Первоначальные предположения показывают, что танец обрабатывается во взаимосвязанных областях мозга, поэтому он также влияет на не танцевальное поведение, так как установившиеся связи могут позволить танцу повлиять на функции в других частях мозга. Сейчас считается, что физическое движение и танец влияют на нервные пути и нейрогенез в мозге и, таким образом, они могут помочь сократить разрыв между телом и разумом. Как сказал А. Дамасио, “Ярким следствием непрерывности мозга и динамического преобразования - является психика”. Для людей, страдающих от какого-либо вида разрыва связи между телом и разумом, может оказаться проще начать терапевтический процесс с отношений со своими волосам, чем с любой другой частью тела. Фокусирование на волосах, может стать пусковым механизмом для возможности соединения тела и эмоций, что приведет к лучшей интеграции. Получая опыт движения, процесс направляет внимание на волосы. Цель заключается в том, чтобы рассматривать движение без каких-либо мыслительных процессов или скрытых мотивов. Это позволяет сознанию остановиться и задержаться на самом движении не торопясь с какими-то либо выводами. Это возможность исследовать движение или эмоции, мечтать или просто двигаться. И даже, если мы не двигаемся на самом деле и стоим на месте, мы ощущаем пробуждающиеся воспоминания. Много разных воспоминаний и историй может ожить. Тело говорит; тело помнит, ощущает и чувствует эмоции, которые мы испытывали и что-то новое может быть привнесено в телодвижение. Заключение Эта статья посвящена женским волосам и их символизму, эмоциональному и социальному значению. Несмотря на то, что в терапевтической работе волосы не получают того внимания, которое они заслужили, нет никаких сомнений в том, что они занимают очень важное место в жизни женщины и центральное положение среди ее переживаний, связанных с образом тела и себя. Когда я впервые предположила, что женщины будут исследовать движения, на тему отношений с волосами, я не ожидала такой интенсивности их эмоций и множества глубоких существенных ассоциаций, которые в конечном итоге появились. Волосы - это часть тела и мощный ресурс. Посредством терапии может достигаться лучший баланс между рациональным, познавательным, как олицетворение головы и эмоциональной стороной, выраженной через тело. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|