Тренинг: "Я - Личность"

«Я – ЛИЧНОСТЬ»

Программа психологического содействия повышению

способности к самопознанию, к самооценке, первичной

ориентации в своих личностных особенностях и способностях

 других людей

Тренинг Я  Личность

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Минеев Г.Е.

 

 

 

 

г. В Уфалей

- 2011г.-

Пояснительная записка

 

 

 

Цель:

Способствовать осознанию себя (своей личности) и пониманию других людей.

 

Задачи:

-  формирование стремление к самосознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем;

-  знакомство с чертами личности, первичными и вторичными способностями;

-  форматирование возможности распознавать собственные личностные качества и качества других людей.

Учитывая особенности того, что в группах воспитываются дети разного пола и возраста, но основную часть детей составляют подростки, важно уделить внимание смягчению стереотипа «хорошо – плохо», формированию безоценочного принятия себя и других.

 

 

Ожидаемый результат:

-  повышение способности к самосознанию, к самооценке, ориентации в своих личностных особенностях других людей.

 

Формы работы: групповая психотерапия.

 

Методы:

-  репродуктивный;

-  пробно-поисковый;

-  эвристический;

 

Программа «Я – личность» реализуется в три основных этапа:

 

 

 

 

  1. 1.    этап. Ориентировочного – диагностический.

 

Реализуется задачи:

-  формирование и сплочение группы;

-  выработка групповых правил;

-  мотивирование на занятия;

-  диагностика личностных особенностей.

 

Специфика данного этапа состоит в том, что знакомство воспитанников со своими личностными качествами происходит в процессе реализации выше обозначенных задач.

 

  1. 2.      этап. Основной

 

Реализуются задачи:

-      изучение первичных и вторичных качеств личности воспитанниками.

-      повышение способности к самосознанию.

 

 

  1. 3.    этап. Заключительный

 

Реализуется задача: интеграция участниками полученной информации в целостный портрет своей личности.

 

Вариативность и интеграция:

 

-      при реализации содержания программы в режиме – 1 час в неделю – программа рассчитана на полный учебный год (35 недель);

-      при реализации программы в режиме – 2 часа в неделю – программа рассчитана на 0,5 учебного года (18 недель);

-      если содержание программы реализуется в режиме занятий – 1 час в неделю, то данная программа может быть интегрирована с тренинговой программой повышения эмоциональной зрелости воспитанников детского дома;

-      при интеграции программ необходимым условием выступает четкая сбалансированность реализации содержания этапов той и другой программы.

 

Форма контроля – тестирование; мониторинг определения степени развития личностных качеств ребенка.

Первый замер – «срез» проводят после реализации 1 этапа программы.

Второй – контрольный замер «срез» проводят после реализации содержания программы полностью.

 

Эффективность реализации содержания данной программы для группы детей определяется степенью изменения показателей программы для личностных качеств для каждого ребенка отдельности, при проведении тестирования и обработке данных сокращенного варианта «Висбаденского опросника к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии»

 Эффективность реализации прогшраммы в учреждении определяется наличием контрольной группы детей, в которой данная программа не проводится, но контрольные замеры (срезы) в ней выполняют «параллельно» с первой группой в течение года (или 1/2года). Разница динамических коэффициентов по группам в целом и есть – показатель эффективности внедрения и реализации программы в учреждении.

 

 

Тематический план

 

Тема

 

Цели и задачи

 

Наименование форм работы и упражнений

 

Время

 

1

 

2

 

3

 

4

 

1 этап

Ориентировочно-

диагностический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- формирование и сплочение группы;

- выработка групповых правил;

- диагностика личностных особенностей

 

 

 

 

 

-   

  1. Упражнение «Разминка»
  2. Упражнение «Назови свое имя»
  3. Упражнение «Ласковое имя»
  4. Упражнение «Паутинка»
  5. Упражнение «Какой он»
  6. Упражнение «20 «Я»»
  7. Упражнение «Имя и движение»
  8. Упражнение «Волшебная рука»
  9. Упражнение «Назови свое имя – 2»

10. Упражнение «Хорошо или плохо»

11. Упражнение «Рисунок себя»

12. Упражнение «Комплименты»

13. Упражнение «Про Ворону и Павлина»

ВСЕГО:

 

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

 

7

 

 

2 этап:

Изучение первичных и вторичных способностей личности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 этап

Целостная картина своей личности

 

- повышение способностей к самопознанию, ориентация в первичных и вторичных способностях;

- тренировка безоценочного восприятия и принятия своих качеств и качеств других воспитанников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-  обобщение материала программы;

-  помощь участникам программы в интегрировании опыта, приобретенного в группе в целостную картину своей личности

 

1. Диагностика (тестирование)

Висбаденский опросник позитивной терапии

Доверие (беседа)

1. Упражнение «Паровозы»

2. Упражнение «Слепой поводырь»

3. Упражнение «Тростинка на ветру»

4. Упражнение «Только вместе»

5. Упражнение «Скульптура недоверия»

6. Упражнение «Лесенка – шкала   доверия»

Контакты (беседы)

1. Упражнение «Путаница»

2. Упражнение «Рукопожатие»

3. Упражнение «Контакт глазами»

4. Упражнение «Установление дистанции»

 

Терпение (беседа)

 

1. Упражнение «Задержать дыхание»

2. Упражнение «Дружеская рука»

3. Упражнение «Лесенка терпеливости»

 

Четность (прямота) и

 Вежливость (учтивость)

(беседа)

  

 

 

1.Упражнение «Сценки вежливости»

2.Упражнение «Город лжецов и город Правдивцев»

3. Упражнение «Займи стул»

4. Упражнение «Просьба – отказ»

5. Упражнение «Говорим гадости»

6. Упражнение «Испытание»

7. Упражнение «Лесенка вежливости»

8. Упражнение «Пятьдесят лет вежливости»

 

Нежность (беседа)

 

1.Упражнение «Отгадай прикосновение»

2.Упражнение «Близкий контакт»

3.Упражнение «Определение границ»

4.Упражнение «Материализация нежности»

5.Упражнение «Нежность – закрытость», (лесенка – подведение итогов)

 

Аккуратность (беседа)

 

1.Упражнение «Моя аккуратность»

2.Упражнение «Лесенка аккуратности»

 

Чистоплотность (беседа)

 

1.Упражнение «моя чистоплотность»

2.Упражнение «Мое тепло»

3.Упражнение «Рисунок моего тепла»

4.Беседа «Что хорошего в нечистоплотности»

5.Упражнение «Лесенка чистоплотности»

 

Послушание – самостоятельность (беседа)

 

1.Упражнение «Да и нет»

2.Упражнение «Действуй по инструкции»

3.Упражнение «Движение наоборот»

4.Упражнение «Рисунок по инструкции»

5.Упражнение «Лесенка послушания»

ВСЕГО

 

 

 

1.Упражнение «Волшебная рука – 2»

2.Кол лаж «Кто я?»

3.Упражнение «Роза и чертополох»

4.Упражнение «Никто не знает»

5.Упражнение «Чемодан в дорогу»

6.Упражнение (игра) «Волшебная лавка»

 

 

 

 

                

ВСЕГО

 

ИТОГО:

 

 

1

 

 

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

 

0,25

 

1

0,5

0,25

0,25

0,5

 

 

1

 

0,25

0,5

0,25

 

1

 

 

 

 

 

0,5

0,5

 

0,5

0,5

0,5

0,5

0,25

0,5

 

 

1

 

0,5

 

0,5

0,5

0,5

 

0,25

 

 

 

1

 

0,5

0,25

 

1

 

0,5

0,5

0,5

0,5

 

0,25

 

 

1

 

 

0,25

0,5

 

0,25

0,5

 

0,25

25

 

 

 

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

 

 

 

 

 

 

3

 

36 ч.

 

                                                                                               

 

Используемая литература

 

  1. Пезешкин Н Торговцев и попугай. Восточные истории позитивной психотерапии ИФ «Единение» 1995 г.

 

  1. Пезешкин Х. Основы позитивной психотерапии. Архангельск 19993 г.

 

  1. Прутченко А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. М., Российское педагогическое агентство 11995 г.

 

  1. Психогимнастика в тренинге. Под ред. Н.Ю. Хрящевой с П.Е: «Ювента» И.Т. 1999 г.

 

  1. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека М. 1994 г.

 

  1. Рудестан К. Групповая психотерапия. Психокррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ. – М. Прогресс 1990 г.

 

  1. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?

 

  1. Практическое пособие. Пер. с нем. М., Генезис 1998 г.

 

 

Тренинги

А. Бадхен., Н. Гапина., М. Соловейчек., П. Тимошенков (преподаватели международной школы консультирования и психотерапии при институте «Гармония» С.П. 2000 г).

 

Практическое руководство по реализации содержания

 программы «Я – личность»

Условия:

-      оптимальный возраст 10 – 14 лет;

-      оптимальная группа – разновозрастная и разнополовая;

-      совместное проживание детей в данной группе;

-      непрерывность «прохождения» программы.

 

Время занятий и длительность зависят:

-      от режима учреждения;

-      от выносливости детей;

-      от возраста;

-      от темы, ее сложности и интереса со стороны участников;

-      от старших группового процесса и состояния группы;

-      занятия проводят не реже 1 раза а неделю.

Реализует программу педагог группы (под руководством психолога), педагог-психолог.

 

 

«Я – личность»               Программа психологического содействияповышению способности к самопознанию,к самооценке, первичной ориентации всвоих личностных особенностях иособенностях других людей.                                  (дидактический материал)

 

 

 

 

Составитель:

                                                                                                                Психолог

Минеев Г.Е.

 

 

 

 

г. В. Уфалей

2011 год

 

3        Упражнение «Ласковое имя»

 

Это упражнение так же выполняется в круге. Участник бросает мяч другому участнику, называя при этом свое имя, мяч возвращается назад, при этом каждый участник вспоминает ласковое имя того, кто бросал ему мяч и произносит его.

 

4        Упражнение «Паутинка»

 

Это упражнение является, в дополнение, еще и хорошим опытом для прочувствования сплоченности группы Материалы: кубок ниток.

Инструкция:

«Сядьте в круг». У каждого из вас есть возможность назвать свое имя и что-нибудь рассказать о себе, например, чем ты любишь заниматься, какая у тебя любимая игра или еда. Подумайте, что вы хотите рассказать о себе.

(Эту игру начинает ведущий. Он берет клубок ниток и, сказав что-то о себе, занимает

конец нити в руке и кидает клубок ребенку, сидящему напротив).

Если хочешь, ты можешь назвать нам свое имя что-нибудь рассказать о себе. Если ты ничего не хочешь говорить, то можешь просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему».

Таким образом, все дети оказываются «в паутине». Поговорите с детьми на разные темы, которые могут способствовать групповой сплоченности.

Вопросы для обсуждения:

Как вы думаете, почему мы составили такую паутину? Что нам помогло создать такую мощную паутину?

После обсуждения паутина распутывается. Каждый участник возвращает клубок предыдущего, называя его по имени, пока клубок не вернется к ведущему. В процессе распутывания нить может запутаться.

Такую ситуацию можно прокомментировать юмором, сказав, например, что члены группы уже тесно «связаны» между собой.

Вопросы для обсуждения:

Все ли высказались? Что почувствовали? Чьи рассказы заинтересовали? Трудно ли было говорить о себе? Кто в группе вызвал любопытство?

 

5        Упражнение «Какой он?»

Кроме основной цели игра может быть использована для активации детей, и как заключительная, так как позволяет отреагировать эмоционально.

…Один из участников выходит за дверь, а остальные загадывают кого-то из группы. Входящий, задавая вопрос «Какой он?» должен по качествам, названным участниками, догадаться кто, был загадан (Повторение игры более 2-х 3-х раз за одно занятие себя психически не оправдывает).

 

6        Упражнение 20 «Я»

Это упражнение особенно подходит для занятий и является хорошим способом «сломать лед», способствует развитию атмосферы открытости и доверия. Для педагога и психолога это упражнение является диагностическим.

 

 

  1.                          I.      этап. Ориентировочно-диагностический

Очень важно творчески подойти к началу самого первого занятия. В этот момент педагог, очень хорошо знакомый детям, должен предстать перед ними в совершенно ином качестве. В данный момент и сам педагог испытывает некоторый дискомфорт, но на то он и педагог, чтобы помнить постоянно те цели и задачи, которые ему необходимо осуществить.

Вот один из вариантов начала занятий: «Мы живем в мире людей и в мире вещей. И мы знаем о качествах вещей, - мы знаем, что хрустальная ваза может разбиться, а шерстяная вещь, если ее одеваем, должна нас согреть, купленная нами обувь должна обладать совершенно определенными качествами. То же самое с людьми. Важно знать своих качествах других людей…»

Приведенные ниже упражнения, рекомендуемые для осуществления первого этапа программы «Я – личность», могут проводиться в начале занятий в качестве разминки, а так же диагностические. Эти упражнения позволяют создать благоприятную атмосферу, располагающую детей к сотрудничеству. С другой стороны эти упражнения помогают узнать что-то новое друг о друге и о себе.

 

 

  • Упражнение

 

Участникам предполагается представиться: назвать свое имя, рассказать, нравится ли оно и сказать, каким именем ему хотелось бы, чтобы его называли в группе («в семье»)

Дети – сироты часто недовольны своим именем. Они предпочитают, чтобы их называли в группе их полным и другим именем.

 

 

  • Упражнение «Назови свое имя»

 

 

Инструкция «Сядьте, пожалуйста, в один большой круг, назовите свое имя и положительное качество (то, что вы в себе цените) на первую букву имени по кругу».

После проведения такого упражнения можно провести обсуждение.

 

Вопросы для обсуждения:

 

Что ты ценишь в себе? Трудно ли было находить в себе хорошее качество, что ты при этом чувствовал (а)?

 

Информация для ведущего:

 

Детям иногда трудно назвать качество на нужную букву или найти в себе положительное качество, поэтому ведущему важно вовремя поддерживать ребенка, оказать ему помощь и привлечь для этого других участников группы.

Каждому члену группы даются карандаш и бумага.

 

Инструкция:

«Двадцать раз ответьте на вопросы «кто я» Используйте характеристики, черты, интересы, чувства для описания себя, начиная каждое предположение с местоимения «Я»…»

Если вы уже закончили, приколите листок бумаги на видное место на груди. Затем начните медленно ходить по комнате к другим членам группы и внимательно читайте то, что написано на листке у каждого. Пожалуйста, ходите молча и лишь читайте, что написано у остальных. Когда я скомандую «Стоп! Вы можете остановиться рядом с кем-нибудь из детей и рассказать друг другу о своих ответах, задать друг другу вопросы».

Возможный вариант поведения.

«Можете не показывать свой список всем, но дайте прочитать список тому, кому захотите».

 

7        Упражнение «Имя и движение»

Упражнение позволяет почувствовать себя и свою принадлежность к группе, задействовать свое тело. Так же оно дает возможность представить себя группе необычным образом. Детям обычно нравиться, что группа повторяет их жесты.

По мере развития игры желание «запечатлеть свое движение становится все более сильными. При этом дети получают прекрасную возможность посмеяться.

 

Инструкция:

«Встаньте в круг. Сейчас каждый из вас, по кругу, сделает шаг вперед и сделает какое – то движение или встанет в какую – то позу, то есть представит себя, так и скажет свое имя. После этого все мы побудем этим человеком и на счет: раз-два три! – все вместе, повторим его имя и движение.

Можно продолжить упражнения, но на «втором круге» необходимо будет изображать движение и имя то, «каким бы хотел быть».

 

8        Упражнение «Волшебная рука»

Инструкция:

«На листе бумаги обводим свою руку. На пальчиках пишем свои хорошие качества, а на ладошке – то, что ты хочешь изменить».

Это сложное упражнение для детей – сирот. Они часто затрудняются в определении своих хороших черт, оказываются от поиска отрицательных качеств – необходимы поощрения.

9        Упражнение «Назови свое имя – 2»

Это упражнение проводится так же, как и упражнения «Назови свое имя», только каждый последующий участник называет имена и качества всех предыдущих участников (или одного предыдущего). Кроме того, проводится еще один круг, где каждый участник снова называет свое имя, и отрицательное качество на букву имени (то, что хотел бы в себя изменить).

Вопросы для обсуждения:

Что ты чувствовал, когда называли твое качество другие?

Трудно ли было называть свое отрицательное качество?

Для ведущего это показывает, как воспринимает себя ребенок, как его воспринимает группа и какой может быть цель его дальнейшей работы в группе.

После проведения этих упражнений ведущий рассказывает о стереотипах «Хорошо плохо», используя названные качества. Необходимо обратить внимание на то, что в каждом качестве есть две стороны и позитивная и негативная.

Например, лень имеет позитивную сторону умения отдыхать, а послушание имеет негативную сторону – отказ от своих потребностей. Когда мы осознаем и позитивную и негативную сторону качества, возможен баланс и сознательный выбор поведения.

 

10    Упражнение «Хорошо или плохо»

Ведущий выбирает какое – либо качество. Это может быть то качество, которое назвали чаще других, или спросить ребят, какое качество взять для упражнения.

По кругу каждый участник высказывает свое мнение о данном качестве. При этом первый участник свое высказывание начинает со слов, хорошо быть (выбранное качество), потому что…», а следующий участник начинает со слов «плохо быть (выбранное качество), потому что…» и так далее, попеременно.

Например:

«Хорошо быть нетерпеливым, может бросать свои вещи, где хочешь», «плохо быть неряшливым, потому что, девочки не будут любить». Проводится два круга для того, чтобы каждый мог отразить и позитивную и негативную позицию в оценке качества.

Ведущий помогает и поддерживае6т детей в поиске позитивной и негативной сторон качества, привлекает участников и к активному обсуждению и поддержке друг другу.

 

 

 

11    Упражнение «Рисунок себя»

Детям предоставляется бумага разного формата и разных цветов, фломастеры, карандаши, ручки и др.

 

Инструкция:

«Сейчас я предлагаю вам нарисовать себя. Себя можно изобразить растением, животным, схематично, цветом, коолажем или вообще как захочется.

Для рисования можно использовать все что угодно».

Каждый участник моет показать свой рисунок группе и рассказать о нем.

Ведущему необходимо помнить о том, что всем детям нравится поощрение и похвала их «творчества».

 

12    Упражнение «Комплименты»

Участники группы делятся на две равные части и встают, образуя внутренний и внешний круг. Дети стоят лицом друг к другу. Человек из внешнего круга говорит участнику во втором круге: «Мне нравится, что ты…, человек из внутреннего круга отвечает на это: «Да, я (повторяет), и еще я …» Важно, чтобы все участники говорили искренне, затем поменялись кругами.

Обсуждение:

Какие чувства испытывали, что было трудным? Трудно ли отвечать на комплемент?

Что больше понравилось – делать комплемент или принимать его?

Какие комплементы показались необычными?

 

 

ПРИТЧА

«Про ворону и Павлина»

 

В парке дворца на ветку апельсинового дерева опустилась черная ворона. По ухоженному газону шествовал павлин. Ворона прокаркала: «Как вообще можно позволить такой странной птице входить в парк. Он выступает так важно, что можно подумать – это сам султан, а при том у него невероятно некрасивые ноги.

А его перья, что за жуткий голубой цвет! Такой цвет я бы никогда не одела. Он тянет за собой свой хвост, будто лиса «Ворона прекратила делать замечания и выжидательно молчала.

Павлин некоторое время ничего не говорил, а затем начал, грустно улыбаясь: «Я думаю, твои слова не соответствуют действительности. То, что ты видишь во имя плохого, основывается на неправильном понимании. Ты говоришь, я важничаю, потому, что я прямо держу свою голову, так что перья на плечах топорщатся и на шее появляется второй подбородок. В действительности я совсем не важничаю. Я знаю свои недостатки, и знаю, что мои ноги покрыты сморщенной кожей. Это меня сильно огорчает, поэтому я держу голову так высоко, чтобы не видеть своих ужасных ног. Ты видишь только мои недостатки и на мою красоту ты закрываешь глаза. Ты не задумывалась над этим? То, что ты называешь ужасным, людям очень нравится во мне (П. Эттесами, цит.12).

При обсуждении необходимо обращать внимание на то, что все имеет позитивные и негативные стороны, что у каждого есть негативные стороны, дети учатся видеть в себе и в других не только «ужасные ноги», но и «красивые перья».

Можно провести ролевое обыгрывание притч. Детям можно предложить немного побыть Воронами и Павлинами. Воронам необходимо видеть в других только плохие качества, а Павлинам – только хорошие. Затем дети меняются ролями.

Таким образом, не данном этапе прохождения программы дети в деятельности постигают многообразие сторон и качеств личности, приходят к выводу о том, что многое в жизни зависит от «точки зрения» и правильного восприятия других людей.

 

  1.                                                                                                                                                        II.      Этап. Основной этап.

Изучение первичных и вторичных способностей личности.

 

Задачи основного этапа:

-      повышение способности к самосознанию, ориентация в первичных и вторичных способностях;

-      тренировка безоценочного восприятия и принятия своих качеств и качеств других воспитанников.

Концепция позитивной терапии основывается на точке зрения, что каждый человек обладает двумя базовыми способностями:

-  способностью к познанию;

-  способностью к любви.

В зависимости от внутренних особенностей человека и от его окружения эти способности дифференцируются и образуют четкую структуру характера. То есть, из этих базовых способностей и их развития вырастают все актуальные способности, которые можно разделить на две категории: первичные и вторичные способности. Актуальные первичные способности вырастают из умение любить, быть примером, иметь терпение, уделять время чему – то, уметь устанавливать контакты, проявлять и принимать нежность и сексуальность, уметь доверять, надеяться, уметь верить и уметь сомневаться, приобрести уверенность и устанавливать единство.

Из способностей к познанию развиваются актуальные вторичные способности, относящиеся к умению действовать в мире: пунктуальность, актуальность, послушание, вежливость, честность, открытость, верность, справедливость, трудолюбие, бережливость, обязательность, точность, совестливость.

Актуальность способности представляют собой суть, содержание воспитания в детском доме. Им обучают в соответствии с требованиями и целью воспитания. В зависимости от того где и как жил и развивался ребенок до поступления в детский дом, одним актуальные способности развиваются больше, а другие – меньше.

Для определения степени развития первичных и вторичных способностей полезно провести тестирование по Висбаденскому опроснику к методу позитивной психотерапии или опроснику Р.Б. Кеттела (12 – факторный).

Тестирование проводить психолог.

Преследуются следующие цели:

  1. Возможность самому ребенку соприкоснуться с представителем о себе, оценить себя с помощью конкретных вопросов;
  2. Предоставляет достаточно плавное погружение в тему программы;
  3. Позволяет наметить план проведения дальнейших занятий (выбрать наиболее актуальные качества для данной группы («семьи»))

Педагогам и психологу необходимо объяснить необходимость проведения тестирования, объяснить подробно цели и задачи этой процедуры, опираясь на стремление детей к самопознанию. При анализе результатов выделяются те способности, по которым у детей наиболее часто встречаются крайние значения. Именно проработке этих качеств и будут посвящены последующие занятия.

Ребенку для гармоничного развития важно попробовать эти качества в разных полюсах, то есть приобрести опыт разно поведения и его последствий. Например, приобрести опыт «как это – быть актуальным» и «как это – быть аккуратным», чтобы можно было выбрать приемлемую для себя степень выраженности данного качества.

Задача психолога заключается в том, чтобы ребенок мог свободно, в зависимости от своих потребностей и ситуации, гибко и сознательно использовать степень выраженности качества.

В результате тестирования обнаружено, что воспитанники детского дома стремятся проявлять себя с точки зрения социально приемлемых качеств, в то же время реальное поведение часто оказывается противоположным.

«Другой плюс», проявляющийся в поведении, дети не хотят замечать в себе, не признают эту свою «теневую» сторону. В результате они не могут свободно выбирать линию поведения в ситуациях актуализации этих качеств.

Через осознание полюсов проявляется возможность повысить принятия и понимания себя.

Детям рассказывается о том, что понимается под конкретным качеством, и предлагается с помощью упражнений получить опыт проявлений этой способности.

Доверие – способность принимать себя и других людей в их неповторимости, такими, какими они есть. Доверие – это позитивная установка по отношению к остальным способам поведения.

 

 

  • Упражнение «Паровозы»

 

Упражнение выполняется в тройках. Каждая тройка представляет собой поезд.

«Паровоз» - едет первым с вытянутыми вперед руками? «вагон» - передает управление? «машинист» - управляет всем поездом. При этом у «вагона» и «паровоза» завязаны глаза.

При обсуждении акцент ставится на том, на сколько было спокойно в роли паровоза, который идет первым, но не знает куда (у него ведь завязаны глаза, так же как и у вагона), насколько можешь доверять «машинисту» «вагону». Как это было – быть  в роли паровоза, вагона машиниста.

 

 

  • Упражнение «Слепой поводырь»

 

Это классическая игра для всех возрастных групп. Она позволяет почувствовать играющему, насколько он может доверять другому человеку и насколько он может брать ответственность на себя.

Между двумя детьми, играющими в паре, могут измениться отношения, или прежние впечатления друг о друге. Такое парное упражнение должно проводиться в группе, где агрессивность детей не слишком высока. Иначе дети начинают толкать, обижать «слепых» и упражнения теряет свой смысл.

Инструкция:

«Разбейтесь по двое. Один из вас одевает повязку на глаз так, чтобы ничего не видеть. Второй будет ведущим.

Когда ты ведущий – ты должен провести «слепого» по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Это упражнение выполняется молча, без слов»

После выполнения упражнения участники меняются ролями.

Вопросы для обсуждения: Как ты себя чувствовал, когда был «слепым»? Вел ли тебя поводырь бережно и уверенно? Знал ли ты все время, где ты? Как ты себя ощущал в роли поводыря? Что ты делал? чтобы вызвать и укрепить доверие своего партнера? Когда тебе было лучше: когда ты вел или когда тебя вели?

 

 

  • Упражнение «Тростинка на ветру»

 

Дает отличный опыт взаимного доверия для всех возрастных групп. И обычно каждый желает хотя бы родин раз оказаться в центре волшебного круга.

Инструкция:

«Встаньте в круг очень близко друг от друга. Это не обычный круг, а волшебный. Он волшебный потому, что ребята, которые стоят в кругу, будут делать все для того, чтобы тот, кто стоит в центре, пережил удивительные ощущения. Кто из вас хотел бы первым встать в середине? Становись в центр, ноги поставь вместе, держись прямо. Все остальные, поднимите руки на уровень груди.

Когда нам доброволец падает в нашу сторону, вы должны его поймать и вернуть в исходное положение. При этом очень важно, чтобы участник стоял в центре очень прямо, будто он деревянный».

Дайте ребенку в центре попробовать свободно падать в разные стороны минуту. В конце упражнения ребенок должен поделиться своими переживаниями. Затем другие дети по очереди становятся в центр круга.

Вопрос для обсуждения.

Как ты себя чувствовал в центре круга?

Мог ли ты доверять кругу?

Кого ты опасался?

Что для тебя было самым трудным?

Пробовал ли ты закрывать глаза?

Что ты чувствовал, когда был частью круга? Хорошо ли справились с задачей все вместе?

Модификация упражнения «Поддержка» выполняется в парах. Один из участник5ов падает спиной на руки партнера. По желанию падающего можно изменить расстояние между партнерами, во многом оно будет зависеть от степени доверия падающего участника к поддерживающему.

 

 

  • Упражнение «Только вместе»

 

В ходе этой игры дети получают возможность почувствовать то же, что и их партнер. Для этого необходимо построиться друг на друга.

Инструкция:

«Разбейтесь на пары и встаньте спиной к спине. Сможете ли вы медленно – медленно, не отрывая своей спины от спины партнера сесть на пол?

А теперь точно также встать?

Постарайтесь определить, с какой спиной нужно опираться на спину партнера, чтобы обоим было удобно двигаться. А теперь попробуйте с другими партнерами».

Вопросы для обсуждения: С кем тебе было вставать и садиться легче всего?

Что было трудным в этом упражнении?

Модификация этого упражнения:

«Позаботься о себе», выполняется также в парах. Спинами друг к другу нужно достичь как можно более расслабленного состояния? почувствовать свой вес и его соотношение с весом партнера.

 

  1. 5.      Упражнение «Скульптура недоверия»

Выбирается один участник по желанию, который будет «глиной», из которого другой участник «скульптор» летит скульптор под названием недоверия. Затем ведущий обращается к участникам. Что в скульптуре говорит о недоверии и что нужно сделать, чтобы она стала скульптурой доверия»? Участники группы показывают на глине, какие изменения они предполагают сделать для этого.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Упражнение «Лесенка – шкала доверия»

Дети встраиваются по шкале – по выраженной линии с заданными крайними точками - от безусловного доверия, до полного недоверия, сами, находя своим опытом и размышлениями, что дает и чем мешает так сильно проявленное чувство (качество). В этом им помогают «группы поддержки» - участники, которые ближе у соответствующему полюсу лестницы. После обсуждения хорошо дать возможность детям, по желанию, встать в другом месте шкалы и прислушаться к своим ощущениям на новом месте.

Вопросы: Кому, чему мы можем доверять и не доверять. В качестве примеров можно использовать конкретные ситуации: незнакомый человек просит у тебя велосипед и т.д. Всем ли знакомым людям можно доверять? Как мы понимаем, что человеку можно доверять? Меняется ли степень доверия в зависимости от ситуации и человека?

Бывало ли в твоей жизни что-то плохое или что-то хорошее связанное с твоим доверием или недоверием?

Поговорки:

-      С людьми мирись, с греками – борись.

-      Хоть и не вдруг – а буду друг.

-      Доверяй, но проверяй.

-      Единожды солгавший, кто тебе поверит.

 

КОНТАКТЫ

Контакты – способность посвящать себя другим людям, даже если они проявляют другие актуальные способности.

 

  1. 1.      «Путаница»

Игра направлена на активацию словесной деятельности и может служить в качестве разминки, она наглядно показывает взаимосвязь всех людей. Упражнение выполняется в круге, дети стоят близко друг к другу.

Инструкция:

С закрытыми глазами подними правую руку перед собой и рукой найди руку партнера. Затем протяни вперед левую руку и найди левую руку другого человека. (Таким образом, дети держат за руки тех, кто находится не рядом с ними) Нашли? Теперь открой глаза… попытайтесь распутаться, не отпуская рук, так, чтобы снова получился круг. Кто-то при этом окажется  обращенным лицом вкруг, а кто – лицом из круга».

 

  1. 2.      Упражнение на широту контактов, круг обращения «Рукопожатия»

Инструкция:

«Мы все сейчас будем ходить по комнате 2 – 5 минут. Задачей является пожать как можно больше рук за это время. Каждый считает при этом, сколько рук он пожал.

Обсуждение: Насколько ты был общительным, активным, или пожимал руки только тем, кто сам к себе подходил?

Связано ли твое поведение в упражнении  с тем, общительный ты человек в жизни или замкнутый?

 

  1. 3.      Упражнение «Поздороваемся»

Это упражнение обеспечивает возможность конспекта и взаимодействия. Кроме того, дети в этой игре могут почувствовать свое тепло.

Инструкция:

«Сейчас мы будем играть в игру, в которой все надо будет делать очень быстро. Сначала вы молча будете ходить по комнате, а по моему сигналу – хлопку, нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом, при этом каждый раз нужно будет находить нового партнера.

Итак: глазами… руками… плечами… ушами… носами… коленями… пятками…

Вопросы: Понравилась ли игру? Легко ли было действовать так быстро?

Как было здороваться проще? С кем контакт устанавливать легче, а с кем тяжелее?

 

  1. 4.      Упражнение «Контакт глазами»

Инструкция: Сейчас мы посмотрим, какого цвета у нас глаза. Для этого мы 2 минуты будем ходить по комнате, и смотреть в глаза друг другу, запоминая цвет глаз, а затем нам нужно будет построиться по цвету глаз – от самых темных, до самых светлых».

Вопросы для обсуждения:

Узнал ли что–то новое о цвете глаз?

Что ты чувствовал, когда смотрел в глаза?

 

  1. 5.      Упражнение на особенности общения с конкретным человеком, группой.

Упражнение «Установление дистанции» Существуют два варианта этого упражнения: «индивидуальная дистанция» и «групповая дистанция»

Групповой вариант выполняется следующим образом:

Один человек стоит в центре круга. Участники держатся за руки. Они по команде центрального участника, подходят ближе  или отходят дальше от него, изменяя величину круга.

Можно варьировать движение: подходить быстро, медленно, спиной и др.…

Когда центральный участник чувствует, что ему становиться некомфортно, он говорит «Стоп», и вся группа замирает.

Индивидуальный вариант выполняется несколько иначе. К центральному участнику по очереди подходит каждый член группы. Он двигается до тех пор, пока центральный участник не скомандует «стоп», то есть пока ему не начинает становиться дискомфортно. Движение можно так же варьировать.

 

ТЕРПЕНИЕ.

Терпение – означает способность ждать, отсрочивать удовлетворение желаний, а так же поддерживать в себе и в других развитие способностей, несмотря на сомнение и ожидания.

Можно выделить несколько аспектов. Способность выдержать длительное время физический дискомфорт, боль, эмоциональное напряжение. Способность быть терпеливым к способностям других людей, признавать своеобразие из развития, несмотря на возникающие сомнения и разочарования. Здесь терпимость предлагает способность идентифицировать себя с другим человеком, то есть принять его таким, какой он есть.

Еще один аспект терпения – способность преодолевать препятствия для достижения цели.

 

 

  • Упражнение «Задержать дыхание» используется в качестве разминки в этой теме.

 

Задержка дыхания на вдохе – активизирует, а на выдохе – успокаивает.

 

 

  • Упражнение «Дружеская рука»

 

Все участники садятся спиной друг к другу в круге, закрывают глаза. Нужно подойти и положить руки на плечи, кому захочется, кто тебе больше нравиться. Ограниченный по количеству нет. Ведущий подходит к участникам и поднимает того, кто будет класть руки, так чтобы другие участники не знали, кто к ним подходит. Задача: низа, что не открывает глаза. Важно терпение – как бы долго не подходили, терпеть и не открывать глаза.

Вопросы: Трудно ли было не открывать глаза? Подглядывал ли ты?

 

 

  • Упражнение «Лесенка по терпеливости»

 

Подводится аналогично лесенкам по другим качествам.

Вопросы: Часто ли в жизни приходилось терпеть? Часто ли в жизни приходилось быть активным, агрессивным? Что тебе легче, что труднее?

Пословицы поговорки, выражения:

-      Терпение и труд все перетрут!

-      Терпи, казак, атаманом будешь!

-      Терпи, солдат, генералом будешь!

-      Мое терпение лопнуло!

-      Терпение – это дерево, корни которого горьки, а плоды – очень сладки!

 

Честность, прямота и вежливость.

Две способности: вежливость и честность – взаимосвязаны.

Существует 2 способа реагирования на конфликты: вежливость (учтивость) или честность (прямота).

Вежливость в крайнем своем реагировании – это способность подстроиться, сказать «да» ценой отказа от своих влечений или эмоциональной реакции страха. Честность же – это способность открыто бороться за свои потребности, быть самим собой и утверждать себя. Она может быть причиной агрессии.

Вежливость понимания как скрытая агрессия на социум, социально обусловленное препятствие для проявления агрессии. Вежливость – это соблюдение норм и правил человеческого общежития вежливости всегда сопутствует и противостоит искренность и прямота.

 

  1. 1.      Упражнение «Оценки вежливости»

Это ролевая игра. Детям предлагается разыграть некоторую ситуацию.

Выбирается ситуация, в которой предлагается поступать вежливо, так как требует общество. Например, в автобусе нужно уступить место «старушке». Участники группы рассаживаются полукругом, входит … старушка» и по очереди обращается к каждому участнику с просьбой уступить ей место. Участники группы могут отвечать, кто как хочет. Ведущий может дать группе задание.

Например:

а)      Сейчас все должны быть вежливыми и позаботиться о том, чтобы «старушке» ехать было очень удобно;

б)      Вы все должны быть агрессивно настроены, может быть у вас радикулит, болит спина, вы беременны и т.д. по любым предлогом «старушке» место не должно освободиться.

в)      На каждую просьбу «старушки» все участники по очереди говорят «Нет!» вежливо улыбаясь.

Вопросы: Легко ли было быть вежливым пассажиром?; отказывать?; быть «старушкой»? Легко ли отвечать нет. Какие ответы были агрессивными, какие вежливыми? Что ты чувствовал? А как обычно ты поступаешь в жизни?

 

  1. 2.      Упражнение «Город Лжецов и Город Правдивцев».

Группа разбивается на 3 – 4 подгруппы. Одна подгруппа будет жителями города лжецов, другая – жителями города правдивцев.

И одна – две группы будут отгадывающими участниками, они выходят из комнаты. Жители города договариваются, где расположен их город, как он выглядит, веселый он или грустный, ленивый или трудолюбивый, чем живет, то есть кто его жители – землевладельцы, скотоводы и т.п. Затем приглашаются отгадывающие. Они должны понять с жителями, какого города они разговаривают. Для этого дети могут задавать любые вопросы, надо только помнить, что жители города лжецов будут все время лгать, а жители города правдивцев говорить только правду.

Вопросы: Как ты догадался, что это город Лжецов (Правдивцев)? Легко ли было говорить все время правду (ложь)? Что ты чувствовал?

 

  1. 3.      Упражнение «Займи стул»

Одному участнику группы (добровольцу) нужно сесть на стул, который отгорожен несколькими стульями.

После выполнения упражнения обсуждается, как действуют разные люди, обходят ли аккуратно препятствия, или агрессивно отталкивают их.

 

 

  1. 4.      Упражнение «Просьба – отказ»

Выбираются по желанию два участника. Один должен просить о чем–либо, а другой – отказать, но при этом не говорить «нет» и не грубить столько, сколько сможет подержаться (в японском языке слова «нет» не существует).

Предварительно ведущий выясняет у пары, в чем будет заключаться их просьба. Если участники затрудняются, - можно предложить свои варианты, например попросить юбку на вечер, денег взаймы, решить задачу, пойти вместе погулять и т.д.

Во второй части этого упражнения задание меняется. Нужно попросить или предложить что-то такое, в чем будет трудно отказать (например, свою помощь, внимание, закурить, украсть), второй участник должен ответить словами: «Нет? Нет? Нет?»

Вопросы для обсуждения:

Что понравилось, а что было трудно? Что ты чувствовал, когда просил, отказывал, когда тебе отказывали, когда говорил «Нет, нет, нет»? Бывает ни трудно отказать.

 

  1. 5.      Упражнение «Говорим гадости»

Группа делится на две команды, участники друг напротив друга. Каждая получившаяся пара говорит по очереди.

Члены одной команды говорят гадости, а члены другой команды отвечают на них комплементами. Главное правило: говорить ровно, выдержанно, начинать с «Вы», добавлять «сэр» или «мисс». Важно говорить вежливо с улыбкой. Мат не употреблять. Например «Вы дрянь, сэр (мисс). Участник другой команды, стоящий напротив сказавшего гадость, должен ответить ему комплементом в соответствии с правилом. Например: «Вы очаровательны, мисс». При несоблюдении правил, команде присуждается штрафное очко.

 Обсуждение: Что задевает? В каких ситуациях трудно удержаться в рамках упражнения?

 

  1. 6.      Упражнение «Испытание»

Упражнение учит контролировать свою агрессию, не отвечать обидчику сразу.

Участник, желающий пройти испытание, садится на стул в центре круга или напротив группы, ему надо сохранить молчание, что бы он не услышал.

Другие говорят ему обидные вещи, обзывают одну – две минуты. После этого ведущий оказывает поддержку участнику, например, говорит: «Молодец, выдержал, ты умеешь сдерживаться»

Важно отследить время нахождения участника в центре, вовремя прервать, возможно, потребуется большая поддержка, которую нужно обеспечить в конце занятия.

Обсуждение: Словно ли было сдерживаться? Какие слова задевали сильнее, какой тон? Что помогло сдерживаться, быть вежливым и не отвечать?

 

  1. 7.      Упражнение «Лесенка вежливости»

«Лесенка на искренность»

Проводиться аналогично лесенкам на другие качества.

 

  1. Притча «Пятьдесят лет вежливости»

Пожилая пара отмечала свою золотую свадьбу после долгих лет супружества. Во время завтрака жена подумала: «Пятьдесят лет я всегда была внимательна к своему мужу и всегда отдавала ему хрустящую верхушку булочки на завтрак. Сегодня, наконец, я сама хочу насладиться этим лакомством».

Она намазала себе маслом верхнюю часть булочки, а другую часть отдала своему мужу. Против ее ожиданий, он очень обрадовался, поцеловал ее руку и сказал: «Дорогая, ты доставила мне огромное удовольствие. Пятьдесят лет я не ем нижнюю, самую нежную часть булочки, которую я больше всего люблю. Я всегда отдавал ее тебе, потому что ты ее так любишь».

 

НЕЖНОСТЬ

Качество «нежность» отражает отношение к физическому контакту.

Цель – почувствовать свой уровень нежности и обогатить свой опыт возможностями полюсов.

Если кто–то очень нежен с нами и мы нежны, то вполне может сформироваться от этого человека.

Если нежность мало проявляется с данным человеком, то мы выступаем холодным, отстраненным. Важно взять правильный «слой» качества, верную глубину обращения к нему, соблюсти безопасность группы. Ведь нежность связана с телесным и сексуальным «Я». Прикосновение к ним обоюдоостро так как может привести с стимуляции развертывания динамических процессов, к активации психических защит. Нежность может проявляться в различных отношениях. В отношениях дружеских (суровая мужская дружба, крепкое рукопожатие, женская дружба, с нежными прикосновениями друг к другу; нежность к родным; нежность в понятии «материнство»).

 

  1. 1.      Упражнение «Отгадай прикосновение»

Способствует созданию доверительных отношений на занятии.

Одному участнику заказывают глаза, перед ним становится 4-4 человека. Водящий должен угадать, кто первым к нему подошел, кто задел руки, кто вторым подошел, кто дотронулся до лица и т.д.

 

  1. 2.      Упражнение «Близкий контакт»

Упражнение проводится с закрытыми глазами и молча. Перед выполнением упражнения хорошо получить согласие группы на то, что нельзя открывать глаза и разговаривать до самого конца упражнения. Все ходят по комнате. Через некоторое время ведущий дает задание: «Протянуть вперед руки и искать себе пару – другие руки, не открывая глаз. Нужно исследовать руки другого человека». Че6рез 2-3 минуты ведущий предупреждает, что через минуту нужно будет расстаться с руками.

Участники расстаются, начинают ходить по комнате. После какого – то времени ведущий вновь просит найти свою пару, ощупывая руки: «Когда убедитесь, что нашли своего прежнего партнера, можно раскрыть глаза».

 

Вопросы для обсуждения: Как вы нашли себе пару? Какими были руки на ощупь? Что чувствовали, когда знакомились с руками? Что почувствовали, Какие желания были, когда узнали, что будете расставаться? Быстро ли нашли пару? Догадался ли? чьи это руки. Удивился ли, когда открыл глаза.

 

Интересно, что после выполнения этого упражнения, люди обычно чувствуют себя ближе друг к другу, - это хороший опыт нежности.

 

  1. 3.      Упражнение «Определение границ»

К стоящему участнику (водящему) подходит другой человек, подходит все ближе, постепенно приближаясь; дерет его руку. Когда это становится неприятно для водящего, он говорит «стоп». Водящий участник определяет, на каком расстоянии близость ему комфортна с этим человеком. Возможно, он окажется на достаточно – далеком расстоянии от водящего. К водящему подходит по очереди все дети. Упражнение можно выполнять и в парах. Пары выбирают друг друга самостоятельно.

Вопросы: Насколько один человек может быть близко к другому? Где проходит наша граница? Насколько близко мы можем позволить подходить к другому человеку и проявлять себя?

Воспитанники детского дома, если им хочется остановить контакт часто не могут определить границу, не могут вовремя сказать стоп. Важно устанавливать границу с другими людьми, чтобы не чувствовать себя используемым, чтобы не допускать насилия над собой.

 

  1. 4.      Упражнение «Материализация нежности»

Инструкция: Представьте себе, что нежность живая, что бы она делала с вами? Пусть каждый подумает, если бы нежность меня гладила, то как бы она это делала? Если бы она держала меня за руку? Если бы она обнимала меня, если бы смотрела мне в глаза.

А теперь, кто хочет встретиться с нежностью (Выбирается доброволец, и если добровольцев нет, то им становится ведущий). Встань в центр круга и пусть кто-нибудь из группы будет твоей нежностью и сделает то, что ты сейчас представил (В центре круга появляется «нежность»)

Научи свою «нежность», где должна быть ее рука, смотрит ли она в глаза, если она тебя гладит, то, как движется ее рука? Правильно ли она это делает? Нежность ли это?

Покажи ей сам, как ты представляешь свою нежность. Участники по очереди становятся нежностями друг друга.

Затем в центре круга может быть другая пара.

При обсуждении акцент ставится на то, легко ли было проявить себя зажатыми?

Легко ли было принимать нежность, возникло ли чувство неловкости?

 

  1. 5.      Упражнение «Лесенка» - Нежность – закрытость.

 

АККУРАТНОСТЬ

Большинство воспитанников считают себя аккуратным и чистоплотным.

Беседа об аккуратности:

В чем выражается ваша аккуратность, расскажите, что вы делаете, как проявляется ваша аккуратность. Что вы делаете аккуратно потому, что вас заставляет воспитатель, директор, соседи по комнате, а что – для себя.

 

  1. 1.      Упражнение «Моя аккуратность»

Упражнение выполняется по кругу. Начинает один из участников. Он говорит: Я очень аккуратный, потому что…»

Нужно доказать конкретными делами, примерами свою аккуратность.

Остальные или некоторые из участников высказываются по этому поводу.

-      Да …. ты аккуратный потому что ты… или нет, ты неаккуратный потому что ты…. Каждый должен доказать свое утверждение конкретными примерами. Участник, про которого говорят – молчит.

Затем о своей аккуратности говорит второй участник и т.д.

Если есть участники, готовые заявить о своей аккуратности, - можно провести два круга. Во втором круге все участники начинают свой рассказ со слов «Я неаккуратный потому что…»

Обсуждения: почему важно быть аккуратным, что хорошего в неаккуратности, когда полезно быть неаккуратным, что хорошего в неаккуратности, когда полезно быть неаккуратным и нечистоплотным? Когда на неаккуратность не обращают внимания (болезнь).

 

 

 

  1. 2.      Лесенка аккуратности (самооценка). Обсуждение полюсов.

 

ЧИСТОПЛОТНОСТЬ

Под чистоплотностью мы понимаем уход за телом? одеждой, предметами ежедневного пользования, чистоту и опрятность помещения и окружающей среды.

Чистоплотность очень связана с телом, принятием его и заботой о своем теле.

 

 

  • Упражнение «Моя чистоплотность»

 

-      Я считаю себя чистоплотным потому что…

-      Я не считаю себя чистоплотным потому что… (2 круга)

 

 

  • Упражнение «Мое тело»

 

Инструкция: «Все ухаживают за своим телом. А как вы относитесь к своему телу» С закрытыми глазами потрогайте свое тело» Потрогайте свое лицо, уши, шею, грудь, живот, ноги,… Что вы больше всего любите в своем теле? Почему вам больше нравятся некоторые  части вашего  тела, а некоторые нравятся?

 

  1. 3.      Упражнение «Рисунок моего тела»

Детям предлагаются листы бумаги, на некоторых заранее нарисованы контуры различных тел.

Инструкция: «Это – ты. Возьми цветные карандаши или краски и раскрась себя» так, чтобы было понятно, о каких частях своего тела ты заботишься больше, о каких меньше, о каких средне. Может быть, у тебя есть части тела, которые болят или еще почему–то требуют от тебя большой заботы и внимания». После рисования дети рассказывают о своих рисунках.

 

  1. 4.      Беседа «Что хорошего в нечистоплотности»

Не лишать себя удовольствия, например занятий спорта, туризмом, или каких-то других увлечений, лепки, рисование.

Можно быть терпеливым к некоторому состоянию нечистоты. А так же это необходимо для ряда профессий, например: мед. Сестра; скульптор; авто слесарь; и др.

Нечистоплотность – самовыражение (хиппи; папки и др.), возможность самоуважения (посыпание головы теплом в знак грешности).

Обсуждение пословиц:

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

«Не та хозяйка, у которой сор в углах, а та у которой – по середине»

 

  1. 5.      Лесенка по чистоплотности

Проводится аналогично лесенке на другие качества (с обсуждением). Можно поговорить о запахах. Есть запах частоты, есть запах болезни, есть запах здоровья. Каждый человек пахнет по-своему.

 

ПОСЛУШАНИЕ – САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Под послушанием понимается исполнение просьб, предписаний, приказов какого-либо авторитетного лица. Послушание требуется и осуществляется главным образом в отношении таких качеств как порядок, точность и др. К послушанию приучают наказаниям, угрозами наказания или наградой за выполнение.

У человека есть три возможности:

-      Можно полностью подчинится авторитету, сделать своими его взгляды и способы поведения и ожидать того же третьего лица.

-      Можно смириться. В результате могут наблюдаться такие нарушения как замкнутость, страх, энурез и др.

-      Можно взбунтоваться и проявить агрессию либо против авторитета, либо выместить ее на более слабом, найти «козла отпущения»

Послушание, которое строится на принципе «кнута и пряника», является одним, но не единственным фактором стабильности межличностных отношений. Послушание гарантирует функционирование какой-либо социальной группы или общества в целом. Неповиновение авторитет содержит в себе определенный творческий потенциал.

Послушание так же может проявится, когда возникает необходимость выбора между желанием и страхом. Здесь две формы:

-      человек внешне послушен, а в глубине души негодует;

-      человек выдает себя за откровенного бунтовщика, но это внешне непослушание тесно связано с внутренней зависимостью и является ее выражением.

 

  1. 1.      Упражнение «Да и нет»

Здесь дети спорят друг с другом. Игра выполняется в парах. Это разминка доля последующей работы. С помощью этого упражнения дети могут так же трансформировать накопленное раздражение, агрессию и апатию готовность к общению и взаимную внимательность.

Инструкция:  «Разбейтесь на пары встаньте друг против друга. Решите, кто в вашей паре хочет говорить «да», а кто – «нет». Один из вас начинает игру, произнося слово «да». Может быть, путь громче второй отвечает ему: «нет». Каждый из вас может произносить только то слово, которое выбрал с самого начала: или «Да» или «Нет»

Но вы можете по-разному его произносить, как вам захочется: тихо или громко, нежно или грубо, утвердительно или вопросительно, кратко или длинно… Можно провести с помощью этих слов спор, только важно, чтобы никто никого не обидел. Через некоторое время и подам вам сигнал, что пора спор закончить.

Вопросы для обсуждения: Как ты сейчас себя чувствуешь? Как тебе удобнее спорить, произнося слово «Да» или слово «Нет»? Громко или тихо ты говорил?

 

  1. 2.      Упражнение «Действуй по инструкции»

Выбирается, по желанию, один из участников группы – ведущий.

Он встает по середине комнаты и вокруг него должно быть говорят по одному заданию, которое водящий должен выполнить.

Например: сними ботинок с правой ноги, возьми тетрадь, встань на стул, положи тетрадь на голову и т.д. Затем водящими выбираются другие участники.

При обсуждении внимания уделяется тому, насколько правильно выполнялись инструкции, все ли участники выполняли все задания? Были ли очень трудновыполнимыми задания? Каким ты следуешь просьбам, заданиям, приказам, послушен ли ты?

 

  1. 3.      Упражнение «Движение наоборот»

Выбирается по желанию один из участников группы – водящий. Он встает по середине комнаты. Он показывает какое-либо движение, а всем остальным нужно будет сделать все наоборот. Если водящий поднимает руку, все остальные должны ее опустить. Если быстро махнет рукой справа – налево, то все остальные должны медленно провести рукой слева направо. Главное при этом, чтобы движения отличались от движений ведущего. Если кто-то ошибается, т.е. сделает все в точности как водящий, то он становиться водящим.

Вопросы: Что ты чувствовал, когда делал все наоборот, было ли это приятно? Хотелось ли сделать точно такое же движение? Понравилось ли быть ведущим? Что ты чувствовал, когда все твои движения делались группой совсем не так?

 

  1. 4.      Упражнение «Рисунок по инструкции»

 

Это упражнение выполняется в парах, либо выбирается одна пара, а остальные члены группы являются наблюдателями.

Инструкция: Сядьте на стул, поставьте между собой что-либо так, чтобы вы не могли увидеть, что рисует сидящий с вами партнер. Нарисуйте обычный домик. Теперь переверните листки и уберите ширину. Решите, кто из вас будет «первым», кто «вторым». Первый сейчас будет учиться давать второму инструкции, по которым тот будет рисовать. Второму надо взять новый лист бумаги, карандаш и закрыть глаза. Первый должен смотреть, как второй рисует, и давать ему указания.

Цель заключается в том, чтобы второй нарисовал домик как можно больше похожий на тот, который с самого начала нарисовал первый. «Первый» должен руководить карандашом «второго», говоря, например, так: «Опусти карандаш на лист, рисуй сверху вниз вертикальную линию. Стоп! Рисуй линию влево… Стоп! Теперь вверх…. Но! первый! не имеет права брать «второго» за руку и водить его рукой. Начинайте!»

После рисования сравниваются оба рисунка, затем участники меняются местами.

Вопросы для обсуждения: Чьи рисунки похожи, чьи не похожи? Что помогло нарисовать похожий рисунок? Что показалось более трудным: давать точные инструкции или рисовать в соответствии с указаниями партнера? Можно обсудить фразу: «Если я говорю «красное», то оно и есть красное, будь оно хоть десять раз синее».

 

  1. 5.      Упражнение «Лесенка послушания»

 

Проводится аналогично «лесенкам других качеств». Участники обсуждают плюсы и минусы крайнего выражения качества.

 

 

  1. 3.      Этап (заключительный). Целостная картина своей личности.

 

Задачи заключительного этапа:

-  обобщение  материала программы;

-      помочь участникам занятий интегрировать опыт, приобретенный в группе, в целостную картину своей личности. На этом этапе программы используются упражнения, которые представляют детям возможность еще раз почувствовать гамму своих личностных черт, получить обратную связь от участников группы, то есть уточнить и упорядочить представление о себе. Одновременно актуализируется позитивное отношение к себе, и в то же время эти упражнения нацеливают детей на обдумывание возможных изменений, то есть постановку целей.

Темы для бесед:

-      Узнал ли ты что-то новое о себе, о своих товарищах? Что понравилось, что показалось трудным?

 

 

  1. 1.      Упражнение «Волшебная рука - 2»

Каждый участник группы пишет на листе бумаги сверху свое имя, затем обводит свою ладошку карандашом. На каждом пальце предлагается написать какое-либо качество (свое качество).

Можно раскрасить пальцы в разные цвета. Затем «ладошки» пускаются по кругу и другие участники между пальцев могут написать другие качества, которые присущи тому, чья ладошка.

Обсуждение: Что нового ты узнал о себе? Как видят тебя другие люди?

 

  1. 2.      Коллаж «Кто я»

Участникам предлагается мысленно задать себе вопрос «Кто я». И из предложенных картинок и вырезок создать коллаж, который бы отвечал на тот вопрос.

Возможно, задать мысленно какой-то вопрос, волнующий тебя и выполнить коллаж, с тем, чтобы ответить на свой внутренний вопрос.

 

  1. 3.      Упражнение «Роза и чертополох»

Даются эти два предмета одному из участников. И он может подойти к любому из участников группы, сидящих в круге и сказать: Я дарю тебе эту розу, за то, что ты… и дарю тебе этот чертополох за то, что ты… (роза – за качество, которое нравиться в человеке, и ты его принимаешь, а чертополох – за качество, которое не принимаешь в нем, над которым, как тебе (кажется, ему нужно работать).

Участник, получивший розу и чертополох «дарит» их другому члену группы и т.д.

 

  1. 4.      Упражнение «Никто не знает»

Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч. Тот у кого окажется этот мяч, говорит точную фразу: «Никто из вас не знает, что я (или у меня)…» Будьте внимательны, старайтесь сделать так, чтобы каждый принял участие в упражнении. У каждого из нас мяч может побывать много раз».

 

  1. 5.      Упражнение «Чемодан в дорогу»

Выбранному участнику на отдельном листочке бумаги каждый участник по кругу пишет два качества:

-  качество, которое вы цените в этом человеке;

-  качество, которое вы хотели бы видеть у этого человека более развитым.

 

  1. 6.      Упражнение «Волшебная лавка»

Где–то в лесу есть такая лавка, где люди могут обмениваться человеческими качествами. Чтобы что-то приобрести, нужно чем-то пожертвовать. Готовы ли вы к этому. Начинаем обмен. Но только, чтобы кому-то дать качество, я должен у кого-то его взять!

 

Сокращенный вариант Висбаденского опросника к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии.

 

 

1.Я покидаю свою парту, только приведя в порядок.

2.Я заканчиваю свою работу точно по заранее составленному расписанию.

3.Если принял к какому-то решению, я стою на своем, чего бы это мне нни стоило.

4.Я дважды подумаю над каждой копейкой, прежде чем ее потрачу.

5.Открытость и искренность для меня важнее, чем уважение.

6.Даже если все кажется безнадежным, я не теряю мужества.

7.Люди, которые ценят хорошие манеры, очень мне симпатичны.

8.Я всегда тщательно умываюсь, иначе я себя чувствую плохо.

9.Существует очень мало вещей, которые могут вывести меня из равновесия.

  1. Нужно следовать распоряжениям авторитетного лица.
  2. Я охотно дарю нежность другим и также охотно принимаю ее.
  3. Когда я хочу установить контакт с другими люди, я доверяю им заранее.
  4. Для разговора с друзьями у меня всегда есть время.
  5. Меня интересует вопрос, есть ли жизнь после смерти.
  6. Мое терпение кончается не так-то быстро, даже если на меня кто-то кричит.
  7. Я надеюсь, что смогу многого добиться в жизни.
  8. Даже когда у меня достаточно много денег, я обращаюсь с ними экономно.
  9. Нужно подходить к людям с равной мерой.
  10. Даже рисуя быть разочарованным, я верю в искренность людей.
  11. Безволье – основа всех бед.
  12. И в школе, и на работе, я считаю личные контакты необходимыми.
  13. Мое отношение к человеку не зависит от его убеждений и поведения.Если представить, что мой близкий человек покинет меня, то моя жизнь потеряет всякий смысл.
  14. Меня интересует вопрос о смысле моей жизни.
  15. Без пунктуальности моя жизнь пойдет наперекосяк.
  16. Даже когда меня критикуют, я могу спокойно слушать.
  17. Если все не клеится, я могу сойти с ума.
  18. Мне важно знать, что думают обо мне люди.
  19. Я всегда выполняю обещания, даже мне это дается с трудом.
  20. Я открыто высказываю свое мнение, даже если мне это может навредить.
  21. Я могу назвать себя трудолюбивым человеком.
  22. Нельзя давать детям много свободы и самостоятельности.
  23. У меня достаточно времени, чтобы хорошо развлекаться (еда, танцы, кино и др.)
  24. Лучше на десять минут раньше, чем на полминуты позже.
  25. Я считаю верность обязательной чертой характера.
  26. Моя вера придает моей жизни определенное направление.
  27. Я чувствую себя хорошо только в чисто убранной комнате.
  28. Ожидание приводит меня в бешенство.В партнерских отношениях без нежности и сексуальности, не хватает самого важного.
  29. На работе и в семье должна быть дисциплина, иначе ничего не получится.Моя симпатия к человеку не зависит от того, какими чертами характера он обладает.
  30. Я люблю гостей, и когда ко мне приходят друзья.
  31. Я открыт и для незнакомого человека.
  32. Я очень чувствителен к несправедливости.
  33. Я буду экономить, чтобы заботиться о «закате» своей жизни.
  34. Я не выношу неприятной внешности у себя и у других.
  35. Если я кому-то, что-то говорю, значит, я и сам придерживаюсь этого.
  36. У меня есть планы в моей жизни.
  37. Мне очень трудно сказать «Нет».
  38. Комната всегда должна сверкать чистотой.Несмотря на мои обязанности, у меня достаточно времени для своих интересов и хобби.
  39. Я понимаю людей и тогда, когда они ведут себя иначе, чем я ожидал.
  40. Я легко схожусь с людьми.
  41. Я не могу представить жизнь без работы.Всегда нужно сначала выяснить мотивы поступка, невзирая на лица, а потом уже судить о нем.
  42. В будущем я хотел бы интимной близости с человеком, которого полюблю.
  43. Вместо того чтобы держать все в себе, я лучше открыто выскажусвое мнение 

Обработка результатов: просуммировать баллы по пунктам.

 

  1. Аккуратность 1+27+50
  2. Чистоплотность 8+37+46
  3. Вежливость 7+28+49
  4. Честность 5+30+57
  5. Усердие 20+31+54
  6. Обязательность 2+29+47
  7. Бережливость 4+17+45
  8. Послушание 10+32+40
  9. Справедливость 18+44+55
  10. Верность 3+23+35
  11. Терпение 9+15+26
  12. Время 13+33+51
  13. Контакты 21+42+53
  14. Доверие 12+19+43
  15. Надежда 6+16+48
  16. Нежность 11+39+56
  17. Любовь 22+41+52
  18. Вера 14+24+36

 

Приложение

Упражнения разминки:

 

  1. 1.      Упражнение «Ассоциации с встречей»

 

Участникам предлагается высказать свои ассоциации с встречей. Например: «Если бы наша встреча была животным, то это было бы …(собака например).

 

  1. 2.      Упражнение «Настроение»

 

«Пусть каждый из вас  по очереди займет такую позу, которая отражает ваше настроение в настоящий момент. Вся группа по сигналу повторит эту позу.

Затем изобразит свое настроение следующий участник».

 

  1. 3.      Упражнение «Прогноз погоды»

 

«Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас «плохая погода» или штормовое предупреждение», а может быть для вас «солнце светит уже во всю».

 

  1. 4.      Упражнение «Сигнал»

 

Участники стоят в кругу, достаточно близко и держаться за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. В виде усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения.

 

  1. 5.      Упражнение «Число три»

 

Инструкция: «Сейчас все будем считать до 15. Считать будем по очереди вслух. То, кому достается число 3 и 13 или те числа, которые делятся на три, должен будет молча хлопнуть в ладоши и подпрыгнуть. Если он сбился – выходит из круга». Игра проводится, пока не останется три участника.

 

  1. 6.      Упражнение «Печатная машинка»

 

Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

 

  1. 7.      Упражнение «Карлики и великаны»

 

Все стоят в кругу. На команду «Великаны» все стоят, а команду «Карлики» нужно присесть. Следить внимательно за словами, так как ведущий попробует вас запутать – будет приседать на команду «Великаны» и т.п.

 

 

 

 

Бланк ответов Висбаденского опросника

(сокращено) к методу позитивной психотерапии

 

                                                               

Поставьте соответствующую

Нет

Скорее нет

Скорее да

Да

цифру в столбце для ответов

 

1

2

3

4

Вопрос

 

Ответ

 

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

7

 

 

 

8

 

 

 

9

 

 

 

10

 

 

 

11

 

 

 

12

 

 

 

13

 

 

 

14

 

 

 

15

 

 

 

16

 

 

 

17

 

 

 

18

 

 

 

19

 

 

 

Вопрос

 

Ответ

 

20

 

 

 

22

 

 

 

23

 

 

 

24

 

 

 

25

 

 

 

26

 

 

 

27

 

 

 

28

 

 

 

29

 

 

 

30

 

 

 

31

 

 

 

32

 

 

 

33

 

 

 

34

 

 

 

35

 

 

 

36

 

 

 

37

 

 

 

38

 

 

 

39

 

 

 

Вопрос

 

Ответ

 

40

 

 

 

41

 

 

 

42

 

 

 

43

 

 

 

44

 

 

 

45

 

 

 

46

 

 

 

47

 

 

 

48

 

 

 

49

 

 

 

50

 

 

 

51

 

 

 

52

 

 

 

53

 

 

 

54

 

 

 

55

 

 

 

56

 

 

 

57

 

 

 

Качества

балл

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

7

 

 

8

 

 

9

 

 

10

 

 

11

 

 

12

 

 

13

 

 

14

 

 

15

 

 

16

 

 

17

 

 

18

 

 

19

 

 

 

 

       

 

ФАМИЛИЯ ИМЯ __________________________ дата рождения _____________

дата заполнения _____________ шк. _________ Кл. ______ гр._______

 

 

Балл

Качество

Полюс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Полюс

1

 

 

Аккуратность

Небрежный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педантичный

2

 

 

Чистоплотность

Неряшливый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опрятный

3

 

 

Пунктуальность

непунктуальный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пунктуальный

4

 

 

Вежливость

Бесцеремонный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учтивый

5

 

 

Честность

Скрытность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Искренний

6

 

 

Усердие

Ленивый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сверхстарательный

7

 

 

Обязательность

Необязательный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обязательный

8

 

 

Бережливость

Расточительный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скупой

9

 

 

Послушание

Послушный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельный

10

 

 

Справедливость

Несправедливый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Справедливый

11

 

 

Верность

Неверный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Верный

12

 

 

Терпение

Нетерпеливый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Терпеливый

13

 

 

Время

Успевающий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неуспевающий

14

 

 

Контакты

Замкнутый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общительный

15

 

 

Доверие

Подозрительный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доверчивый

16

 

 

Надежда

Отчаявшийся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надеющийся

17

 

 

Нежность-сексуальность

Отвергающий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зависящий

18

 

 

Любовь

Требовательный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Балующий

19

 

 

Вера (религия смысл)

Безразличный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Верующий

Бланк ответов Висбаденского опросника

(сокращено) к методу позитивной психотерапии

 

                                                               

Поставьте соответствующую

Нет

Скорее нет

Скорее да

Да

цифру в столбце для ответов

 

1

2

3

4

Вопрос

 

Ответ

 

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

7

 

 

 

8

 

 

 

9

 

 

 

10

 

 

 

11

 

 

 

12

 

 

 

13

 

 

 

14

 

 

 

15

 

 

 

16

 

 

 

17

 

 

 

18

 

 

 

19

 

 

 

Вопрос

 

Ответ

 

20

 

 

 

22

 

 

 

23

 

 

 

24

 

 

 

25

 

 

 

26

 

 

 

27

 

 

 

28

 

 

 

29

 

 

 

30

 

 

 

31

 

 

 

32

 

 

 

33

 

 

 

34

 

 

 

35

 

 

 

36

 

 

 

37

 

 

 

38

 

 

 

39

 

 

 

Вопрос

 

Ответ

 

40

 

 

 

41

 

 

 

42

 

 

 

43

 

 

 

44

 

 

 

45

 

 

 

46

 

 

 

47

 

 

 

48

 

 

 

49

 

 

 

50

 

 

 

51

 

 

 

52

 

 

 

53

 

 

 

54

 

 

 

55

 

 

 

56

 

 

 

57

 

 

 

Качества

балл

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

7

 

 

8

 

 

9

 

 

10

 

 

11

 

 

12

 

 

13

 

 

14

 

 

15

 

 

16

 

 

17

 

 

18

 

 

19

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФАМИЛИЯ ИМЯ __________________________ дата рождения _____________

дата заполнения _____________ шк. _________ Кл. ______ гр._______

 

 

Балл

Качество

Полюс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Полюс

1

 

 

Аккуратность

Небрежный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педантичный

2

 

 

Чистоплотность

Неряшливый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опрятный

3

 

 

Пунктуальность

непунктуальный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пунктуальный

4

 

 

Вежливость

Бесцеремонный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учтивый

5

 

 

Честность

Скрытность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Искренний

6

 

 

Усердие

Ленивый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сверхстарательный

7

 

 

Обязательность

Необязательный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обязательный

8

 

 

Бережливость

Расточительный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скупой

9

 

 

Послушание

Послушный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельный

10

 

 

Справедливость

Несправедливый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Справедливый

11

 

 

Верность

Неверный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Верный

12

 

 

Терпение

Нетерпеливый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Терпеливый

13

 

 

Время

Успевающий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неуспевающий

14

 

 

Контакты

Замкнутый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общительный

15

 

 

Доверие

Подозрительный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доверчивый

16

 

 

Надежда

Отчаявшийся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надеющийся

17

 

 

Нежность-сексуальность

Отвергающий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зависящий

18

 

 

Любовь

Требовательный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Балующий

19

 

 

 

Вера (религия смысл)

Безразличный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Верующий

 



Просмотров: 1564
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Упражнение «Панель»: когда очень важно услышать друг друга
  • Есть ли у меня нужные качества? (упражнение)
  • Упражнение “Что было, что будет, чем сердце успокоится”
  • Диагностическое упражнение для семейной пары - как хорошо вы знаете друг друга.
  • Влюбленность. В себя. В партнера. В жизнь. + Практическое упражнение
  • Упражнение «Посмотри на себя глазами любящего человека»
  • Упражнение «5 Почему»: как перенастроить свое сознание во время кризиса
  • Трудно быть красивой и упражнение «Плюсы и минусы»
  • Свои желания. Упражнение для себя
  • Упражнение №1 на каждый день. Отвечаем за свою удовлетворенность жизнью
  • Расстановочное упражнение на обуви, или как по туфлям и сапожкам можно судить о Вашей жизни
  • Упражнения быстро снять тревогу. Упражнение «Ха-Ма»
  • Ты завидуешь тому, во что не веришь для себя? Упражнение
  • Ты завидуешь тому, во что не веришь для себя? Упражнение
  • Как подружить две части себя – «Домашнюю» и «Рабочую»? Упражнение
  • Понять и принять себя (упражнение)
  • Упражнение «Пойми себя»
  • Как помочь себе справиться со страхом чего-либо. Упражнение для взрослых
  • Как научиться себя любить. Упражнение Волшебный Помощник
  • Что тебе нужно для счастья? Упражнение
  • Если тебя накрыло, меняйся! Упражнение
  • Как перестать себя наказывать. Упражнение
  • Как научиться понимать себя (упражнение)
  • Я бью своих детей (+упражнение)
  • Как быстро поднять себе настроение? Полезное упражнение.
  • Если бы по вашей жизни была написана книга (Упражнение)
  • Собирай себя как паззл [стихи + упражнение]
  • Упражнение «Исследуем свое состояние»
  • Весне быть! | Ресурсное упражнение
  • Что делать, когда ваша цель отвергается близкими (упражнение)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь