|
Психологические аспекты минимальной мозговой дисфункцииАвтор статьи: Шадина Марина Евгеньевна
Психологические аспекты ММД. Термин "минимальная мозговая дисфункция" появился относительно недавно. Это - замедление роста мозга, нарушение регуляции различных уровней ЦНС, приводящее к нарушению восприятия и поведения, к изменению в эмоциональных и вегетативных системах. На фоне этого наблюдаются различные невротические реакции, трудности школьного обучения, речевые расстройства. Это состояние также обозначается как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Число детей, страдающих ММД, по данным одних авторов, не превышает 2%, по данным других - достигает 21 % (S. Clements, 1966; Z. Tresohlava, 1969). Это противоречие свидетельствует об отсутствии четкой клинической характеристики синдрома ММД. Причины ММД весьма разнообразны: перинатальная патология, недоношенность, инфекционные и токсические поражения нервной системы, черепно-мозговая травма, гипоксия, а также наследственный фактор. Самыми характерными клиническими признаками ММД являются изменения в поведении ребенка, трудности обучения в первых классах школы, речевые нарушения, недостаточность моторики, различные виды невротических реакций. Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т. е. быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в ругах, болтают ногами и т. п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на уроке, встают, ходят по классу, выбегают в коридор во время урока. На перемене дети излишне возбудимы, не реагируют на замечания, а после перемены с трудом сосредотачиваются на уроке.
Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность. Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи с чем их работоспособность резко меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в учебе. Дети с функциональными отклонениями в состоянии ЦНС эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции и даже расстройства в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны учителя и детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Список 14 признаков СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ, наличие любых 8 из которых, позволяет диагностировать данное расстройство (по рекомендации ассоциации психиатров США) - «Ребёнок: 1) совершает постоянные движения руками и ногами, ёрзает на стуле; 2) не может долго сидеть спокойно, когда это необходимо; 3) легко отвлекается на внешние раздражители; 4) с трудом переносит ситуацию ожидания перемен в играх или групповых занятиях; 5) часто начинает отвечать, не дослушав вопрос до конца; 6) при выполнении заданий испытывает трудности, не связанные с негативизмом или недостаточным пониманием сути просьбы; 7) не способен длительно концентрировать внимание как в играх, так и при выполнении заданий; 8) часто переходит от одного незавершённого дела к другому; 9) не способен играть спокойно и тихо; 10) чрезмерно разговорчив; 11) часто перебивает других, бывает назойливым; 12) производит впечатление не слышащего обращённой к нему речи; 13) часто теряет нужные (для занятий) вещи, как в школе, так и дома; 14) часто вовлекается (и совершает самостоятельно) рискованные, угрожающие физическому благополучию действия, не сознавая их возможных последствий. Другие симптомы (признаки) ММД (СДВГ, СДВ): повышенная умственная утомляемость, отвлекаемость внимания, затруднения в запоминании нового материала, плохая переносимость шума, яркого света, жары и духоты, укачивание в транспорте с появлением головокружения, тошноты и рвоты. Возможны головные боли, перевозбуждение ребенка к концу дня пребывания в детском саду при наличии холерического темперамента и заторможенность при наличии флегматического темперамента. Сангвиники возбуждаются и затормаживаются почти одновременно. Существуют значительные колебания в связи с ухудшением или улучшением соматического состояния, временем года, возрастом. В максимальной мере признаки ММД проявляются в начальных классах школы. Минимальная мозговая дисфункция (ММД) относится к числу тех состояний, которые балансируют на грани здоровья и болезни и потому далеко не сразу обращают на себя внимание специалистов и родителей. Основную поддержку ребенок должен получать дома! Лишь от родителей зависит, вырастет ли он полноценным и успешным человеком или сохранит низкую самооценку, уйдет в виртуальную реальность, станет искать понимания в неблагополучных, а то и криминальных компаниях. Патологические пристрастия – алкоголь, наркотики, азартные игры, интернет - зависимость – все это способы ухода от пугающей реальности, с которой ребенок не способен совладать потому, что миф о его слабости и бездарности был внушен ему самыми близкими людьми. Оценки распространенности данного нарушения различны в зависимости от ориентировки на весь синдром в целом, или на отдельные его симптоматические компоненты. Дети, у которых выявляется весь синдром и/или отдельные комплексы симптомов, составляют от 3 до 45% популяции школьного возраста; соотношение мальчиков к девочкам равно 6—10:1. У ребёнка генетически заложен страх перед взрослыми (родителями), стремление повторять за взрослыми действия и слова, подчиняться замечаниям взрослых, понимать слово нельзя (пусть и не всегда повиноваться), боятся наказания, и радоваться похвале со стороны взрослых (родителей). То есть возможность воспитания ребёнка обеспечивается на генетическом уровне в программе развития ЦНС ребёнка. Причём эта генетическая программа развития социального созревания (социальной адаптации и поведения) – эволюционно отточена и отобрана, иначе ребёнку было бы не выжить среди окружающего мира, полного реальных опасностей для сохранения здоровья и самой жизни. При недостаточности связей у нейронов коры, отвечающих (по генной программе) за это социальное развитие, появляются несоответствующие возрастной норме нарушения поведения - нарушения социальной адаптации. Судя по статистике, идёт постоянный рост детей с ДЦП, с синдромами нарушения социальной адаптации и поведения, в том числе: ММД (СДВГ и СДВ) и синдромом аутизма, с нарушениями развития речи, нарушениями сна и др. Официальное разрешение стимуляции родов при недоношенной беременности привела к тому, что, процент развития повреждений головного мозга у недоношенных детей при стимуляции родов, отразился на колоссальной заболеваемости по развитию ЦНС. А с 2012 года, в построенных перинатальных центрах, по новому приказу Минздрава начнут выхаживать детей, родившихся весом от 500г. До 1.01.2012года, родившимся ребёнком, а не поздним выкидышем, у нас считался новорожденный весом от 500 г до 1000г, если он прожил более 7 суток (168 часов). В Канаде, США, Австралии проводилось изучение состояние здоровья недоношенных детей с массой тела менее 1000 г. Общая численность новорожденных составляла 725 человек, причем 93% (246 выживших) новорожденных наблюдались до наступления 6-8-летнего возраста. Примерно у 16% детей были диагностированы ДЦП, у 24% - симптомы умственной отсталости. Нормальное интеллектуальное развитие определялось у каждого второго ребенка в возрасте 6-8 лет. Однако у 21% детей средний уровень интеллекта был гораздо ниже нормы. Такая категория обследованных классифицировалась как «лица с пограничными интеллектуальными способностями» и испытывала в дальнейшем трудности в обучении, кроме того они имели поведенческие нарушения. Они испытывали большие затруднения в чтении, математике, правописании, овладении визуальных и моторных навыков, за исключением речи и общих баллов поведения. Даже при нормальном IQ у неврологически здоровых детей были снижены характеристики экспрессивности (выразительности) речи, памяти, визио-моторных функций на фоне повышенной гиперактивности. Психологи из университета Бирмингема установили, что риск развития психических расстройств у таких детей в 3 раза выше, чем у родившихся вовремя детей. Чаще всего различные психические расстройства (например, повышенная тревожность, депрессия или психоз) возникают во время подросткового полового созревания, хотя им предшествуют эмоциональные и поведенческие расстройства в детском возрасте. При этом специалисты советуют родителям сильно не беспокоиться, а лишь обратить внимание и знать о возможном риске при воспитании ребенка. При этом важно вовремя выявить первые симптомы развития психических расстройств и как можно раньше обратиться к психологу за помощью.
1. Шадина М.Е. Психолог, психотерапевт
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|