|
Профессии - терпимы ли Эйчары к персоналу?Автор статьи: Нонна Вячеславовна Коростелева
Предлагаю обсудить тезисы доклада "Развитие коммуникативной толерантности как важнейшего качества, предупреждающего профессиональное (эмоциональное) выгорание специалиста" автора заметки. Теоретические тезисы доклада опираются на определения монографии Бойко В.В. Энергия эмоций – Спб,: Питер, 2004 г. 474 с. Тесты: «Коммуникативная толерантность», «Коммуникативная установка» из этого же источника. Тестирование проведено в группах студентов специальности «Управление персоналом» очного и заочного отделения. Будущее принадлежит индивидуализированным, в настоящем смысле этого слова межличностным отношениям в любом деловом взаимодействии. Исходя из этих тенденций, становится ясным, насколько важна для современного менеджера коммуникативная компетентность. Толерантность(от лат. Терпение) – отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Толерантность способствует повышению устойчивости к некоторому неблагоприятному фактору. Существует понимание толерантности, которое связывается с терпимостью к различным мнениям, непредубежденностью к оценке людей и событий. Механизм возникновения и проявления коммуникативной толерантности связан с психологией эмоционального отражения личностных различий. Чем отчетливее негативные переживания человека по поводу своеобразия другого, тем ниже уровень толерантности, тем труднее демонстрировать расположение к партнеру, принимать его во всех или некоторых проявлениях, сдерживать недовольство им. Человек с пониженным уровнем коммуникативной толерантности является источником негативной эмоциональной энергии. Коммуникативная установка личности представляет собой готовность реагировать на те или иные типы партнеров по взаимодействию определенным образом, что обусловлено имеющимся у нее опытом общения, оценками и переживаниями их сущности, взглядов и поведения. Негативная установка отражает готовность недоброжелательно относиться к большинству окружающих. Она формируется под влиянием неблагоприятного опыта человеческого взаимодействия, а также вследствие ярко выраженных эмоций отрицательного спектра. «Эмоциональное выгорание» - выработанный личностью механизм Дело в том, что представители многих профессий , чья деятельность связана с общением, подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения. Это касается врачей, педагогов, воспитателей, работников торговли и сферы обслуживания, а также руководителей, менеджеров, работников милиции, прокуратуры и получится, что каждый второй подвержен опасности эмоционального выгорания. «Эмоциональное выгорание» является формой профессиональной деформации личности. Можно предположить, что негативная коммуникативная установка приводит к низкой коммуникативной толерантности, как способности профессионала выносить неприятные или неприемлимые, по ее мнению, психические состояния, качества и поступки партнеров по взаимодействию и общению. Представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Им необходимо постоянно входить и находиться в состояние субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Главное, постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров. Небольшое исследование, поведенное мною в студенческих группах (50-60 человек), выявили низкий уровень коммуникативной толерантности студентов, при нормальном уровне в 30 – 40 баллов, получены результаты в 54 балла, причем у девушек уровень коммуникативной толерантности ниже, чем у юношей 57 и 46 баллов соответственно. Особенно значительное различие по таким показателям, как неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров (7 и 5,4 балла), стремление подогнать партнера под себя, сделать его удобным ( 7 и 3.6 балла), неумение прощать другому ошибки, непреднамеренно причиненные неприятности (7.4 и 5,8). В ходе тестирования выявлены гораздо выше среднего значения (33 балла) наличие выраженной негативной коммуникативной установки, которая неблагоприятно сказывается на самочувствии партнеров по общении .Количество полученных баллов 59 баллов, 57 баллов – девушки и 62 баллы – юноши. Значительны отклонения по такому показателю как завуалированная жесткость в отношениях к людям, в суждениях о них, так и открытая жесткость Позитивная установка к людям – готовность личности доброжелательно относится к большинству окружающих. Наличие позитивной установки к людям – ценнейшее качество каждого, кто работает в постоянном контакте с людьми: ее носитель продуцирует положительную энергию, он исходно запрограммирован проявлять дружеский настрой практически ко всем партнерам в большинстве случаев. В нравственном облике такой личности преобладают положительные суждения о людях, вера в их лучшие качества. Человек, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, предсказуем в своих отношениях с партнером и совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка для совместной деятельности, достижения синергетического эффекта результативности делового общения.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|