Что такое гештальт-терапия и зачем она клиенту?

Что такое гештальт-терапия и зачем она клиенту?                     


Гештальт-терапия
представляет собой экзистенциальное течение "новой гуманистической терапии", получившей свое признание в 60-х годах, в период студенческого движения за новое качество жизни и поиск собственных ценностей. Распространилась по всем континентам, базирующаяся на терапевтической стратегии, которая является новаторской и прогрессирующей. Создателями ее являются «группа семи»: Лаура Перлз, Пол Гудмен, Пол Вейс, Элиот Шапиро, Исидор Фром, Сильвестр Эстман, под руководством Фрица Перлза, который говорил, «что этот метод слишком хорош для того, чтобы к нему прибегать только в случае болезней или отклонений», провокационно называя ее «терапией нормальных». (1)

 «Гештальт» (gestalt) c немецкого переводится как «образ», «фигура», «форма», а глагол gestalten означает «облечь в форму, придать значимую структуру», для обозначения целостного опыта. Близкое к академическому определению гештальта в переводе с научного на русский звучит примерно так: «Гештальт – это целостная структура на поле взаимодействия среды и человека, охватывающая промежуток между возникновением потребности и ее удовлетворением». Что-то, что воспринимается как целостность, может быть гештальтом. Личность может быть для нас целостностью и в то же время частью целостности, например, семьи. Целое может быть группой идей «гештальт-сообщество» или гештальт-группа. Люди являются целостными социобиопсихологическими существами. Разделения тела и психики – искусственно; человек и все, что его окружает – единая структура, именуемая «Поле организм/среда». Человек рассматривается не отдельно, а в тесной связи со средой. Как среда воздействует на человека, так и человек на среду. Поэтому, одной из трех фундаментальных базовых основ гештальт-терапии является Теория поля.  Поле - это неразрывная целостность, которая объединяет человека и среду в данный момент.
Вторая – Феноменология. Это описание того, что я вижу, а не интерпретация происходящего, например, если клиент руками скручивает салфетку, то интерпретация выглядит примерно так: «Я думаю, что вы очень злитесь, когда скручиваете салфетку», хотя на самом деле – это может быть все что угодно, и тогда, лучше спросить: «Когда я вижу, что вы в своих руках делаете такие движения (повторяя так, как это делал клиент), что это для вас?»
Третьей является Диалог, который концентрируется на настоящем, вне зависимости, с чем приходит клиент: с прошлым, текущим или будущим, так как, точка изменения всегда в настоящем моменте. 

В основе гештальта, в его "сердце" лежит "awareness" - осознавание. Осознавание как процесс: проживание, переживание и "сonsciousness" – осознавание-понимание, подразумевает участие рефлексивного сознания, мышления. Для гештальт-терапевта важны обе стороны, как непосредственное переживание и включенность в процесс, так и осмысление происходящего, поскольку выпадение из осознавания любого из этих компонентов ограничивает контакт. (2)
Осознание - это контакт со своими чувствами, телесными ощущениями, переживаниями, мыслями, прошлым опытом и планами на будущее…  
Осознание – это ясное видение, обозначающее - замечай, будь внимательным, заметь эту фигуру, заметь тот способ,  каким ты существуешь. То есть, позволь ясно видеть, ясно чувствовать, ясно замечать, что с тобой происходит. И в этом есть момент не только чувствования, а также, и момент делания. Если я сижу и мне неудобно, то я могу поискать более комфортное положение и найти для себя более удобную позу и поменять ее. Поэтому, гештальт-терапевты рассматривают осознавание, как инструмент для исследования взаимодействия индивидуума и среды, поскольку оно представляет терапевту и самому клиенту наилучшую картину имеющихся в его распоряжении ресурсов и возможностей. Для этого гештальт-терапевты используют эксперимент, помогающий клиенту понять-осознать, что они делают и как они делают то, что делают. (3) 
Помимо эксперимента гештальт-терапия использует широкий арсенал техник и методик: работа с метафорами и сновидениями, пустой стул, усиление телесных реакций, амплификация, проигрывание ролей и ситуаций, монодрама, полярности, арт-терапия: рисунок, лепка, танец, музыка и т.д.

Основное внимание в гештальте уделяется собственным потребностям через их осознавание и циклу удовлетворения этих потребностей. То, что является доминирующей потребностью – фигура, все остальное – фон. Например, для одного, на данный момент времени – еда, является фигурой, (потребностью, гештальтом), для другого - фоном. Когда потребность удовлетворяется, фигура уходит на второй план и становится фоном, а на первый план выходит новая фигура - потребность. Из этого попеременного формирования и завершения потребностей (гештальтов) и складывается естественный ритм жизнедеятельности человека. Восстановление нормального ритма смены гештальтов на всех уровнях существования и является основной задачей гештальт-терапии.
Если какая-то потребность долго не была удовлетворена, ритм смены гештальтов нарушается и человек «застревает». И начинает видеть лишь то, что привык видеть, поступая из своих привычных паттернов поведения, стереотипно, неэффективно. Поскольку подобное привыкание происходит бессознательно, становится все труднее ориентироваться в этом мире, фантазии все больше путаются с реальностью. И тогда, в основе потребности клиента обратиться за профессиональной помощью лежит: внутриличностный конфликт, психосоматическое расстройство, душевный психологический дискомфорт, не осознавания своих внутренних процессов, чувств, переживаний, трудности выстраивания контакта с собой и в межличностных отношениях. Иногда у клиента, происходит череда повторяющихся событий, которые он хотел бы изменить, но по «непонятным ему причинам» – они вновь и вновь повторяются, и тогда человек заходит в тупик не находя для себя верного решения, или, происходит бег по замкнутому кругу.
 В основе всех нарушений лежит ограничение способности человека к поддержанию оптимального равновесия со средой, нарушение процесса саморегуляции организма и адаптации в изменяющихся условиях среды. И тогда, происходит прерывания контакта человека со средой через защитные механизмы или механизмы сопротивления: конфлюенция (слияние), интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, эготизм, профлексия, девалидизация.    

"Защитные механизмы - это такие маневры и способы мышления и поведения, к которым прибегает мозг, чтобы избавиться от болезненного эмоционального материала. Это бывает, если человек обнаруживает болезненные или запретные чувства, не обнаруживает чувств вообще и, соответственно, не может сориентироваться, считает, что потребность должна удовлетворяться другими людьми, или, направляет свои чувства и импульсы не в среду, а на себя. Таким образом, человек пытается, как бы, не опознавать сигнал светофора или дорожные знаки. Это и есть прерывание контакта со средой и потеря функции выбора". (4) Важно отметить, что механизмы сопротивления, не всегда играют отрицательную роль в нашей жизни, поэтому важно их замечать, распознавать, дифференцировать, таким образом, осознавать и осознанно совершать выборы, в каждой отдельно взятой ситуации.

Конфлюенция (слияние) – это исчезновение границ между человеком и окружающей его средой, нет различий между фигурой и фоном, нет возникающей фигуры потребности. Таким людям очень тяжело переносить различия.
Примерами здоровой конфлюенции – является связь матери и младенца, состояние влюбленности в паре, единый настрой команды на победу. Но если это тридцатилетний «ребенок», который не может без мамы устроиться на работу, то речь идет уже о патологии. Другим примером нездоровой конфлюенции является тот факт, что если один человек полностью растворяется в другом и живет его желаниями и потребностями, не выделяя или не осознавая своих, то это пример относящийся к зависимому конфлюэнтному поведению.
 
Интроекция. Все знания, которые человечество приобретает через учебные материалы, художественную литературу, искусство, другое творчество, традиции, обычаи, законы, различные правила – все это интроекты. И они могут быть как созидающими, направляющими, обучающими, так и ограничивающими развитие человека. Главное, как ими пользоваться. Если их проглатывать, без пережевывания и переваривания, например, через установки: «Так должно быть», «так положено», «деньги – это зло», «на взрослых злиться нельзя», «мужчины – не плачут» и т.д., то они могут приводить к психосоматике, ограничивать жизненное пространство и принимать патологические формы развития. Если у человека есть свобода выбора, где он может сказать: «нет», «подумаю», «не хочу», «могу», «да», «выбираю», без вины и стыда, то это здоровое функционирование организма.

Проекция – это приписывание другому (окружающей среде) своих переживаний, чувств, мыслей, проблем, не осознавая и не видя их в себе. И присуще людям, обвиняющим всех и вся в своих неудачах, особенно выражено у параноиков. Положительной стороной проекции является чувствование и понимание как себя, так и другого, видение различий и признавание их; проверка своего предположения через задавание прямого вопроса; доставление удовольствия партнеру, зная его вкусы и предпочтения.

Ретрофлексия - механизм сопротивления в сдерживании своих желаний, порывов, чувств, слов, действий. И вместо того, чтобы разворачивать их в среду – человек останавливает свой импульс внутри, вплоть до болезней и образований телесных блоков. Положительными примерами осознавания своего ретрофлексивного механизма служат – спокойное поведение матери в присутствие кричащего ребенка, сдержанность в контакте с начальником, управляемость своим эмоциональным состоянием в конфликтной ситуации.

Дефлексия – это избегание, отклонение, уход от своих потребностей, желаний, так и от прямого контакта. Такие люди не сконцентрированы на настоящем, могут беспрерывно много говорить, перескакивая с одной темы на другую, в воспоминания, абстрактные рассуждения, шутки и т.д.
Положительной стороной дефлексии является язык дипломатии, переход на другую тему с целью снизить напряжение при ссоре или не желание говорить об болезненном опыте, где человек действует осознанно.

Эготизм, или гипертрофия эго, когда мои границы на замке и полностью раствориться, окунуться в происходящее с головой я не могу. (5) Это поглощенность человека собственными мыслями, чувствами, манерами и тем, как я выгляжу в глазах других, - усиливает собственный нарциссизм и внутреннего критика одновременно. В любом случае эготизм – это способ избежать контакта с действительностью. Отрицательным героем этому может служить – чеховский человек в футляре, застегнутый на все пуговицы в психологическом смысле. Здоровый эготизм – это нормальная рефлексия, самая адекватная форма самоанализа.

Помимо основных механизмов сопротивления существуют также профлексия и девалидизация (обесценивание).

Профлексия – смешанная форма сопротивления, соединяющая в себе проекцию и ретрофлексию. Возникает, когда клиент делает другому то, что он хотел бы получить для себя.

Девалидизация –
обесценивание или отчуждение результата своей деятельности, где игнорируются сами события или собственный вклад в них. Например, человеку стыдно признать свой вклад и погордиться своим достижением. Другим примером может быть избегание чувств горя и печали при утрате близкого человека, тем самым утилизируя, что все само собой пройдет.

Каждое из сопротивлений редко представляет собой изолированный феномен. Скорее всего являют собою некую систему, где представлены в определенной последовательности. Более подробно данный материал очень хорошо освещен в учебнике Лебедевой Н. и Ивановой Е. «Путешествие в гештальт», с. 212 – 220.

 Гештальт-терапевт – это специалист в сфере отношений, описываемых понятием «граница – контакт». «Граница – контакт» – это зона, где происходит обмен информацией, желаниями, нуждами, потребностями. Эта граница всегда подвижна, исходя из двух феноменов: идентификации и отчуждения. И если человек хорошо знает и чувствует свои границы, то он видит границы другого и гибко функционирует в процессах приближения – отдаления.  При нарушенных границах, взаимодействие с окружающими становится невротическим, и на уровне, где это произошло: телесном, эмоциональном, интеллектуальном появляются нерешенные проблемы. Неудовлетворенная потребность продолжает будоражить, «взывая» к утолению, чтобы опыт завершился, и несмотря на прожитые годы и изменения жизненного уклада – человек, в какой-то момент, начинает вести себя не адаптивно и не адекватно ситуации, поскольку «когда-то брошенный камень в пруд продолжает давать круги по водной глади». За многими проблемами в сегодняшней жизни можно обнаружить незаконченные ситуации (незакрытые гештальты) в прошлом. Завершение подобных ситуаций – одна из целей гештальт-терапевта.

То, что происходит между терапевтом и клиентом, отражает форму контакта, типичную для повседневной жизни клиента.
Гештальт-терапевт не прячется за метод или аналитическую схему. Он сам является инструментом терапии, и сознательно использует свой собственный контрперенос в качестве движущей силы лечебного процесса.
Гештальт-терапевт не является «врачом», не выставляет диагнозы, не выписывает рецепты, не является экспертом жизни клиента.
Гештальт-терапевт – это тот, кто сопровождает клиента в его не легком пути, помогая клиенту справляться с жизненными трудностями на данный период времени, в обретении своей индивидуальности и самобытности, восстановлении  ранее утраченных и потерянных частей опыта, с тем, чтобы выработать творческое приспособление к изменяющимся условиям среды, с опорой на собственные ценности и ресурсы в дальнейшем.

Целью гештальт-терапии можно по праву назвать достижение психологической зрелости человека, способного принимать ответственность за свои мысли, чувства и действия, так же, как и за собственные реакции на происходящее, а не то, что говорят и делают другие люди. Зрелость описывается, как способность найти свои собственные ресурсы поддержки и принять ответственность за самого себя с полным осознаванием происходящего. В гештальт-терапии ответственность является главным атрибутом аутентичной личности - идеальной модели развития человека.

Аутентичная личность знает различия между своими ощущениями и мыслями, фантазиями, не приписывает реальности свои представления, не требует от нее соответствия своим ожиданиям. Принимать на себя ответственность - это, прежде всего, отвечать за свой внутренний мир, осознавать свои чувства и потребности и действовать в соответствии с ними. Поэтому, действия, аутентичной личности конгруэнтны среде. Аутентичная личность осознает все элементы взаимодействия с окружением. Не среда задает ей направление действий, а собственные потребности. При этом аутентичная личность осознает границы своих возможностей, не преувеличивая и не преуменьшая их. Она ищет средства удовлетворения потребностей и свободна в их выборе, где на другом конце свободы – лежит ответственность за свои выбора и их последствия. Такой человек не попадает в зависимость от других и не принимает за них ответственность. Ответственный человек понимает и осознает, когда ему нужна помощь, и может ее попросить. Также, не делегирует ответственность тем, кто ее не может взять. Ответственность означает убеждение, что счастье зависит от самого человека, а не от других людей и обстоятельств.
Аутентичная личность сама создает эти обстоятельства, осознанно выбирает свой жизненный путь, осуществляет собственную жизненную ориентацию. Аутентичная личность рассматривается как открытие опыту, доверяющая мудрости своего организма, где Ф. Перлз фокусируется на ответственности перед самим собой и способности к актуализации.  

Становление личности - это приход к себе, к своей сущности. (6) И если доминантная потребность спонтанно осознается и организм действует в направлении ее удовлетворения, то это и есть психологическая форма саморегуляции организма - гомеостаз! Таким образом, гештальт-терапия исходит из того, что если люди достигают ясного осознания внутренней и внешней реальности, то они способны самостоятельно разрешить все свои проблемы. Поэтому, терапия не ставит своей целью изменения поведения, а поведение меняется само по мере роста осознавания.

Современная гештальт-терапия используется: в индивидуальной терапии и консультировании, в работе с терапевтическими и учебными группами, в работе с парами и семьями, на семинарских тематических занятиях и  специализациях: по детской и семейной психотерапии, по зависимостям, по работе с травмой, по сновидениям, по ведению групп, в организационном консультировании, персональном коучинге и т.д.

Практика гештальт-терапии удачно интегрирует в себе идеи экзистенциализма, телесно-ориентированной терапии В. Райха, психодрамы, восточной философии и психоанализа. Поэтому основным достоинством гештальт-подхода является целостное видение человека в единстве его телесных, эмоциональных, социальных и духовных проявлений. 


                ПАМЯТКА НАЧИНАЮЩЕМУ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПЕТУ

   Я убежден, что одна техника осознавания может привести к значительным терапевтическим результатам. Если бы терапевт имел в своем распоряжении только три вопроса для успешной работы (если не говорить о пациентах с серьезными психотическими расстройствами), они могли бы быть такими:

«Что вы делаете?»,

«Что вы чувствуете?»  

«Чего вы хотите?»

– По существу они являются пере формулированием утверждения 

«Сейчас я осознаю…». 

Можно увеличить число вопросов еще на два, добавив следующие: 

«Чего вы избегаете?» и «Чего вы ждете?».

Они явно являются разворачиванием первых трех. И этих вопросов для терапевта может быть достаточно. (Ф. Перлз).




 Глоссарий



Гештальт-терапия – направление психотерапии, основанное на представлении о том, что человек всегда стремится к образованию гештальта – целого, которое нельзя изменить, не разрушая его. Это, в свою очередь, требует осознавания своего внутреннего мира (включая телесные, органические ощущения) и сосредоточенности на настоящем.

Гомеостаз – принцип саморегуляции живых организмов. Различают внутреннюю (нервную, гормональную и т.д.) и внешнюю (адаптация к среде) регуляцию. Состояние стресса нарушает состояние равновесия.

Граница-контакт – фундаментальное понятие гештальт-терапии. Терапия происходит на границе-контакт между клиентом и его окружением (в частности, терапевтом): именно здесь могут обнаруживаться нарушения контакта и нормального цикла удовлетворения потребностей (или сопротивления). В частности, кожа является примером и метафорой границы-контакт: она одновременно изолирует человека от внешнего мира и связывает его с ним.

Контрперенос (контртрансфер) – совокупность бессознательных и сознательных реакций терапевта, вызванных клиентом и его переносом. Это слово часто распространяется на все аспекты личности терапевта, которые актуализируются в отношениях с данным клиентом.

Осознанность – ясное видение и переживание всякого события. Можно осознавать ощущения, чувства, действия – любое соприкосновение с миром. Например, человек осознает, как его пальцы касаются клавиш, как он видит появляющиеся в мониторе буквы; он осознает, как он волнуется, читая свой текст, и т.д.

Опыт – пережитое и присвоенное переживание, содержащее целостное представление о себе и о мире вокруг.

Поле организм/среда –  взаимозависимость организма и окружающей среды, взаимоопределяющих друг друга.

Потребности – цикл контакта иногда называют «циклом удовлетворения потребностей».

Процесс – термин характеризует отличительную особенность гештальт-терапии. Она сосредоточена на процессе, то есть его развитии во времени, и ответе скорее на вопрос «Как?», чем на вопрос «Почему?».

Прямое обращение – Перлз рекомендовал клиенту обращаться прямо к человеку, о котором он упоминает в работе, вместо того, чтобы «говорить об этом человеке». Это необходимо для того, чтобы избежать «болтовни» и способствовать эмоциональной включенности.

Ситуация «здесь-и-сейчас» - концентрация на настоящем моменте процесса (фокусировка на процессе).

Творческое приспособление – этот термин описывает процесс взаимодействия со средой, который способствует росту личности. Он отличается от консервативного приспособления, подчиненного привычке и повторениям.

Феноменология – метод познания, развитый Эдмондом Гуссерлем. Он предлагает описание того, что мы наблюдаем, вне всякого априори, для того чтобы осознавать появляющиеся фигуры. В переводе с древнегреческого phainomena значит «то, что является, что вытекает из». 



                                  
                                            Л И Т Е Р А Т У Р А


  1. С. Гингер. ГЕШТАЛЬТ: Искусство контакта. Академический проект. Москва. Культура. 2009 г.
  2. И. Д. Булюбаш. Я ТЕБЯ СЛЫШУ. Феномены языка и речи в практике гештальт-терапевта. Мастерская практического психолога. БахраХ-М.2008 г.
  3. Бри Йонтеф. Осознавание, диалог и процесс в терапии. Москва. 2000 г. 
  4. И.Г. Малкина - Пых. Техники гештальта и когнитивной терапии. Справочник практического психолога. Москва "ЭКСМО" 2004 г.
  5. Н. Лебедева, Е. Иванова. ПУТЕШЕСТВИЕ В ГЕШТАЛЬТ. Теория и практика. Речь. Санкт-Петербург. 2005 г.
     
  6. И. Д. Булюбаш. Руководство по гештальт-терапии. Издательство Института Психотерапии. Москва, 2004 г.
  7. Г. Масколье. ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА.
    Быть собой. Москва. 2010г.
     
  8. Л. Куроедова. ГЕШТАЛЬТ В КАЗАХСТАНЕ. Выпуск 1. Осознавание в гештальт-терапии. Алматы. ТОО «Алейрон». 2010 г.

 

 



Просмотров: 608
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что такое гештальт-терапия и чем гештальт-терапевт может помочь
  • Несколько слов о гештальт-терапии. Что это для меня?
  • Гештальт-терапия - что это? Для кого и для чего?
  • Еще раз о гештальт-терапии: Почему это называется словом «гештальт»?
  • С чем работает гештальт-терапевт: контакт со средой как гештальт
  • Гештальт-терапия. Что это такое?
  • Что такое гештальт, гештальт-психология, гештальт терапия
  • О сопротивлении в гештальт-терапии: Механизмы прерывания контакта или способы его формирования?
  • Гештальт- терапия. Что это?
  • Терапия присутствием или "Что такое гештальт-терапия и чем может мне помочь?"
  • Что я делаю, как гештальт-терапевт в терапии с клиентом.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что такое Гештальт – терапия и для чего она нужна?
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • Механизмы прерывания контакта (защитные механизмы человека) в гештальт-терапии
  • Что же это такое, этот пресловутый гештальт?
  • Очень коротко об особенностях гештальт-терапии или что она дает.
  • Что такое «гештальт» и гештальт-терапия?
  • Гештальт - что это?
  • С чем работает гештальт-терапевт: потребность как гештальт
  • Гештальт-коучинг. Что же это?
  • Как происходят желаемые изменения жизни человека в гештальт-терапии
  • Модная фраза “Закрыть гештальт”. Что это?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как Наташа к холодильнику ходила или Цикл контакта в гештальт-терапии
  • Встреча различий или что такое гештальт-терапия?
  • Гештальт-терапия: Что происходит во время работы?
  • Что понимается под "гештальтом" в контексте гештальт-терапии?
  • Гештальт - терапия. О чем это?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь