Факел, который нужно зажечь... (о результатах инновационной площадки)

Белоус (Чернодуб) В.Ф. – педагог-психолог первой категории МБУО КМЦ г. Славянска-на-Кубани

и Славянского района

Кучер А.А. – заведующий лабораторией экстремальной психологии ФГБУ ГНЦ

ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России.

 

 «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь» - известная многим цитата, зачастую приписываемая отечественному педагогу В.А. Сухомлинскому, в виду частого цитирования им, и произнесенная еще мыслителем Древней Греции Плутархом. Важно, что у цитаты есть продолжение:  «А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит».

В силах учителя современной школы в процессе обучения своих подопечных, наряду с воспитанием подростков, решать задачи  по профилактике и психокоррекции суицидального поведения школьников. Данная тема воспринимается зачастую как сугубо психологическая, с передачей всех полномочий в этом вопросе психологу школы. Естественно, роль школьного психолога - неоспорима, но вместе с тем, говоря о школьной системе, важно понимать и педагогическую составляющую данного вопроса.

Педагогическую составляющую профилактики суицидального поведения подростков, целесообразно реализовывать сквозь призму концепции жизнестойкости личности, предложенной С. Мадди и адаптированной для условий России С.В. Книжниковой [6].

Сама по себе тема жизнестойкости широка и глубока. Жизнестойкость характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности [9]. В соответствии с этим определением, целесообразно моделировать воспитательный процесс в условиях образовательного учреждения в соответствии с концепцией жизнестойкости, если мы хотим способствовать личностному росту учеников, развивать у них силу воли и стойкость к жизненным невзгодам, иначе говоря – делать их более уверенными в себе и стрессоустойчивыми.

Помочь в реализации направления формирования жизнестойкости в школе, например, могут классные часы следующей тематики:  «Как успешно  общаться и налаживать контакты?», «Учимся принимать решения», «Мои жизненные планы»,  «Хорошо ли быть уверенным в себе?», «Зачем быть социально-компетентным человеком?», «Умеете ли Вы отдыхать?», «В чем ценность жизни?»,  «Жизнестойкий человек и как им стать?», «Как успешно преодолевать трудности?».

Иные формы организации педагогической деятельности:

- Беседа «Мое поведение в трудной жизненной ситуации»

- Мини-сочинение на тему «Мои представления о жизнестойком человеке».

- Встречи с людьми, ярко проявившими жизнестойкие качества.

- В русле преподаваемых предметов фиксируется внимание школьников на примерах жизнестойкости ученых, спортсменов, деятелей культуры, художественных героев.

- На уроках физической культуры -  упражнения, влияющие на развитие волевых качеств.

- На уроках ОБЖ  - обсуждение  вариантов человеческого поведения в экстремальных ситуациях.

Непосредственно для педагога-психолога:

- Тренинг коммуникативных умений

- Тренинг уверенности в себе

- Семинар «Учимся принимать решения»

- Семинар «Снижение эмоционального напряжения»

- Занятие «Развитие рефлексивных способностей»

- Занятие «Техника жизненного анализа»

- Тренинг социальной компетентности

- Релаксационный тренинг[6].

В рамках данной статьи, ставя задачу помочь учителю современной школы осознать и принять свою важную роль в вопросе профилактики суицидального поведения школьников, мы акцентируем внимание на формировании жизнестойкости в узком понимании формирования у учеников жизнестойкой, а значит – антисуицидальной позиции. Иначе говоря, мы прописываем, что профилактика суицидального поведения может легко и эффективно реализоваться в частности через формирование у учащихся жизнестойкой (антисуицидальной) позиции. Тогда как сама программа по формированию жизнестойкости гораздо шире и должна, при планомерной нацеленности ОУ, реализовываться постоянно, независимо от того, происходит ли в ОУ профилактика суицидального поведения учащихся или нет.

Исследования по этому вопросу позволили А.А. Арламову в соавторстве с С.В. Книжниковой запатентовать «Способ определения предрасположенности подростка к суицидальному поведению и способ профилактики суицидального поведения» (патент № 2288748) [8]. На основании этих исследований мы и прописываем роль формирования жизнестойкости в профилактике суицидального поведения учащихся.

Жизнестойкость в работах С.В. Книжниковой представлена как совокупность   структурных компонентов, в которую входят:

- оптимальная  смысловая регуляция  личности;

- адекватная самооценка;

- развитые волевые качества;

- высокий уровень социальной компетентности;

- развитые коммуникативные способности и умения;

- самостоятельность;

- устойчивость к состояниям, вызванным невозможностью удовлетворять свои желания (фрустрации).

Именно эти компоненты жизнестойкости важны в аспекте первичной профилактики суицидального поведения, которая представляет собой воспитание личности, способной к осознанному преодолению жизненных трудностей и их трансформации в ситуации личностного развития [6].

Интегрированная модель функций, обеспечивающих антисуицидальную (жизнестойкую) позицию личности подростка в школьной системе, включает в себя:  

- диагностическую функцию при анализе психофизиологических и психологических реакций подростка на психокоррекционную методику «Русалочка». Осуществляется  учителя русского языка и литературы методом наблюдения;

- психокоррекционную функцию, осуществляемую школьным психологом с подростками, с признаками реакций на имаго-образы методики «Русалочка»;

- психопрофилактическую функцию, реализуемую впоследствии классными руководителями, преподавателями физической культуры и ОБЖ.

Рассмотрим подробнее каждую из этих позиций.

В 2013 г. МБОУ СОШ № 29 ст. Петровской Славянского района Краснодарского края, получила статус муниципальной экспериментальной площадки по вопросу профилактики подростково-юношеского суицида в условиях общеобразовательного учреждения.

Экспериментальная площадка объединила усилия педагогов-психологов и учителей русского языка Славянского района в работе по профилактике и коррекции суицидального поведения подростков школьного возраста. В формате школьной программы обучения, был задуман и проведён  урок по написанию сочинения, который по сути своей, является имагокоррекцией и несёт в себе психокоррекционную функцию. Имагокоррекцией урок является потому что изменения (коррекция) происходят в результате восприятия и воссоздания учениками в своём воображении, предлагаемых заданием сочинения, имаго – образов. Важно понимать, что имаго - это бессознательный прообраз, устойчивый стереотип, предопределяющий направленность восприятия человека. Объясняется это просто: если нам предложат описать путешествие лисички по лесу к дому бабушки, то никого не удивит, если ваше имаго лисички позволит в основу сценария сочинения положить сказку в мире грибов – из семейства лисичек, а в моём сценарии будет рассказ о жизни лисиц. Моё имаго – будет существенно отличаться от вашего, потому что в лисичку я вкладываю своё стереотипное восприятие.

Урок по написанию сочинения, получил название – психокоррекционный урок  «Русалочка». 

Учитель русского языка и литературы, играет главную роль на этом этапе, - этапе написания сочинения, в ходе которого школьники, а в их числе и подростки с суицидальными тенденциями, осуществляют работу с имаго-образами, реализуя задание учителя русского языка и литературы по написанию сочинения. Замысел психокоррекционного урока, заключается в том, что после прочтения или просмотра сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка», школьникам предлагается написать собственную сказку о том, как принц отправился в гости к Русалочке. При этом в сочинении предлагается использовать обязательные образы, которые являются имаго-образами, т.е. образами, осуществляющими психокоррекционную работу. К их числу относятся образы  подводных водорослей, морских ежей, ракообразных, образ акулы, медузы, осьминога, подводной пещеры, мурены, и подводной впадины. Более детально об имаго этих образов, можно прочитать в работах Антонио Менегетте [10].

Когда психокоррекционный урок проводит учитель русского языка, то ему, конечно, необходима дополнительная подготовка для того, чтобы не растеряться при появлении возможных, необъяснимых на первый взгляд, реакций учеников на предложенные образы. Психологу же, доступно более глубокое владение психокоррекционной методикой, однако учитель русского языка осуществляет важную функцию, передавая затем проблемных подростков школьному психологу, предоставив ему готовый диагностический материал в форме написанных сочинений и своих комментариев по поводу наблюдения за поведенческими реакциями учеников во время урока.

Если же психолог в школе отсутствует, учитель русского языка решает эти задачи самостоятельно. При условии получения дополнительных знаний, он может выступить в роли психолога с проведением коррекционной работы. Учитель русского языка и литературы, анализирует сочинения детей, выбирает из них те, в которых есть выраженные акценты и фиксации на имаго – образах, а для того, чтобы не перепутать данные проявления с тем, что у ученика просто развита фантазия, целесообразно обратиться за дальнейшим сопровождением к психологу городской или методической службы.

Учитель выставляет оценки за сочинение, как за любое другое по учебно-тематическому плану. Основой для индивидуальной работы с учащимися, становиться разбор ошибок, и выработка в диалоге с учеником, рекомендаций по изменению сценария сочинения.

Если сочинение проводится как конкурс на выявление творческих способностей, то вполне логично в ходе его проведение осуществление тестирования и индивидуальных бесед, что позволяет не акцентировать внимание к категории подростков, проявивших признаки суицидальных тенденций.

В сочинении по мотивам сказки «Русалочка», предъявляемые детям образы – подобраны в ходе научно-экспериментальной работы, и поэтому они дают положительный результат.

Учителя русского языка заранее информируются о всех внешних проявлениях, возможных  реакций подростков на имаго – образы, с педагогами накануне проводятся специальные занятия или практические семинары и мастер - классы. В ходе этих занятий учитель получает навык видеть истинные  проявления эмоциональных состояний, учиться фиксировать психофизиологические реакции, а также получать подтверждения интеллектуальным состояниям, которые проявляются в ходе написания сочинения. Перечень таких проявлений большой и очень разнообразный, он обогащён индивидуально-психологическими особенностями подростков, и поэтому перечисление этих проявлений не целесообразно в рамках нашей статьи. Образно в данном случае можно выразится так: сильный ветер – к смене погоды, и нет необходимости указывать направление этого ветра, скорость его на высотах, равномерность воздушного потока – важно зафиксировать появление ветра – этого достаточно для правильного вывода о предстоящей смене погоды.

В настоящее время, уже 6 школ Краснодарского края, приняли участие в этом инновационном проекте.

В этих школах, обработку результатов, психокоррекции, реализовали педагоги-психологи. Однако всю основную работу и материал для анализа им предоставляли учителя русского языка и литературы после проведения сочинений.

Приведём несколько примеров этой работы.

Благодаря вкладу таких преподавателей как Клоконос Я.А., Кияшко Л.И., Тютина Е.А., Гордиенко Г.В., Коряковская Е.Ю., Малышко Т.И.,          Бабенко Т.П., Леганкина В.Г. - можно с гордостью сказать, что проект по предупреждению и коррекции суицидального поведения подростков в школе, - успешно реализован.

Проиллюстрируем этот вывод:

В эксперименте МБОУ СОШ № 25 ст. Анастасиевской  Краснодарского края участвовало 37 учащихся 5-х классов. Урок был проведен педагогом-психологом данного УО Горбенко В.А.

Случай с мальчиком В.

У мальчика В. на начало урока проявлялось негативное настроение, а в конце урока, в результате имаго воздействий, настроение у подростка улучшилось и перешло в деловое возбуждение.  Его сочинение несёт в себе творчество и интересную линию сюжета. Ребенок очень серьезно подошел к написанию сочинения, задавал вопросы о том, что можно, а чего нельзя писать, советовался с учителем по задуманному им сценарию сказки. Еще ему понравилось, что это сочинение будет зачитываться перед всем классом. Подростком был сделан акцент на описание водорослей, морских ежей и ракообразных. Диагностически это говорит об постоянно испытываемой им на себе агрессии одноклассников, и действительно, из бесед с его одноклассниками было выяснено, что В. является «изгоем». В дальнейшем педагогом-психологом была проведена индивидуальная беседа с данным ребенком. В наблюдениях за речью мальчика, было установлено, что она тихая, неразборчивая, сам подросток имеет невроз навязчивых действий, - он постоянно оглядывался. Выяснено, что в семье родители бьют мальчика, а в классе к нему неуважительно относятся, так как он постоянно чего-то боится. Во время проведения данного урока мальчик В. увидел в психологе поддержку и очень обрадовался интересу к его сочинению. Работу с ребенком продолжается и в настоящее время совместно с классным руководителем, социальным педагогом, она приобрела конкретный характер и целевую направленность.

МБОУ СОШ № 23 поселка Целинного Краснодарского края также приняла участие в  проекте. Экспериментальная группа педагога-психолога Трохан Н.В. состояла из учащихся, которые показали высокий уровень тревожности и тем или иным образом высказывали суицидальные намерения.  Приведём в качестве примера, один случай.

Случай с девочкой А.

Эта ученица до урока имела очень низкий уровень самооценки и высокий уровень тревожности. Самым сложным образом в сказке для этой девочки оказался образ акулы, который, как имаго, связан с образом матери. Во время индивидуальной беседы с психологом, при активизации в образном восприятии девочки имаго акулы, она замыкалась, проявляла страх, уходила от прояснения взаимоотношений с матерью. На телесном уровне А. проявляла беспокойство, переминаясь с ноги на ногу, совершая беспорядочные движения руками. Таким образом, девочка уходила от общения. Проработка агрессии произошла под воздействием имаго-образа, благодаря сценарию сказки, направленного на позитив и приводящего к успеху. Девочка писала о том, что принц был храбрым, и это помогло ему уйти от акулы. Повторная диагностика показала, что уровень самооценки приблизился к адекватному показателю, а уровень тревожности снизился. Таким образом, девочка изменила представление о самой себе, за счёт активизации своих внутренних ресурсов.

30 января 2015 года, к проекту, в результате проведенного вебинара на краевом уровне, присоединились ещё МБОУ ООШ № 22 ст. Ивановской Красноармейского района, МБОУ СОШ № 3 ст. Старощербиновская Щербиновского района, МБОУ СОШ № 83 г. Краснодара.

Таким образом, можно сказать, что психокоррекционный урок завоевал признание среди педагогов, он реализует свою психокоррекционную сущность естественным образом, не акцентируя на этом внимание, принося свои важные положительные результаты в профилактику суицидального поведения подростков. Урок облегчает работу по  выявлению аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения. Происходит прорабатывание проблемы, связанной с суицидальным поведением, реализуя наряду с психокоррекционной функцией и диагностические задачи, наполняя осмысленностью работу преподавательского состава со своими воспитанниками.

Психопрофилактическая функция может быть реализована в форме любых мероприятий внутришкольного, городского, выездного характера, имеющего целью формирование жизненной стойкости к невзгодам и трудностям.

В рамках магистерского диссертационного исследования Белоус В.Ф. апробировала авторскую программу формирования жизнестойкости             «Я смогу», нацеленную на профилактику аутодеструктивного поведения учащихся. Отдельные мероприятия и уроки программы доступны для реализации как классному руководителю, так и социальному педагогу. Полная же программа ориентирована на школьного психолога, а в случае его отсутствия - для учительского состава.

 

Мероприятие «Я выбираю жизнь»

(было проведено в МБОУ СОШ №29 ст.Петровской

Краснодарского края)

Цель – формирование жизнестойкости личности посредством раскрытия позитивных примеров преодоления трудных жизненных ситуаций, а также позитивного отношения к жизни (в нашем случае - на примере стихов детей из клуба «Юные стихотворцы»).

Сценарий мероприятия:

Вступительное слово. Ведущая – педагог-психолог, руководитель поэтического клуба «Юные стихотворцы» (приветствие, ознакомление с назначением мероприятия);

Песня в исполнении 4 «Б» класса «Дружба» (подготовила учитель музыки в рамках школьной программы);

Дуэт учащихся 7 «А» класса «Ты – человек» (песня из к/ф «Приключения Электроника» (подготовила учитель музыки по рекомендации социального педагога);

Учитель русского языка с презентацией «Примеры жизнестойких героев из знакомых произведений» (выступление подготовлено учителем по желанию, в рамках концепции формирования жизнестойкости в ОУ);

Стихи детей поэтического клуба «Юные стихотворцы» (стихи наполнены позитивным отношением к жизни, отобраны из репертуара стихотворцев для данного мероприятия);

Просмотр части видеофильма «Дети-инвалиды говорят о любви» (пример жизнестойкости детей-инвалидов);

Слово директору МБОУ СОШ №29 (проговаривание ценности подобных мероприятий, значимости формирования жизнестойкости);

Закрытие мероприятия, подведение итогов, раздача памяток по жизнестойкости (памятка прилагается).

 

Встреча с бардом-музыкантом, членом общества слепых

Славянского района, Андреевским А.А.

(была проведена в МБОУ СОШ №29 ст.Петровской

Краснодарского края)

Цель: показать школьникам пример жизнестойкости в лице      Андреевского А.А., получившего боевое ранение в период службы в армии, лишившегося зрения в результате этого, но выдержавшего удар судьбы. У Александра есть семья, ребенок, он активный член общества слепых Славянского района, бард-музыкант.

План мероприятия:

представление учащимся Андреевского А.А.;

рассказ о себе, своей истории Андреевским А.А., исполнение нескольких произведений собственного1 сочинения;

встреча с детьми, состоящими в поэтическом клубе «Юные стихотворцы». Обмен стихотворным опытом, впечатлениями.

 

Круглый стол «Ценность человеческой жизни»

(был проведен в МБОУ СОШ №29 ст.Петровской

Краснодарского края)

Цель – раскрытие темы жизнестойкости личности через ее обсуждение в кругу значимых (известных) людей, демонстрирующих собственную жизнестойкость.

Гости: главный специалист МБУО КМЦ Славянского района, руководитель поэтического клуба «Славяне» Славянского района, член общества слепых Славянского района Андреевский А.А., старший научный сотрудник лаборатории экстремальной психологии ФМБЦ им.                    А.И. Бурназяна ФМБА России (Федерального медико-биологического центра Федерального медико-биологического агентства России), преподаватель ИППО им. А.И. Бурназяна ФМБА России кафедры экстремальной медицины, психологии и психофизиологии Кучер А.А.  (дистанционное участие, записал для детей видеообращение).

Сценарий мероприятия:

Приветственное слово ведущей, представление гостей.

Просмотр презентации «Что такое жизнестойкость?» (подготовила учитель русского языка и литературы)

Просмотр отрывка из художественного фильма «ФОРПОСТ» (о монастыре на Украине, в котором отец Михаил открыл приют для детей-инвалидов)

Слово главному специалисту МБУО КМЦ (рассказала об истории одной присутствовавшей в аудитории ученицы, указав на пример жизнестойкости)

Слово руководителю поэтического клуба «Славяне» (прочитала стихи о терпении и стойкости, рассказала личную историю подростковой влюбленности)

Просмотр видеообращения Кучер А.А. (автор психокоррекционного урока «Русалочка»)

Слово Андреевскому А.А. Мини-концерт барда.

Завершение мероприятия. Подведение итоговых мыслей о значимости внутренних сил.

В ходе мероприятия гости могут подключаться в любой момент, общаться, выражая свои мысли и свое отношение к обсуждаемой теме.

 

В приложении 1 помещена программа «Я смогу». Для учителя рекомендованы к использованию следующие уроки: №№ 1(задача 1);             2 (задача 1,2); 3 (полностью); 4 (задача1); 5 (полностью); 6 (задача 2);              7 (полностью); 8 (полностью); 10 (задача 1); 11 (полностью); 12 (задача 1,3,4); 13 (полностью); 16 (задача 1); 17 (задача 1,2).

Авторы статьи готовы предложить сотрудничество всем заинтересованным лицам. Наша задача – оказать реальную помощь специалистам общеобразовательных школ в осуществлении психопрофилактики суицидальных проявлений у подростков, посредством реализации психокоррекционного урока «Русалочка» и построения воспитательной работы ОУ по модели формирования жизнестойкости личности.

Контактная информация для связи с нами: [email protected][email protected]

Список литературы

 

  1. Чернодуб В.Ф. Доклад «Опыт работы инновационной площадки «Профилактика подростково-юношеского суицида в условиях общеобразовательного учреждения» // Краевое совещание «Профилактика суицидального поведения обучающихся образовательных учреждений» ГБОУ ККИДППО, 17 декабря 2013 г.
  2. Кучер А.А., Чернодуб В.Ф., Горбенко В.А., Трохан Н.В. «Профилактика подростково-юношеского суицида в условиях общеобразовательного учреждения средствами психокоррекционного урока» // Журнал «Кубанская школа», №3, 2014 г.
  3. Кучер А.А. и Чернодуб В.Ф. «Профилактика подростково-юношеского суицида в условиях общеобразовательного учреждения» // Журнал «Вопросы психологии экстремальных ситуаций», №1, 2014 г.
  4. Чернодуб В.Ф. «Психокоррекционная методика «Русалочка» в первичной профилактике суицидального поведения несовершеннолетних». // Краевой семинар «Профилактика суицидального поведения обучающихся», ГБОУ ККИДППО, 24 октября 2014 г.
  5. Вебинар  «Психологические основы диагностики суицидального поведения школьников». ГБОУ ККИДППО, 30 января 2015 г.
  6. Книжникова С.В. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук «Педагогическая профилактика суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости подростков в условиях общеобразовательной школы». Краснодар, 2005 г.
  7. Чернодуб В.Ф. Магистерская4 диссертация «Функции и содержание деятельности школьного психолога в организации первичной профилактики суицидального поведения подростков». Краснодар, 2014г.
  8. © FindPatent.ru - патентный поиск, 2012-2016
  9. ЛеонтьевД. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой  реальности. 2-е, испр. изд. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.
  10. Менегетти А. Мир образов. Краткое пособие по интерпретации образов и сновидений. Antonio Meneghetti PRONTUARIO ONIRICO Ontopsicologia Editrice 2012


Просмотров: 362
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Профилактика суицидального поведения среди подростков
  • Профилактика суицидального поведения подростков. Лекция
  • Профилактика суицидального поведения детей
  • Раннее выявление факторов риска суицидального поведения подростков
  • Характеристика суицидального поведения подростков
  • Особенности суицидального поведения подростков.
  • Немного о причинах суицидального поведения у подростков
  • Системные аспекты суицидального поведения у подростков
  • Психологические основы организации групповой работы на уроках русского языка и литературы
  • Метод Роршаха в диагностике суицидального поведения у подростков.
  • О профилактике суицидального поведения среди обучающихся
  • Особенности копинг поведения и жизнестойкости безработных с различным уровнем одиночества
  • На тему суицидального поведения подростка
  • Осознание трагизма собственной личности как фактор суицидального поведения
  • Развитие жизнестойкости у подростков средствами гештальт-консультирования
  • Значение тестирования для определения наличия суицидального поведения
  • Насилие над ребенком как фактор суицидального поведения
  • Мотивы суицидального поведения
  • Комплекс Александра Матросова* или героические грани суицидального поведения
  • Миссия семьи в предотвращении суицидального поведения.
  • Программа формирования жизнестойкости "Я смогу"
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Профилактика аддиктивного поведения подростков методами когнитивно-поведенческой терапии
  • Принципы психологической профилактики аддиктивного поведения у подростков в ОУ
  • Роль сказки в профилактике агрессивного поведения младших школьников
  • Формирование толерантного сознания в рамках профилактики агрессивного поведения среди молодежи
  • Роль дисфункциональной семьи в формировании зависимого поведения у подростков
  • О жизнестойкости, грусти и адаптации
  • Стрессоустойчивость как фактор жизнестойкости
  • Принятие чувств как ресурс жизнестойкости: арт-терапевтическая техника



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь