Как научиться понимать себя (упражнение)

Начну, пожалуй, с того, что не у всех людей есть необходимость именно учиться понимать себя: этот навык складывается у ребенка в довольно раннем возрасте в процессе общения с родителями.

К сожалению, есть, конечно, люди, у которых он оказался вообще не сформирован. Как правило, это может случиться в семье с гиперопекающими и/или гиперконтролирующими родителями, которые с самого начала и вплоть до «изрядного возраста» дитя лучше него знают, чего он хочет и что он чувствует (если вообще готовы допустить, что он может что-то чувствовать). Получается, как в известном анекдоте:

  • Мама: Сынок, пора домой!

  • Сын: Мам, а я замерз или писать хочу?

Или же, наоборот, когда в словарный запас ребенка (соответственно, в лексический запас взрослых, его окружающих) вообще не входят слова, обозначающие чувства и желания. В этих случаях научиться понимать себя можно только в длительном общении с психотерапевтом или человеком, который, имея надежный контакт с самим собой, со своими истинными потребностями, чувствами и с реальностью, готов взять на себя функции родителя.

Однако, часто под влиянием тех же родителей или других важных взрослых, опыт (навык) понимания себя оказывается просто подавленным. Это может произойти, когда существует запрет на какие-то чувства в семье в целом или только по отношению к ребенку и/или какое-то особое (чаще негативное) отношение к естественному стремлению ребенка удовлетворить какие-то (или все) свои «хочу». Когда вместо того, чтобы научить ребенка осознавать и социально адекватно удовлетворять свои потребности, ребенку вообще запрещают хотеть и сосредотачиваются на «лечении его от эгоизма».

В этих случаях я обычно предлагаю одно простое-непростое упражнение. Освоив его, человек может научиться не только распознавать свои чувства (кстати, сначала было бы неплохо вспомнить, какие вообще они бывают, и пополнить этими словами свой лексикон:)) но и научиться определять истинные мотивы своих поступков, причины возникновения и особенности проявления своих эмоций и определять потребности за этим стоящие.

Упражнение нужно выполнять пять-шесть раз в день, до тех пор пока, со временем, оно не превратиться в стойкий навык. Оно состоит из пяти пунктов и представляет собой некий опыт «сканирования» себя в текущий момент. Возможно, вначале его выполнение будет требовать от вас определенной сосредоточенности и времени, специально отведенного на это, постепенно вы научитесь делать это мгновенно без отрыва от любой текущей деятельности.

Итак.

  1. «Сканирование» своих чувств: нужно (для начала обязательно проговорить) назвать словами чувства, которые есть у вас в текущий момент времени.

  2. «Сканирование» мыслей. Есть три сферы, в которых ваши мысли могут располагаться:

- сфера реальности, когда вы обдумываете непосредственно текущую деятельность или вспоминаете что-то (просто вспоминаете без додумывания деталей и оценки), или планируете что-то в ближайшем будущем (ближайшее будущее ограничивается несколькими ближайшими часами, все, что дальше — другая сфера)

- сфера иллюзий, к ней относятся все «если бы» касательно прошлого или текущего момента, все «может быть» и «наверное», типа: «наверное, он думает, что я...» и прочие мечты, планы и фантазии;

- сфера абстракций — все теоретические выкладки, опирающиеся на теоретические знания, все оценки чего бы то ни было: деятельности чьей-то и вашей, характеристик чего-то, кого-то или вас; генерализации, типа: «у всех людей обычно...» или «все продавцы всегда...» в общем, любые размышления, включающие слова «все», «всегда», «обычно»; а также мысли о том, что не имеет непосредственного отношения непосредственно к вам непосредственно сейчас, как то: размышления о политике, о спорте и пр. —

достаточно определить, в какой именно сфере и в какой её части находились ваши мысли в момент начала упражнения.

3. «Сканирование» своих телесных ощущений, включая состояние дыхания, желудка и кишечника, сердечной деятельности и те, которые могут быть вызваны переживанием определенных чувств: «кошки скребут», «сердце сжимается».

4. «Сканирование» восприятия реальности: что я сейчас вижу, слышу, ощущаю тактильно, на вкус и запах.

5. Определение, какой из выше описанных четырех пунктов явился отправной точкой для трех остальных.

Для начала, я предлагаю сосредоточиться на освоении первых четырех пунктов. Уже одно это часто приводит людей к большей осознанности и большему контакту с самим собой.

Часто, для большей наглядности, чтобы показать, как именно работает это упражнение, я рассказываю пару случаев из моей практики.

Однажды, ко мне на консультацию пришла женщина, которая с порога заявила примерно следующее: «У меня вообще-то все хорошо, и вообще, я белая и пушистая: и с людьми лажу и контакт легко нахожу.... находила.... обычно.... со всеми... Но меня повысили. И мне по должности положено, чтобы была секретарь... Но почему-то у всех коллег — секретари, а у меня — не пойми что, как «по объявлению»! Уже третью увольняю! Просто банально раздражают так, что вообще работать не могу!» После этого мы немного поговорили и я предложила ей это упражнение. Через неделю мы встретились вновь: «Я все поняла!!! Я вернула предыдущую секретаршу и она меня, представляете, не раздражает! (Заливистый смех)» На мой немой вопрос тут же последовал ответ: «Понимаете, я же кофеман! Я утром не выхожу из дома без внушительной чашки кофе... а потом два часа — в пробках... понимаете? А кофе-то мочегонный! А порядок «встречи начальника-меня» я своим секретарям сама составляла! И по этому «порядку» она (секретарь) должна входить в мой кабинет вместе со мной, ставить мне на стол уже готовую чашку кофе и одновременно рассказывать мне, кто уже сегодня звонил, о чем спрашивал и т.д...» Как вы понимаете, после большой чашки кофе и двух часов, проведенных в пробках, единственное желание человека, затмевающее все остальные желания и сводящее на нет вообще всю рассудочную деятельность — это желание скорее добежать до туалета. И когда на пути реализации этой витальной потребности возникает преграда в виде секретаря — единственное, на что эта преграда может рассчитывать, так это на то, что её не убьют... сразу.

Как научиться понимать себя упражнение

Другая моя клиентка отыскала причину своей обидчивости. В какой-то момент она вдруг поняла, что большую часть времени её мысли находятся в фантазиях о том, как её хвалят, ставят в пример другим, как ею восхищаются. Любая встреча с реальностью, несоответствующей её фантазиям, приводила к самоуничижению, чувству вины, а затем к обиде, которая для неё была единственной возможностью избежать тяжелого переживания вины и «собственной никчемности». Позднее, постепенно она смогла усилить в себе так называемое self - ту часть личности, опираясь на которую она смогла «вернуть себе право на самооценку», и научилась внимательно относиться к своей потребности в любви-принятии и самостоятельно нести ответственность за её удовлетворение.

Единственная «опасность», которая может подстерегать человека на пути такого самостоятельного возвращения к себе, способная направить его по ложному пути и надолго лишить возможности видеть реальность — рационализация — защита, оберегающая от страха взглянуть на себя настоящего, не такого, каким вы привыкли быть для всех, оберегающая от страха встречи с собственной Тенью (помните сказку Шварца «Тень»?) Словари описывают эту защиту, как механизм, при котором «в мышлении используется только та часть воспринимаемой информации, и делаются только те выводы, благодаря которым собственное поведение предстаёт как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Иначе говоря, подбор (поиск) рационального объяснения для поведения или решений, имеющих иные, неосознаваемые причины.»

 

Так что периодически хорошо бы все же «проверяться»: получать обратную связь от людей, которые на ваш взгляд, находятся в хорошем контакте со своими чувствами и желаниями, имеют достаточный опыт общения с собой настоящим, открыты и чувствительны к себе и другим.

 

 



Просмотров: 606
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Все мужики ко… Все бабы ду…Или статья о том, что все мужики когда-нибудь узнают, что бабы думают.
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Родорад или Фравахар. Это вообще что?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Меня все бесит или что делать, когда злость зашкаливает?
  • Почему все так? За что мне это?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Про проекции или как вернуть себе ощущение, что со мной все в порядке?
  • Сильнее всего любят те женщины, которые уже знают, как это страшно, когда тебя вообще не любят
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Как же все раздражает... Или - "Добрый день. Спасибо, у меня все хорошо".
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Эх, как у всех все хорошо. А у меня все иначе.
  • Что делать, если мужчина все никак не может разобраться в своих чувствах к вам
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Это все, что останется после меня...
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Как узнать созависимость и что это вообще такое?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Как зрелая женщина ведет себя в контакте с мужчиной. А что если вы травмированы, и все наоборот?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • «Кому сохранить жизнь?» или Мы все когда-нибудь умрем… Что делать? Источник желания.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь