Доброго дня,друзья.
Сегодня поговорим о мышлении, вернее об уровнях.
Посмотрите на табличку, взятую с разрешения из Вк группы Ассоциации когнитивно-бихевиоральных терапевтов. На ней хорошо представлены два уровня мышления - неадаптивное и помогающее.
В стрессе человек склонен включать примитивное неадаптивное мышление. Оно глобальное (все или ничего), оценочное ( я ужасный человек), моралистичное, категоричное ( я никогда не стану успешным), не подразумевает выбора.
Такой ход мыслей порождает крайне негативные эмоции, которые влияют на поведение.Включаются поведенческие режимы избегания, капитуляции перед жизнью или гиперкомпенсации. По простому - "сидеть, сложа руки, тухнуть, прозябать".
Такой тип мышления хорошо виден при депрессии. В депрессии человек склонен видеть себя только в крайне негативном свете, как неудачника, который всего лишился и больше никогда ничего не получит (одномерность мышления, черно-белое мышление). Такое неадаптивное мышление крайне ограничивает возможности человека, сводя их на минимум.
Мы стремимся к колонке №2 "зрелое мышление".
В отличие от примитивного, зрелое мышление безоценочное, вариативное, многомерное. Оно соотносит жизненные ситуации друг с другом, а не с абсолютными стандартами. Такое мышление работает в интересах человека, останавливая непродуктивный поток самобичевания. Вместо этого предлагает альтернативные варианты.
Оно не отличается эмоциональностью, наиболее приближено к реальности и основа продуктивного поведения. Такое мышление демонстрирует "вопрос на миллион" - "Ок, все это случилось со мной. Что я могу делать сейчас, чтобы справиться?"
Примитивное мышление в данном контексте не является оскорблением, это скорее характеристика мышления, которое в большей степени свойственно детям.
Итак, уровень мышления:
✅Примитивный. Проявляется в стрессе.
✅Одномерное, категоричное, нет выбора, оценочное.
✅Вызывает негативные эмоции и запускает непродуктивное поведение.
Зрелый уровень.
✅Рациональное, безоценочное, вариативное, многомерное.
✅Помогает справляться с сильными эмоциями, запускает или наоборот тормозит поведение, в зависимости от ситуации.