Выделяют две группы стрессоров (факторов): 1. Субъективные 2. Объективные Можно выделить две группы субъективных стрессоров, вызывающих стресс: - первая группа связана с относительно постоянной составляющей личности человека; - вторая группа стрессоров носит динамический характер. В обоих случаях стресс может вызываться рассогласованием между ожидаемыми событиями и реальностью, хотя программы поведения человека могут быть длительными или краткосрочными, жесткими или динамичными Субъективные стрессоры К субъективным стрессорам относятся : 1) несоответствие генетических программ современным условиям; 2) стресс от реализации негативных родительских программ; 3) стресс, вызванный когнитивным диссонансом и механизмы психологической зашиты; 4) стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности; 5) невозможность реализации актуальной потребности; 6) стресс, связанный с неправильной коммуникацией; 7) стресс от неадекватной реализации условных рефлексов; 8) неумение обращаться со временем (стресс и время). 1) Несоответствие генетических программ современным условиям. Современные исследования показывают, что большинство ответных реакций человека на биологические и физические воздействия носят рефлекторный характер и генетически запрограммированы на уровне ДНК. З.А. Васильева и С.М. Любинская в своей работе «Резервы здоровья» раскрывают сущность проблемы современного человека: природа подготовила человека на жизнедеятельность в условиях повышенных физических нагрузок, периодического голодания и перепадов температур, в то время как современный человек живет в условиях гиподинамии, переедания и температурного комфорта. Можно отметить, что по своей природе люди довольно устойчивы к природным факторам (голоду, боли, физическим нагрузкам), но обладают повышенной чувствительностью к факторам социальным, к которым еще не выработалось врожденной защиты. 2) Стресс от реализации негативных родительских программ. Э. Берн в работе «Секс в человеческой любви» отмечает, что часть программ поведения вкладывается в голову ребенка его родителями, учителями или другими лицами, пока его сознание еще отличается повышенной внушаемостью. Эти программы называют «неосознанными установками», «жизненными принципами» или «родительскими сценариями», и они могут оказывать весьма существенную роль на дальнейшую жизнь индивида. Эти установки могут быть вполне полезными для маленького ребенка, но по мере его взросления и изменения условий жизни они начинают усложнять жизнь, делая поведение неадекватным и вызывая стрессы. 3) Стресс, вызванный когнитивным диссонансом и механизмы психологической зашиты. Сущность. По мере освоения среды обитания в сознании каждого человека формируется определенная «виртуальная» картина окружающего мира, которая описывает и объясняет все, что происходит с ним самим и другими людьми, а также со всей остальной природой. Если же реальность вступает в противоречие с нашим представлением о возможном и должном, то возникает стресс, причем достаточно сильный. Впервые это явление описал психолог Леон Фестингер, который ввел понятие когнитивного диссонанса - противоречия между двумя реальностями - объективной реальностью мира и виртуальной реальностью нашего сознания, описывающей мир. 4) Стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности 4.1. Оптимизм и пессимизм. Одной из достаточно общих установок сознания является оптимизм и пессимизм - т.е. тенденция видеть в явлениях окружающего мира хорошие или плохие моменты. В Гарвардском университете США в течение 32 лет под наблюдением находилось 2280 мужчин. По итогам многочисленных психологических и медицинских исследований было принято заключение: «Пессимисты страдали от серьезных нарушений сердечно-сосудистой системы в 4,5 раза больше, чем лица, проявляющие оптимистическую установку к жизненным проблемам». 4.2. Политические и религиозные установки. Достаточно часто источником стресса являются мировоззренческие установки личности - политические или религиозные. Подобные стрессы принимают массовый характер в эпоху социально-экономических перемен (к которым относятся разнообразные революции, реформации и «перестройки»), однако и в относительно стабильные периоды существования общества данные стрессы встречаются достаточно часто. 4.3. Неадекватные установки. К таким установкам относятся подсознательные программы, которые «заставляют» человека придерживаться определенных стратегий поведения даже в тех случаях, когда они явно ведут его к неудачам, стрессам и разочарованию. Эти программы могут иметь самое разное происхождение (внесены в сознание родителями в раннем детстве, учителями в школе, получены самим человеком в случае неправомерного обобщения личного опыта и т.д.), но в данном случае это не так важно. Главное, что подобные ошибочные установки есть в той или иной мере у каждого человека, и нужно стараться распознавать их и уметь нейтрализовать. 5. Невозможность реализации актуальной потребности. В настоящее время наиболее известной и в то же время простой схемой, описывающей организацию человеческих потребностей, является «пирамида» А. Маслоу (потребности: биологические, социальные, духовные). Высшей потребностью человека является его стремление к самореализации своей уникальной сущности. В соответствии с «пирамидой А. Маслоу», можно рассматривать соответствующие ее строению основные стрессы: - физиологические; стресс, вызванный голодом, жаждой, нехваткой сна, неадекватной температурой, умственной и физической усталостью, чрезмерно быстрым темпом жизни или его резкой сменой; - безопасность; стресс, связанный со страхами и тревогами: страхом потерять работу, страхом провалиться на экзамене, страхом смерти, страхом неблагоприятных изменений в личной жизни, страхом за здоровье близких и т.д.; - принадлежность; стресс от морального или физического одиночества, стресс при потере близких людей или их болезни; стресс неразделенной любви; - уважение; стресс от крушения карьеры, от невозможности реализовать свои амбиции, стресс от потери уважения со стороны общества; - самореализация; стресс от невозможности реализовать свое призвание, стресс от занятия нелюбимым делом. 6. Стресс, связанный с неправильной коммуникацией. Существует множество причин, вызывающих стресс во время общения. 7. Стресс от неадекватной реализации условных рефлексов. Условные рефлексы, открытые И.П. Павловым, представляют собой программы, вырабатываемые в процессе жизни. 8. Неумение обращаться со временем (стресс и время). 8.1. Неадекватные временные границы как причина стресса. Довольно часто причиной стресса являются чрезмерно размытые временные границы психического состояния. 8.2. Стресс от неэффективного использования времени. А. Элкин, известный американский психолог, утверждает, что следует научиться управлять своим временем, в противном случае время будет управлять вами. Он выделяет следующие признаки того, что человек испытывает стрессы именно от неэффективного использования времени: - ощущение постоянной спешки; - нехватка времени на любимые дела и общение с семьей; - постоянные опоздания; - отсутствие четкого плана времени; - неумение делегировать полномочия другим людям; - неумение отказать людям, отнимающим ваше время; - периодически возникающее ощущение напрасной траты времени. 8.3. Стресс от неумения наслаждаться временем. Сущность - по мере того как человек обучается более экономно и эффективно расходовать свое время, производительность его повышается, и он уменьшает стресс, связанный с бесполезной тратой своего времени. Однако этот процесс не должен превращаться в самоцель! Объективные причины стрессов современного человека можно разбить на четыре группы (см. рис. 2): 1) условия его жизни и работы; 2) люди, с которыми он взаимодействует; 3) социальные факторы среды; 4) чрезвычайные обстоятельства.
Виды и формы проявления стресса.
Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда. Существует несколько способов классификации стрессорных реакций, но для психологов наиболее перспективным является разделение их на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса (при этом к физиологическим проявлениям условно относят также биохимические и гормональные процессы). Ранее подобная классификация реакций организма была применена при изучении состояния тревожности, которая часто сопутствует психологическому стрессу. 1. Изменение поведенческих реакций при стрессе 2. Изменение интеллектуальных процессов при стрессе При стрессе обычно страдают все стороны интеллектуальной деятельности, в том числе такие базовые свойства интеллекта, как память и внимание. 1) Внимание. Нарушение показателей внимания в первую очередь обусловлено следующим: - в коре больших полушарий человека формируется стрессорная доминанта (СД); - вокруг СД формируются все мысли и переживания. Как следствие, концентрация произвольного внимания на других объектах затруднена и отмечается повышенная отвлекаемость. 2) Память. В несколько меньшей степени страдает функция памяти. Это происходит вследствие: - постоянной загруженности сознания обсуждением причин стресса; - поиска выхода из стресса, что снижает емкость оперативной памяти; - изменение при стрессе гормонального фона вносит нарушения в процесс воспроизведения необходимой информации. 3) Взаимодействие полушарий мозга. Следует также отметить возможное нарушение нормального взаимодействия полушарий мозга при сильном эмоциональном стрессе в сторону большего доминирования правого, «эмоционального» полушария, и уменьшение влияния левой, «логической» половины коры больших полушарий на сознание человека. Все вышеназванные процессы не только являются следствием развития психологического стресса, но и препятствуют его успешному и своевременному разрешению, так как снижение мыслительного потенциала затрудняет поиски выхода из стрессорной ситуации. 3. Изменение физиологических процессов при стрессе Физиологические проявления стресса касаются всех систем органов человека, основными из которых являются репродуктивная, пищеварительная, сердечно-сосудистая и дыхательная. Сердечно-сосудистая система. В поле зрения исследователей чаще всего оказывается именно эта система, обладающая повышенной чувствительностью, реакции которой на стресс можно относительно легко регистрировать. При стрессе фиксируются следующие объективные изменения: - повышение частоты пульса или изменение его регулярности; - повышение артериального давления, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта; - снижение электрического сопротивления кожи и т.д. Все эти объективные изменения находят свое отражение в субъективных переживаниях человека, испытывающего стресс. Человек, находящийся в состоянии психологического напряжения, обычно испытывает различные негативные переживания: - боли в сердце и других органах; - затруднение при дыхании, напряжение в мышцах; - неприятные ощущения в области пищеварительных органов и пр. Нарушения нормальной деятельности отдельных органов и их систем, с одной стороны, и отражение этих нарушений в сознании, с другой стороны, приводят к комплексным физиологическим и биохимическим нарушениям: снижению иммунитета, повышенной утомляемости, частым недомоганиям, изменению массы тела и т.д. 4. Эмоциональные проявления стресса. Эмоциональные проявления стресса затрагивают различные стороны психики. 1) В первую очередь это касается характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пессимистичный оттенок. 2) При длительном стрессе человек становится более тревожным по сравнению с его нормальным состоянием. 3) Теряется вера в успех и в случае особо затяжного стресса может впасть в депрессию. 4) На фоне такого измененного настроения у человека, испытывающего стресс, отмечаются более сильные эмоциональные вспышки, чаще всего - негативного характера. Это могут быть эмоциональные реакции раздражительности, гнева, агрессии, вплоть до аффективных состояний. 5) Длительный или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению всего характера человека, в котором появляются новые черты или усиливаются уже имевшиеся: интраверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность и т.д. 6) При наличии определенных предпосылок все вышеописанные изменения выходят за пределы психологической нормы и приобретают черты психопатологии, которые чаще всего проявляются в виде различных неврозов (астенического, невроза тревожного ожидания и т.д.). Отрицательные эмоциональные состояния (страх, тревога, пессимизм, негативизм, повышенная агрессивность) одновременно являются и следствиями и предпосылками развития стрессов. Исследование особенностей учебных стрессов показало, что страх перед будущим (как фактор, провоцирующий возникновение стрессовых состояний) способствовал развитию таких проявлений стресса, как повышенная тревожность, неуверенность в себе, депрессивное настроение, навязчивые негативные мысли и ощущение беспомощности.
Особенности профессиональных стрессов.
Как отмечает Кр. Маслач, профессиональный стресс - многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10). По мнению специалистов, к профессиональному стрессу приводят: - перегрузка человека работой; - недостаточная загрузка работой; - предположение работника, что он не реализует в полной мере свой профессиональный потенциал и способен на большее; - недостаточно четкое ограничение его полномочий и должностных обязанностей; - неадекватное поведение коллег; - долгая и выматывающая дорога на службу и обратно; - недостаточная оплата труда; - однообразная деятельность; - отсутствие карьерных перспектив; Основные причины и факторы сильного нервного перенапряжения, приводящего к профессиональным стрессам 1) Условия труда: - плохие освещение и вентиляция; - тесное помещение и др. 2) Отсутствие информации. 3) Отсутствие времени. А. Элкин отмечает: 1. Уровень стресса на работе возрастает в первую очередь за счет двух факторов: тяжести психологического прессинга и отсутствия свободы в принятии решений. 2. К ним можно с достаточным основанием добавить уровень моральной и материальной удовлетворенности своим трудом. С учетом данных факторов становится понятным, почему разнорабочие и секретари заняли первые места в списке Американского национального института охраны труда. Конечно, их работа не столь опасна, как у шахтеров, и не настолько ответственна, как у авиадиспетчеров, однако они лишены свободы в принятии решений, получают маленькую зарплату, а социальный статус их профессий весьма низок. Классификации профессионального стресса Существует много классификаций профессионального стресса, отличающихся как степенью его детализации, так и концептуальными подходами. Например, Н.В Самоукина выделяет информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс: - информационный стресс, по ее мнению, возникает в условиях жесткого лимита времени4 - эмоциональный - при реальной или предполагаемой опасности; - коммуникативный - связан с проблемами делового общения. В то же время Н.В. Самоукина достаточно подробно описала в своей книге многие частные причины производственных стрессов: - профессиональный стресс достижения; - стресс конкуренции; - стресс, вызванный страхом совершить ошибку; - стресс от несовпадения темпов общения работников и т. д.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.