Влияние телевидения на поведение и мышление

Влияние телевидения на поведение и мышление

Влияние телевидения на поведение и мышление

«Разве можем мы так легко допустить, чтобы дети слушали и воспринимали душой какие попало мифы, выдуманные кем попало и большей частью противоречащие тем истинам, которые, как мы считаем, должны быть у них, когда они повзрослеют?»

Платон, «Республика»

 

Не для кого ни секрет, что наблюдение агрессивной модели поведения может провоцировать агрессию, учить новым способам ее проявления. Может ли подобное влияние оказать телевидение?

В среднестатистической семье телевизор работает  до семи часов в день: на каждого члена семьи в среднем приходится по четыре часа. Женщины, дошкольники и пенсионеры проводят время за просмотром телепередач  больше, чем мужчины, школьники и работающие. Люди, имеющие высшее образование реже смотрят телевизор, чем малообразованные. Данные факты касаются американских, европейских, австралийских  и японских семей.

Какие типы социального поведения моделируются в эти часы? По исследованиям американских  ученых, просматривающих субботние утренние развлекательные программы, обнаружено, что две из каждых трех программ содержали сюжеты насилия. К чему это ведет? К моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевизору около 8000 сцен с убийствами и 100 000 других действий с применением насилия.

Имеет ли это значение? Подталкивает ли телепоказ криминальных сюжетов к воспроизведению тех моделей поведения, которые в них изображены? Или зритель, замещенно участвуя в агрессивных действиях, освобождается от агрессивной энергии?

Последняя идея, являясь вариацией гипотезы катарсиса (катарсис - эмоциональная разрядка. С позиции катарсиса агрессия находит следующее объяснение: агрессивное побуждение ослабевает, когда индивидуум «высвобождает» агрессивную энергию либо посредством агрессивного действия, либо за счет проигрывания воображаемой агрессии), утверждает, что просматривание драмы, содержащей насилие, помогает людям высвободить загнанную внутрь агрессию. Защитники массовой культуры говорят о том, что насилие появилось до возникновения телевидения. Они говорят о том, что телевидение только отражает наши вкусы и угождает им. Их оппоненты утверждают: Согласны, но верно и то, что с началом эры телевидения, во всем мире, количество преступлений, связанных с насилием стало увеличиваться в несколько раз быстрее, чем численность населения.

В защиту оппонентов любителей массовой культуры, хочу привести существующую статистику,   насколько точно игровые фильмы отражают окружающий нас реальный мир.

Наблюдаемый объект                  по телевидению (%)          в реальном мире (%)
Женщина                                                           33                                              51
Супружеская пара                                          10                                              61

Совершающие половой акт:

партнеры не состоящие
в супружеских отношениях                            85                          не известно

Употребляющие алкоголь:
процент алкоголиков                                      45                                   16

Данная статистика появилась из анализа 35 000 персонажей, появившихся на телеэкране с 1969 года по 1994 год. Реальный процентный показатель половых актов, совершаемых партнерами, не состоящими в браке, бесспорно, будет ниже «телевизионных»: если принять, что большинство взрослых людей состоят в браке, что половая жизнь людей, состоящих в браке более интенсивная, чем у одиноких людей, что внебрачный секс – менее обыденное явление, чем это принято считать.

Влияние телевидения на поведение

Имитируют ли зрители экранные модели поведения? Есть множество примеров воспроизведения преступлений, показанных по телевидению. В опросе 208-ми заключенных каждые 9 из 10 допускали: телевизионные программы о преступности могут научить новым криминальным трюкам. А каждые 4 из 10 сказали, что пыталиcь совершить некоторые преступления, увиденные когда-то на экране.

Газетные статьи о преступлениях – это еще не научные доказательства. Поэтому для изучения влияния телевидения на преступность исследователи используют корреляционные и экспериментальные методы. Один из методов показывает, что существует некая зависимость (корреляция) между просмотром телевизионных программ и повышением уровня агрессивности школьников. Чем больше насилия в передаче, тем более агрессивен ребенок.

Но, возможно, агрессивные дети сами предпочитают смотреть агрессивные программы? Или, может быть, имеет место некий третий фактор – скажем, низкий интеллект? По данным  проведенного эксперимента английским ученым Уильямом Бекльсоном, который изучал 1565 лондонских мальчиков, поведение ребят, которые смотрели незначительное количество передач, содержащих сцены жестокости  значительно отличалось от поведения мальчиков, смотревших сцены жестокости (причем не в мультяшном, а в реалистическом исполнении).

Смотревшие в большом количестве такого рода передачи и фильмы совершали почти наполовину больше правонарушений в течении последних шести месяцев (например: «Я разбил телефон в телефонной будке»).

Третьим фактором можно считать численность семьи и некую «заядлость» в отношении пристрастия к просмотру телепередач со сценами насилия. Таким образом, обнаружено, что интенсивность просмотра фильмов со сценами насилия у восьмилетних детей коррелировала с агрессивностью даже после статистического исключения наиболее очевидных третьих факторов. Более того, повторно  обследовав этих детей  в возрасте 19 лет, установлено, что просмотр боевиков в восьмилетнем возрасте предопределяет агрессивность в 19 лет, но агрессивность в 8 лет не предопределяет увлеченность боевиками в 19 лет. Это означает, что не агрессивные наклонности делают людей любителями «крутых» фильмов, а, напротив, что «крутые» фильмы способны спровоцировать человека на совершение насилия.

Эксперименты с просмотром телевизионных передач

В новаторских экспериментах Альбера Бандуры и Ричарда Уолтерса наблюдение детей за тем, как взрослые избивали надувную куклу, иногда заменялось просмотром тех же действий взрослого, заснятых на кинопленку, и это давало во многом тот же эффект. Затем ученые обнаружили, что рассерженные студенты, смотревшие перед этим жестокий фильм, вели себя более агрессивно, чем испытывающие столь же сильный гнев, но смотревшие перед этим неагрессивные фильмы. В общем и целом эти исследования подтвердили, что наблюдение насилия усиливают агрессию.

Крис Бойацис и его коллеги наблюдали сходные результаты, когда показывали строго определенному числу учащихся начальной школы эпизод из детской – и при этом содержащей насилие - телепрограммы, пользующейся большой популярностью у детей. Сразу после просмотра эпизода зрители совершали в семь раз больше агрессивных действий  (толкание друг друга, обзывание, угрожающие позы, насильственные действия по отношению к игрушкам)за две минуты, чем контрольная группа, не участвовавшая в просмотре.

Экспериментаторы утверждают, что к тому времени как среднестатистический ребенок становится среднестатистическим подростком, он уже успевает «отсмотреть» более чем 100 000 сцен насилия и примерно 20 000 сцен убийств.

Почему просмотр телевизионных передач влияет на поведение?

Получив совпадение корреляционных и экспериментальных доказательств, исследователи задумались над тем, почему наблюдение насилия дает такой результат.

Рассмотрим три возможности. Одна состоит в том, что социальное насилие вызывается не наблюдением насилия как таковым, а возбуждением, продуцируемым  наблюдением насилия. Как отмечалось ранее, возбуждение обычно нарастает лавинообразно и последовательно заряжает энергией различные виды поведения.

Другое направление показывает, что наблюдение насилия растормаживает. В эксперименте Бандуры взрослый, ударив куклу кулаком, как бы продемонстрировал ребенку допустимость подобных вспышек, что привело к ослаблению торможения у ребенка. Наблюдение насилия программирует зрителя на агрессивное поведение, активируя мысли, связанные с насилием.

Дети в экспериментах Бандуры повторяли специфическое поведение, будучи его живыми свидетелями.

Телевидение толкает зрителя на повторение увиденного: оно рекламирует модель поведения. Проявлений насилия на телевидении в 4 раза больше, чем проявлений нежности. Полицейские в телепрограммах палят из оружия почти в каждом эпизоде; настоящие полицейские в Чикаго стреляют из своего личного оружия в среднем один раз в 27 лет.

Но есть и хорошие новости: благодаря тонкости своего влияния, телевидение и в самом деле преподает уроки позитивного поведения.

«Всякое телевидение – образовательное. Вопрос лишь в том, чему оно учит» (Николас Джонсон, 1978 г).

Влияние телевидения на мышление

Попробуйте много раз повторять одно и то же неприличное слово. Вы почувствуете, что первая эмоциональная реакция будет «притухать». Есть основания считать, что наблюдение тысяч актов жестокости приведет к тому же эмоциональному окоченению.  Наиболее частой реакцией такого человека будет – «Это меня не волнует».

На самом ли деле воображаемый телевизионный мир формирует наши представления о реальном мире? Проведенные опросы, как среди подростков, так и среди взрослых, показали: «заядлые зрители (четыре часа и более в день) чаще, чем «балующиеся» (два часа и менее), преувеличивали степень насилия, существующего в окружающем мире, и опасались, что на них будет совершено нападение. Аналогичным образом опрос американских детей в возрасте от 7 до 11 лет показал: «заядлые» чаще признавались в наличие страхов относительно того, что кто-то может проникнуть в их дом или «кто-то может на них напасть».

Возможно, однако, что наибольшее влияние телевидение оказывает косвенным путем, так как год за годом оно вычеркивает из жизни людей тысячи часов, которые они могли бы посвятить какой-либо другой деятельности. Подумайте, как бы вы использовали это время, если бы у вас не было телевизора? Каким  бы это сделало ваш сегодняшний день и настоящее вашего ребенка?



Просмотров: 543
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Влияние телевидения на эмоции и поведение ребенка
  • Как научить детей правильному поведению в социуме и не допустить проявления насилия по отношению к ним.
  • Профилактика виктимного поведения женщин пострадавших от семейного насилия
  • День "прав человека против жестокости и насилия" или Правила жизни Маленького принца
  • Влияние скрытых форм насилия на формирование эмоциональной сферы ребенка
  • [Сексуальное насилие] #6. С каким запросом обычно приходят клиентки - жертвы насилия?
  • Насилие - это моральное воровство. У нас не сформирована позиция в отношении насилия.
  • Насилие - обыденный шок! Разнообразие видов насилия между людьми.
  • Может ли измениться автор семейного насилия
  • 20 форм эмоционального насилия, которые используют против нас и которые используем мы
  • 30 косвенных признаков эмоционального насилия, которые могут разрушить вашу жизнь.
  • Травма насилия. У нас до сих пор бьют детей!
  • Доходы и статус во взрослом возрасте и их связь с детской травмой насилия
  • Обвинения жертв насилия и выдуманные иски о домогательствах: что не так с этим миром?
  • 7 признаков психологического насилия в отношениях, которые незаметно уничтожают женщину.
  • Страшно уходить сразу после, не от кого спасаться до. Цикл домашнего насилия.
  • Как распознать насилие в семье? Психологические особенности женщин-жертв насилия в семье
  • Разговор с психологом: психологическая реабилитация детей, пострадавших от сексуального насилия
  • Тонкости психических процессов после травмы насилия
  • Жертвы сексуального насилия – дети
  • Порог агрессии как фактор сдерживания насилия
  • Возвращение из ада. Жизнь после сексуального насилия
  • Как поведение жертвы может спровоцировать насилие в отношении себя же?
  • 7 признаков того, что вы жертва нарциссического насилия
  • Что делать, если друг живет в ситуации домашнего насилия?
  • Чувство вины после насилия
  • Ребенок отказывается идти в школу. Феномен школьного насилия
  • Одна из рабочих моделей построения терапевтической стратегии в работе со случаями насилия.
  • Отражение травмы сексуального насилия в рисунках взрослых
  • Виды насилия



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь