Психологические аспекты минимальной мозговой дисфункции

Психологические аспекты ММД.

Психологические аспекты минимальной мозговой дисфункции

Термин "минимальная  мозговая дисфункция"  появился относительно недавно. Это - замедление роста мозга, нарушение  регуляции различных уровней ЦНС, приводящее к нарушению восприятия и поведения, к изменению в эмоциональных и вегетативных системах. На фоне этого  наблюдаются различные невротические реакции, трудности школьного обучения, речевые расстройства. Это состояние также обозначается как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Число детей, страдающих ММД, по данным одних авторов, не превышает 2%, по данным других - достигает 21 % (S. Clements, 1966; Z. Tresohlava, 1969). Это противоречие свидетельствует об отсутствии четкой клинической характеристики синдрома ММД.

 Причины ММД весьма разнообразны: перинатальная патология, недоношенность, инфекционные и токсические поражения нервной системы, черепно-мозговая травма, гипоксия, а также наследственный фактор.

      Самыми характерными клиническими признаками ММД являются изменения в поведении ребенка, трудности обучения в первых классах школы, речевые нарушения, недостаточность моторики, различные виды невротических реакций. Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т. е. быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в ругах, болтают ногами и т. п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на уроке, встают, ходят по классу, выбегают в коридор во время урока. На перемене дети излишне возбудимы, не реагируют на замечания, а после перемены с трудом сосредотачиваются на уроке.

 

Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи с чем их работоспособность резко меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в учебе.

     Дети с функциональными отклонениями в состоянии ЦНС эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции и даже расстройства в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны учителя и детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью.

 Список 14 признаков СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ, наличие любых 8 из которых, позволяет диагностировать данное расстройство (по рекомендации ассоциации психиатров США) - «Ребёнок:

1) совершает постоянные движения руками и ногами, ёрзает на стуле;

 2) не может долго сидеть спокойно, когда это необходимо;

 3) легко отвлекается на внешние раздражители;

 4) с трудом переносит ситуацию ожидания перемен в играх или групповых занятиях;

 5) часто начинает отвечать, не дослушав вопрос до конца;

 6) при выполнении заданий испытывает трудности, не связанные с негативизмом или недостаточным пониманием сути просьбы;

 7) не способен длительно концентрировать внимание как в играх, так и при выполнении заданий;

 8) часто переходит от одного незавершённого дела к другому;

 9) не способен играть спокойно и тихо;

 10) чрезмерно разговорчив;

 11) часто перебивает других, бывает назойливым;

 12) производит впечатление не слышащего обращённой к нему речи;

 13) часто теряет нужные (для занятий) вещи, как в школе, так и дома;

 14) часто вовлекается (и совершает самостоятельно) рискованные, угрожающие физическому благополучию действия, не сознавая их возможных последствий.

 Другие симптомы (признаки) ММД (СДВГ, СДВ):

повышенная умственная утомляемость, отвлекаемость внимания, затруднения в запоминании нового материала, плохая переносимость шума, яркого света, жары и духоты, укачивание в транспорте с появлением головокружения, тошноты и рвоты. Возможны головные боли, перевозбуждение ребенка к концу дня пребывания в детском саду при наличии холерического темперамента и заторможенность при наличии флегматического темперамента. Сангвиники возбуждаются и затормаживаются почти одновременно.

Существуют значительные колебания в связи с ухудшением или улучшением соматического состояния, временем года, возрастом. В максимальной мере признаки ММД проявляются в начальных классах школы.

      Минимальная мозговая дисфункция (ММД) относится к числу тех состояний, которые балансируют на грани здоровья и болезни и потому далеко не сразу обращают на себя внимание специалистов и родителей. Основную поддержку ребенок должен получать дома! Лишь от родителей зависит, вырастет ли он полноценным и успешным человеком или сохранит низкую самооценку, уйдет в виртуальную реальность, станет искать понимания в неблагополучных, а то и криминальных компаниях. Патологические пристрастия – алкоголь, наркотики, азартные игры, интернет - зависимость – все это способы ухода от пугающей реальности, с которой ребенок не способен совладать потому, что миф о его слабости и бездарности был внушен ему самыми близкими людьми.

           Оценки распространенности данного нарушения различны в зависимости от ориентировки на весь синдром в целом, или на отдельные его симптоматические компоненты. Дети, у которых выявляется весь синдром и/или отдельные комплексы симптомов, составляют от 3 до 45% популяции школьного возраста; соотношение мальчиков к девочкам равно 6—10:1.

       У ребёнка генетически заложен страх перед взрослыми (родителями), стремление повторять за взрослыми действия и слова, подчиняться замечаниям взрослых, понимать слово нельзя (пусть и не всегда повиноваться), боятся наказания, и радоваться похвале со стороны взрослых (родителей). То есть возможность воспитания ребёнка обеспечивается на генетическом уровне в программе развития ЦНС ребёнка.

     Причём эта генетическая программа развития социального созревания (социальной адаптации и поведения) – эволюционно отточена и отобрана, иначе ребёнку было бы не выжить среди окружающего мира, полного реальных опасностей для сохранения здоровья и самой жизни.

 При недостаточности связей у нейронов коры, отвечающих (по генной программе) за это социальное развитие, появляются несоответствующие возрастной норме нарушения поведения - нарушения социальной адаптации.

       Судя по статистике, идёт постоянный рост детей с ДЦП, с синдромами нарушения социальной адаптации и поведения, в том числе: ММД (СДВГ и СДВ) и синдромом аутизма, с нарушениями развития речи,  нарушениями сна и др.

     Официальное разрешение стимуляции родов при недоношенной беременности привела к тому, что, процент развития повреждений головного мозга у недоношенных детей при стимуляции родов, отразился на колоссальной заболеваемости по развитию ЦНС.     А с 2012 года, в построенных перинатальных центрах, по новому приказу Минздрава начнут выхаживать детей, родившихся весом от 500г. До 1.01.2012года, родившимся ребёнком, а не поздним выкидышем, у нас считался новорожденный весом от 500 г до 1000г, если он прожил более 7 суток (168 часов).

      В Канаде, США, Австралии проводилось изучение состояние здоровья недоношенных детей с массой тела менее 1000 г. Общая численность новорожденных составляла 725 человек, причем 93% (246 выживших) новорожденных наблюдались до наступления 6-8-летнего возраста. Примерно у 16% детей были диагностированы ДЦП, у 24% - симптомы умственной отсталости. Нормальное интеллектуальное развитие определялось у каждого второго ребенка в возрасте 6-8 лет. Однако у 21% детей средний уровень интеллекта был гораздо ниже нормы. Такая категория обследованных классифицировалась как «лица с пограничными интеллектуальными способностями» и испытывала в дальнейшем трудности в обучении, кроме того они имели поведенческие нарушения. Они испытывали большие затруднения в чтении, математике, правописании, овладении визуальных и моторных навыков, за исключением речи и общих баллов поведения. Даже при нормальном IQ у неврологически здоровых детей были снижены характеристики экспрессивности (выразительности) речи, памяти, визио-моторных функций на фоне повышенной гиперактивности.

         Психологи из университета Бирмингема установили, что риск развития психических расстройств у таких детей в 3 раза выше, чем у родившихся вовремя детей.

Чаще всего различные психические расстройства (например, повышенная тревожность, депрессия или психоз) возникают во время подросткового полового созревания, хотя им предшествуют эмоциональные и поведенческие расстройства в детском возрасте.

При этом специалисты советуют родителям сильно не беспокоиться, а лишь обратить внимание и знать о возможном риске при воспитании ребенка. При этом важно вовремя выявить первые симптомы развития психических расстройств и как можно раньше обратиться к психологу за помощью.

 

1.   Шадина М.Е. Психолог, психотерапевт

 

 



Просмотров: 424
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Рекомендации родителям.
  • Психобиологическая коррекция внимания у детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью
  • Лечение СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) у детей
  • Особенности конфликтов детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
  • 4 основные причины нарушения поведения у детей
  • «Трудности адаптации детей в детском саду и в школе»
  • Почему некоторые дети часто болеют. Психологические причины болезней детей.
  • Синдром дефицита внимания (СДВ) у взрослых и детей
  • Психология еды. Нарушения пищевого поведения у детей.
  • Медицинские и психологические аспекты синдрома нарушения внимания и гиперактивности
  • Об некоторых особенностях развития детей от 1 года до 3 лет. Или почему дети «жадничают»?
  • Как улучшить работоспособность, внимание и концентрацию. Простые упражнения для взрослых и детей.
  • Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития
  • Развитие проблемы гиперкенетичекого синдрома (СДВГ) в связи с темпераментальными особенностями детей
  • Причины «плохого» поведения детей: привлечение внимания.
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • Особенности использования метода биологической обратной связи для коррекции внимания у детей с СДВГ
  • Важные аспекты социализации детей с ограниченными возможностя здоровья и детей-инвалидов
  • Сильные стороны детей с СДВГ, о которых должен знать каждый родитель
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Развитие коммуникативных умений, как основа социальной адаптации у детей с ГУО
  • Рекомендации родителям по адаптации детей в детском саду
  • Эмоциональные нарушения у детей и подростков
  • Развитие речи у детей
  • Упражнения с мокрым песком для детей с нарушениями развития
  • Программа содействия гармонизации развития психических процессов детей - сирот. С примерами упражнений.
  • Кризисы развития от 0 до 3-х лет для детей и родителей
  • Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь