Материнская депривация.

Материнская депривация

 

Большой интерес для науки в наше время стало представлять такое явление как психическая депривация.

И все большим становится интерес общества к материнской депривации. Женщина, выполняющая материнские обязанности по своей сути осуществляет важную задачу для детей в удовлетворении базовых потребностей не только витального характера, но и психологического – потребности в тепле, в устойчивых и предсказуемых связях заботы.

 Если раньше понятие материнской депривации часто было связано с детьми-сиротами, то сейчас из-за экономической и социальной ситуации, феномен материнской депривации встречается все чаще и среди детей, которые не могут быть отнесены к группе сирот.

Еще в середине 20века английский психоаналитик Джон Боулби подчеркивал, что огромную роль в вопросе здоровых детско-родительских отношений играет общество в целом и это нашло отражение в его высказывании: «Если общество дорожит своими детьми, оно обязано заботиться об их родителях».

Устрашающее возрастание преступности молодежи, в особенности в некоторых странах, и большее проявление психических нарушений у детей (неврозов, попыток самоубийства, кортико-висцеральных нарушений) побуждает к большему интересу к проблеме терпящих лишения детей.

Наконец, на первый план выступает и вопрос миллионов детей, подвергающихся депривации в экономически и культурно неразвитых до сих пор странах, детей физически и психически голодающих, без крова и без одежды, но также без материнской или родительской заботы, детей бродяжничающих, детей без должного воспитания и школьного образования[1].

Так или иначе материнская депривация относится не только к социальным, но и к психологическим проблемам.

Вопросы психического здоровья детей, подвергающихся материнской депривации, перетекают в вопросы о возможностях исправления депривационных нарушений и о возможности профилактических мер депривации.

Понятие психическая материнская депривация.

 Если обратиться к истории, то можно увидеть, что роль и значение контакта в раннем возрасте было замечено давно.

Так, например, у Салимбена из Пармы в 13 веке мы читаем легенду об императоре Фридрихе II, отдававшим детей нянькам со строгим приказом кормить детей грудью, купать и мыть, однако избегать каких бы то ни было разговоров, ласк и нежностей. Император предполагал, что речь, которой заговорят эти дети, если их не обучать новой речи, и явится той древнейшей, изначальной речью человечества. Его научная любознательность, однако, удовлетворена не была, ибо дети будто бы все умерли — они не могли жить, как это комментирует древний летописец, без ласковых слов и нежной радости на лицах своих нянек.

Рене Cпиц приводит в качестве мотто к своему «Госпитализму» запись из дневника испанского епископа от 1760 года: «В приюте ребенок становится грустным, и многие от грусти умирают»[1].

Американским психолог Рене Спиц установил в сороковые годы 20-го века, что даже при наличии хороших санитарно-гигиенических условий, удовлетворительного питания и ухода у детей, лишенных общения с родителями, оскудевает эмоциональная сфера, замедляется развитие мышления и речи. Спиц и его последователи, опираясь на психоаналитическую теорию 3игмунда Фрейда, склонны были рассматривать это явление как результат разлучения ребенка с матерью. Они также полагали, что последствия госпитализма необратимы и накладывают негативный отпечаток на все развитие ребенка.

Для изучения психической депривации в детстве поворотным пунктом явилась монография Джона Боулби «Материнская забота и психическое здоровье» изданная Всемирной Организацией Здравоохранения в 1951 году, в которой собраны результаты проведенных исследований.

Заключения, выводимые Боулби из собственных и чужих исследований, можно подытожить следующим образом: ребенок в раннем возрасте должен воспитываться в атмосфере эмоциональной теплоты и должен быть привязан к матери (или к лицу, замещающему мать) на основании интимных и стойких эмоциональных связей, которые для них обоих представляют источник удовлетворения и радости.

Ситуация, при которой ребенок страдает от недостатка подобной эмоциональной связи, приводит к целому ряду нарушений психического здоровья, являющихся в соответствии со степенью и стойкостью данной депривации в различной степени тяжелыми и даже непоправимыми[1].

Депривация – термин, широко используемый сегодня в медицине и психологии. Он означает «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей». Говоря о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения. В зависимости от того, чего лишен человек, выделяют разные виды депривации – двигательную, сенсорную, информационную, социальную, материнскую и т.п.[3].

Отсутствие возможностей удовлетворять врожденные потребности во взаимодействии с другими людьми отрицательно сказывается на состоянии организма и детерминирует развитие депривационного синдрома, который характеризуется специфическим созреванием личности, не всегда готовой к полноценной жизнедеятельности.

Ярославцева И.В. связывает организменную и личностную специфику развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая состоит в иррегулярности, задержках, а также в серьезных отклонениях психофизического развития, прежде всего с материнской депривацией[2].

Й. Лангмейер и З. Матейчик(1984,1991), А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых(1990), М.Эйнсуорт(1994), Л.М.Шипицина и Е.С. Иванов с соавт.(1997) самым тяжелым и трудно компенсируемым следствием дефицита материнской теплоты и постоянства материнской заботы рассматривают отсутствие у ребенка базового доверия к миру, что в свою очередь порождает страх, агрессивность, недоверие к другим людям, инфантилизм.  

Литература и источники:

 1.Йозеф Лангмейер, Зденек Матейчек. Психическая депривация в детском возрасте.

2.Ярославцева И.В. Депривированные дети: проблемы зоровья и адаптации:Монография. – Иркутск:Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та,2002.-160с

3.Прихожан А.М., Н.Н.Толстых и др. Вы решили усыновить ребенка.-М.: Дрофа,2001.-288с.



Просмотров: 532
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Основные направления исправления последствий материнской депривации
  • Распознавание последствий психической депривации у детей
  • Профилактика материнской депривации
  • Разрушение эмоциональных связей в детстве: последствия депривации (часть 1)
  • Влияние психической депривации на формирование личности ребенка-сироты
  • «У меня никогда не будет той любви, которая мне нужна», или что такое схема* эмоциональной депривации.
  • 3 типа эмоциональной депривации
  • Эмоциональной депривации способствует китч?
  • Исследование взаимосвязи нарушений нейронных связей и развития вегетососудистой дистонии у детей
  • Особенности социально – доверительных отношений у детей, с депривацией психического развития.
  • Значение игры, для развитие детей в дошкольном возрасте
  • Важные аспекты социализации детей с ограниченными возможностя здоровья и детей-инвалидов
  • Детско-родительские отношения как источник психического здоровья детей.
  • Агрессия детей в раннем возрасте
  • Дон Жуан-одинокий неуверенный в себе ребенок-Нарцисс, не познавший материнской любви и заботы.
  • Нарушение привязанности у детей в раннем возрасте
  • Об некоторых особенностях развития детей от 1 года до 3 лет. Или почему дети «жадничают»?
  • " Меня никогда не полюбят " или Ловушка Эмоциональной депривации.
  • Откуда "ноги растут" у эмоциональной депривации и что с ней делать?
  • Психосексуально развитие детей. Роль родителей.
  • Если бы воспитывать детей было просто, как…. управлять парусником
  • Развитие речи у детей
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Развитие проблемы гиперкенетичекого синдрома (СДВГ) в связи с темпераментальными особенностями детей
  • Программа содействия гармонизации развития психических процессов детей - сирот. С примерами упражнений.
  • Развитие эмоциональной сферы детей
  • Особенности детей с задержкой психического развития
  • Воспитание детей. Стоит ли наказывать непослушных детей и трудных подростков?
  • Сказкотерапия. Аудио-сказка для тревожных детей и сверхчувствительных детей
  • Развитие эмоциональной жизни детей и взрослых



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь