Ответственность и гештальт-терапия

 Ответственность и гештальт-терапия

 

В этой статье я хотела связать воедино те куски психологической мозаики под названием « ГТ и ответственность», которых набралось у меня достаточно много, чтобы собрать их в какую-то целостную для меня, а возможно и для Вас, картину.

Тема ответственности пронизывает весь процесс психотерапии  и это не случайно. Ответственность входит в систему базисных  принципов ГТ-и: актуальность – осознанность - ответственность (К. Наранхо).  Одной из целей ГТ является возвращение клиенту ответственности за свою жизнь. Это  является фундаментом для остальных изменений у клиента в психотерапии

Ответственность связана с контролем, управлением собственной жизнью. Центр управления  может быть внешним (другие люди, структуры, внешние силы)  и внутренним (сам человек).

Уход от ответственности – это передача контроля за своей жизнью  внешним обстоятельствам или другим людям.

Существует взаимосвязь между психическим здоровьем человека и его способностью брать на себя ответственность за свою жизнь. Многие невротические проблемы людей связаны с их неспособностью отвечать  за себя.

Например, депрессивные состояния клиентов часто сопровождаются чувством безнадёжности, беспомощности: «Я ничего не могу изменить, бесполезно что-либо делать – все равно от меня ничего не зависит, я ничего не решаю, не могу». То есть я не отвечаю за ситуацию и никак не могу влиять на то, что происходит, не могу действовать в собственных интересах. Здесь наблюдается разрушение связи между тем, что человек делает  и результатами этих действий. Происходит потеря личной ответственности.

Избегая ответственности, человека автоматически попадает в позицию жертвы, объекта воздействия внешних сил. Он отказывается от возможности осознано влиять на свою жизнь, строить её по своему желанию.

. Пока клиент верит, что его ситуация и его проблема порождается кем-то другим или какой-то внешней силой, у него нет мотивации, желания меняться самому.

 

 Что такое ответственность

 

            Понятие  «ответственность» является неоднозначным понятием.  Традиционное, принятое в обществе понимание отличается от её смысла в  гештальт терапии. В нашей культуре принято смешивать или заменять одно другим различные виды ответственности. Так как в процессе психотерапии участвуют две стороны, то хотелось бы узнать, на сколько об одном и том же говорят клиент и терапевт, когда поднимается вопрос  ответственности. Что каждый из них имеет в виду? Почему возникает столько подводных камней на пути принятия ответственности клиентом?

 Попробуем в этом разобраться.  Для начала рассмотрим какие бывают виды ответственности, как они существуют и соотносятся друг с другом.

 

а) Виды ответственности в традиционном понимании.

 

  • Социальная (ролевая)

Наиболее часто понятие ответственности связывают с  чувством долга. В  литературе по воспитанию я нашла такое определение: «ответственность - это волевое качество, которое отражает склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия перед обществом и самим собой». Это соответствует социальной (ролевой) ответственности. Здесь человек как бы играет роль в пьесе и должен действовать и жить по правилам своей роли. «Наша жизнь – игра, а люди в ней – актёры». 

Каждому человеку приходится одновременно быть исполнителем разных ролей. Например, в роле жены я должна делать одно, в роли матери – другое, в  роли преподавателя – третье, гражданина государства – четвёртое и т.д.  Возможны ситуации, когда то что ответственно в одной роли, может быть безответственно в другой.

 Например, работник предприятия может быть очень ответственным в этой роли и трудится на благо предприятия всё своё рабочее и нерабочее время. При этом он будет безответственнен к своей семье – жене, детям, так как не сможет участвовать в семейной жизни, воспитании детей. На это у него не будет времени и сил, а возможно, и желания.

 Тут возникает вопрос о наших ценностях и приоритетах. Какая из ролей более важна, значима? Какая из ролей в данный момент выйдет на передний план и станет своего рода «фигурой»? Это зависит от выбора человека, но не всегда. Иногда это может быть выбор без выбора. Например, возьмём ситуацию с воинской обязанностью. Если молодой человек вписывается по возрасту, здоровью и т.д. в роль призывника, то он им и становится. Роль гражданина государства становится приоритетной.

Позиция социальной ответственности с одной стороны достаточно удобна так как заранее известно, как в своей роли необходимо себя вести. Но с другой стороны,   она может закрывать доступ к истинным желаниям, потребностям человека. Личность с её уникальными особенностями, качествами, способностями становится вторичной. Роль важнее человека, играющего роль.

Особенно ярко это было видно во  времена СССР, когда идея, мораль, долг перед партией и обществом были превыше всего. Маленький человек, как личность, сам по себе не имел ценности. Ценностью его  зависла от того, как он справляется  с обязанностями своей роли.

Чувства, которые сопровождают социальную ответственность – вина, стыд, страх. Эти чувства являются фундаментом для поддержания социальной ответственности. Если человек не выполнил свой долг, не выполнил взятые обязательства – он виноват  и может быть наказан. Этот вид ответственности выгоден для государства, воспитывается с детства и является удобным средством  для манипуляции и управления людьми.

 

  • Ответственность за выбор

 

Другой вид ответственности – это ответственность за выбор.

 Ежедневно, ежечасно в своей жизни мы сталкиваемся с ситуациями выбора. Можно сказать, что мы живём постоянно выбирая: встать утром или спать дальше, выпить чай или кофе, делать зарядку или нет, идти куда-то или остаться дома и т. д. Прямо сейчас вы выбираете посвятить своё время чтению этой статьи или потратить его на что-то другое.

 Мы выбираем не только то, как нам действовать, но и то, как чувствовать. Наше отношение к тем событиям, которые с нами происходят, определяет наши чувства.

Жизнь не всегда идёт гладко, случаются болезни, потери, катастрофы. Мы можем быть недовольны своим здоровьем, внешностью, семьёй, образованием, зарплатой и т.д. Многое, что нас не устраивает, мы не можем изменить. Это не значит, что мы не имеем выбора в этом случае. Даже в самых безвыходных ситуациях у нас остаётся выбор как относится к тому, что происходит или произошло. У нас есть выбор позволить обстоятельствам сломить нас, загнать в депрессию или использовать их как ступеньку в нашем личностном развитии.

Существует притча про двух лягушек, попавших в крынку с молоком. Одна сложила лапки, пошла ко дну и утонула. Другая – стала двигаться, искать выход, взбила лапками кусочек масла, оттолкнулась от него и выскочила на волю. Разное отношение – разный результат.

Для того чтобы не выбирать, многие уходят от ответственности за выбор в социальную  ответственность, прячутся за чувство долга, за неписаные правила -  интроекты. Говорят: «  Я это делаю потому, что должен».

 Это делается исходя из ряда причин. Одна из них заключается в том, что выбирая одно из массы возможностей, мы остальное теряем, от чего-то отказываемся. Если я выбираю пойти на тренинг, я отказываюсь от возможности пойти в гости, в театр, провести день с семьёй, почитать книгу и т.д. Даже, находясь в ролевой ответственности нам нужно выбрать, какая же роль для нас в данный момент является главной.

Случаетсялюди застревают в ситуации выбора, так как не могут ни от чего отказаться. Так долго выбирают куда поехать в отпуск, что в результате отпуск заканчивается и остаётся, без выбора идти на работу. Как осёл, который умер от голода, стоя между двух копён сена. Не мог выбрать, какую съесть. Это способ не удовлетворить свою потребность, имея массу возможностей.

Другая причина – страх ошибиться, сделать неправильный выбор.

Ответственность за выбор означает, что человек в состоянии выбрать для себя как ему относиться, поступать, что ему делать или не делать в каждой конкретной ситуации. Этот выбор он делает сам и несёт за него ответственность. Если человек отказывается сам выбирать – это тоже его выбор.

Социальная ответственность и ответственность за выбор могут находиться в противостоянии друг другу и исключать одна другую. Например, в ситуации с Выборами. С позиции социальной ответственности я должна идти голосовать. Это может также соответствовать моему выбору. Тогда мне повезло и моя соц. отв и отв за выбор находятся в гармонии (согласии) др с другом. С другой стороны, я могу осознанно выбрать не пойти. Это будет ответственно с позиции выбора и безответственно с позиции социальной ответственности.

 

  • Личная ответственность (авторская)

 

Ещё один вид ответственности – личная ответственность. Она означает признание того, что мои поступки, мысли, чувства произведены мной, я являюсь их автором.

На первый взгляд это и так очевидно. Но не всё так просто.

В нашем обществе существует тенденция делить чувства на хорошие и плохие. Хорошие чувства – любовь, радость, удовлетворение, гордость  и т. д.  Их можно показывать и  их нормально испытывать. Плохие чувства – стыд, вина, гнев, и др. Эти чувства не приятны и их принято избегать, скрывать .Часто в разговоре можно услышать такие фразы: « Ты меня злишь. Он меня обидел. Ты заставила меня беспокоиться и т.д. ».

Это так удобно обвинить в своих социально неодобряемых чувствах других людей, переложить ответственность за них на окружающих. (Это так же является способом манипулирования окружающими, вызывания  у  них чувства вины.)

            Уход от личной отв-ти так же связан с избеганием переживания вины и стыда, со. страхом наказания. Все эти чувства связаны с внешним оцениванием моих действий, поступков - моей жизни. Если я взялась сделать что-то и это «что-то» у меня получилось плохо или не получилось вообще, то этому сопутствуют чувства вины и стыда. Чтобы не сталкиваться с этими чувствами, нужно: либо сделать «хорошо», либо не делать совсем, либо не брать на себя ответственность зарезультат.

Если сравнить  как влияют испытываемые людьми чувства вины и страха на принятие различных видов ответственности, то получается следующее.. Чувство вины является препятствием для принятия  личной ответственности и ответственности за выбор.. Для социальной ответственности наоборот, чувство вины, страха укрепляют, этот вид ответственности, помогают удерживать человека в рамках социальной роли.

            Личная ответственность также может противоречить социальной. Например, люди могут признавать авторство своих противоправных  поступков  (убийство, насилие, кража и т.д.) т.е. быть лично ответственными, но  это не делает их ответственными социально, так как они эти поступки совершили.

           

б) Ответственность в гештальт-терапии

 

Мы вплотную подошли к тому моменту, чтобы разобраться, наконец, что же имеется в виду, когда говорится об ответственности в гештальт-терапии? Как пишет об этом  Джон  Энрайт: «Быть ответственным, означает просто признавать действия своими собственными. Я нечто сделал, и меня не принуждали  ни обстоятельства, ни моё бессознательное, ни судьба, ни социальное давление, не говоря о начальнике, жене и детях. Такого рода давление, разумеется, влияет на моё поведение, но я сам взвешиваю и выбираю, каким влияниям придавать большее значение. В противном случае я выбираю не взвешивать и не выбирать, то есть выбираю не видеть, что у меня есть выбор».

То есть по сути своей здесь ответственность является объединением личной (авторской) ответственности и ответственности за выбор. Она не связана с чувством долга, обязательствами, не предполагает вину и наказание. Ещё Ф. Перлз отделял (разводил) понятие ответственности от понятий долга и вины.  Но тем не менее именно то, что для у клиента часто отв-ть связана с виной и стыдом, является одной из причин по которой он избегает принятия её.

Ответственность в Гештальт-терапии - это осознание того, что  мои мысли, чувства, действия являются результатом моей внутренней деятельности и запускаются, управляются мной самим. Они являются результатом моего собственного выбора.

Здесь возникает такое противоречие, которое является ещё одной причиной непринятия кл-ом отв-ти за свои чувства.

 Многие внутренние процессы, эмоциональные реакции протекают неосознанно. Человек видит только результат, реакцию на какое- либо событие. Он не понимает что происходит в середине, не осознаёт, какая его роль в том, чтобы реакция была именно такая. Если нет понимания, то человек реагирует на то, что происходит автоматически. Нет ощущения, что он сам выбирает как ему реагировать.  Если у меня нет осознания, что это делаю я, то как я могу за это отвечать? Я  не выбирал – я за это не отвечаю.

Поэтому в гештальт-терапии уделяется так много внимания процессу осознавания того, что происходит с клиентом.

 В процессе г-т клиент получает возможность увидеть и среднюю часть процесса. То есть осознать, что результат (чувства, эмоциональная реакция на воздействие) во многом определяется тем, как человек воспринимает событие. То что одни и те же события разные люди воспринимают по разному,  подтверждает это.  Именно осознавание своих внутренних процессов позволяет клиенту выйти из замкнутого круга автоматических переживаний и увидеть, что у него есть выбор сделать, отреагировать по-другому. Ведь только осознав здесь и сейчас (актуальность) что со мной происходит, что я чувствую, чего хочу (осознанность), я могу делать выбор, который признаю своим собственным (ответственность).

 

Защитные механизмы, поддерживающие уход от ответственности

 

Люди проявляют большую изобретательность в нахождении способов ухода от  ответственности. Рассмотрим какие невротические механизмы они при этом используются

 

Интроекция.

В каждого человека с детства заложено масса установок, правил, которые говорят, что можно делать, с кем, как, когда и где, а что нельзя, что такое хорошо, а что такое плохо и т.д. Интроекты – это рамки, неписаные правила существования в различных социальных ролях.

Откуда интроекты – известно из семьи, школы, от родителей, учителей, друзей, родственников и от идеологии нашего государства. Сам процесс интроецирования для человека необходим. Он помогает (а иногда мешает) разобраться в том, как выживать в этом сложном мире.

Есть интроекты, которые интегрируются в человеке и  становятся частью его самого. Они находятся в соответствии с его внутренним миром. Но есть такие установки, которые идут вразрез с чувствами и желаниями человека. Тогда возникает состояние, которое мы называем внутриличностным конфликтом. Когда душа и тело кричат: «Хочу»! А мозги говорят: « Нельзя». Или мозги говорят: « Надо». А человека от этого «надо» просто тошнит (психосоматика).

В гештальт-терапии понятие ответственности напрямую связано с выбором. Ответственность означает, что я признаю выбор своим. Если рассмотреть ответственность с позиции теории селф, то за выбор отвечает функция ЭГО, и проблемы ответственности связаны с нарушениями этой функции.  ЭГО работает на основе информации, получаемой из ИД и ПЕРСОНЭЛИТИ.

 Интроекты являются состовляющей функции ПЕРСОНЭЛИТИ. Интроекты формируют наше представление о мире, часто искажая его. Они являются мощными фильтрами восприятия.

Прячась за полученные в детстве установки, человек уходит в социальную (ролевую) ответственность, в которой чувства и желания не важны. Важно выполнять то, что должен, обязан, то, что разрешено. Он часто сам не понимает, делает ли он что-то потому что этого хочет сам  или потому, что «так положено».

Например, у одной из клиенток имеется такая установка, заложенная с детства: «Мама лучше знает. Маме возражать нельзя.». В результате, мама постоянно вмешивается в её семейную жизнь, в отношения с мужем, ребёнком, руководит  её жизнью. Женщина не видит выхода. Пока этот интроект  является частью её убеждений (ПЕРСОНЭЛИТИ), она не сможет изменить ситуацию и взять руководство своей жизнью в свои руки.

Интроекты накладывают ограничение на творческое приспособление. Чем больше человек ориентируется на свои интроекты, обесценивая собственные чувства и желания, тем жёстче рамки, в которых он находится, тем меньше у него свободы выбора. Часто он даже не видит, что выбор у него есть.

 

Проекция.

Очень удобный способ избежать ответственности. В том, что у меня не всё в жизни получается или почти всё не получается, виноваты и ответственны другие люди, обстоятельства и государство. Если бы не они, то у меня всё было бы просто замечательно. Я тут ни при чём. Здесь ответственность за происходящее, за свои чувства перекладывается на других людей, внешний мир. Человек считает себя жертвой, пассивным объектом. Хотя часто ситуации, которые приносят человеку страдания, инициируются им самим, хотя и неосознанно. Это способ уйти от переживания чувств вины, стыда, страха, признания своих ошибок, избежать наказания.

           

Слияние.

Этот механизм связан с тем, что у человек возникают трудности с идентификацией своих чувств и выделения из них доминирующего.  Это нарушение в функции ИД.  Так как у человека слабая чувствительность к своим чувствам и желаниям, то он может их путать с  чужими чувствами и желаниями.

Слияние может быть с человеком (партнёром), с чувством, с болезнью, ролью и т. д. Если взять слияние во взаимоотношениях, то здесь получается следующее. Границы размыты. Различия между «Я» и «не Я» стёрты.  Не понятно за что отвечаю я,  а за что человек, с которым мы в слиянии.  Не понятно, это моё чувство или чувство партнёра. Этого хочу я или это исходит из моего желания соответствовать выбранной роли. Если я не осознаю желания, чувства как свои собственные, то мне сложно принять ответственность за них.

Отношения слияния часто наблюдаются между мужем и женой, родителями и ребёнком. В бизнесе -  между начальником и подчинённым. Как пишут об этом Польстеры: «Слияние – это своего рода игра, в которой «скованные одной цепью» партнёры заключают «соглашение» не спорить». Удовлетворения от таких отношений мало, так как собственные желания игнорируются.

.          

Потеря контроля (ссылка на особое состояние), амнезия (у алкоголиков).

Ещё один способ избежать ответственности. Этот вид отрицания ответственности описывает Ирвин Ялом  в «Экзистенциальной психотерапии». Он состоит в том, что человек временно входит в особое иррациональное состояние («Я был не в себе»), в котором « как бы получает право действовать безответственно, поскольку не в состоянии отдать отчет в своем поведении даже себе».

Примером здесь может быть ситуации провалов памяти у алкоголиков, когда после запоя и буйного поведения, на следующий день они ничего не помнят из того безобразия, которое творили вчера. «Я ничего не помню. Вы всё придумали. Это был не я». Это избегание отв-ти,осознанности своих действий.

***

 

в)Ответственность для гештальт – терапевта

 

Теперь мы подошли к очень важному вопросу о том, что означает ответственность для гештальт-терапевта. За что отвечает он в своей работе с клиентом, а за что нет?

  Часто проблемы взаимоотношений,  возникающие у клиентов, связаны с несоблюдением границ в процессе взаимодействия с окружающими. Поэтому  в ответственность  терапевта в сессии входит очерчивание собственных границ, соблюдение границ клиента, обозначение моментов в сессии, когда происходит нарушение границ контакта. Сюда входит и ответственности за выполнение терапевтического контракта: приходить в нужное место в нужный час, находиться с клиентом оговоренный отрезок времени и т.д. То есть  терапевт отвечает за соблюдение рамок (границ) терапевтической сессии.

Терапевт « работает собой», он сам, его психическое состояние является инструментом психотерапии. То, что он чувствует, видит, как реагирует на происходящее в сессии,  является ценным для терапии. Как писали об этом Польстеры «…Польза от переживаний самого терапевта превосходит любые эффекты терапевтической интервенции. …Он не только даёт обратную связь, но и сам становится полноправным участником формирования нового опыта…».

 Поэтому так важно, чтобы терапевт  был в « рабочем состоянии».

Что это означает для гештальт-терапевта? В первую очередь, быть чувствительным к себе и осознавать, что со мной происходит во время сессии, что делаю и зачем.

Терапевт не отвечает за чувства клиента, за его способы обращения с собственной жизнью. Но отвечает за собственные чувства и реакции на клиента, за свои способы взаимодействия с клиентом, за умение быть в контакте (Ф. Перлз).

Терапевт, как и любой другой человек «родом из детства», из семьи. Он   имеет свою собственную коллекцию травмирующих событий, неконструктивных взаимоотношений, целый склад законсервированных переживаний и недостроенных гештальтов.

Предполагается, что в ходе обучения терапевт  пройдёт необходимое количество часов личной и групповой терапии, и разгребёт все эти завалы. Но каждый «растёт» со своей скоростью. Количество и размеры «скелетов в шкафу» у каждого своё. Мало для кого достаточно заложенных в программу часов личной терапии. Поэтому я вижу отв тер-та в том, чтобы приводить свою душу в порядок. То есть знать свои слабые места,  и собственные психологические проблемы прорабатывать на личной терапии. Иначе, внутриличностные проблемы терапевта  мешают (тормозят) терапии.

 Можно сказать о закономерности, которая звучит так: «Рыбак рыбака чувствует издалека». К терапевту часто приходят клиенты с проблемами, аналогичными тем, которые являются больным местом и у терапевта. Это точка непроходимости. Тогда терапевт либо игнорирует, в упор не видит, обходит  больное место клиента, так как у самого там болит, либо решает свои проблемы за счёт клиента. Здесь опасность увязнуть в контрпереносных отношениях, при этом не осознавая их.

 

Что касается нового опыта, то именно терапевт может дать кл-ту опыт изначального уважения, отношения к себе как к «значимой персоне». Часто  лишь на терапевт-х сес-х человек начинает осознавать свою собственную ценность, начинает понимать что его  чувства и  желания  являются важными.

 

Случается, что клиенты наделяют психотерапевта такими возможностями, которыми он не обладает. Здесь г-т важно осознание своих пределов, т.е. знать ограничения своей компетентности –  что могу, а что нет.

 

Ещё один важный момент. То, что происходит с ответственностью во  взаимодействии между клиентом и терапевтом, повторяет механизм распределения отв-ти  у людей в паре. Чем больше ответственности берёт на себя одна сторона, тем меньше другая. Чем больше ответственности у психотерапевта, тем меньше её остаётся у клиента. Соответственно тем больше клиент уходит в детскую позицию, отдавая  терапевту полномочия родителя. Эта стратегия препятствует росту клиента и не позволяет ему самому стать ответственным, взрослым. Поэтому в ходе терапевтической сессии, когда выходят на поверхность невротические механизмы клиента и его способы ухода от ответственности, задача  терапевта не пропустить их и сделать явными для клиента. Здесь ответственность тер-та заключается в переводе отношений в плоскость  «взрослый - взрослый» и передаче клиенту его доли ответственности. Тер-т, «бегущий впереди кл-та», тянущий его за собой, тормозит процесс взросления у клиента.

Можно сказать, что в отв-ть тер-та входит ставить во главу угла интересы клиента. Поэтому, будучи откровенным с кл-ом, тер-т выбирает степень своей открытости,  выбирает способ подачи и донесения до клиента того, что видит. Важно, чтобы полученная кли-ом информация, обратная связь от терапевта не разрушала клиента, а способствовала его продвижению в терапии.

В ходе терапии у клиента увеличивается область осознавания и раздвигаются границы ответственности.

Предполагается, что что после осознания своих проблем кл-т начинает менять свою жизнь, но это не всегда так. Бывает, что осознавания много, а изменений мало. Здесь можно сказать о разделении сфер ответственности. Терапевт отвечает за поддержание процесса осознавания у клиента в ходе терапии, а кл-т за то, как он обходится с тем, что осознал -  за свои собственные изменения. И клиент может выбрать оставить всё как есть в своей жизни. Остаётся отнестись с уважением к его выбору. Кл-т может меняться ровно на столько, на сколько он готов к этому в данный момент.

 

 

 

Литература

 

  1. Гештальттерапия. Теория и практика. Джон  Энрайт. Гештальт ведущий к просветлению. Пер. с англ./М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс,  2000.-320 с.
  2. Перлз Ф., Гудмен П. Теория гештальт терапии – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004 – 384 с.
  3. Перлз Ф. Практика гештальттерапии (Практикум по гештальттерапии. Гештальт-подход и свидетель терапии) – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002 – 480 с.
  4. Перлз Ф.С. Эго, голод и агрессия / Пер. с англ. М.: Смысл, 2000. – 358 с.
  5. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия: контуры теории и практики / Пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 2004. – 272 с.
  6. Кемплер У. Основы семейной гештальттерапии. Пер.с англ. /СПб.: «Издательство Пирожкова», 2001. – 224 с.
  7. Клаудио Наранхо. Гештальт-терапия: Отношение и Практика атеоретического эмпиризма / Перев. с англ. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995._ 304 с.
  8. Майерс Д. Социальная психология/Перев. с англ. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 688с.: ил.
  9. Рудестам К. Групповая психотерапия – Сб.: Питер Ком, 1999. – 384 с.

10. Трунов Д. Г.Что мы имеем в виду, когда говорим об ответственности? Доклад на III практическом семинаре по проблемам ТЭПП, Пермь, ОЦПППН, 17 мая 2000 г.

11. Трунов Д.Г. Гуманистическая психология и массовое сознание.

12. Ирвин Ялом. Экзистенциальная психотерапия.

13. Гронский А.В Экзистенциальные аспекты гештальт-терапии.

14.  Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в Гештальт: теория и практика – СПб.: Речь, 2004. – 560 с.

15.  Желдак И. М. Искусство быть семьёй: Практическое руководство. – Мн.: МП «Лерокс», 1998.-160с.

 

 

Тузикова Елена Николаевна .( Гештальт гештальтов. Научно-практический журнал. 2005 ,№1, стр.71-83. Москва )

8-029-678-91-51

[email protected]

 



Просмотров: 417
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Быть причиной, а не следствием! Или значение чувства ответственности в процессе формирования личности
  • Про чувства вины и стыда, ответственность и выбор
  • Выход из чувства Вины: границы ответственности
  • Про страх личной ответственности клиента
  • (Без)ответственность в браке – как правильно? О браке, разводе, статистике и ответственности.
  • Вы не несете ответственности за чувства вашего партнера
  • Об ответственности клиента и психолога во время работы
  • Когда одной только ответственности недостаточно
  • Ресурс ответственности. Или как стать автором своей жизни.
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 3. Разделение ответственности.
  • Повзрослеть - взять ответственность за свои чувства
  • Ответственность как способ избавиться от чувства Вины. №1
  • Ответственность как способ избавиться от чувства Вины. № 2
  • «Хороший-плохой» психолог. Пособие по посещению. Беседа о сопротивлении и ответственности клиента.
  • Четыре шага для того, чтобы выстроить границы ответственности
  • Контракт ответственности (между психологом и клиентом)
  • Всему виной тяжелое детство? О вине, ответственности и принятии в терапии
  • Принятие ответственности за свою жизнь. Как это?
  • Девочка, которая не хотела взрослеть. О личной ответственности в жизни и консультировании.
  • Вездесущность выбора и ответственности.
  • Желания, выбор и ответственность
  • Как определить границы личной ответственности.
  • Сенсорная аттенюация: как уменьшить свои страдания просто взяв на себя ответственность за свою жизнь
  • О личной ответственности
  • Путь из чувства вины в ответственность за собственное счастье.
  • От вины до ответственности…
  • Крайности личной ответственности
  • Про восприятие личной ответственности
  • В чём отличие вины и ответственности?
  • Что будет, если не будет осознанности, контакта и ответственности в работе с телом?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь