|
Психологическое сопровождение подростков с аддиктивным поведениемАвтор статьи: Иванченко Татьяна Петровна
В современном обществе существуют условия, способствующие распространению аддиктивного поведения. Аддиктивное поведение – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях. Выделяют три этапа становления аддиктивного поведения: этап первых проб; этап поискового аддиктивного поведения, или поисковый полинаркотизм; переход аддиктивного поведения в болезнь, или фоновый полинаркотизм [1]. Переход аддиктивного поведения в болезнь происходит под влиянием множества разнообразных факторов, которые можно условно разделить на социальные факторы, социально-психологические факторы, индивидуально-психологические факторы, биологические факторы [2]. Социальные факторы: нестабильность общества, доступность психоактивных веществ, отсутствие позитивных социальных и культурных традиций, контрастность уровней жизни, интенсивность и плотность миграции. Социально-психологические факторы: высокий уровень коллективной и массовой тревоги; неблагоприятная микросоциальная среда развития; неправильное семейное воспитание; педагогическая запущенность подростка; принадлежность подростка к асоциальной группе; романтизация и героизация девиантного поведения в массовом сознании; отсутствие привлекательных для детей и подростков досуговых центров; ослабление межпоколенных связей. Подросткам с аддиктивным поведением присущи определенные психические состояния, качества личности, ценности, типичные для представителей данного сообщества. Наиболее яркими особенностями выступают индивидуально-психологические особенности: отклонения в психическом развитии и функционировании высшей нервной деятельности, личностная предрасположенность к аддиктивному поведению, ситуационно-личностные поведенческие реакции, конституциональные акцентуированные особенности, проявление психических расстройств, незрелость личностной идентификации, слабость или недостаточность способности к внутреннему диалогу, низкая переносимость психологических стрессов и ограниченность совладающего поведения, высокая потребность в изменении состояния сознания как средстве разрешения внутренних противоречий и конфликтов. Вместе с формированием гуманистической направленности образования стала развиваться идея психолого-педагогического сопровождения развития детей. Психологическое сопровождение — это вся система профессиональной деятельности психолога. Она направлена на создание социально-психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка. Одним из видов работы работы психолога является психопрофилактика. В профилактике злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) выделяют три вида: первичная, вторичная, третичная профилактики [5]. Первичная профилактика предусматривает комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость. Вторичная профилактика включает комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезней и осложнений наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих ПАВ, но еще не заболевших. Третичная профилактика, или реабилитация, направлена на реализацию социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболевания, т.е. способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного и возвращению его в семью, в образовательное учреждение, в трудовой коллектив, к общественно полезной деятельности. И.В. Фурманов, В.А. Хриптович, А.Н. Сизанов выделяют основные подходы к организации профилактической деятельности:
Р.В. Овчарова отмечает, что основная цель психокоррекционной работы с подростками с аддиктивным поведением является создание оптимальных условий для тренировки механизмов совладания с патогенными воздействиями в соответствии с местом наименьшего сопротивления каждого типа акцентуации характера. Наиболее эффективная форма психологической коррекции заключаются в проведении групповой формы работы. Групповая работа поможет решить следующие задачи: повышение самооценки; тренировка механизма совладания с патогенными воздействиями; увеличение чувства ответственности за свое поведение; поиск путей семейной реадаптации; расширение временной перспективы; разрушение инфантильной психологической защиты; предотвращение десоциализации подростков [4]. В настоящий момент в детских образовательных учреждениях обеспечение профилактической работы по проблеме аддиктивного поведения сводится в основном к чтению лекций, т.е. к сообщению информации о вреде, наносимом зависимым поведением и такими психоактивными веществами, как наркотики, алкоголь или табак. Несмотря на очевидную пользу такой информации при ее грамотной подаче, одна только просветительная работа не решит проблемы столь глобального характера. Необходима программа психологического сопровождения подростков. Целью нашего экспериментального исследования была апробация программы психологического сопровождения подростков с аддиктивным поведением (на примере табачной аддикции). Выборку составили воспитанники ГБУ Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних и учащихся МОБУСОШ д. Савалеево Кармаскалинского района. Экспериментальная группа представлена воспитанниками ГБУ «Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних» в количестве 20 человек. Все воспитанники состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и были замечены в табакокурении и в распитии спиртных напитков. В контрольную группу вошли ученики МОБУСОШ В работе были использованы следующие методики: 1) Опросник отношения подростков к табакокурению (автор В.А. Хриптович); 2) Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) (автор А.Н. Орел). Экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На констатирующем этапе исследования с подростками была проведена первичная диагностика. На формирующем этапе с экспериментальной группой были проведены коррекционно-развивающие занятия. На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика экспериментальной и контрольной групп. Констатирующий этап исследования показал отсутствие различий между экспериментальной и контрольной группами. Для проведения формирующего эксперимента нами была разработана программа психологического сопровождения на основе «Коррекции девиантного поведения» Г.И. Макартычевой [3] и внедрена в образовательную практику ГБУ «Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних». Целью контрольного этапа исследования было выявление изменений, которые произошли с подростками. Проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов, количественно-качественный анализ полученных результатов исследования позволили подтвердить выдвинутую нами гипотезу о том, что психологическое сопровождение аддиктивных подростков будет более эффективным, если составными компонентами программы сопровождения являются знания о психоактивных веществах и последствиях их употребления, развитие мотивации на укрепление здоровья, формирование жизненных навыков. Список литературы
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|