|
Стресс и профессиональное выгораниеАвтор статьи: Андриана Сергеевна Буянова
Стресс и профессиональное выгорание Значение изучения механизмов стресса и профессионального выгорания с каждым годом приобретают все больший вес и масштабность. Множество научных направлений рассматривают стресс как предмет своего исследования, что породило разноплановость концепций стресса. Как будет описано ниже, профессиональное выгорание и стресс имеют схожую природу и механизм формирования. В основу развития теории стресса были положены идеи У.Б Кеннона, который ввел термин «гомеостаз» и исследования И.П. Павлова с его идея целостности и непрерывности адаптации организма к среде. Значимый вклад в развитие концепции стресса были сделаны Гансом Селье, физиологом и основателем международного института стресса. Им были сформулировны ключевые положения теории стресса: Каждый живой организм обладает запасом адаптационной энергии, который ограничен. Адаптационная энергия может быть использована в любой момент, может быть сконцентрирована на одном направлении или распределено между различными направлениями ответа. Болезнь, старение и смерть является результатом истощения адаптационной энергии. Существует два уровня активации адаптационной энергии: первичный – требует большой затраты энергии и является ответом на высокую интенсивность стрессора; Вторичный – требует меньшей затраты энергии и является ответом на стрессор с меньшей интенсивностью. Стрессором может служить любое предъявленное организму действие, характер стрессора не имеет значение (позитивный или негативный), значима лишь его интенсивность. Таким образом стрессор – неспецифическое требование к перестройке. Перестройка проходит несколько стадий, каждая из которых имеет свое время течения, а переход на следующую стадию зависит от уровня резистентности организма, интенсивности и длительности воздействия стрессора. В последующем, исследования Л. Л. Китаева-Смыка поддержали предположение Г. Селье существование двух мобилизационных уровней адаптации. Обобщение результатов исследований, позволило Г. Селье в 1936 году обосновать гипотезу «общего адаптивного синдрома» - неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Данное определение ссылается на терминологию Кеннона, что ввело путаницу в понимание концепции Селье и породило ее дальнейшую критику. Чтобы избежать ее в дальнейшем, ниже описаны современные положения теории стресса. 1) Стресс является неспецифической стадийной системной защитной редуцированной психофизиологической реакцией организма на повреждение или его угрозу. 2) Шок – это стресс в крайней степени выраженности. 3) Стресс является неспецифической реакцией. Она развивается независимо от типа стресс-фактора. Это в корне отличается от разнообразных механизмов регуляции, которые реализуются в разных не экстремальных условиях. 4) Стресс не адаптивная реакция, но стресс защитная реакция (аналог – воспаление). Он основан не только на функциональных, но и на структурных изменениях. Например, "триада Селье". 5) Стресс является обедненной реакцией на чрезвычайную ситуацию, в которой снижение индивидуальных отклонений психологических, физиологических, биохимических и других показателей является результатом истощения регуляторных механизмов (три нейроэндокринные стресс-реактивные системы имеют исключительное доминирование над остальными). Эта стандартизация обеспечивает неспецифическую защиту, и является оптимальной только в чрезвычайных ситуациях. 6) Стресс – это интегративная психофизиологическая реакция на повреждение или угрозы травмы. Его психологическая составляющая является оценка степени угрозы и формирование стратегии выживания. Его физиологическая составляющая обеспечивает энергоснабжение когнитивных и двигательных функций за счет усиления регулирующих влияний sympathetic-adrenal-medullary system (SAMS), hypothalamic- pituitary-adrenal system (HPAS) и endogenous opioid system (EOS). 7) Эндокринные маркеры: повышение уровня энкефалинов, эндорфинов, динорфинов. Нейрофизиологический маркер: одновременное усиление индекса вегетативного баланса и падение общей мощности спектра вариабельности ритма сердца. 8) Ответ организма происходит не на любое действие, нарушающее его гомеостаз, а на повреждение или его угрозу 9) Стресс является системной реакцией, основанной на динамическом взаимодействии трёх регуляторных стресс-реактивных систем: САС, ГГАС и (что особенно важно) ЭОС. 10) Стресс является стадийной реакцией. Стадии стресса связаны с доминированием одной из стресс-реактивных систем: - Стадия тревоги. Физиологически осуществляется посредствам экстренной активации симпатоадреналовой системы (САС). Направлена на активацию висцеральных и психических функция, является чрезвычайно энергозатратной. Подобный механизм позволяет мобилизировать силы организма для быстрого реагирования, основная задача – обеспечить максимальную эффективность мышц «борьба или бегство». - Стадия резистентности. Физиологически осуществляется посредствам усиления катаболических процессов, мобилизации остаточных энергетических ресурсов и активации гипотоламо-гипофизирно- адреналовой системы (ГГАС). Стадия сопротивления направлена на привыкание к уровню испытываемого напряжения. Обеспечивает устойчивый значительно высокий уровень энергетики. - Стадия истощения. Реализуется за счет эндогенной опиоидной системы (ЭОС). Происходит торможение большинства систем организма. Обеспечивает максимальную экономию энергии. Механизм третей стадии стресса был открыт сравнительно недавно. В классической триаде Селье, стадия истощения представлена как полная дезинтеграция регуляторных и исполнительных механизмов. Именно с этой стадией развития стресса В.В. Бойко сравнивал профессиональное выгорание. С момента обозначения данного феномена в 1974 году проведено значительное количество исследований и выработано много концепций по данной теме. В тоже время существует достаточное количество противоречий и сложностей в понимании данного феномена. Возникают вопросы и сточки зрения точности и надежности методологии изучения. До сих пор не сформировано единого понимания самого понятия «выгорание», которое во многих литературных источниках тождественно понятию «стресс». Согласно одному из обобщенных определений, профессиональное выгорание – многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности. Термин выгорание (burnout) был введен Френденбергом в 1974 году, изначально характеризовал чувство собственной бесполезности и изнеможения. Началом исследования Френдбергом этого феномена послужили жалобы пациентов, работающих в коммуникативной области труда. Можно выделить три группы симптомов профессионального выгорания: психофизиологическая (усталость, эмоциональное и физическое истощение, снижение восприимчивости и реактивности, астения, головные боли, колебания веса, бессонница, заторможенность, одышка, снижение сенсорной чувствительности); социально-психологическая (пассивность, повышенная раздражительность, эмоциональные «срыв» или «уход в себя», повышенная тревожность, негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы); и поведенческая (дистанцированность от сотрудников и клиентов, ошибки при выполнении работы, пассивность, избегание своих профессиональных обязанностей, несдержанность в общении с клиентами, отказ от выполнения заданий, частые опоздания и увеличение продолжительности перерывов). Последствия профессионального выгорания негативно сказываются не только на сотруднике, но и непосредственно влияют на качество трудовой деятельности, эффективность экономической и управленческой деятельности организаций. Взглядов на причину возникновения профессионального выгорания достаточно много. Ю.В. Щербаков предлагает классифицировать факторы возникновения на объективные (внешние, независящие от личности сотрудника) и субъективные (личностные особенности человека). Б.В. Овчинников, А.И. Колчев выделили четыре, свойственных любой профессиональной деятельности, стрессогенных фактора: коммуникативные, информационные, эмоциогенные, физиолого-гигиенические. Специалистами выделено пять групп риска, в которых люди наиболее подвержены профессиональному выгоранию: 1. Сотрудники, трудовая деятельность которых основана на коммуникации и общении с другими людьми. Профессии «человек - человек». 2. Люди, которые испытывают внутренний конфликт, в связи с их работой. Противоречие между личными ценностями и нормами и корпоративными ценностями и законами. 3. Новая обстановка и условия трудовой деятельности. Перемена нагрузки, уровня сложности и интенсивности трудовой деятельности. 4. Условия нестабильности и страха потерять рабочее место. Причиной такой нестабильности может быть как экономическая ситуация, так и стратегия руководства с целью управления кадрами. 5. В группу риска входят жители мегаполисов и крупных городов, в которых человек живет в условиях навязанных нежелательных коммуникация с большим количеством незнакомых людей в общественных местах. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|