Психологические особенности лиц с расстройствами аутистического спектра

Среди типов отклоняющегося психического развития выделяют асинхронное развитие, одним из видов которого является искажённое психическое развитие. Для подобного состояния в настоящее время всё чаще используют достаточно щадящее наименование – расстройства аутистического спектра.

Особое состояние аффективной сферы и мышления, характеризующееся погружённостью индивида в мир собственных переживаний, принято называть аутизмом (от греч. autos – сам). При этом человек находится практически в полной эмоциональной самоизоляции от окружающих.

Для расстройств аутистического спектра характерен целый комплекс психических и поведенческих расстройств. Особенно ярко аутизм проявляется в следующих областях:

  • речь и коммуникация;
  • социальное взаимодействие;
  • воображение, эмоциональная сфера.

Аутизм отмечается в 4 – 6 случаях на 10 тысяч детей. У мальчиков он встречается в 4 – 5 раз чаще, чем у девочек. Количество людей с расстройствами аутистического спектра стремительно растёт: если в 1999 году один случай аутизма приходился на 1600 человек, то сейчас — один на 68 человек. [13]

Среди основных проблем при расстройствах аутистического спектра нарушение речевого развития, неспособность установления эмоциональных связей, трудности в общении и социализации.

Это крайне тяжёлое заболевание ложится бременем как на пациента, так и на его ближайшее окружение. Изучение трудностей развития таких детей, психологии лиц с расстройствами аутистического спектра позволяет помочь этим людям в адаптации к жизни в обществе, к социализации.

Расстройства аутистического спектра как вид асинхронного развития

При асинхронном развитии нарушается основной принцип развития, происходит искажение хода психического развития в формировании как отдельных процессов и функций, так и целых функциональных систем.

Одним из вариантов асинхронного развития является искажённое развитие. Для данной подгуппы асинхронного развития характерно наличие искажений в формировании не только аффективной организации, но и других базовых составляющих, которые приводят к искажению пропорций и последовательности развития регуляторно-волевой, когнитивной и аффективной сфер.

В последнее время всё чаще говорят о «расстройствах аутистического спектра», имея ввиду искажённый вариант асинхронного развития. Данное определение является достаточно щадящим.

Термин «аутизм» в 1912 году ввёл швейцарский психиатр Эйген Блейлер.

В психологическом словаре А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского дано следующее определение: «Аутизм крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний». [12]

В толковом словаре психиатрических терминов В.М.Блейхера и И.В.Крук написано, что «под аутизмом понимают изменение отношения больного к людям, уход в себя, отгороженность от внешнего мира, потерю эмоционального контакта с окружающими». [12]

При искажённом варианте асинхронного развития наблюдается повреждение механизмов аффективной организации, диспропорциональнсть и искажения (нарушения) законов формирования всех базовых составляющих развития. То есть «верхние» уровни психического развития уже не включают в себя сформированные «нижние» (которые и являются дефицитарными), а функционируют изолированно. В результате этого лиц с расстройствами аутистического спектра отличает от других аномалий развития наибольшая сложность и дисгармоничность как клинической картины, так и психологической структуры нарушений.

Таким образом, расстройства аутистического спектра проявляются в значительном снижении или отсутствии контактов с окружающими, «уходе в себя», в свой внутренний мир, наполненность и характер содержания которого зависят от уровня интеллектуального развития, возраста, особенностей течения заболевания.

Классификация расстройств аутистического спектра

Расстройства аутистического спектра – спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов. [12]

Расстройства аутистического спектра – это большой набор разнообразных нарушений от совсем лёгких, незначительных, иногда визуально даже незаметных, до самых тяжёлых, сопровождающихся, например, органическими поражениями центральной нервной системы или генетическими заболеваниями. Несколько лет назад учёные попытались подсчитать все варианты аутизма: выявили около сотни. [13]

Научное и медицинское сообщество сегодня использует две классификации болезней:

  • «Диагностическое и статистическое руководство по психиатрическим расстройствам» (DSM-V), разработанное Американской психиатрической ассоциацией;
  • «Международную классификацию» (МКБ-10).

Обе классификации включают в спектр расстройств аутистического спектра такие заболевания, как:

  • синдром Каннера (собственно, классический аутизм);
  • синдром Аспергера;
  • синдром Ретта;
  • детское дезинтегративное расстройство;
  • неспецифическое первазивное расстройство развития (атипичный аутизм).

При синдроме Канера ребёнок испытывает трудности при установлении эмоционального контакта с внешним миром: в выражении собственных эмоциональных состояний, в понимании других людей. Отмечается задержка и нарушение речевого развития, а именно коммуникативных функций. Речь носит характер «штампованности». Часты явления эхолалии. При синдроме Каннера характерна стереотипичность в поведении. Отмечается раннее (до 2,5 лет) проявление данных расстройств. У лиц с синдромом Каннера интеллект, как правило, снижен.

У лиц с синдромом Аспергера отмечаются также трудности в социальном взаимодействии, ограниченный, стереотипный, повторяющийся репертуар интересов и занятий. От синдрома Каннер данное заболевание отличается относительно сохранными речевыми и когнитивными способностями. У людей с синдромом Аспергера наблюдается выраженная неуклюжесть.

Синдром Ретта встречается почти исключительно у девочек, является причиной тяжёлой умственной отсталости. До 1 – 1,5 лет развитие ребёнка протекает нормально. Потом приобретённые двигательные, речевые, предметно-ролевые навыки начинают распадаться. Для данного состояния характерны стереотипные, однообразные движения рук, их заламывание, потирание. Речь затрудняется, временами совсем пропадает. Отмечается низкий психологический тонус. Лицо постепенно приобретает грустное выражение. Взгляд устремлён в одну точку перед собой или расфокусирован. Возможны приступы насильственного смеха вместе с приступами импульсивного поведения. Появляются судорожные припадки.

Детское дезинтегративное расстройство – расстройство, наблюдаемое у детей, утрачивающих значительную часть ранее приобретенных навыков к возрасту до 10-ти лет. При этом в первые два года жизни отмечается период нормального развития навыков вербальной и невербальной коммуникации, адаптационного поведения, социального взаимодействия, игровых навыков.

Неспецифическое первазивное расстройство развития (атипичный аутизм) является глубоким нарушением социального взаимодействия или вербальной и невербальной коммуникации. Атипичный аутизм проявляется иначе, позже, или менее выражено, чем другие аутистические расстройства. Социальные навыки и интеллект у людей с неспецифическим первазивным расстройством ближе к норме, чем у людей с другими первазивными расстройствами развития.

Среди вариантов искажённого психического развития условно можно выделить следующие типы:

  • искажение преимущественно аффективно-эмоциональной сферы;
  • искажение преимущественно когнитивной сферы;
  • мозаичные варианты искажённого развития.

Следует отметить, что в реальности каждый из этих типологических вариантов имеет множество различных особенностей.

Искажение преимущественно аффективно-эмоциональной сферы

В основе искажений преимущественно аффективно-эмоциональной сферы лежит тяжелейшая дефицитарность аффективного тонуса. Она препятствует формированию активных и дифференцированных контактов со средой. Людям с данными нарушениями свойственно выраженное снижение порогов аффективного дискомфорта. У них отмечается господство отрицательных переживаний, состояния тревоги, страха перед окружающим. Поэтому они стремятся стереотипизировать и упрощать эти контакты.

К данному варианту расстройств относится ранний детский аутизм (РДА). О.С.Никольской по характеру и степени нарушений взаимодействия с внешней средой выделены четыре основные группы РДА. У детей этих групп различаются характер и степень первичных расстройств, вторичных и третичных дизонтогенетических образований.

Детей I группы отличает отрешённость от внешней среды с наиболее глубокой агрессивной патологией, с наиболее тяжёлыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Им свойственно полевое поведение. Отмечаются у них и тяжёлые нарушения речи, вплоть до мутизма. У этих детей часто нет и стереотипий, заглушающих неприятные впечатления извне. Они почти или совсем не овладевают навыками самообслуживания.

Детям II группы свойственно отвержение окружающего. За счёт аутостимуляции положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипий они ведут борьбу с тревогой и многочисленными страхами. Этих детей отличают также манерность в поведении, причудливые гримасы и позы, походка, особые интонации речи, импульсивность многочисленных движений. Обычно они малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат, могут что-то шептать.

Для детей III группы характерны аутистические замещения окружающего мира с большей произвольностью в противостоянии своей аффективной патологии, прежде всего страхам. Их более сложные формы защиты проявляются в компенсаторных фантазиях, в формировании патологических влечений. Хотя внешне они производят более благоприятное впечатление: демонстрируют псевдообращённость к собеседнику, выражение энтузиазма на лице, большой словарный запас. Но речь их специфична: оторвана от ситуации, иногда скандированная. Они используют много книжных цитат, сложных, редко употребляющихся слов. Этих людей отличают и моторная неловкость, и недостаточность координации движений. По МКБ-10 обычно им ставится диагноз F84.5 – синдром Аспергера – «шизоидная психопатия».

Дети IV группы характеризуются сверхтормозимостью. Их отличают чрезвычайная тормозимость, пугливость. В незнакомых, сложных ситуациях возникают стереотипии. Как правило, речевое развитие таких детей задержанное. Нередко наблюдаются нарушения звукопроизношения. Речь их бедна, аграмматична. Однако, несмотря на аутистическую «болезненность» контактов с окружающими, эти люди пытаются строить правильные формы поведения в обществе. Они часто обнаруживают парциальную одарённость. Следует помнить, что эти люди отличаются повышенной ранимостью, тревожностью, скрытой за внешней отрешённостью. По МКБ-10 им нередко ставят диагноз F84.1 – атипичный аутизм.

Искажение преимущественно когнитивной сферы

Специфическим признаком, отличающим данный вариант искажённого развития, является наличие периода нормативного речевого и собственно когнитивного развития. Часто это развитие может быть даже опережающим. Однако наступает момент, когда родители начинают замечать изменения в ребёнке: ребёнок становится вялым или возбуждённым, теряет познавательные интересы, снижается продуктивность его интеллектуальной деятельности, часто «уходит» речь. Это может начаться и в 6 – 8 лет, и в 10 – 13 лет.

В поведении появляются стереотипные движения разной степени выраженности. Для речи характерна её развёрнутость, резонёрство, пустое философствование. Много вычурных, штамповых оборотов. Голос становится специфично модулированным. Отмечается «зацикленность» человека на своих интересах.

Но даже вне сферы особых интересов человека обучаемость достаточно высокая. Следует отметить нарушение динамики мыслительной деятельности, опору на латентные признаки. Наблюдаются эхолалии. Отмечается специфика графической деятельности: предпочтении отдаётся рисованию схем, карт, топографических планов. Интеллектуальное развитие оценивается как высокое и креативное. А в ряде случаев отмечается парциальная одарённость.

Дальнейшее развитие и социальная адаптация человека зависят от формы и тяжести заболевания.

Мозаичные варианты искажённого развития

Мозаичным (смешанным) типам искажённого развития свойственны как черты преимущественного искажения эмоционально-аффективного развития, так и черты преимущественного искажения когнитивного развития. Поэтому вплоть до младшего подросткового возраста мозаичные варианты искажённого развития крайне трудно оценить.

Следует отметить, что в периоды обострения заболевания возможен значительный «откат» и в способах взаимодействия с миром, и в общей динамике развития, и в целом в приобретённых социальных навыках. Как правило, эти периоды обострения бывают весной и осенью.

Литература

  1. Башина В.М. Аутизм в детстве. – М.: Медицина, 1999. – 240 с.
  2. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. – СПб.: ИСПиП, 1998. – 124 с.
  3. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с.
  4. Дефектологический словарь: В 2 т. / Под ред. В.Гудониса, Б.П.Пузанова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – Т. 1. – 808 с.
  5. Дефектологический словарь: В 2 т. / Под ред. В.Гудониса, Б.П.Пузанова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – Т. 2. – 736 с.
  6. Иовчук Н.М., Северный А.А., Морозова Н.Б. Детская социальная психиатрия для непсихиатров. – СПб.: Питер, 2008. – 416 с.
  7. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б. Епифанцева [и др.] – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 564 с.
  8. Никольская О.С. Никольская, О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. – М.: Центр лечебной педагогики, 2000. – 362 с.
  9. Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2006. – 182 с.
  10. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Типология отклоняющегося развития: Модель анализа и её использование в практической деятельности. – М.: Генезис, 2011. – 400 с.
  11. Синдром Аспергера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aspergers.ru/node/248

 

  • Мир психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.persev.ru/autizm
  • Частный Корреспондент [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.chaskor.ru/article/autizm_kak_zashchita_ot_mira_36945

 

Впервые статья опубликована http://trushina-ekaterina.blogspot.ru/p/blog-page_902.html



Просмотров: 557
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психологические особенности семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
  • Детско-родительская группа для детей с расстройствами аутистического спектра. Взгляд гештальт-терапевта
  • Формирование учебного процесса у детей с расстройствами аутистического спектра.
  • Проблемы функционирования семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра
  • Аутизм, гиперактивность, задержка психического развития-диагностика
  • Клиническая характеристика больных с расстройствами аутистического спектра.
  • Нозологические проявления у больных с расстройствами аутистического спектра( клинический случай)
  • Расстройство аутистического спектра(РАС) и эмоции
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Особенности развития детей, имеющих задержку развития.
  • «Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
  • Применение метода сенсорной интеграции для коррекции расстройства аутистического спектра
  • Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития
  • Ребенку поставили диагноз СДВГ, гиперактивность, аутизм,задержка психоречевого развития
  • Сказка как метод развития эмоциональной сферы детей
  • Символдрама в терапии пациентов аутистического спектра.
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Задержка психического развития у детей
  • Закон Развития или подсказки Жизни на пути развития
  • «Комната релаксации» как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.
  • Особенности детей с задержкой психического развития
  • Особенности социально – доверительных отношений у детей, с депривацией психического развития.
  • Структура психики человека. Механизмы развития невротических расстройств
  • Комплексный подход к преодолению задержки речевого развития у детей
  • Исследование взаимосвязи нарушений нейронных связей и развития вегетососудистой дистонии у детей
  • Незавершенные этапы развития и их влияние на развитие человека
  • Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Внедрение методов АРТ-ПЕДАГОГИКИ с целью развития детей раннего возраста
  • Особенности развития полоролевой идентификации у детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь