Стресс и профессиональное выгорание

Стресс и профессиональное выгорание

Значение изучения механизмов стресса и профессионального выгорания с

каждым годом приобретают все больший вес и масштабность. Множество

научных направлений рассматривают стресс как предмет своего исследования,

что породило разноплановость концепций стресса. Как будет описано ниже,

профессиональное выгорание и стресс имеют схожую природу и механизм

формирования.

В основу развития теории стресса были положены идеи У.Б Кеннона, который

ввел термин «гомеостаз» и исследования И.П. Павлова с его идея целостности и

непрерывности адаптации организма к среде. Значимый вклад в развитие

концепции стресса были сделаны Гансом Селье, физиологом и основателем

международного института стресса. Им были сформулировны ключевые

положения теории стресса:

 Каждый живой организм обладает запасом адаптационной энергии,

который ограничен.

 Адаптационная энергия может быть использована в любой момент,

может быть сконцентрирована на одном направлении или распределено

между различными направлениями ответа. Болезнь, старение и смерть

является результатом истощения адаптационной энергии.

 Существует два уровня активации адаптационной энергии: первичный –

требует большой затраты энергии и является ответом на высокую

интенсивность стрессора; Вторичный – требует меньшей затраты энергии

и является ответом на стрессор с меньшей интенсивностью.

 Стрессором может служить любое предъявленное организму действие,

характер стрессора не имеет значение (позитивный или негативный),

значима лишь его интенсивность. Таким образом стрессор –

неспецифическое требование к перестройке.

 Перестройка проходит несколько стадий, каждая из которых имеет свое

время течения, а переход на следующую стадию зависит от уровня

резистентности организма, интенсивности и длительности воздействия

стрессора.

В последующем, исследования Л. Л. Китаева-Смыка поддержали

предположение Г. Селье существование двух мобилизационных уровней

адаптации.

Обобщение результатов исследований, позволило Г. Селье в 1936 году

обосновать гипотезу «общего адаптивного синдрома» - неспецифический ответ

организма на любое предъявленное ему требование.

Данное определение ссылается на терминологию Кеннона, что ввело путаницу

в понимание концепции Селье и породило ее дальнейшую критику.

Чтобы избежать ее в дальнейшем, ниже описаны современные положения

теории стресса.

1) Стресс является неспецифической стадийной системной защитной

редуцированной психофизиологической реакцией организма на

повреждение или его угрозу.

2) Шок – это стресс в крайней степени выраженности.

3) Стресс является неспецифической реакцией. Она развивается независимо

от типа стресс-фактора. Это в корне отличается от разнообразных

механизмов регуляции, которые реализуются в разных не экстремальных

условиях.

4) Стресс не адаптивная реакция, но стресс защитная реакция (аналог –

воспаление). Он основан не только на функциональных, но и на

структурных изменениях. Например, "триада Селье".

5) Стресс является обедненной реакцией на чрезвычайную ситуацию, в

которой снижение индивидуальных отклонений психологических,

физиологических, биохимических и других показателей является

результатом истощения регуляторных механизмов (три

нейроэндокринные стресс-реактивные системы имеют исключительное

доминирование над остальными). Эта стандартизация обеспечивает

неспецифическую защиту, и является оптимальной только в

чрезвычайных ситуациях.

6) Стресс – это интегративная психофизиологическая реакция на

повреждение или угрозы травмы. Его психологическая составляющая

является оценка степени угрозы и формирование стратегии выживания.

Его физиологическая составляющая обеспечивает энергоснабжение

когнитивных и двигательных функций за счет усиления регулирующих

влияний sympathetic-adrenal-medullary system (SAMS), hypothalamic-

pituitary-adrenal system (HPAS) и endogenous opioid system (EOS).

7) Эндокринные маркеры: повышение уровня энкефалинов, эндорфинов,

динорфинов. Нейрофизиологический маркер: одновременное усиление

индекса вегетативного баланса и падение общей мощности спектра

вариабельности ритма сердца.

8) Ответ организма происходит не на любое действие, нарушающее его

гомеостаз, а на повреждение или его угрозу

9) Стресс является системной реакцией, основанной на динамическом

взаимодействии трёх регуляторных стресс-реактивных систем: САС,

ГГАС и (что особенно важно) ЭОС.

10) Стресс является стадийной реакцией. Стадии стресса связаны с

доминированием одной из стресс-реактивных систем:

- Стадия тревоги. Физиологически осуществляется посредствам

экстренной активации симпатоадреналовой системы (САС). Направлена

на активацию висцеральных и психических функция, является

чрезвычайно энергозатратной. Подобный механизм позволяет

мобилизировать силы организма для быстрого реагирования, основная

задача – обеспечить максимальную эффективность мышц «борьба или

бегство».

- Стадия резистентности. Физиологически осуществляется посредствам

усиления катаболических процессов, мобилизации остаточных

энергетических ресурсов и активации гипотоламо-гипофизирно-

адреналовой системы (ГГАС). Стадия сопротивления направлена на

привыкание к уровню испытываемого напряжения. Обеспечивает

устойчивый значительно высокий уровень энергетики.

- Стадия истощения. Реализуется за счет эндогенной опиоидной системы

(ЭОС). Происходит торможение большинства систем организма.

Обеспечивает максимальную экономию энергии.

Механизм третей стадии стресса был открыт сравнительно недавно. В

классической триаде Селье, стадия истощения представлена как полная

дезинтеграция регуляторных и исполнительных механизмов.

Именно с этой стадией развития стресса В.В. Бойко сравнивал

профессиональное выгорание.

С момента обозначения данного феномена в 1974 году проведено значительное

количество исследований и выработано много концепций по данной теме. В

тоже время существует достаточное количество противоречий и сложностей в

понимании данного феномена. Возникают вопросы и сточки зрения точности и

надежности методологии изучения. До сих пор не сформировано единого

понимания самого понятия «выгорание», которое во многих литературных

источниках тождественно понятию «стресс».

Согласно одному из обобщенных определений, профессиональное выгорание –

многообразный феномен, выражающийся в психических и физических

реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности.

Термин выгорание (burnout) был введен Френденбергом в 1974 году,

изначально характеризовал чувство собственной бесполезности и

изнеможения. Началом исследования Френдбергом этого феномена послужили

жалобы пациентов, работающих в коммуникативной области труда.

Можно выделить три группы симптомов профессионального выгорания:

психофизиологическая (усталость, эмоциональное и физическое истощение,

снижение восприимчивости и реактивности, астения, головные боли, колебания

веса, бессонница, заторможенность, одышка, снижение сенсорной

чувствительности); социально-психологическая (пассивность, повышенная

раздражительность, эмоциональные «срыв» или «уход в себя», повышенная

тревожность, негативная установка на жизненные и профессиональные

перспективы); и поведенческая (дистанцированность от сотрудников и

клиентов, ошибки при выполнении работы, пассивность, избегание своих

профессиональных обязанностей, несдержанность в общении с клиентами,

отказ от выполнения заданий, частые опоздания и увеличение

продолжительности перерывов).

Последствия профессионального выгорания негативно сказываются не только

на сотруднике, но и непосредственно влияют на качество трудовой

деятельности, эффективность экономической и управленческой деятельности

организаций.

Взглядов на причину возникновения профессионального выгорания достаточно

много. Ю.В. Щербаков предлагает классифицировать факторы возникновения

на объективные (внешние, независящие от личности сотрудника) и

субъективные (личностные особенности человека).

Б.В. Овчинников, А.И. Колчев выделили четыре, свойственных любой

профессиональной деятельности, стрессогенных фактора: коммуникативные,

информационные, эмоциогенные, физиолого-гигиенические.

Специалистами выделено пять групп риска, в которых люди наиболее

подвержены профессиональному выгоранию:

1. Сотрудники, трудовая деятельность которых основана на коммуникации

и общении с другими людьми. Профессии «человек - человек».

2. Люди, которые испытывают внутренний конфликт, в связи с их работой.

Противоречие между личными ценностями и нормами и корпоративными

ценностями и законами.

3. Новая обстановка и условия трудовой деятельности. Перемена нагрузки,

уровня сложности и интенсивности трудовой деятельности.

4. Условия нестабильности и страха потерять рабочее место. Причиной

такой нестабильности может быть как экономическая ситуация, так и

стратегия руководства с целью управления кадрами.

5. В группу риска входят жители мегаполисов и крупных городов, в

которых человек живет в условиях навязанных нежелательных

коммуникация с большим количеством незнакомых людей в

общественных местах.



Просмотров: 457
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Стресс = спазмы брюшной области, или реакция вегетативной системы на стресс.
  • СТРЕСС: понятие, основные признаки и следствия, особенности реагирования организма на стресс.
  • Стресс-стресс, как это мило, стресс-стресс без перерыва
  • Стресс и профессиональное выгорание
  • Профессиональное выгорание. Часть 1. Выгорание и стресс.
  • О стрессе: что такое стресс, и как стресс влияет на нас.
  • Стресс. Ганс Селье, Метла и Крыски.
  • «Стресс: инструкция к применению» Виды стресса
  • Стресс в офисе. 9 способов выйти из стресса
  • Стресс: инструкция к применению. Гормоны стресса
  • Стресс. Дистресс. Эустресс. Шкала стресса.
  • Является ли стресс причиной панических атак?
  • Отрабатывайте реакцию организма на стресс
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Стресс и как его избежать
  • Стресс возникает или я его создаю?
  • Материнство, стресс и выгорание. 1.
  • Стресс и его последствия для человека. Часть 1.
  • Стресс, стресс, я тебя съем!
  • Стресс - итинг. Еда и стресс.
  • Стресс может быть как единовременным, так и продолжительным.
  • Не так страшен стресс как его малюют
  • Стресс и его влияние на женский организм
  • Стресс и его последствия
  • Мертвая собачка или реакция на стресс
  • Что такое стресс и с чем его едят?
  • Что такое стресс? Его виды, симптомы, причины.
  • Чем может быть полезен стресс?
  • Стресс! Стресс? (продолжение).
  • Хронический стресс и его источники.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь